Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание моральных и волевых качеств





Две стороны фехтования — тренировка и соревнования развивают и опираются на разные волевые ка­чества. В тренировке решающее значение имеют: настойчи­вость, упорство, целеустремленность, трудолюбие, уверенность в достижении далекой цели; в соревнованиях — самообладание, инициативность, настойчивость, целеустремленность, уверен­ность в полном проявлении своих возможностей. Вое эти каче­ства развиваются в процеосе правильно поставленной трени­ровки и участия в соревнованиях. Тем не менее развитие этих качеств в большой степени зависит от характера всего учебно-тренировочного процесса. Решающее значение здесь имеет требовательность преподавателя к ученику и ученика к самому себе.

Из двух равных по технической подготовленности и боевому опыту спортсменов побеждает тот, у кого крепче воля, больше целенаправленно­сти, смелости и ответственности, тот, у кого лучше развиты и более совершенны психические качества.

Ответственность в соревновании по-разному влияет на фехтовальщиков. В наиболее острых, напряженных моментах некоторые фехтовальщики оказывают­ся неустойчивыми, безвольными, теряющими те положитель­ные качества, которые они демонстрировали в «местных» усло­виях, где ответственность была меньшей, а противники более слабыми или давно известными. О том, что моральные и воле­вые качества развиваются и совершенствуются в процессе длительной тренировки, в процессе накапливания боевого опы­та и боевой «закалки», говорят примеры, когда молодые фех­товальщики, уже имеющие отличную спортивно-техническую и тактическую подготовленность, не в состоянии противопоста­вить себя более опытным и закаленным в ряде ответственных соревнований спортсменам. Это, однако, не означает, что фехтовальщики развивают и совершенствуют свои волевые качества только в ответственных соревнованиях. Так можно прийти к неверной мысли о невозможности для молодых спорт­сменов показать высокий результат без длительного спортив­ного стажа, исчисляемого многими годами.

Такой точки зрения еще до сего времени придерживаются некоторые зарубежные тренеры, склонные считать фехтоваль­щика с 5-летним стажем чуть ли не «зеленым» новичком. Это свидетельствует о недостатках в методике обучения и трени­ровке, где осуществляется, главным образом, одно техническое натаскивание и очень мало обращается внимания на формиро­вание психики спортсмена, которое предоставляется самотеку и личным «талантам» занимающихся.

Работа над совершенствованием морально-волевых качеств должна значительно сократить период формировании спортсме­на и открыть более широкие возможности к быстрому дости­жению высоких результатов. Ряд примеров может подтвердить это положение бесспорным образом. Так, чемпионкой мира в 1956 г. стала 19-летняя венгерская фехтовальщица Л. Демольки; в 1957 г. блестящей победы добилась советская фехто­вальщица 20-летняя москвичка Александра Забелина, первая из русских в истории мирового фехтования ставшая чемпион­кой мира среди женщин. Чемпионом мира по рапире среди мужчин в 1950 г. стал 19-летний француз К. д'Ориоля, а в 1957 г. 20-летний венгр М. Фюлёп

Наиболее существенными из психических качеств для фех­товальщика следует считать: инициативность, уверенность, самообладание, целеустремленность, волю к победе, спортив­ное трудолюбие.

 

Воспитание и совершенствование инициативы. Захват ини­циативы в бою представляет основную заботу фехтовальщика, а претворение ее в практику соревнования гарантирует про­явление всех своих возможностей и успех.

К воспитанию инициативности следует приступать с самого начала обучения, продолжать и форсировать при тренировке, никогда не забывая об этом, наиболее важном из психических качеств человека. С этой целью фехтовальщики должны полу­чать возможно больше самостоятельности в решении постав­ленных тренером задач и активно участвовать в учебно-тре­нировочном процессе. Мы не случайно считаем это качество основным, так как все остальные могут проявляться в полной мере только при хорошо развитой инициативе. Как известно, инициативность развивается в любой деятельности, требующей постоянного самостоятельного и творческого решения возни­кающих вопросов.

 

Для развития этого качества необходимо вос­питывать в фехтовальщике стремление управлять действиями противника. Стремление это нужно ставить в задание в бою да, кроме того, развивать его посредством специальных упраж­нений, в которых фехтовальщик своими действиями должен создавать выгодную обстановку для совершения всякого рода атак и защитных действий от спровоцированного нападения противника.


­ учебные бои, в которых ставится задание на выполнение определенных приемов и действий (маскировка, подготовка атак, вызовы и действия из них, маневрирования, захват дис­танции для атак и контратак, выигрыш территории и пр.).

