Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2: «Становление и развитие социологии права».





Теоретические истоки возникновения и развития социологии права содержатся в трудах ряда представителей философской и социальной мысли: Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, И. Бентама и др.

Голландский юрист, социолог и государственный деятель Гуго де Гроот Гроций (1583–1645) является одним из основателей теории естественного права и науки международного права. В своих трудах он выражал идеи, что людьми движут не только эгоистичные интересы, но и стремление к совместной деятельности, выступал за необходимость гуманных правил в ведении войны и обращении с военнопленными.

Английский философ Джон Локк (1632–1704) в трудах «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о государственном правлении» выдвигал идеи естественного права и общественного договора, решающего влияния среды на воспитание человека, обеспечения гарантий всем людям основных прав и т. д.

Важнейшие социально-политические и правовые вопросы рассматриваются в трудах Шарля Луи де Монтескье (1689-1755): причины возникновения того или иного государственного строя, анализ различных форм государства, зависимость законодательства от формы правления, влияние географической среды (климата, ландшафта, обычаев) на социальную структуру, культуру, торговлю, население, религию, право общества и др. В своем труде «О духе законов» мыслитель отмечал важность сравнительного изучения общества, его политических институтов, классифицировал формы государственного правления. К Монтескье относятся слова, что «Он был среди первых, кто изучил правовой аппарат общества в социальном контексте, и поэтому признан основателем социологии права»[5].

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) является автором понятия «категорического императива» - метода управления свободным поведением человека. Его смысл раскрывается в следующих словах: «действуй так, как если бы твои действия принимались за образец всеобщего закона поведения»; «думай, что случилось бы, если бы каждый поступал также»[6].

Английский правоведческий, политический и социальный теоретик Иеремия Бентам (1748–1832) – английский правоведческий, политический и социальный теоретик – выражал критические взгляды в отношении концепции естественного права, выступал за создание системы законодательства, выдвигал проекты современной тюрьмы.

В период середина XIX – первая половина XX вв. проблемы правовой проблематики затрагивались в трудах О. Конта, К. Маркса, Э.Дюркгейма, Г. Тарда, М. Вебера, Е. Эрлиха, Б. Малиновского и др.

Термин «социология» принадлежит французскому философу-позитивисту Огюсту Конту (1798–1857). Он выдвинул идею социальной физики — так первоначально называлось новое направление в науке об обществе. Такая наука у него должна была основываться на фактах и исследовать общество методами естественных наук. Социологию О. Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана была изучать социальную структуру общества – географическую среду, семью, общественное разделение труда и другие элементы. Вторая – эволюционное развитие общества, выявление законов его развития.

Заметный вклад в формирование социологической науки принадлежит немецкому философу и экономисту Карлу Марксу (1818-1883). Он создал метод материалистического понимания истории, учение об общественно-экономических формациях, ставшее методологией марксистской социологии.

Французский философ, социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) разработал свою концепциюпредмета социологии. Ее основой выступали социальные факты, в качестве которых социолог понимал внешние по отношению к индивиду и оказывающие на него давление социальные структуры. По Э. Дюркгейму социальную реальность - нематериальную субстанцию - можно исследовать «как природу», т.е. подходить к изучению социальных фактов как реальных вещей, исследовать их на основе эмпирического наблюдения.

Французский юрист и социолог Габриэль Тард (1843-1904) отмечал значение права как инструмента общественных изменений. стал разработчиком нового уголовного и гражданского законодательства, указывал на связь преступных проявлений с социальной организацией человеческого общества.

Существенный вклад в методологию социологического познания внес немецкий экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864-1920). Достижения западноевропейского капитализма он связывал с этическими нормами религиозной культуры протестантизма. Вебер внес значительный вклад в социологическое исследование развития городов, правовых систем, типов экономики, природы классов и многого другого. По Веберу главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы объектов исследования, будь то общество, социальная организация или индивид, понять их значения для людей, вступающих или не вступающих во взаимодействия; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология.

С именем австрийского ученого правоведа Евгения Эрлиха (1862-1922) связывают становление социологии права как самостоятельной науки. Ему принадлежит идея, что центр тяжести развития права лежит не в законотворческой деятельности, не в науке права, а в судебной практике, в системе реальных общественных отношений.

Английский этнограф и социолог польского происхождения Бронислав Каспер Малиновский (1884-1942) явился основоположником антропологической школы в социологии. На основе изучения обычаев, организации жизни туземцев на Тробиандских островах в Северо-Западной Меланезии создал свою концепцию права, основная идея которого – неписаное (неформальное) право сильнее писаного (официального). Исследуя культуру первобытных племен, исследователь показал, как обычаи и традиции превращаются в правовые предписания, регулирующие поведение людей.

Среди современных представителей социологии права выделяют Ж. Гурвича, П. Сорокина, Т. Парсонса, Н. Лумана и др.

В трудах французского мыслителя российского происхождения Георгия Давыдовича Гурвича [Ж. Гурвич] (1894-1965) «Социальный детерминизм и человеческая свобода», «Диалектика и социология» и других находят место идеи, что право как социальный феномен на самом деле порождается не государством, а обществом, коллективной деятельностью людей; психические переживания личности выступают главными движущими силами социального поведения; социология права призвана изучать широкий спектр социальной действительности – от коллективных предрассудков и идеалов до совокупности социальных институтов общества.

У русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) право – это «…основа, сердце и душа всякой организованной группы: семьи, церкви, предприятия, школы, университета, армии, флота, организованных преступников. При этом происхождение норм права автор усматривает не в выражении общей воли или общего интереса, а в сознании человека, в его переживаниях определенных ситуаций как правовых»[7].

Толкотт Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, разработчик так называемой системы социального действия – отмечал роль права в интеграции современных обществ, механизмах социального контроля в обществе, видел связь между социальными ценностями и правовыми нормами.

Немецкий социолог, юрист Никлас Луман (1927-1999) - автор таких трудов как «Система права и догматика права», «Доверие и власть», «Право общества», «Социология риска» и др. Право у него выступает одной из подсистем общества наряду с политикой, экономикой, моралью, религией и др. Право как самоорганизующася под влиянием нормативных ожиданий и самообновляющаяся подсистема общества выступает по Н. Луману предметной областью исследовательского интереса социологии права.

 

Date: 2016-11-17; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию