Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 2 Управление образовательным учреждением на основе СМК





Тема 2.1.. Стратегическое управление

Порядок стратегического анализа и планирования в системе менеджмента качества вуза. Стратегический анализ в вузе включает: анализ экономической, политической и демографической ситуации; исследования рынка и оценка потребителя; изучение возможностей вуза в конкурентной ситуации и определение прорывных направлений; направления решения проблем; направления улучшений. Факторы внешней маркетинговой среды (макросреды) вуза: политико-правовые; экономические; демографические; природно-географические; социокультурные; научно-технические. Внутренняя маркетинговая среда (микросреда): устойчивость управления; уровень организационно-методической работы; стабильность образовательного процесса; научную работу и научно-методическое обеспечение образования; социальная работа; кадры; материально-техническое обеспечение; экономическая деятельность и финансовая устойчивость; маркетинговая деятельность (изучение спроса и удовлетворенности, продвижение и реклама услуг); трудоустройство и изучение востребованности выпускников; деловое партнерство (практики, хоздоговоры, спонсорство и др.).

Миссия как определение главной цели и результата функционирования образовательного учреждения, с выработкой стратегии и определения методов ее реализации.

Политика в области качествакак методология практической реализации миссии. Основания определения политики вуза в области качества: выявление области активных действий вуза — сегментов рынка, групп потребителей и заинтересованных сторон; выявление потребностей, которые должны быть удовлетворены и представление их в формате требований; определение механизмов, методов и технологий, с помощью которых эти потребности будут удовлетворяться; определение основных показателей и критериев результативности и эффективности деятельности вуза; определение основных процессов вуза, в рамках которых реализуется или может быть реализована миссия; определение концептуальных основ вовлечения и мотивации сотрудников вуза.

Цели вуза в области качества – это системы связанных между собой целей. Основания для определения целей: проблемы вуза; основные стратегические направления деятельности, которые требуют улучшений; прорывные инновационные направления (know how). План каждой сформулированной цели: мероприятия и ресурсы, необходимые для достижения цели; должностное лицо, ответственное за реализацию программы; сроки ее выполнения и ожидаемый результат. Требования к целям по принципу SMART: Specific — конкретность. Measurable — измеримость. Achievable — достижимость. Realistic — реалистичность. Timed — ограниченность во времени.

Учет требований заинтересованных сторон. Требования сотрудников: определенность обязанностей, ответственности и полномочий как самого работника, так и по отношению к нему; повышение престижности труда и понимание своего вклада в общее дело; четкие критерии оплаты труда и материального поощрения. Требования обучающихся: преимущества в получении грантов и наград; получать образование гарантированного качества, подтвержденно­го внедренной системой менеджмента качества (сертификатом); влиять на важнейшие составляющие своего образования. Требования администрации: прозрачность и результативность управления; позиционирование среди профильных вузов; возможность для привлечения дополнительных ресурсов. Общие требования: повышение статуса университета и укрепление позиций как одного из ведущих вузов страны; международное признание с целью позиционирования на рынке образовательных услуг, труда и на поприще науки; внешнее подтверждение управляемого качества.

 

Тема 2.2. Процессный подход в СМК

Понятие «процесс». Процесс как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы. Общая схема процесса: владелец процесса как должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении необходимые ресурсы, информацию о процессе, управляет ходом процесса и несет ответственность за ход, результаты и эффективность процесса; вход процесса — ресурс, обеспечиваемый внешним поставщиком; выход процесса — результат (продукт, услуга) выполнения процесса; потребитель как субъект, получающий и использующий результат процесса, степень удовлетворенности которого является критерием оценки качества результатов процесса (внутренний — находится в организации и, в ходе своей деятельности, использует результаты (выходы) предыдущего процесса; внешний — находится за пределами организации и использует результат (выход) процесса); ресурсы — информация, финансы, материалы, время, персонал, интеллектуальный потенциал, инфраструктура, среда, оборудование, программное обеспечение, природные ресурсы, необходимые для выполнения процесса и находящиеся в распоряжении владельца процесса; ресурсы, обеспечивающие процесс (долговременные ресурсы (или ресурсы длительного пользования): персонал, оборудование, технологии и методы; и преобразуемые ресурсы: финан­совые и материальные ресурсы, материалы и комплектующие; р егламент процесса — документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и порядок принятия решений по улучшениям; параметры продукта (услуги) как промежуточные и конечные характеристики результата процесса, а также требования к его качеству; параметры процесса — характеристики процесса, задание и выполнение которых гарантирует достижение заданных целей процесса и выполнение требований к качеству.


Подпроцессы как отдельные, достаточно автономные части процессов, которые могут быть четко идентифицированы.

Виды деятельности (работы, функции) — определенные на уровне подразделений, команд или отдельных сотрудников виды деятельности и решаемые задачи.

Общая классификация процессов организации: основные процессы (бизнес-процессы, производственные процессы, процессы жизненного цикла, базовые процессы, главные процессы) — процессы деятельности организации, добавляющие ценность продукции или услуге; вспомогательные процессы (обеспечивающие, поддерживающие) — процессы, необходимые для выполнения основных про­цессов, но приводящие к увеличению стоимости продукции или услуги; процессы управления (менеджмента, организационно-управленческие, управленческой деятельности руководства) по данной классификации являются вспомогательными, приводящими к дополнительным издержкам.

Способы описания процессов: вербальное описание — описание на естественном языке, табличное описание процесса как частный случай вербального; графическое описание процессов; математическое описание — описание математической модели, построенной с помощью средств и правил определенного раздела (разделов) математики, может быть построена статистическая модель для анализа и прогнозирования успешности обучения (вероятности отклонения процесса обучения и его результатов от заданных требований); графическое описание — описание объекта с помощью средств и правил графического изображения.

Управление на основе процессной модели. Эффективное управление процессами вуза: идентифицирование основных, вспомогательных и управленческих процессов вуза; определение ответственного за каждый процесс — владельца процесса; разработка системы постоянного контроля и улучшения каждого процесса; переориентация всех функциональных служб: финансовой, кадровой системы, системы снабжения и др. на поддержку процессов; проведение радикальной перестройки — реинжиниринга процессов (в случае необходимости).

Основные критерии для выбора владельца процесса: знание процесса, у мение влиять на людей и содействовать изменениям. коммуникативные способности, энтузиазм в отношении своих новых обязанностей, ответственность за процесс. Основные требования, предъявляемые к процессу, выполнение которых входит в компетенцию владельца процесса: эффективность, действенность,соответствие (конформность), способность.


Определение критериев результативности и эффективности процесса: результативность как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов; Эффективность процесса как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами, гибкость процесса как способность процесса реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.

Фазы управления процессами: планирование, выполнение, контроль и улучшение. Планирование процесса: определение потребителей, уточнение целей потребителей и выхода процесса, формулирование требований к поставщикам, определение целей по эффективности (затраты и время), проектирование процесса (определение подпроцессов, функций и операций, последовательности их выполнения, необходимых ресурсов, регламентов и пр.), разработка системы контроля, обеспечивающей измерение характеристик процесса, экспертиза проекта, его коррекция и улучшение.

Контроль качества процесса как непрерывный анализ и оценивание соответствия фактических значений измеряемых параметров процесса установленным, а также оценивание результативности и эффективности процесса. Главное требование к системе контроля — предупреждение несоответствий, влияние на процесс, а не на результат.

Процесс улучшения качества процесса как выработка и реализация предложений и мер по непрерывному совершенствованию деятельности, разработка и применение корректирующих и предупреждающих мероприятий в случае отклонения параметров процесса от заданных значений.

 

 

Тема 2.3. Документирование СМК, управление документацией

Требования к содержанию и оформлению документации системы менеджмента качества вуза: отражение стремления вуза к обеспечению высокого качества своей деятельности и подтверждение реальных действий по осуществлению этого стремления в соответствующих документах, закрепление и распространения лучшей практики внедрения СМК, наличие свидетельства выполнения конкретных действий и достигнутых результатов. Цель разработки документации – создание нормативно- организационной и информационно-методической основы для построения, обеспечения устойчивого функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента качества, а также доказательство ее соответствия требованиям стандартов ISO серии 9000. Роль документации: передача смысла и последовательности действий; достижение соответствия требованиям потребителя и улучшение качества; обеспечение соответствующей подготовки кадров; возможность повторяемости и прослеживаемости; обеспечение объективных свидетельств; оценивание эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества»'.

Назначение документации СМК: способствовать достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества; обеспечивать подготовку персонала; обеспечивать повторяемость и прослеживаемость; предоставлять объективные свидетельства; оценивать эффективность и постоянную пригодность системы менеджмента качества; обеспечивать конкурентные преимущества. Требования к документации: обеспечение поддержки результативного и эффективного выполнения процессов; обеспечение полноты управления и работоспособность СМК; соответствие нормативным требованиям; соответствие ожиданиям и потребностям потребителей и заинтересованных сторон; должна обеспечивать внутренние и внешние взаимодействия; функциональность; простота в использовании.


Документация системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001:2008: документально оформленные заявления о политике и целях в области качества; руководство по качеству; документированные процедуры; документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; записи по качеству.

Структура документации СМК вуза. Политика в области качества. Планирование качества. Руководство по качеству. Документированные процедуры. Процедура управления записями. Управление документацией.

Тема 2.4. Управление затратами в СМК

Управление затратамикак деятельность, направленная на повышение качества с позиций всех заинтересованных сторон при одновременном снижении себестоимости.

Классификация видов затрат на качество (по Ю. П. Адлеру). 1. Внутренние затраты: брак (стоимость труда, материалов, накладных расходов); переделка (затраты на исправление дефектов); анализ отказов (стоимость выявления причин несоответствий); брак и переделка продукции поставщиков; сортировочный контроль (стоимость анализа несоответствий); повторный контроль и испытания (стоимость контроля и испытанийпосле переделки и устранения несоответствий); потери процесса, которые можно исключить (стоимость потерь, возникающих иногда при соответствующей продукции), снижение ценности (разница между нормальной и сниженной ценой результатов труд). 2. Внешние затраты: гарантийные расходы: затраты на замену или ремонт; рекламации: затраты на обследование и урегулирование обоснованных претензий; возврат: затраты, связанные с оприходованием и заменой возвращенной дефектной продукции; скидки: уступки заказчику. 3. Кураторские затраты: входной контроль и испытания; контроль изготовления: стоимость оценки соответствия требованиям в процессе; конечный контроль: стоимость оценки соответствия при приемке; аудит качества продукции и услуг: стоимость аудитов в деловых процессах; поддержание точности оборудования: стоимость периодической калибровки контрольно-измерительного и испытательного оборудования; контроль и испытания материалов и услуг: стоимость услуг, материалов и принадлежностей, используемых при испытаниях; оценка запасов: стоимость испытаний с целью оценки степени ухудшения свойств. 4. Предупредительные затраты: планирование качества: затраты на создание общего плана качества и специализированных планов, на подготовку процедур реализации планов; анализ новой продукции и услуг: затраты на оценку надежности новых процессов; подготовка деятельности: расходы на анализ возможностей процесса, планирование контроля и др; регулировка процесса: расходы на контроль и эксперименты для выявления потенциала процесса; аудиты качества: стоимость оценки выполнения работ в сводном плане качества; оценка качества у поставщиков: стоимость оценки качества до выбора поставщика, затраты на аудит работ поставщика в процессе выполнения контракта и на принятие необходимых мер к поставщикам; обучение: стоимость подготовки и реализации программ обучения. 5. Косвенные затраты: потенциальные потери продаж; стоимость перепроектирования по причинам качества; стоимость изменения технологического процесса; затраты на изменение программного обеспечения затраты, включенные в стандарты (нормы): излишне закупленные материалы, допущение брака и переделок на протяжении технологического процесса, допущение на брак и переделку во временных нормах; излишние производственные расходы в связи с дефектами: дополнительные производственные площади, запасы, сверхурочные; повышенные расходы на технологический процесс для приемлемой продукции; стоимость ошибок во вспомогательных операциях.

Этапыуправления затратами: группирование затрат; идентификация ключевых работ; определение элементов затрат для каждого вида ключевых работ; распределение затрат по категориям (люди; методы; материалы; оборудование; среда); учет затрат на процесс и распределение их по элементам (подготовка отчета о затратах на процесс с целью получения сравнимых результатов и выявления тенденций; анализ затрат с применением статистических методов; планирование и внедрение улучшения процесса (кратко- и долгосрочное); управление затратами на процесс; оценка результатов).

Модуль 3 Сертификация и аудит СМК

Тема 3.1.Аудит СМК

Роль аудита как инструмента для мониторинга и проверки результативности внедрения политики в области качества организации, как важная часть деятельности по оценки соответствия международным стандартам. Аудит как систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудитаи объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита(ISO 19011). Принципы аудита: независимость; подход, базирующийся на доказательствах, подход, базирующийся на свидетельствах; этичность поведения; беспристрастность; профессиональное внимание. Цели аудита: определение степени соответствия системы менеджмента проверяемой организации или ее частей критериям аудита; оценка способности системы менеджмента обеспечить соответствие законодательным, регламентирующим и иным требованиям; оценка результативности системы менеджмента в достижении поставленных целей; определение областей возможного улучшения системы менеджмента. Определение цели аудита заказчиком аудита. Определение объема и критериев аудита совместно заказчиком аудита и руководителем аудиторской группы в соответствии с процедурами по программе аудита. Методика аудита и критерии аудита. Критерии аудита — совокупность политик, процедур или требований.

Виды аудита. Внутренние аудиты. Внутренний аудит — аудит первой стороной (организация сама оценивает себя на соответствие стандарту т. е. проводит внутреннюю проверку). Внешние аудиты. Внешний аудит — аудит второй стороной (потребитель оценивает поставщика (потенциального или фактического) на соответствие стандарту). Сертификационные аудиты (сертификация). Сертификационный аудит — аудит третьей стороной (оценка осуществляется независимыми органами, такими как консультанты или органы по сертификации).

Психологические и этические аспекты проведения аудита. Требования к специальной подготовке аудиторов — работников образовательного учреждения Недопущение наказаний, конфиденциальность.

 

Тема 3.2. Внутренний аудит

Внутренний аудит как инструмент улучшений.

Задачи внутреннего аудита: подтверждение адекватности СМК требованиям международного стандарта и требованиям, установленным самой организацией; подтверждение пригодности политики организации и достижения целей организации в области качества; подтверждение выполнения запланированных мероприятий и достижения запланированных результатов; подтверждение устранения причин обнаруженных несоответствий для предупреждения их повторного возникновения; подтверждение устранения потенциальных несоответствий для предупреждения их возникновения; выявление возможности улучшения. Программа аудитакак совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретные сроки и направленных на достижение определенной цели. Менеджмент программ аудита: определение цели и объема программы аудита; ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры; реализацию программы аудита; запись по программе аудита; мониторинг и анализ программы аудита.

 

Тема 3.2. Сертификация СМК, надзорные аудиты

Сертификационные аудиты (сертификация). Сертификационный аудит — аудит третьей стороной (оценка осуществляется независимыми органами, такими как консультанты или органы по сертификации). Выгода от возможности проведения аудита компетентным органом, пользующегося доверием потребителя — заменена множества оценок выполняемых каждым потребителем, в том числе потенциальным (второй стороной), одной, имеющей юридическую силу оценкой, осуществляемой третьей стороной, которая дает объективную картину общих возможностей организации, а не только ее соответствия требованиям со стороны какого - то одного потребителя. Институт независимых аудиторов.

Основные понятия. Сертификация (Федеральный закон 2002 «О техническом регулиро­вании») — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, по­ложениям стандартов или условиям договоров. Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стан­дартов или условиям договоров. Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы серти­фикации в целом. Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократ­ного использования устанавливаются характеристики продукции (услуг), правила осуществления и характеристики процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартизация — деятельность по установлению правил и характе­ристик в целях их добровольного многократного использования, направ­ленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обраще­ния продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация системы менеджмента качества — это один из спосо­бов обеспечения гарантии того, что держатель сертификата способен все­гда поставлять продукцию или услуги, которые удовлетворяют установ­ленным требованиям.

Этапы работ по сертификации СМК. Первый этап — организация работ. Второй этап — анализ документов системы менеджмента качества организации. Третий этап — подготовка к аудиту (проверке) «на месте». Четвертый этап — проведение аудита (проверки) «на месте» и подготовка акта по результатам аудита. Пятый этап — завершение сертификации, выдача и регистрация сертификата. Шестой этап — инспекционный контроль (надзорный аудит) сертифицированной системы менеджмента качества.

