Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогикиСтр 1 из 30Следующая ⇒
ПЕДАГОГИКА
Педагогика – (от греч. пайдос – дети и аго – вести: пайдагогос - детоводитель) – искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать его, направлять его духовное и телесное развитие. Понимание педагогики как науки о воспитании детей сохранилось вплоть до середины 20 века, и только в последние десятилетия пришли к выводу, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети,Ю но и взрослые. Педагогику стали определеять как науку о воспитании человека (Подласый). Наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев). На сегодняшний день Педагогика – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых юдей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук. Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования. Объект педагогики – «педагогический факт/явление», те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общ-ва. Объектами становится широкий круг жизни гос-ва, общ-ва, структура, объекты, факторы, условия жизнедеятельности, которые оказывают влияние на воспитанность, обученность, развитость граждан, на самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресс страны и человечества. Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия. Задачи педагогики. Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации эффективных мер по ее совершенствованию. Основные задачи: Ø изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе; Ø разработка методик пед.познания; Ø изучение передового пед.опыта; Ø создание общей научной картиины пед.действительсноти, которая будет удовлетворять потребностям общества, жизни и деятельности членов общества; Ø проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики; Ø педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан; Ø разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени; Ø разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения; Ø разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп; Ø разработка актуальных тем разных видов воспитания, например гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества; Ø предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений; Ø разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью; Ø разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему; Ø участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ; Ø подготовка научно-педагогических и педагогических кадров. При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики, при этом реализуются ее основные функции: ü социальная, ü научно-развивающая, ü познавательная, ü диагностическая, ü прогностическая, ü проектно-конструктивная, ü организационно-методическая, ü практически-преобразовательная, ü интегрирующая, ü профессионально-педагогическая, ü воспитательно-просветительская, ü педагогически-организующая. Категории педагогики: формирование, развитие, воспитание, образование, обучение. К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории играют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое. 1. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов (дидактических, экологических, социальных, идеологических, психологических и др.). 2. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу, передача новому поколению накопленного человечеством опыта Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы. Особенности: · длительность · комплексность · результат (сформированные положительные личностные кач-ва) · мотивация · непрерывность · вариативность и неопределенность результата · управление – на обратных связях. Принципы: ü учет возрастных и индивидуальных особенностей ü опора на сильные, положительные качества ü единство требований школы, семьи и общества ü просоциальная направленность ü воспитание в коллективе, вместе и для него ü гуманизация ü гуманитаризация ü демократизация ü сотрудничество ü вариативность 3. Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное. Источник развития – борьба противоречий. Условия – единство внешних и внутренних факторов. Факторы: · наследственность · среда · социально-экономические условия · воспитание 4. Образование – это единый целостный целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом, осуществляемый в интересах конкретного человека, общества, семьи и государства (ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ») Виды: ü Общее ü Профессиональное ü Дополнительное ü Профессиональное обучение Формы получения образования: · В организациях, осуществляемых образовательную деятельность · Вне организация, в форме семейного образования или самообразования.
5. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатам которого является усвоение навыков, умений, знаний, опыта деятельности, мировоззрения, развития умственных сил, дарований, возможностей. Процесс обучения включает в себя две части: 1. преподавание – упорядоченная деятельность педагога, предполагающая планирование и реализацию процесса обучений: обеспечение информации, воспитание, помощь в осознании и практическом применении, контроль и оценка результата. 3 и (информация, интеллект, интерес) и 2 Э (энергетика, энтузиазм); 2. учение – деятельность по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки учащихся к практической деятелньости, формирование и развитие опыта, решение учебных и жизненных задач. Процесс, в ходе которго на основе познания и управления, в ходе которго приобретается опыт, у ученика возникают новые формы поведения и деятелньости и изменяются ранее приобретенные. 4 h (head, hand, heart - health), 2 Э (эмоции, эрудиция.)
Date: 2016-06-07; view: 461; Нарушение авторских прав |