Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для спортсменов высших разрядов на разных видах оружия
Вид оружия — сабля. Длительность урока 50—55 мин. Интенсивность высокая. Период тренировки основной. Направленность урока — совершенствование спортивно-технических навыков и умений с акцентом на развитие способности к вариативным действиям и точности в управлении оружием.
В приведенных примерах, взятых из практики тренировок сильнейших советских и иностранных фехтовальщиков, количество повторений каждого приема или действия колеблется в пределах 8—20 раз, в зависимости от необходимости акцентировать внимание, на каком-либо или затруднительном,'или наиболее желательно «излюбленном» приеме. Кроме индивидуальных уроков, большое значение в тренировке техники и тактики фехтования имеют разного рода упражнения с партнером, и в частности такие, которые именуются «контрами», или условными атаками. Эти упражнения могут проводиться лосле общей и специальной разминки перед индивидуальными уроками или после небольшого отдыха после них. Если они проводятся перед индивидуальным уроком, нужно прекратить их за 8—10 мин. до урока для того, чтобы фехтовальщик мог отдохнуть и подготовить — «настроить» себя на урок. Упражнения с партнером могут иметь разный характер и направленность на преимущественное совершенствование техники, тактики или соревновательных боевых качеств. Упражнения с партнером, имеющие, главным образом, техническую направленность, иногда называют техническими контрами. В основном они содействуют развитию общей координации, совершенствованию техники владения оружием, быстроты выполнения приемов и действий, чувству ритма движений, элементарных дистанционных представлений. Они заключаются в большом количестве повторений приемов разной сложности и должны быть рекомендованы спортсменам всех категорий для самого широкого применения. Парные технические упражнения рекомендуется выполнять несколько раз по 3—10 мин. в перерывах между боями, индивидуальными уроками и пр. Стандартность движений и многократно повторяющиеся одинаковые движения быстро утомляют нервную систему, и через небольшой промежуток времени качество техники выполнения ухудшается, теряется острота ощущения оружия, времени и пространства. Вместе с тем применение этих упражнений в меру, наряду с другими, приносит пользу. Весьма ценными средствами тренировки являются «контры», когда один из фехтовальщиков (обороняющийся) становится у стены, чтобы сделать невозможным отступление и отклонения тела назад, а другой — атакует с определенной дистанции (средней или дальней). Жесткие условия защитных действий (невозможность отхода) заставляют быстро развиваться защитные рефлексы, а обусловленность атак заставляет нападающего максимально концентрировать способности к скоростным усилиям и выбору момента атаки. Упражнения в условных атаках могут выполняться не только у стены, а и на боевой дорожке (после боя), на которой обороняющийся имеет право отступать, делая только один шаг назад, а действия оружием выполнять без ограничения. Атакующий, также не обусловливая способа атаки, имеет право нападать с шагом вперед и выпадом, самостоятельно выбирая момент атаки. Для развития и совершенствования наблюдательности, быстроты и точности зрительных и тактильных восприятий могут быть успешно использованы упражнения, называемые «рипо-стной игрой». Например: партнеры, стоя на ближней дистанции, поочередно пытаются наносить друг другу удары, защищаются от них и отвечают в различные части поражаемого пространства, постоянно изменяя направление ударов. Вначале эти движения делаются более широкими и замедленными, затем амплитуда сокращается и темп увеличивается до боевого. Постепенно темп убыстряется, включаются обманные движения, и «схватка» заканчивается тем, что одному из них удается обыграть, обмануть противника и нанести ему удар (укол). Первые движения должны быть заметными и точными, чтобы по началу дать возможность фехтовальщикам сориентироваться, согласовать свою быстроту с действиями партнера, четко определять его и свои действия, ставя задачей нанесение удара (укола) не за счет механической быстроты, а разумного обыгрывания лучшим «видением» и ведением оружия. После того как один из фехтовальщиков получит удар, схватка приостанавливается для того, чтобы начаться снова до получения нового удара. В такой схватке должно быть не менее 6—8 защитно-ответных движений со стороны фехтовальщика, чтобы он имел возможность опробовать разные линии и поискать способы обмана противника. Такими упражнениями рекомендуется заниматься по 15—20 мин. в каждой тренировке. В непосредственной близости к соревновательным действиям стоят учебные бои, в которых апробируются, воплощаются в практику и совершенствуются те приемы и навыки, ко-рые были приобретены в специальных упражнениях и индивидуальных уроках тренера. В учебных боях, кроме развития и совершенствования спортивно-технических качеств, развивается и совершенствуется «тактическое» мышление, созревает специфический характер спортсмена, вырабатывается индивидуальная манера — стиль фехтовальщика. Учебные бои проводятся с разными задачами и могут иметь специфическую направленность технического, тактического или боевого характера. Они называются учебными потому, что решают образовательные задачи, преследуют учебные цели. В них не должно быть напряжения, присущего официальным соревнованиям, которое исходит из стремления прежде всего победить. В этих боях фехтовальщики имеют возможность определить свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейших упражнениях исправить обнаруженные ошибки, усилить наиболее действенные приемы, выработать свою индивидуальную манеру ведения боя. Цель такого боя — в изучении, а не в соревновании, и большую пользу из этих боев выносит тот, кто сумел лучше опробовать разные приемы и варианты действий, не обращая ненужного в. данный момент внимания на количество полученных или нанесенных ударов. Фехтовальщик должен удовлетвориться тем, что он сумел провести именно те приемы, которые он наметил к освоению, почерпнул нечто новое или подкрепил старое, осуществил нужное, ранее не получавшееся движение. Здесь он учится маскировать свои действия, разведывать противника, навязывать ему свою волю, контролировать и регулировать свои эмоции, развивать фехтовальную «фантазию», учитывать действия противника и находить способы борьбы с ним. В учебных боях обретается уверенность и проходит необходимый «пусковой» период для каждого приема и действия. Весьма полезны учебные бои, которые проводятся в значительно замедленном темпе. Они дают возможность к большему испытанию и развитию творческой фантазии фехтовальщика, которая совершенно необходима мастеру высокого класса. Эти бои проводятся примерно так же, как и указанные выше упражнения в «рипостной игре», но с применением всех видов передвижения и средств нападения, защит, контратак и других действий. Бои в замедленном темпе позволяют переключать скорость, делать задержки, проверять ощущения, внезапно переходить к максимальному скоростному выполнению и переключаться с одних действий на другие. Особенно необходимы такие бои тем, кто в соревнованиях излишне возбуждается, плохо управляет собой и не имеет достаточно развитого тактического мышления. Чтобы удовлетворить естественное стремление фехтовальщиков к борьбе за результат в конце каждого учебного боя они проводят соревновательный бой на наибольшее количество ударов (в зависимости от нагрузки в учебном бою). Иногда это могут быть 2, а иногда 5 ударов. Кроме того, в тренировки следует включать и соревновательные бои, как средство специальной боевой подготовки спортсмена, где бои ведутся со стремлением добиться победы и обусловлены счетом ударов. Кроме перечисленных выше видов тренировочных упражнений, все фехтовальщики должны в каждом занятии не менее 20 мин. уделять специальным упражнениям без противника и на подсобных снарядах. Эти упражнения составляют специальную фехтовальную гимнастику и способствуют улучшению координации движений. Они помогают полностью сосредоточиться на самом механизме и деталях движений, так как над ними не довлеет необходимость следить еще и за противником. Чем моложе фехтовальщики, тем более строгим и внимательным должен быть контроль за их работой. От этого зависит приобретение правильной техники и избежание ошибок, которые потом пагубно сказываются.на росте фехтовальщика. Необходимо постоянно наблюдать и направлять тренировку молодого фехтовальщика, так как он еще не в состоянии достаточно сознательно и критически относиться к своим действиям и поступкам. У него не всегда достает выдержки и самообладания, его легко захватывает спортивный азарт, желание победить любыми средствами, пренебрегая ради ложного самолюбия техническими, а иногда и этическими правилами. Одной из важнейших задач является воспитание у фехтовальщиков способности и любви к самостоятельной сознательной тренировке, направленной на длительное совершенствование для достижения высоких и устойчивых результатов. Так, весьма важно воспитание правильного отношения к использованию всех средств тренировки в каждом тренировочном занятии. Многие фехтовальщики, если с ними не вести организованных групповых занятий, а проводить уроки в форме «свободных» занятий (как это бывает при тренировке спортсменов высших разрядов), почти полностью сводят тренировку к индивидуальным урокам тренера и проведению вольных боев, носящих часто ненужный соревновательный характер. Этого совершенно недостаточно, памятуя, что индивидуальные уроки и вольные бои не исчерпывают всех средств тренировки фехтовальщика. При подборе средств и методов спортивно-технического совершенствования следует учитывать особенности нервной организации и психики фехтовальщиков. Имеющим тенданцию к ведению пассивного боя, не проявляющим инициативы в бою следует давать больше упражнений в активной, смелой подготовке нападения и в самих атаках. Широкое использование упражнений, форсирующих боевые действия, воспитывает активность и уверенность в своих силах. Атаки связаны с обязательным проявлением инициативы, активности и большими мышечными напряжениями, а следовательно, сильным возбуждением двигательных нервных центров. Это должно оказывать положительное влияние на подвижность нервных процессов, и особенно на силу возбудительных процессов. Фехтовальщики, легко возбудимые, нуждаются в большем количестве упражнений, связанных с повышенными требованиями к точности движений. Упор на упражнения в защитных действиях здесь будет способствовать развитию выдержки и самообладания и воспитанию дисциплины поведения в бою. Эти обстоятельства заставляют обратить серьезное внимание на подбор партнеров для совместных упражнений. В некоторых случаях полезно соединять активного и пассивного фехтовальщиков. Легко возбудимые обычно, быстрее утомляются, потому что затрачивают на движения больше энергии, чем это требуется. В то же время быстрота действий и возбудимость противника будут вызывать у пассивного партнера большее ответное возбуждение, чем упражнения с таким же пассивным партнером. Они в какой-то степени будут уравновешивать друг друга. Дозировка и интенсивность упражнений во время тренировки должны регулироваться в зависимости от особенностей фехтовальщиков и характера упражнений. Если для легко возбудимых фехтовальщиков следует давать индивидуальные уроки с меньшей интенсивностью, но большей длительности (до 50—60 мин.), то флегматичным рекомендуются в ряде случаев два-три кратковременных урока (по 10—15 мин.), но с большим напряжением, с большой скоростью движений и быстрым изменением условий выполнения приемов. Развитие и совершенствование силы. Сила фехтовальщика должна обеспечить легкие, быстрые, внезапные перемещения на поле боя и точное управление (владение) оружием. Здесь уместно сказать, что быстрым быть нельзя, имея слабые мышцы. Особые требования должны быть предъявлены к развитию силы мышц, принимающих наибольшее участие в фехтовальных движениях. Так, большое внимание следует уделять развитию силы ног, и особенно четырехглавых мышц бедра, ягодичных и отводящих мышц, которые, главным образом, обеспечивают передвижения, выпады, быстрые и часто повторяющиеся посылы тела вперед и возвращение в боевую стойку. Для развития силы ног рекомендуются упражнения: поднимание на носки, ходьба на носках, на пятках, на внешнем и внутреннем крае стопы; приседания с различным положением стопы — на носках, на всей ступне, в положении ноги врозь на различном расстоянии при параллельном и развернутом положении ступней; подскоки в положении приседов в различных направлениях и на выпрямленных и полусогнутых ногах, на одной и двух ногах с боковыми перескакиваниями с одной ноги на другую; различные упражнения в выпадах: из основной стойки, из боевой стойки, из полуприседа, из глубокого приседа, пружинные покачивания в выпадах с переносом тяжести тела попеременно с одной ноги на другую, переходы из выпада на правой ноге в выпад на левую и т. д., ходьба с полувыпадами и выпадами, с пружинным подниманием вверх и с сохранением горизонтального положения плеч, обращая внимание на полное выпрямление и толчок сзади стоящей ноги; прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, с переменой направления, с группировками разного вида; легкоатлетические прыжки: в длину с места; тройной и «пятерной», прыжки с места и небольшого разбега; прыжки в длину и высоту с места и разбега; приседания и резкие выпрямления с выскакиванием из глубокого приседа, а также приседания с грузом (гантели, гири, штанга, с товарищем на плечах, с сопротивлением и пр.). Для развития силы и эластичности мышц плечевого пояса рекомендуются упражнения: кружение, вращение и взмахи руками в разных направлениях; движения типа ударов в боксе (прямые, сбоку, снизу); упражнения с сопротивлением партнера: переталкивание, перетягивание, «пилка дров», отягощение и сопротивление при распрямлении и сгибании рук и др.; упражнения с набивными мячами в метаниях, толканиях, одной и двумя руками с различными исходными положениями (спиной, лицом, боком к направлению метания); упражнения на гимнастических снарядах (скамья, стенка, лестница и др.). Для развития силы и эластичности мышц предплечья рекомендуются: вращение кистей с разным положением пальцев; сжимание малого (резинового) мяча, вырывание этого мяча друг у друга; упражнения с гимнастической палкой одного или двух занимающихся: вращения, перехватывание пальцами по длине палки, вырывание, перетягивание на палках, держась одной или двумя руками, и пр.; упражнения с булавами разного типа, состоящие из вращений, кругов, махов и пр. Развитие и совершенствование быстроты. Успешность финальных действий