Тема 3.3.Управление измерением, анализом и улучшением

Самооценка и публичный отчет вуза. Измерение, анализ и улучшение: мониторинг и измерение; удовлетворенность потребителей; внутренние аудиты (проверки); мониторинг и измерение процессов; мониторинг и измерение результатов образовательных услуг и научнойпродукции; управление несоответствиями; анализ данных; корректирующие действия; предупреждающие действия, постоянное улучшение.

Управление устройствами для мониторинга и измерений в учреждениях образования на основе квалиметрической концепции как продуманном и документально закрепленном применении любых педагогических тестовых материалов или любых средств мониторинга и измерений.

Осуществление измерения и мониторинга на основе предварительно разработанной и согласованной системы критериев и показателей. Методология планирования как средство установления, на получение какой информация нацелены измерения. Планирование действий, предусмотренных стандартом: установление методов сбора и хранения информации, касающейся каждого измеряемого показателя, методов анализа данных (включая статистические методы) соответствующие природе собираемых данных (количественных или качественных), условиям протекания процессов и области деятельности образовательного учреждения; выявление необходимых ресурсов; установление сроков сбора и хранения данных; установление ответственных за сбор, анализ и использование данных; установление лиц, которым должна быть передана собранная информация; выбор эффективных способов своевременного доведения информации до заинтересованных лиц.

Управление несоответствиями. Формулировки несоответствий: несоответствие образовательной программы требованиям, установленным в ГОС; несоответствие материально-технического, информационного, кадрового обеспечения; несоответствие образовательной деятельности требованиям, предъявляемым законодательными и другими регулирующими положениями; несоответствие рекомендуемых учебных материалов содержанию учебной программы; несоответствие уровня знаний студентов требованиям к успешному освоению курса; несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям к итоговой аттестации; несоответствие выбранных диагностических средств содержанию и целям проверки знаний студентов; несоответствие уровня квалификации привлеченных к преподаванию сотрудников установленным требованиям; несоответствие содержания научного отчета техническому заданию и др. Методики выявления, анализа и устранения несоответствий.

Постоянное улучшение. Анализ со стороны руководства как возможность высшим руководителям организации оценивать пригодность, адекватность и эффективность существующей системы менеджмента, выдвигать инициативы по ее совершенствованию.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

6.1 Тематический план дисциплины «Системы менеджмента качества в образовании»

№ п/п   Наименование модулей и тем курса Количество часов Соотношение видов контроля
Всего Аудиторные занятия Самост тельная работа
Лекции Практическ Текущий Итоговый Всего
  Менеджмент качества              
1.1 Понятие качества образования и менеджмента качества     -   - - -
1.2 История менеджмента качества   -     - - -
1.3 Модели СМК в образовании   -     - - -
1.4 Требования стандарта ISO 9001   -     - - -
  Управление образовательным учреждением на основе СМК              
2.1 Стратегическое управление     -   - - -
2.2 Процессный подход в СМК   -     - - -
2.3 Документирование СМК, управление документацией   -     - - -
2.4 Управление затратами в СМК   -     - - -
  Сертификация и аудит СМК   -          
3.1 Аудит СМК     -   - - -
3.2 Внутренний аудит   -     - - -
3.3. Сертификация СМК, надзорные аудиты   -     - - -
3.4 Управление измерением, анализом и улучшением   -     - - -
  Всего:         - -  

Содержание (модульной) рабочей программы.

6.2.1 Модуль 1 Менеджмент качества

Кол-во часов на раздел (модуль) – 49 ч.

Учебные цели: уяснить связь понятий, составляющих основу менеджмента качества и понять, как за счет качественного управления образовательная организация может выполнить свою миссию и быть максимально полезным обществу.

Компетенции: Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10).

 

Лекция

Тема 1.1. Понятие качества образования и менеджмента качества– 1ч.

1. Качество как объективная и всеобщая характеристика объектов. Сущностные признаки категории качества.

2. Понятие качества образования.

3. Понятие менеджмента качества.

4. Система менеджмента качества (СМК). Принципы менеджмента качества

Методы: обяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, показ-демонстрация.

Список литературы:

1. Аристов О.В. Управление качеством: учебник [Текст]: / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект; Мир, 2006.

3. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества: В 2 т. / В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2007. – 1159с.

4. ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

5. Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 г. № 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования».

6. Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие качества образования и менеджмента качества».

2. Выставка литературы «Качество образования» (научно-методические материалы, периодические издания).

Практическая работа (семинар)

Тема 1.2. История менеджмента качества – 2ч.

План

1. Развитие теории и практики качества в период период конца XIX — начала XX веков.

2. Создание новых техник и технологий управления качеством высокой степени сложности.

3. Создание теории всеобщего управления качеством. Принципы TQM в основе нового поколения стандартов ISO 9000.

4. Развитие теории и практики менеджмента качества в России.

5. Активное использование рыночных методов управления. Методы:

Методы: развитие критического мышления, иллюстрирование, исследовательский метод

Список литературы:

1 Абчук, В.А. Менеджмент: учебник [Текст] / В.А. Абчук, В.В.Тимченко, С.Ю. Тратщын. - СПб.: Книжный Дом, 2006.

2. Иняц, Н. Малая энциклопедия качества: В 3 ч. Ч. 3. Современная история [Текст] / под общ. ред. Ю.В. Василькова, Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорват. Л.Н. Белинькой. М.:РИА «Стандарты и качество», 2003.

3. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы [Текст] / под ред. Дж.Джурана. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

4. Окрепилов, В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и управления качеством [Текст]/ В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2007.

5. Элькин, Г.И. Система подтверждения соответствия в России [Текст]/ Г.И. Элькин, В.В. Окрептов. - М., 2007.

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «История менеджмента качества».

2. Нормативно-правовые документы

Практическая работа (семинар)

Тема 1.3. Модели СМК в образовании – 4ч.

План

1. Обеспечение единого подхода в понимании качества высшего образования — важнейшее направление в Болонском процессе.

2. Европейская система обеспечения гарантий качества образования.

3. Подходы (модели) СМК.

4. Состав стандартов серии ISO 9000. Европейская премия по качеству.

Методы: беседа, групповое обучение, моделирование

Список литературы

1. ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. Логанина, В.И. Системы качества: учебное пособие [Текст]/ В.И. Логанина, А.А.Федосеев. - Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2005.

3. Тимченко, В.В. Системы менеджмента качества в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын, М.В. Жарова. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 178с.

Информационное сопровождение:

1. Выставка «Нормативно-правовые документы по СМК»

2. Мультимедийные презентации выступающих «Модели СМК».

 

Практическая работа (семинар)

Тема 1.4. Требования стандарта ISO 9001 – 2ч.

План

1. ISO 9001 – первый признанный мировой стандарт общего менеджмента.

2. Встраивание требований стандарта ISO 9001 в традиционные модели управления вузами России.

3. Структура требований к СМК стандарта ISO 9001.

4. Опыт использования СМК в практике ДОО.

Методы: беседа, групповое обучение,

Список литературы

1. ISO/CD 9001 Quality management systems. Requirements. — ISO/TC 176/SC2,№ 786-1.

2. Климова, Т.В., Жаркова Е.В. Внедрение СМК в ДОУ // Фундаментальные исследования / Т.В. Климова, Е.В. Жаркова.– 2008. – № 12 – С. 67-70

3. Маслов, Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM[Текст]/ Д.В. Маслов.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 152 с.

4. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]/ Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: «Творческий центр Сфера», 2006, № 3 (29).

5. Тимченко, В.В. Системы менеджмента качества в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын, М.В. Жарова. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 178с.

Информационное сопровождение

Мультимедийные презентации выступающих «Структура требований к СМК»

Самостоятельная работа 40ч.

Темы для самостоятелизучения Изучаемые вопросы Кол Часов Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Форма отчетности
1.1 Понятие качества образования и менеджмента качества Принципы менеджмента качества   Изучить вопрос «Принципы менеджмента качества применительно к образованию» Составить структурно-логическую схему: «Принципы менеджмента качества» и описать их. 1. Аристов, О.В. Управление качеством: учебник [Текст]: / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2007. 2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект; Мир, 2006. 3. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества: В 2 т. / В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2007. – 1159с. 4. ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Выступле ние на семинаре
1.1 Понятие качества образования и менеджмента качества Понятие менеджмента качества   Составить словарь терминов по теме Выписать сущностные признаки категории качества. 1. Аристов, О.В. Управление качеством: учебник [Текст]: / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2007. 2. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект; Мир, 2006. 3. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества: В 2 т. / В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2007. – 1159с. 4. ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Выступле ние на семинаре Письменная работа,
1.2 История менеджмента качества Периоды развития теории и практики качества   1 Составить конспект «Характеристика периодов развития теории и практики качества 2. Подготовить сообщение Активное использование рыночных методов управления. 1 Абчук, В.А. Менеджмент: учебник [Текст] / В.А. Абчук, В.В.Тимченко, С.Ю. Тратщын. - СПб.: Книжный Дом, 2006.   2 Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы [Текст] / под ред. Дж.Джурана. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. 3 Тимченко, В.В. Системы менеджмента качества в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын, М.В. Жарова. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 178с. Выступле ние на семинаре
1.2 История менеджмента качества Развитие теории и практики менеджмента качества   Разработать мультимедийную презентацию «История менеджмента качества».   1 Абчук, В.А. Менеджмент: учебник [Текст] / В.А. Абчук, В.В.Тимченко, С.Ю. Тратщын. - СПб.: Книжный Дом, 2006. 2. Иняц, Н. Малая энциклопедия качества: В 3 ч. Ч. 3. Современная история [Текст] / под общ. ред. Ю.В. Василькова, Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорват. Л.Н. Белинькой. М.:РИА «Стандарты и качество», 2003. 3. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы [Текст] / под ред. Дж.Джурана. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. 4. Окрепилов, В.В. Словарь терминов и определений в области экономики и управления качеством [Текст]/ В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2007. 5.Элькин, Г.И. Система подтверждения соответствия в России [Текст]/ Г.И. Элькин, В.В. Окрептов. - М., 2007. Выступле ние на семинаре
1.3.Модели СМК в образовании Состав стандартов серии ISO 9000   Составить список нормативно-правовых документов по СМК и изучить их 1. ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2. Логанина, В.И. Системы качества: учебное пособие [Текст]/ В.И. Логанина, А.А.Федосеев. - Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2005. 3. Тимченко, В.В. Системы менеджмента качества в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын, М.В. Жарова. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 178с. Письменная работа,
1.3.Модели СМК в образовании Состав стандартов серии ISO 9000   Подготовить сообщения: -европейская система обеспечения гарантий качества образования. -состав стандартов серии ISO 9000. Европейская премия по качеству. 1. ISO 9000:2005 — Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2. Логанина, В.И. Системы качества: учебное пособие [Текст]/ В.И. Логанина, А.А.Федосеев. - Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2005. 3. Тимченко, В.В. Системы менеджмента качества в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын, М.В. Жарова. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 178с. Выступле ние на семинаре
1.4. Требования стандарта ISO 9001 Опыт использования СМК в практике ДОУ.   Опыт использования СМК в практике ДОУ. подготовить конспекты статей на основе самостоятельного поиска   Климова, Т.В., Жаркова Е.В. Внедрение СМК в ДОУ // Фундаментальные исследования / Т.В. Климова, Е.В. Жаркова.– 2008. – № 12 – С. 67-70   Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]/ Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: «Творческий центр Сфера», 2006, № 3 (29). Письменная работа
1.4. Требования стандарта ISO 9001 Структура требований к СМК стандарта ISO 9001.   Подготовить сообщение. Встраивание требований стандарта ISO 9001 в традиционные модели управления вузами России.   1. ISO/CD 9001 Quality management systems. Requirements. — ISO/TC 176/SC2,№ 786-1. 2. Климова, Т.В., Жаркова Е.В. Внедрение СМК в ДОУ // Фундаментальные исследования / Т.В. Климова, Е.В. Жаркова.– 2008. – № 12 – С. 67-70 3. Маслов, Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM[Текст]/ Д.В. Маслов.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 152 с. 4. Поздняк, Л.В. Теоретические основы управления современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]/ Л.В. Поздняк // Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: «Творческий центр Сфера», 2006, № 3 (29). 5. Тимченко, В.В. Системы менеджмента качества в образовании: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тимченко, С.Ю. Трапицын, М.В. Жарова. – СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. – 178с. Выступле ние на семинаре

Контрольные вопросы и задания по модулю

1 Почему в современных условиях актуальна проблема управления качеством образования?

2 В чем философский смысл понятия «качество»?

3 Каковы сущностные признаки качества?

4 Что такое потребительские свойства услуги?

5 В чем отличие потребности и спроса?

6 Почему считается, что в основе качества лежит потребность?

7 Чем отличается понятие качества с точки зрения производителя и потребителя?

8 Выделите основные группы потребителей применительно к деятельности вашего вуза. Сформулируйте перечень их потребностей (ожиданий). Проведите мини-опрос в выделенных вами группах. Сравните результаты, сделайте выводы.

9 Как можно интерпретировать понятие «качество образования» с позиций его философской трактовки?

10 Какие существуют определения качества образования?

11 В чем сложность использования экономической формулировки применительно к качеству образования?

12 В чем различия в формулировке понятия качество образования в традиционной и личностно ориентированной педагогической парадигме?

13 Какие требования к качеству образования задаются государством? Работодателем? Учащимся?

14 Выберите одно из вышеприведенных или сформулируйте свое определение качества образования. Обоснуйте свой выбор.

15 Проанализируйте понятие качество образования с точки зрения его сущностных свойств.

16 В чем различие между понятиями управление и менеджмент?

17 Дайте определение менеджмента качества.

18 Какие условия определяют возможности вуза по управлению качеством образования?

19 Почему необходимо изучать историю становления теории каче­ства?

20 На какие периоды подразделяется современная история качества?

21 В чем учение Деминга опирается на труды Уолтера Шухарта?

22 Что такое цикл улучшения Шухарта?

23 На каких основных предпосылках базируется успешная реализа­ция полного контроля качества (TQC)?

24 В чем состоят действительные причины японского «экономического чуда»?

25 Что представляют собой характеристики качества Филиппа Кросби?

26 В чем особенности новой западной школы качества?

27 Сравните позицию специалистов по качеству в разный период времени? В чем причина изменения взглядов?

28 Проанализируйте применение различных подходов в менеджменте качества в отношении управления Вашим вузом.

29 Перечислите принципы менеджмента качества в соответствии с положениями стандарта ISO 9000? Сравните их с принципами других систем менеджмента.

30 В чем проявляется лидирующая роль первого лица образователь­ного учреждения в системе менеджмента качества?

31 Какие фактические данные в системе управления вузом являются наиболее актуальными?

32 Партнерские отношения с какими организациями и заинтересованными лицами характерны для вашего вуза?

33 Какие методы вовлечения персонала в управление образовательным учреждением являются наиболее эффективными?

34 Проиллюстрируйте использование принципов менеджмента качества на примере вашего вуза.

35 Поясните, не является ли постоянное улучшение «самоцелью» для образовательного учреждения.

36 Проанализируйте, какие принципы менеджмента качества труднее всего применить в Вашем вузе и какие для этого существуют препятствия.

37 Какие причины являются определяющими для перехода вузов на новую систему управления?

38 Почему система менеджмента качества в соответствии с требова­ниями международного стандарта ISO 9001 является привлекательной для вуза?

39 Какие современные управленческие механизмы лежат в основе модели менеджмента качества по стандарту ISO 9000?

40 Какие элементы входят в систему менеджмента качества по стан­дарту ISO 9000?

41 В чем состоит «системный подход» в менеджменте качества?

42 Дайте характеристику структуры стандарта ISO 9001:2008.

43 В каком документе изложены рекомендации по применению стандарта ISO 9001 в образовательных учреждениях?

44 Какова роль руководства в системе менеджмента качества по стандарту ISO 9001 и какие требования стандарта это определяют?

45 Какие требования стандарт содержит для руководителя образовательного учреждения?

46 Составьте перечень продукции и услуг вуза. Определите основных потребителей этих услуги.

47 Дайте пояснения по требованию стандарта ISO 9001 «Управление устройствами для мониторинга и измерений».

 

Терминологический минимум

Качество.Качество образования.Международные стандарты.Менеджмент.Менеджмент качества. Менеджмент проекта (project management).План менеджмента проекта (project management plan). Планирование качества. Политика в области качества. Проект (project).Производитель и потребитель.Система.Система качества образовательного учреждения.Система менеджмента.Система менеджмента качества (СМК).Стандартизация.Требование.Удовлетворенность потребителей.Улучшение. Управление качеством. Цели в области качества.

Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля

1. Мультимедийные презентации:

– «Понятие качества образования и менеджмента качества».

– «История менеджмента качества».

– «Структура требований к СМК»

2. Выставки литературы:

– нормативно-правовые документы;

– научно-методические материалы;

– периодические издания (журналы, газеты).

 







Date: 2016-06-06; view: 681; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.076 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию