Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития личности, их учет в организации воспит-образ-го процесса





Фактор - это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления:

1. Социальные факторы развития: среда обитания, политические, географические(Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек;);

2. Биологические факторы развития: наследственность, задатки, способности(Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности);

3. Воспитание (или педагогические факторы): образование, воспитание, обучение, самовоспитание(Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития).

Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении.

Следовательно, развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними и внешними факторами. Происходит он:

- во-первых, в зависимости от внутреннего мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей, интересов и мотивов,

- во-вторых, в зависимости от меняющихся условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.

6. Возрастная периодизация развития личности: педагогические критерии ее выделения и учета в учебно-воспитательной работе. Особенности развития детей в дошкольном возрасте.

Физиологическая периодизация: перинатальный период, период новорожденности, грудной период (до 1 года), ползунковый возраст (1-3), дошкольный(3-6), школьный (6-11), пубертатный (11-15), юношеский (15-20)

Педагогическая: младенчество (1 год), преддошкольный (1-3), дошкольный(3-6), школьный (6-18)

Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.

Дошкольный возраст – от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника. Игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей. Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками.Дошкольное детство делится на младший дошкольный возраст (3–4 лет),средний (4-5) и старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: 1)адаптацию — усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения 2)индивидуализацию — стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других; 3)интеграцию —стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную неповторимость.

 

7. Особенности развития детей младшего школьного возраста
Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении: у них по сравнению с преды­дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы­полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц.


В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система. Быстро развивается психика ребенка, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь­ники в высокой степени возбудимы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».Задача школы первой ступени — развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

Память:запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова­ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

8. Особенности развития личности подросткового возраста
Средний школьный возраст (от 10—11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга­низма.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину.Характерная особенность подросткового возраста — поло­вое созревание организма. У девочек оно начинается с один­надцати лет, у мальчиков — несколько позже, с двенадцати-тринадцати лет

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Восприятие подростка более целенаправленно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью.

Характерная черта внимания -его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Мышление приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на ав­торитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мне­ние, склонен к спорам и возражениям.

Особое значение в нравственном и социальном поведений подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. К концу подросткового периода перед школьниками реаль­но встает проблема выбора профессии. Большинство подрост­ков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с тру­дом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.


9. Юношество.
Юношеский возраст — это период выработки мировоззре­ния, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосозна­ния, активного осмысления будущего. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Восприятие характери­зуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобще­ния и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельно­сти. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явле­ний природы и общественной жизни, стремление к самостоятельной точке зрения.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего це­нят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллек­туальные качества. Больше других ценятся живость ума. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Более отчет­ливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут эти­ческие убеждения. Чувство взрослости становится глубже и ос­трее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

У старшеклассников важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества лич­ности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появ­лению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются рез­кой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпа­дают в главном — каждый хочет занять достойное место в жиз­ни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В последние годы произошла переоценка «престижности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остро­ту всегда волновавшего молодежь вопроса. Хорошей профес­сией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.


10. Сущность процесса воспитания, содержание и его особенности на каждом возрастном этапе

Воспитание представляет собой явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этно-социальными традициями и социально-психологическими особенностями проживающих в них людей. Это позволяет говорить о нем, как о конкретно-историческом педагогическом явлении.

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные возрастные этапы.

Л. С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для первой группы - периодизация на основе внешнего критерия. Периодизация,созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества).

Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития.. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.Возрастная периодизация Л. С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца-1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет.

Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельности, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д. Б. Эльконина – наиболее распространенная в отечественной психологии







Date: 2016-06-07; view: 1051; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию