Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение задания СУРС между студентами





№ варианта задания Порядковый номер фамилии студента в списке учебной группы Тема реферата
  1, 13, 25 Возникновение социологии права как науки.
  2, 14, 26 Социология права в трудах Э. Дюркгейма.
  3, 15, 27 Социология права в трудах Е. Эрлиха.
  4, 16, 28 Социология права в трудах М. Вебера.
  5, 17, 29 Итальянская школа социологии права.
  6, 18, 30 Французская школа социологии права.
  7, 19, 31 Немецкая школа социологии права.
  8, 20, 32 Становление социологического подхода к праву в России.
  9, 21, 33 Советская школа социологии права.
  10, 22, 34 Американская школа социологии права.
  11, 23, 35 Современная социология права.
  12, 24, 36 Значение социологии права, ее важнейшие функции.

Литература:

1. Матюшкова, Т. И. Социология права. В понятиях и схемах: учеб. пособие / Т. И. Матюшкова. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2013. – 64 с.

2. Рубанов, Г. В. Социология права: учеб.-методический комплекс / Г. В. Рубанов. - Минск, 2005.

3. Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. – Минск: БГЭУ, 2013. – 299 с.

Тестовые вопросы для самопроверки

1. Предмет социологии как науки:

а) существует независимо от ученых-социологов

б) определяется путем консенсуса

в) определяется мнением большинства

г) существует в субъективном представлении

2. Определение социологии как науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных, принадлежит:

а) М Веберу

б) Э. Гидденсу

в) П. А. Сорокину

г) В. А. Ядову

 

3. Совокупность интегрированных в индивиде социальных черт, отношений данного общества выражает понятие:

а) индивид

б) индивидуальность

в) личность

г) человек

 

4. Процесс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения в социальную среду называется:

а) депривацией личности

б) девиацией личности

в) маргинализацией личности

г) социализацией личности

 

5. Ролевой конфликт личности - это:

а) внутригрупповой конфликт

б) внутриличностный конфликт

в) межгрупповой конфликт

г) коллективный конфликт

 

6. Неформальным лидером организации можно стать в результате:

а) вступления в профсоюзную организацию

б) повышения в должностной иерархии

в) проявления индивидуальных личностных качеств

г) успешной сдачи служебной аттестации

 

7. Социология права в структуре социологического знания занимает:

а) уровень общесоциологических теорий

б) уровень отраслевых социологических теорий

в) уровень эмпирического знания

 

8. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики, инструментария называют:

а) аналитическим

б) пилотажным

в) прикладным

г) фундаментальным

 

9. Социологическое исследование, в котором анализу подвергается репрезентативная микромодель обследуемой совокупности, называют:

а) выборочным

б) монографическим

в) сплошным

г) точечным

 

10. Источником информации при сборе социологических данных методом анкетирования выступает:

а) внешнее проявление социального явления

б) документ

в) организованная социальная ситуация

г) человек

 

11. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляют, как правило, с помощью метода:

а) анализа документов

б) интервью

в) социометрического опроса

г) экспертного опроса

 

12. Вопрос социологической анкеты, на который респондент формулируeт свой ответ в произвольной форме, называют:

а) закрытым

б) контактным

в) открытым

г) сложным

 

13. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:

а) внешнее проявление социального явления

б) документ

в) организованная социальная ситуация

г) человек

14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:

а) внешнее проявление социального явления

б) документ

в) организованная социальная ситуация

г) человек

 

15. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:

а) внешнее проявление социального явления

б) документ

в) организованная социальная ситуация

г) человек

 

16. Начальным этапом прикладного социологического исследования права является:

а) обработка и анализ данных

б) подготовка отчета о результатах

в) разработка программы исследования

г) согласование темы исследования

17. Завершающим этапом прикладного социологического исследования права является:

а) обработка и анализ данных

б) подготовка отчета о результатах

в) разработка программы исследования

г) формулировка выводов и рекомендаций

 

18. Развитие рационального права и рационального управления, по М. Веберу, характерно:

а) для капиталистического общества

б) рабовладельческого

в) социалистического

г) феодального

 

19. Среди предпосылок возникновения социологии права как науки рост конкуренции выступал:
а) историческим фактором

б) культурным

в) политическим

г) экономическим

 

20. Среди предпосылок возникновения социологии права как науки рост всеобщего образования выступал:
а) историческим фактором

б) культурным

в) политическим

г) экономическим

 

21. Среди предпосылок возникновения социологии права как науки рост классовых и национальных противоречий выступал:
а) историческим фактором