­ учебные бои с тренером — уроки вольного боя, где тренер создает условия для поощрения активности и инициативы фех­товальщика;

­ упражнения в контрах (у стены) и в других условных ата­ках, при которых фехтовальщики выполняют атаки без соеди­нения;

­ Фехтовальщик должен видеть результат тренировки, уметь объективно оценивать свои знания в фехтовании, знать, над чем ему нужно работать каждое занятие, видеть рост спор­тивного мастерства в процессе тренировочной работы.

Воспитание уверенности осушествляется:

­ проведе­нием специальных бесед с фехтовальщиками, в которых ста­вятся ясные цели на периоды тренировки, разбираются и оце­ниваются результаты соревнований, определяются пути и ме­тоды устранения недостатков, даются опециальные задания для самостоятельной работы;

Воспитание самообладания. Фехтовальщики, не имеющие достаточных выдержки и самообладания, легко те­ряют чувство боя, теряют способность к острой наблюдатель­ности за действиями противника и под влиянием возникающих отрицательных эмоций, излишней возбужденности или подав­ленности отдают преимущество, несмотря на равенство, а иног­да и более сильную спортивную подготовленность.

Фехтовальщики, не имеющие самообладания, могут и при преимуществе в бою прийти в состояние растерянности под влиянием показавшегося им неправильного решения судьи в соревнованиях.

Для воспитания самообладания можно рекомендовать:

­ организацию бесед и лекций о моральном облике спортсме­на, о значении самообладания и других моральных качеств советского человека;

­ настойчивую требовательность в точном выполнении зада­ний по тренировке в технике и тактике фехтования;

­ разборы боев с демонстрацией примеров влияния хорошего и плохого самообладания;

­ систематическое участие в разных соревнованиях (учебных и официальных);

­ проведение боев с выполнением заданий на изменение пла­на боя и активности в разных частях боя (например: первую половину боя вести с максимальной активностью, вторую — преимущественно в защитной манере; первую половину вести вполсилы, вторую половину резко активизировать и стаоаться выиграть с преимуществом).

Для воспитания целеустремленности могут быть использо­ваны:

­ постановка конкретных задач на достижение определенных результатов (к концу года добиться выполнения требований следующего спортивного разряда, войти в состав сборной команды, выйти в финал предстоящих соревнований и пр.);

­ постановка задач на тренировку и достижение определен­ного успеха в каких-либо действиях, на ликвидацию ошибок, на развитие того или иного физического качества;

Воспитание воли к победе. Воля к победе со­бирает воедино все возможности спортсмена для достижения успеха в данном бою или в целом соревновании. Воля к победе выражается в умении проявить максимум сил в самых ответ­ственных соревнованиях, невзирая на тяжелые условия боев, неудачи, которые могут встретиться по пути к победе, утомле­ние и всякие другие затруднения. Успешное проявление вели к победе обусловливается хорошим спортивным мастерством, отличной физической подготовленностью и хорошим состоянием психики спортсмена фехтовальщика. Каждое большое соревно­вание дает много примеров, свидетельствующих о первостепен­ном значении воли к победе в спортивной деятельности.


­ систематическое участие в соревнованиях, имеющих разную систему зачета (выбывание после одного проигрыша, бои на один удар (укол), соревнования с гандикапом, командные соревнования и пр.).

 

Воспитание спортивного трудолюбия. Все качества фехтовальщика: спортивно-технические, физические и психические — могут быть развиты и усовершенствованы только в результате настойчивого и систематического труда. Часто можно наблюдать спортсменов, которые на протяжении не­скольких спортивных сезонов остаются на одном уровне или даже снижают результаты и не оправдывают тех надежд, кото­рые они возбудили своими ранними выступлениями. Главная причина застоя и снижения результатов почти всегда заклю­чается в отсутствии трудолюбия. Спортивное трудолюбие — одно из самых решающих и всеобъемлющих качеств спортсме­на, без которого невозможно достижение спортивного мастер­ства. В настоящее время уровень спортивной подготовки во всех видах спорта поднялся настолько высоко, что без спе­циальной и повседневной работы над собой, над гармониче­ским развитием всех сторон деятельности успехи невозможны. Для фехтовальщиков высших разрядов стало правилом прове­дение пяти-шестиразовых тренировок в неделю, а некоторые фехтовальщики тренируются и по два рава в день.







Date: 2016-08-31; view: 388; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию