Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности проведения занятий с фехтовальщиками юношеского возраста
Программы юношеских спортивных школ предусматривают три возрастные группы: младший возраст (13—14 лет), средний (15—16 лет) и старший возраст (17—18 лет).
Очень многое зависит от первого впечатления, произведенного на новичков тренером и построением занятий. Они должны импонировать занимающимся, привлекать их, вызывать желание подражания и стремление к регулярным занятиям. Первые уроки могут быть весьма мало насыщены фехтованием, о котором даются только самые элементарные представления. Главный акцент делается на упражнения общеразвивающего и игрового характера, которые должны заинтересовать новичка и позволить преподавателю ознакомиться с ним. Вообще на занятиях с младшей группой юношей и девушек не следует форсировать обучение фехтованию
. Основной метод обучения — парные упражнения.
По сравнению со взрослыми и старшими юношами большее место в занятиях с фехтовальщиками младшего возраста занимают упражнения под команду. На первых порах это связано с неспособностью занимающихся сохранять дисциплину и сознательно добиваться полноценного эффекта в выполнении заданий. По мере роста сознательности и организованности доминирующее значение приобретут и самостоятельные парные упражнения и взаимоуроки (рис. 233).
Важно добиться сознательного выполнения роли обслуживающего партнера, что вначале достигается с трудом. Для этого нужно поручать наблюдение и помощь партнеру, чтобы повысить интерес и ответственность не только за свои действия, но и партнера.
Главной задачей должно являться привитие правильных навыков о основных приемах без большой требовательности к точности выполнения и (быстроте действий. Особое значение имеет соблюдение принципа доступности и постепенности.
У юных фехтовальщиков всегда ярко выражается стремление к самому бою, на которой они «срываются» при малейшем ослаблении внимания преподавателя. Вместе с тем это естественное стремление нужно удовлетворять во избежание снижения интереса и эмоционального тонуса. Давать легкие боевые задания на проведение учебных боев можно и нужно, но при этом необходимо обусловливать их соблюдением правильной техники фехтования. Например, при ведении боя можно не засчитывать уколы, искажающие технику, при проявлении ненужного азарта можно наказывать отстранением от боя на 2—3 мин. и т. п.
. Длительность занятий на протяжении первых 2 месяцев не должна превышать полутора часа, и только потом постепенно она доводится до двух часов.
Большое значение имеют упражнения, направленные на правильное физическое развитие и на корригирование асимметричности фехтовальных движений и положений. Здесь следует неукоснительно применять систематические упражнения в левосторонней стойке (для левшей – в правосторонней), уделяя им на протяжении всего обучения не менее 40% времени. Во всех упражнениях должно быть обращено постоянное внимание на воспитание правильной осанки, что является непременным условием для нормальной работы внутренних органов.
Примерный урок фехтования на рапирах для младшей возрастной группы занимающихся второй месяц
Части
урока
| Содержание
| Дозировка
| Методические указания
| Вводная 20 мин.
| Общая разминка
| 1. Построение: рапорт, пере кличка
|
|
| 2. Строевые упражнения: равнение, смирно, повороты направо, налево, кругом
| 2—3 мин.
| 3. Ходьба строевым и походным шагом в обход зала через центр, по диагонали, змейкой
| 1—2 мин.
| 4. Упражнения во время ходьбы: на носках, руки вверх и за голову; по четыре шага на носках, на пятках, носки внутрь и наружу с положением рук на поясе; из положения руки перед грудью на каждый шаг рывки руками назад (два раза согнутыми руками — два раза распрямив руки); высоко поднимая колени; полувыпадами с широкими попеременными взмахами рук вверх и назад, с поворотами тела
| 1 — 2 мин.
| 5. Бег: обычный, с высоким подниманием коленей, посылая прямые ноги вперед, то же, назад; «семенящий» бег — по сигналу делать прыжок и скоростные броски на 5—6 шагов по внезапному сигналу; переход на ходьбу
| 40—60 сек.
| 6. Ходьба по кругу с размыканием на дистанцию 2 шага; остановка, поворот с подниманием рук в стороны для проверки интервалов
| 15-20 сек.
| 7. И. п. — руки к плечам: приседание на один счет — руки поднять вверх; на второй счет вернуться» исходное положение
| 8—10 раз
| 8. И. п. — основная стойка: приседание на полной ступне («раз» — присесть, «два» — выпрямиться)
| 6—8 раз
| 9. И. п. — ноги врозь на ши-
рине плеч, руки вверх: с наклоном достать пол руками, на второй счет выпрямиться в исходном положении
| 6—8 раз
| 10. И. п. — строевая стойка: на счет «раз» — присесть в упор, колени между рук; на «два» — откинуть ноги назад до упора лежа сзади; на «три» — вернуться в упор присев; на «четыре» — исходное положение
| 4—6 раз
| 11. И. п. Готовность к бегу: имитация бега одними руками в заданном темпе
| 15—20 сек.
| 12. И. п. — левая нога сзади на носке, руки вперед: поочередно махом прямой ногой вверх доставание противоположной руки
| 10-12 раз
| 13. И. п. — строевая стойка: подскоки ноги врозь — вместе, руки в стороны-вниз (на каждый счет менять положение)
| 15—25 сек.
| 14. Покачивание в выпадах на правой и левой ногах, сменяя положение через 4 счета
| 4—6 раз
| 15. И. п. — положение боевой стойки, руки свободно: по сигналу подпрыгнуть вверх, ударить нога об ногу и вернуться в боевую стойку; то же, стараясь два раза ударить нога об ногу
| 8—10 раз
| 16. «Семенящий» бег по кругу
| 20—30 сек.
| Специальная разминка
| 1. Передвижение шагами вперед, а затем назад по команде тренера
| 2—3 мин.
| Обратить внимание на
легкость передвижения,
на сохранение горизон-
тального положения плеч
| 2. Передвижение шагами вперед на расстояние 8—10 м в виде соревнования на скорость; то же, шагами назад
| 2 раза
| 3. Выпады с покачиванием книзу два-три раза и возвращение в боевую стойку; то же, в другую сторону
| 4—6 раз
| 4. Передвижение вперед и назад с сохранением дистанции до тренера
| 30—40 сек.
| Тренер перед шеренгой, делает передвижения в боевой стойке, следя за правильностью дистанции, и по условному движению руки требует указанных движений
| 5. На сигналы тренера — передвижение шагами вперед
и назад разной величины, выпады, скачки назад
| 40—60 сек.
| С оружием
| 1. Передвижения шагами вперед и назад с изменением позиций 4, 6, 7-й; показ укола, выпад
| 2—3 мин.
|
| 2. Делая три маленьких шага вперед, постепенно выдвигать оружие до предела; делая три шага назад, постепенно убирать оружие до положения боевой стой ки
| 1—2 мин.
| 3. Обозначение укола с выпадом, уходя с выпада, брать поочередно 6, 4, 7-ю позиции
| 12—16 раз
| Сначала по команде, потом на опускание оружия; закрывание сопровождает показом своего укола
| 4. Все перечисленные упражнения проделать в левой стойке (для левши — в правой)
|
|
| 5. Упражнения в расслаблении мышц нижних конечностей
| 1 мин.
| Основ-
ная
45-50 мин.
| Упражнения на мишенях
| 1. Уколы с места на ближней дистанции
| 1—1,5 мин.
| Выполняются по команде раздельно и затем серийно под счет тренера
| 2. Уколы с места с полувыпадом; то же, с полным выпадом; то же, чередуя с различными позициями при возвращении в боевую стойку
| 20 раз
| 3. Уколы с шагом вперед и выпадом, делая на шаг вперед изменение позиций 4, 6, 7-й
| 10—12 раз
| Следить за началом движения оружия и со-
хранением кратчайшего пути, а также свободным положением плеч при уколе
| 4. Все перечисленные упражнения сделать в левой стойке (для левши — в правой).
| 2—3 мин.
| Упражнения в парах
| 1. Имея 6-е соединение, передвигаться вперед и назад,
сохраняя среднюю дистанцию
| 1—2 мин.
| Сначала по команде,
потом самостоятельно.
Тренер указывает ведущего
| 2. Передвигаться, сохраняя дистанцию, и менять соединения в 4-е и в 6-е
| 1—2 мин.
| 3. На открывание линии — прямые уколы на ближней дистанции, потом с выпадом
| 2—4 мин.
| По команде тренера
поочередно. Сначала по команде, потом самостоятельно по заданию
| 4. На нажим партнера в 6-ю делать перевод во внутреннюю линию; то же, из 4-го соединения на нажим делать укол с переводом в линию 6-й
| 2—3 мин.
| 5. На показ прямого укола закрываться: 4-й или 6-й защитой отводом; то же, закрываться отбивом; то же, с шагом назад
| 2—4 мин.
| Сначала по команде для колющего, потом самосто-ятельно по заданию.
| 6. То же, но после защиты делать ответный укол прямо
| 2—3 мин.
| 7. Стоя в 4-м соединении, делать легкие удары (батманы) в 4-ю; то же, из 6-го соединения; то же, сопровождая каждый удар маленьким шагом вперед
| 2—3 мин.
| По команде под счет
| 8. Из положения вне соединения внутри сделать легкий батман в 4-ю и укол прямо; сначала на ближней дистанции, потом с полувыпадом, потом с выпадом
| 2-3 мин.
|
| 9. На укол партнера с переводом в 4-ю сделать защиту 4:ю и ответ прямо, на повторный укол еще раз взять 4-ю и снова ответить прямо; то же, с шагом назад;- то же, в 6-й линии
| 3-4 мин.
| Сначала по команде
для колющего, потом са-
мостоятельно
| 10. На перемены позиций и соединений партнера атаки с
выпадом прямо, с переводом в 6-ю или 4-ю линию; то же, в передвижении шагами назад и вперед
| 2—4 мин.
| Сначала по команде
для меняющего соедине-
ния, потом самостоятельно
| 11. Соревнование на выполнение атаки с переводом из
6-го соединения; то же, из 4-го соединения
| 10 атак
| Сначала установить дистан-цию для атаки с выпадом и дать три пробные атаки
| 12. Поочередные атаки с переводом и прямо без потери
соединения
| 10—16 атак
| Последние атаки по
команде с фиксацией и
проверкой точности ко- нечного положения
| Заклю-
читель-
ная
20— 25 мин.
| 1. Уборка оружия, масок и нагрудников
| 1—2 мин.
|
| 2. Указания по проведенному материалу
| 3—4 мин.
| 3. Ходьба в колонне по одному с перестроением в колонну по два расхождением и сведением (через центр)
| 2—4 мин.
| 4. Легкий бег с перепрыгиванием через рапиру на высоте 50—60 см
| 5—6 прыж-
ков
| 5. Легкий бег с принятием по условному сигналу положе-
ний: сидя на полу, стоя на одной ноге, в группировке (свернуться «в комочек»), положение «смирно» и др.
| 2—3 мин.
| Сигналами служат хлопки в ладоши, возглас, свисток сирены и пр.
| 6. Соревнование. Стоя попарно в двух шеренгах (один
за другим), по сигналу перепрыгнуть прыжком с опорой на руки, ноги врозь через партнера, который стоит на два шага впереди в положении ноги врозь, упираясь руками в бедра и наклонив голову, и вернуться назад, пролезая между ног партнера
| 1—2 мин.
| Повторяется два-три; раза с объявлением победителей, потом партнеры меняются местами
| 7. Эстафета командная: стоя в двух колоннах, первые
бегут 10 м, перепрыгивают через планку, положенную
на сиденья двух стульев, снова бегут 5—10 м, обегают вокруг стула, на обратном пути подлезают под планку и, добежав до своей колонны, касаются впереди стоящего и становятся в хвост колонны. Впереди стоящий после касания бежит и повторяет все вышеуказанное. Выигрывает колонна, которая раньше построится в первоначальное положение.
| 4—5 мин.
| Проводится два раза и
в случае ничейного результата еще раз. При
неравном количестве в
колоннах тренер назначает, кому бежать дважды. Следить за соблюдением правил и назначить штрафные очки за
их нарушение
| 8. Ходьба с выполнением строевых движений по сигналу: по сигналу — остановиться, повернуться кругом, направо, налево, продолжать движение; остановиться, сделать приставной шаг вправо, влево, повернуться кругом, продолжать движение
| 2—3 мин.
|
| 9. Объявления, замечания, прощальное приветствие, выход из зала строем
| 3—4 мин.
|
|
Нет необходимости задерживать естественное стремление к радости спортивной борьбы при условии соответственного контроля со стороны врача и тренера. Нельзя забывать, что этому возрасту еще не под силу длительные и мощные напряжения, а способности к проявлению выносливости еще только начинают развиваться. Это объясняется еще не полной координацией функциональных возможностей разных систем организма, и в частности некоторым отставанием в развитии сердечно-сосудистой системы.
. Нельзя чрезмерно форсировать спортивную подготовку и стремиться к преждевременному достижению высоких результатов. Это будет отрицательно оказываться на дальнейшем физическом росте и может оставить отрицательные следы в нервной и других системах организма. В ряде случаев следует прибегать к так называемому восстановительному отдыху в продолжение 6—8 дней.
Такой отдых предотвращает переутомление юношей, ведущих круглогодичную тренировку по фехтованию и участвующих в. ряде соревнований.
Следует правильно решить вопрос о частоте тренировочных занятий. Некоторые научные данные свидетельствуют о необходимости перерыва между занятиями по фехтованию при нормальной нагрузке в них не менее чем на 24 часа, а при усиленных тренировках и соревнованиях не менее чем на 48 часов.
Эти данные вполне соответствуют и нашим наблюдениям над восстановительным периодом в процессе тренировок и после соревнований для среднего и старшего возрастов. Наиболее правильными будут трехразовые тренировки в неделю с обязательными перерывами между ними.
Занятия с юношами и девушками старшего возраста. При правильной предварительной работе в предшествующих возрастных категориях и планомерной систематической тренировке в фехтовании и других видах спорта юноши и девушки 17—18 лет показывают себя способными к высоким тренировочным нагрузкам и большим напряжениям в соревнованиях и в ряде случаев, с разрешения врача, могут участвовать уже в соревнованиях со взрослыми спортсменами. Однако этот возраст является еще только переходным к категории взрослых, и не случайно, в международных соревнованиях для молодежи устанавливается возрастной щенз до 21 года. В этом имеется определенный смысл, так как только к этому возрасту заканчиваются основные процессы формирования организма и достигается нормальная уравновешенность нервных процессов. Привлекая 17—18-летних спортсменов к соревнованиям для ускорения достижения высоких спортивных результатов, не следует забывать о еще неполной устойчивости психики, чем в значительной мере объясняется неровность в спортивных выступлениях, когда наряду с очень высокими результатами наблюдаются спады и неудачи.
В физическом, нравственном развитии юношей и девушек имеются весьма существенные отличия, которые необходимо учитывать, чтобы не нарушать важнейшего положения об индивидуальном подходе к занимающимся. Большинство будет приближаться к взрослым спортсменам, но некоторые могут расти медленнее и стоять по своему физическому развитию рядом с 15—16-летними. Ясно, что подход к ним должен быть совершенно другой, особенно в смысле регламентации и (применения средств и методов тренировки. В остальном методика тренировки фехтовальщиков старшего юношеского возраста базируется на общих для всех принципах.
Date: 2016-08-31; view: 262; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|