фехтовальщика в решающей степени зависит от того, насколько быстро они выполняются. «Такого рода движения характеризуются иногда не столько своей быстротой, сколько внезапностью. К ним мозг как бы подготавливает мышцы в течение более или менее продолжительного времени, посылая им постоянные импульсы; но пока не будет дан окончательный сигнал к движению, они ничем не обнаруживаются, почему состояние это и называется скрытым возбуждением. В таком состоянии скрытого возбуждения находятся нервные центры и мышцы у кошки, которая поджидает мышь у ее норы: мышцы ее настолько подготовлены продолжительной работой мозга, посылающего к мышцам свои импульсы, что теперь движение — прыжок может совершиться уже с необыкновенной быстротой и Развитие и совершенствование силы. Сила фехтовальщика должна обеспечить легкие, быстрые, внезапные перемещения на поле боя и точное управление (владение) оружием. Здесь уместно сказать, что быстрым быть нельзя, имея слабые мышцы. Особые требования должны быть предъявлены к развитию силы мышц, принимающих наибольшее участие в фехтовальных движениях. Так, большое внимание следует уделять развитию силы ног, и особенно четырехглавых мышц бедра, ягодичных и отводящих мышц, которые, главным образом, обеспечивают передвижения, выпады, быстрые и часто повторяющиеся посылы тела вперед и возвращение в боевую стойку. Для развития силы ног рекомендуются упражнения: поднимание на носки, ходьба на носках, на пятках, на внешнем и внутреннем крае стопы; приседания с различным положением стопы — на носках, на всей ступне, в положении ноги врозь на различном расстоянии при параллельном и развернутом положении ступней; подскоки в положении приседов в различных направлениях и на выпрямленных и полусогнутых ногах, на одной и двух ногах с боковыми перескакиваниями с одной ноги на другую; различные упражнения в выпадах: из основной стойки, из боевой стойки, из полуприседа, из глубокого приседа, пружинные покачивания в выпадах с переносом тяжести тела попеременно с одной ноги на другую, переходы из выпада на правой ноге в выпад на левую и т. д., ходьба с полувыпадами и выпадами, с пружинным подниманием вверх и с сохранением горизонтального положения плеч, обращая внимание на полное выпрямление и толчок сзади стоящей ноги; прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, с переменой направления, с группировками разного вида; легкоатлетические прыжки: в длину с места; тройной и «пятерной», прыжки с места и небольшого разбега; прыжки в длину и высоту с места и разбега; приседания и резкие выпрямления с выскакиванием из глубокого приседа, а также приседания с грузом (гантели, гири, штанга, с товарищем на плечах, с сопротивлением и пр.). Для развития силы и эластичности мышц плечевого пояса рекомендуются упражнения: кружение, вращение и взмахи руками в разных направлениях; движения типа ударов в боксе (прямые, сбоку, снизу); упражнения с сопротивлением партнера: переталкивание, перетягивание, «пилка дров», отягощение и сопротивление при распрямлении и сгибании рук и др.; упражнения с набивными мячами в метаниях, толканиях, одной и двумя руками с различными исходными положениями (спиной, лицом, боком к направлению метания); упражнения на гимнастических снарядах (скамья, стенка, лестница и др.). Для развития силы и эластичности мышц предплечья рекомендуются: вращение кистей с разным положением пальцев; сжимание малого (резинового) мяча, вырывание этого мяча друг у друга; упражнения с гимнастической палкой одного или двух занимающихся: вращения, перехватывание пальцами по длине палки, вырывание, перетягивание на палках, держась одной или двумя руками, и пр.; упражнения с булавами разного типа, состоящие из вращений, кругов, махов и пр. Развитие и совершенствование быстроты. Успешность финальных действий фехтовальщика в решающей степени зависит от того, насколько быстро они выполняются. «Такого рода движения характеризуются иногда не столько своей быстротой, сколько внезапностью. К ним мозг как бы подготавливает мышцы в течение более или менее продолжительного времени, посылая им постоянные импульсы; но пока не будет дан окончательный сигнал к движению, они ничем не обнаруживаются, почему состояние это и называется скрытым возбуждением. В таком состоянии скрытого возбуждения находятся нервные центры и мышцы у кошки, которая поджидает мышь у ее норы: мышцы ее настолько подготовлены продолжительной работой мозга, посылающего к мышцам свои импульсы, что теперь движение — прыжок может совершиться уже с необыкновенной быстротой и «скрытое возбуждение», дающее затем взрывное скоростное действие, проходит на фоне постоянных перемещений и других подготавливающих действий и лишь иногда из статического положения. Упражнения без оружия: рывки (старты) по 10—20 м из разных исходных положений: боевой стойки, низкого и высокого старта, из положения лежа, сидя, спиной к движению и пр.; бег в медленном темпе с короткими рывками по 5, 10, 15 м, повторяющимися через 20—25 м; скоростные движения руками, сопровождающиеся сжиманием и разжиманием пальцев (ударные движения, размахи, имитация спринтерского бега, удары боксера и пр.); скоростные движения ногами, имитирующие бег на месте и с незначительным продвижением вперед; рывки и скоростные движения на заранее обусловленный сигнал (жест, звук); различные рывки с доставанием или перехватыванием предметов, летящих с разной скоростью и разной высотой, выполняемые из разных стартовых положений (низкого, высокого, боевой стойки и др.), например: из низкого старта достать правой (левой) рукой выпускаемую с различной высоты перчатку; то же из положения боевой стойки; то же из передвижений в боевой стойке; из различного стартового положения, перехватывание мяча (перчатки, кольца с перчатки и пр.), бросаемого одним фехтовальщиком другому с разного расстояния и на разной высоте (при этом можно обусловливать, что перехват выполняется с выпадом, с броском, прыжком и пр.); соревнования на быстрейшее передвижение в положении боевой стойки шагами назад или вперед, выпадами (с закрыванием вперед), шагами вперед и выпадами, шагами вперёд и выпадами с повторными движениями выпадом или броском и т. п.; соревнования на быстрейшее преодоление небольших расстояний — до 60 м (спринтерский бег, прыжками на одной и двух ногах и т. п.). Упражнения с оружием: скоростное выполнение атак с выпадом, с шагом и выпадом, с различными предварительными перемещениями перед атакующим рывком, атаки броском, разного рода повторения, перемены направления и пр. Все эти движения заканчиваются поражением цели уколом или ударом по заданию тренера (рекомендуются фиксации конечного положения); выполнение атак с попаданием в летящий предмет (перчатка, мяч, кожаное кольцо и пр.); соревнования на быстроту выполнения и точность попадания в атаках, выполняемых за обусловленный отрезок времени (5—10 сек.) по мишени или чучелу. Развитие и совершенствование выносливости. Здесь следует учитывать специфическую выносливость спортсменов, которым приходится сохранять свежесть, остроту восприятий и реакций на протяжении длительных и напряженных соревновательных боев. Каждый бой, проводимый с большим напряжением, сменяется отдыхом, в котором (психическое напряжение не всегда успевает прийти к норме и в некоторых случаях даже возрастает под влиянием ожидания боя с сильным противником. Если перерывы между боями затягиваются на значительное время, то после большого нервного возбуждения наступает спад его, который может иногда смениться состоянием апатии. Появляется необходимость снова привести организм в состояние боевой готовности. Это требует специальной разминки и психической настройки, также отбирающих значительные силы. Наиболее мощные напряжения возникают в конечной стадии соревнований — в финале, когда фехтовальщику необходимо после всех усилий и волнений, пережитых в предварительных соревнованиях, показать наилучшую спортивную форму и проявить все возможности в борьбе за ведущее место в соревнованиях. Трудно найти другой вид спорта, в котором есть такая острая необходимость на протяжении длительного времени поддерживать высокий тонус центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата. Выносливость развивается сравнительно медленно, и поэтому она должна представлять 'предмет особого внимания тренера и спортсмена. Можно наблюдать, как молодые фехтовальщики, удачно пройдя предварительные ступени, к финалу «вдруг» начинают ощущать вялость, равнодушие к дальнейшему результату и не оправдывают надежд, которые они возбудили своими боями в предварительных соревнованиях. Такое же состояние наблюдается у мастеров фехтования, которые не вели систематической тренировки и выступали в соревнованиях недостаточно подготовленными. Специальная выносливость должна базироваться на общей выносливости фехтовальщика, поэтому он должен применять упражнения, развивающие это качество, избегая, однако, чересчур длительных размеренных, плавных циклических движений без моментов интенсивных, скоростных мышечных сокращений. Таким движениям, как бег, плавание, ходьба на лыжах и т. д., следует придавать особый характер посредством чередования снижения быстроты со скоростными рывками. Выносливость хорошо развивают спортивные игры, а также любые упражнения, в которых продолжительное время участвуют большие массивы мышц. Специальная боевая и турнирная выносливость фехтовальщика наилучшим образом развивается в учебных боях и в соревнованиях любого порядка, начиная с учебных и кончая официальными. Развитию специализированной мышечной выносливости содействуют все упражнения в многократном и длительном выполнении фехтовальных приемов. Мощным средством развития выносливости могут быть индивидуальные уроки при условии их длительности и интенсивности. Date: 2016-08-31; view: 271; Нарушение авторских прав |