б) культурным

в) политическим

г) экономическим

 

22. Социальный институт это:

а) искусственно-целевое образование

б) культурно-историческое образование

в) локально-случайное образование

г) профессионально-ориентированное образование

 

23. Студенты учебной группы 3-го курса очной формы обучения МИТСО представляют собой:

а) вторичную социальную группу

б) неформальную социальную группу

в) номинальную социальную группу

г) первичную социальную группу

 

24. Важнейшим признаком социальной организации выступает;

а) взаимопомощь

б) деперсонализация

в) самовозобновляемость

г) целеориентированность

 

25. Социальная организация это:

а) искусственно-целевое образование

б) культурно-историческое образование

в) локально-случайное образование

г) профессионально-ориентированное образование

 

26. Работники управления внутренних дел Минского горисполкома представляют собой:

а) вторичную социальную группу

б) неформальную социальную группу

в) номинальную социальную группу

г) первичную социальную группу

 

27. Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе

обеспечивается через:

а) социальные группы

б) социальные институты

в) социальные общности

г) социальные организации

 

28. Примером социального института общества выступает:

а) Верховный суд Республики Беларусь

б) МИТСО

в) профессиональные союзы

г) Октябртьское районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца

 

29. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:

а) вступления в профсоюзную организацию

б) повышения в должностной иерархии

в) проявления индивидуальных личностных качеств

г) успешной сдачи служебной аттестации

 

30. Министерство юстиции Республики Беларусь является примером:

а) социального института

б) социальной организации

в) социальной группы

 

31.В своем главном назначении социальные институты общества призваны:

а) выражать коренные интересы определенных групп и слоев

б) определять общественно значимые цели и приоритеты общества

в) способствовать реализации важнейших национальных программ

г) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей

 

32. Примером социальной организации выступает:

а) Нотариальная контора Ленинского района г. Минска

б) Вооруженные силы государства

в) банковская система страны

г) студенческое волонтерское движение

 

33. Маргинальные слои населения характеризуются:

а) высоким социальным статусом

б) неопределенным социальным статусом

в) низким социальным статусом

г) отсутствием социального статуса

 

Вопросы

для итогового контроля знаний

по дисциплине

 

1. Место социологии права в структуре социологического знания, ее предметное поле, особенности метода.

2. Основные исторические этапы развития социологии права как науки, их значение.

3. Место и значение Дж. Локка, Ш. Монтескье, Б. Иеремии в формировании социологии права.

4. Значение творчества К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Тарда для развития социологии права.

5. Вклад П. Сорокина в развитие социологии права.

6. Вклад Н. Лумана в развитие социологии права.

7. Основные характеристики, виды и этапы социологического исследования в праве.

8. Достоинства и недостатки количественных методов сбора данных в социологическом исследовании права.

9. Достоинства и недостатки качественных методов сбора данных в социологическом исследовании права.

10. Понятие и виды метода опроса, его использование в социологических исследованиях права.

11. Понятие и виды метода наблюдения, его использование в социологических исследованиях права.

12. Понятие и виды метода анализа документов, его использование в социологических исследованиях права.

13. Отношения социальной зависимости и власти в обществе, их типологии.

14. Право как социальный институт общества, его главные признаки.

15. Основные социальные функции права, пути его дальнейшей институционализации в современной Беларуси.

16. Сущность правовой социализации личности, ее основные сферы и стадии.

17. Важнейшие факторы правовой социализации личности, причины правового нигилизма в молодежной среде.

18. Социальная структура и социальные типы личности.

19. Социальная обусловленность и социальные функции права, его связь с моралью и религией общества.

20. Виды и стадии правотворчества, основные факторы его социальной эффективности.

21. Правовое поведение как социальное действие, его признаки и типы.

22. Структура механизма мотивации правового поведения.

23. Сущность девиации личности, ее причины, формы, виды.

24. Социальный контроль, его основные функции, формы.

25. Взгляды представителей социологической мысли (О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, Р. Дарендорфа) на место социального конфликта в обществе.

26. Основные элементы, стадии и типы юридического конфликта.

27. Предмет, стороны и основные процедуры разрешения индивидуального трудового спора.

28. Предмет, стороны и основные процедуры разрешения коллективного трудового спора.

29. Сущность и причины ролевого конфликта личности в сфере правовой деятельности.

30. Понятие социальной организации, ее признаки, важнейшие элементы.

31. Виды юридической организации, ее основные характеристики.

32. Понятие кадров юридической организации, критерии их состояния, пути улучшения в условиях Беларуси.

33. Основные функции социологии права, ее связь с другими науками, значение для подготовки специалистов юридического профиля.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

10. Гревцов, Ю. И. Социология права: курс лекций / Ю. И. Гревцов. – СПб., 2001.

11. Кудрявцев, В. К. Современная социоло­гия права: учеб. / В. К. Кудрявцев, В. П. Казимирчук - М., 1995.

12. Лапаева, В. В. Социология права: Краткий учебный курс. — М., 2004.

13. Матюшкова, Т. И. Социология права. В понятиях и схемах: учеб. пособие / Т. И. Матюшкова. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2013.

14. Социология права: учеб. пособие / В. М. Сырых, В. Н. Зенков, В. В. Глазырин и др.; под ред. В. М. Сырых. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ, 2002.

15. Рубанов, Г. В. Социология права: учеб.-методический комплекс / Г. В. Рубанов. - Минск, 2005.

16. Юридическая социология: учеб. / Под ред. В. А. Глазырина. М., 2000.

17. Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. – Минск: БГЭУ, 2013.

18. Яковчук, В. Н. Социология: учеб.-метод. комплекс / В. Н. Яковчук. – Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2013.

 

 

Дополнительная

11. Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – 3-е изд. стер. – Минск, 2006.

12. Беспалый, В. О. Социология права: учеб.-методич. комплекс. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.

13. Галко, И. К.Социология. Социология права: учеб. пособие / И. К. Галко, С. Ф. Сокол. - Барановичи, 1999.

14. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М, 2008.

15. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж. Карбонье. – М., 1986.

16. Курганов, С. И. Социология для юристов: учеб. пособие / С. И. курганов, А. И. Кравченко. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999.

17. Лапина, С. В. Социология права: ответы на экзаменац. вопросы / С. В. Лапина, И. А. Лапина. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 144 с.

18. Соколова, А. А. Социальные аспекты правообразования.–Минск, 2003.

19. Социология: энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко и др. – Минск, 2003.

20. Шафалович, А. А. Социология права: учебно-методический комплекс / А. А. Шафалович. – Минск: Амалфея, 2009.

 


[1] Лапаева, В. В. Социология права / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М, 2000. – С. 29.

[2] Казимирчук, В. П. Современная социология права: учебник / В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев. – М., 1995. – С. 9.

[3] Рубанов, Г. В. Социология права: учеб. метод. комплекс / Г. В. Рубанов. – Минск, 2005. – С. 5.

[4] Шафалович, А. А. Социология права: учеб. пособие / А. А. Шафалович. – Минск, 2013. – С. 11.

[5] Большой толковый социологический словарь. – М., 1999. – С. 440.

[6] Там же. – с. 271.

[7] Рубанов, Г. Г. Социология права: учеб.-метод. комплекс / Г. Г. Рубанов. – Минск, 2005.- С. 16.

[8] Большой социологический словарь. – Том 2. – М., 1999. – С. 268.

[9] Энциклопедический социологический словарь / общ. ред. Осипова Г. В. – М., 1995. – С. 573.

[10] Фролов, С. С. Социология: учебник. – 3-е изд., доп. – М., 1999. – С. 149 – 150.

 

 

[11] Приведено по: Козер, Л. А. мастера социологической мысли / Льюис А. Козер.- М., 2006. - С. 89.

[12] Там же. - С. 90.

[13] Лоусон, Т. Социология. А – Я: словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод. Пер с англ. К. С. Ткаченко. – М., 2000. – С. 316.

[14] Хоманс Дж. Возвращение к человеку. // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. С. 58. Приведено по: Бабосов Е. М. Общая социология Минск, 2002. с.407

[15] Шавель, С. А. Социальное самочувствие населения Беларуси и России: компаративный социологический анализ / С. А. Шавель, Л. П. Галич // Социология. – 2012. - № 1. – С. 77.

[16] Шавель, С. А. Социальное самочувствие населения Беларуси и России: компаративный социологический анализ / С. А. Шавель, Л. П. Галич // Социология. – 2012. - № 1. – С. 76.

[17] Исследование выполнено в 2009 – 2010 гг. по теме «Мониторинг экономического положения и социального самочувствия населения регионов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации и Беларуси». Исполнители: с белорусской стороны Институт социологии НАН Беларуси, научный руководитель – С. А. Шавель; с российской – Институт социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда), научный руководитель – А. А. Шабунова.

[18] Шавель, С. А. Социальное самочувствие населения Беларуси и России: компаративный социологический анализ / С. А. Шавель, Л. П. Галич // Социология. – 2012. - № 1. – С. 93.

Date: 2016-11-17; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию