Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и закономерности процесса воспитания





Под педагогическими закономерностями воспитания понимается адекватное отражение объективной действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах

Выделяют следующие закономерности процесса воспитания: 1. Воспитание совершается через активность самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.

2. Содержание деятельности детей определяется потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. 3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

1) Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности(предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития)

2) Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.

Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.

· Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.

· Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе.

· Принцип центрации на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

· Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

12.Характеристика процесса самовоспитания:его сущность, содержание и формы

Процесс воспитания можно считать эффективным в том случае, если у ребенка появится потребность в самовоспитании - в сознательной планомерной работе над собой. Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни.

Самовоспитание у детей происходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье. Исследования показали, что элементы самовоспитания уже есть у детей дошкольного возраста. Младший школьник уже более активно работает над собой - воспитывает волю, дисциплинированность, прилежание; Самовоспитание включает умение ребенка ставить перед собой определенную задачу, иметь внутреннее желание ее выполнить, по ходу выполнения осознать необходимость ее выполнения;

Процессу самовоспитания содействует соревнование.

Наиболее употребительными являются следующие методы самовоспитания:

✓ Личные обязательства - представляют собой перечень добровольных заданий ребенка самому себе на определенный период времени.

✓ Самоотчет - повышает ответственность ребенка за свои дела, приучает его самого отвечать за свои действия и поступки, помогает обмениваться опытом работы по самовоспитанию.

✓ Самоанализ - размышление над отдельными качествами своей личности, в целом над собой (что я могу, что я за человек, что я за товарищ?) Приучает ребенка думать над своими действиями и поступками, устанавливать причинно-следственные связи.

✓ Самоконтроль - регулярная запись своего поведения с целью выявления новых качеств характера и борьбы с недостатками.

✓ Самооценка - помогает взвесить и оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку развитию, как отдельных качеств личности, так и личности в целом, вызвать неудовлетворенность своим поведением. Важно научить ребенка правильно оценивать себя, свое поведение, не завышать и не занижать самооценку, не переоценивать себя.

13.Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы

Перевоспитание — система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. - это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника.


Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками

подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в

нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего

положительного фонда личности.

Метод "взрыва" - специфический метод перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко. "Взрывается" не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. "Взрыв" предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс "взрыва", чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод "взрыва" выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки. Поэтому за методом "взрыва" должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.







Date: 2016-06-07; view: 594; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию