Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и закономерности процесса воспитания
Под педагогическими закономерностями воспитания понимается адекватное отражение объективной действительности, воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах Выделяют следующие закономерности процесса воспитания: 1. Воспитание совершается через активность самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. 2. Содержание деятельности детей определяется потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. 3. Соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ. 1) Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности(предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития) 2) Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности. Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания. · Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. · Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. · Принцип центрации на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. · Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. 12.Характеристика процесса самовоспитания:его сущность, содержание и формы Процесс воспитания можно считать эффективным в том случае, если у ребенка появится потребность в самовоспитании - в сознательной планомерной работе над собой. Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Самовоспитание у детей происходит под влиянием всей воспитательной работы в школе и семье. Исследования показали, что элементы самовоспитания уже есть у детей дошкольного возраста. Младший школьник уже более активно работает над собой - воспитывает волю, дисциплинированность, прилежание; Самовоспитание включает умение ребенка ставить перед собой определенную задачу, иметь внутреннее желание ее выполнить, по ходу выполнения осознать необходимость ее выполнения; Процессу самовоспитания содействует соревнование. Наиболее употребительными являются следующие методы самовоспитания: ✓ Личные обязательства - представляют собой перечень добровольных заданий ребенка самому себе на определенный период времени. ✓ Самоотчет - повышает ответственность ребенка за свои дела, приучает его самого отвечать за свои действия и поступки, помогает обмениваться опытом работы по самовоспитанию. ✓ Самоанализ - размышление над отдельными качествами своей личности, в целом над собой (что я могу, что я за человек, что я за товарищ?) Приучает ребенка думать над своими действиями и поступками, устанавливать причинно-следственные связи. ✓ Самоконтроль - регулярная запись своего поведения с целью выявления новых качеств характера и борьбы с недостатками. ✓ Самооценка - помогает взвесить и оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку развитию, как отдельных качеств личности, так и личности в целом, вызвать неудовлетворенность своим поведением. Важно научить ребенка правильно оценивать себя, свое поведение, не завышать и не занижать самооценку, не переоценивать себя. 13.Характеристика процесса перевоспитания: его сущность и принципы Перевоспитание — система воспитательного воздействия на воспитанников с нравственным и правовым отклоняющимся девиантным поведением с целью его устранения и исправления личности воспитанника. Понятия "П." и "исправление" близки по смыслу и часто рассматриваются как синонимы, но специалисты выделяют ряд их особенностей. Исправление - это процесс устранения человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы воспитания. Исправление - одновременно результат П. Существует точка зрения, что П. включает деятельность и воспитателя и воспитанника, а исправление - деятельность самого воспитанника. Однако процесс исправления, как и П., возможен только при взаимодействии воспитателя и воспитанника. Большинство специалистов пришли к выводу, что П. - это специфический процесс воспитания, обусловленный степенью запущенности педагогической и особенностями окружающей среды. Конкретная программа П. строится на основе изучения особенностей личности воспитанника с девиантным поведением, установления причин его вызвавших и разработки системы воспитательных мер, направленных на социальное исправление воспитанника. Сущность перевоспитания заключается не только в борьбе с недостатками подростка и искоренении пороков и отрицательных качеств, но и в нормализации всей психической жизни подростка, в ускоренном развитии всего положительного фонда личности. Метод "взрыва" - специфический метод перевоспитания, разработанным А. С. Макаренко. "Взрывается" не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. "Взрыв" предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс "взрыва", чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод "взрыва" выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки. Поэтому за методом "взрыва" должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств. Date: 2016-06-07; view: 594; Нарушение авторских прав |