Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 1 Менеджмент качества





Тема 1.1. Понятие качества образования и менеджмента качества

Политика государства по вхождению России во Всемирную торговую организацию и широкому внедрению рыночных механизмов в образовании: ужесточение аккредитационных требований Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации; конкуренция вузов на рынке образовательных услуг; конкретизация требований потребителей образовательных услуг; освоение образовательными учреждениями современных эффективных методов менеджмента, имеющих экономические основания; применение рейтинговых подходов для проведения конкурсного определения исполнителей государственных образовательных программ и выполнения научных исследований; широкое использование механизмов конкурсов по качеству (национальных, региональных, ведомственных); возросшие требования персонала к качеству организации деятельности; учет требований потребителей и всех заинтересованных сторон.

Качество как объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности свойств данного предмета или явления с некоторым идеальным образом. Сущностные признаки категории качества.

Понятие качества образования. Качество образования как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Качество образования как совокупность его свойств, которая обусловливает способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. Системообразующие свойства, составляющие ядро-сферу качества образования.

Понятие менеджмента качества. Понятия «управление» и «менеджмент». Менеджмент как скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией. Менеджмент качества как скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Обеспечение качества как часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Управление качеством как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Управление качеством как постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия образовательной деятельности, обеспечивающий непрерывное ее совершенствование и достижение результатов, в наибольшей степени отвечающих потребностям разнообразных групп потребителей. Планирование качества как часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества.

Система менеджмента качества (СМК) как совокупность организационной структуры, процессов, документации (процедур), ответственности, полномочий и ресурсов, необходимых для достижения целей организации в области качества. Система менеджмента как система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента качества как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Важность задачи внедрения СМК в образовательные учреждения как средства становления современного образовательного менеджмента.

Принципы менеджмента качества

Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Лидерство. Руководители обеспечивают единство цепи и направления деятельности организации. Вовлечение персонала. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности. Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. Постоянное улучшение (непрерывное совершенствование). Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Принятие решений на основе фактов. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Создание взаимовыгодных отношений с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Тема 1.2. История менеджмента качества

Первый период развития теории и практики качества как период «мастерства». Для поддержания необходимого качества мастеру необходимо было знать секреты производства.

Второй период — решение проблем организации массового производства в конце XIX — начале XX веков. Необходимость контроля качества выпускаемых товаров, на производстве и создавание специальных служб контроля, включение во взаимодействующие технологические процессы (вклад Ф. Тейлора).

Третий период — исследования и труды «ранних американцев»: Уолтера Шухарта, Эдварда Деминга, Джозефа Джурана, Арманда Фейгенбаума. 10 этапов для повышения качества по Джозефу М. Джурану. Концепция тотального контроля качества и основные положения системного подхода к управлению качеством продукции Арманда Валлиан Фейгенбаума.

Четвертый период — создание новых техник и технологий управления качеством высокой степени сложности. Каору Исикава, Генити Тагути и Шигео Шинго. Вклад в развитие менеджмента качества как науки и практики представителей «западной школы»: Филипп Кросби, Том Петере, Клаус Меллер. Оригинальный графический метод анализа причинно-следственных связей – диаграммы Исикавы («рыбий скелет» — Fishbone Diagram) как инструмент контроля качества. Обобщенная философия качества Тагути. Том Петере (Tom Peters) о совершенном управлении организацией как управлении качеством. Клаус Меллер о роли человеческого фактора.

Пятый период — создание теории всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM), появление и широкое внедрение стандартов серии ISO 9000. «Всеобщее управление качеством» как философия организации, основанная на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. TQM как философское понятие, как культура и поведение организации по отношению к потребителю, как стратегический подход к менеджменту. Принципы TQM в основе нового поколения стандартов ISO 9000, выпущенных в 2000 г.

Развитие теории и практики качества в России. Работы П.T. Чебышева и А.М. Ляпунова являются теоретической основой выборочного контроля качества. Вклад в разработку систем управления качеством Г. Венецкого, А.М. Длина, В.В. Бойцова, А.В. Гличева, В.В. Окрепилова и других. Саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК или заказчику. Система КАНАРСПИ. Система НОРМ. Комплексная система управления качеством продукции КС УКП. Россия — активный участник процесса внедрения современных подходов по управлению на основе методологии всеобщего менеджмента качества. Представительство российских специалистов в международных организациях: в Европейской организации по качеству (EOQ) в 2006-2008 гг., в Международной организации по стандартизации (ISO). Сертификация более 16000 организаций по ISO 9001 с 2001 года. Активное использование рыночных методов управления, ориентированных на клиентов как необходимость перехода на экономически целесообразные взаимоотношения, успешности в нацио­нальных границах и на международном рынке.

Тема 1.3. Модели СМК в образовании

Европейская система обеспечения гарантий качества образования (Quality Assurance) включает несколько системных уровней: государственный — это государственная политика каждой страны в области высшего образования, а также лицензирование и аккре­дитация образовательных учреждений; общественно-профессиональный — это участие профессиональных сообществ, работодателей, общественных организаций, в том числе международных, а также непосредственных потребителей образо­вания в оценке результатов образования, в формировании заказа на специалистов и в экспертизе образовательных программ; институциональный — на уровне образовательного учреждения и менеджмента; уровень образовательных программ и отдельных дисциплин.

Подходы (модели) СМК: процессные модели; конкурсы по качеству; внешний аудит в соответствии с положениями стандартов; самооценка и публичный отчет вуза.

Модель TQM (Total Quality Management) — модель всеобщего менеджмента качества. Премия Деминга. Премия Малькольма Болдриджа. Конкурс премий Правительства РФ в области качества. Конкурс «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». Типовая модель системы качества образования Рособрнадзора для вузов России. Структура и критерии типовой модели системы качества вуза. Стандарты ENQA. Состав стандартов серии ISO 9000. Европейская премия по качеству.

Тема 1.4. Требования стандарта ISO 9001

ISO 9001 – первый признанный мировой стандарт общего менеджмента, вобравший все достижения успешной практики лучших организаций, мировых лидеров бизнеса.

Встраивание требований стандарта ISO 9001 в традиционные модели управления вузами России. Задачи внедрения СМК в деятельность российских вузов как необходимость инициировать процесс совершенствования системы управления вузом в целом, приближения ее к общепринятой мировой практике.

Структура требований к СМК стандарта ISO 9001. Общие требования к системе менеджмента качества: процессный подход; документирование. О тветственность ректора: принятие решение о переходе на данную модель управления; ориентация на потребителя; разработка политики в области качества; организация разработки целей в области качества и планов по качеству; определение структуры системы менеджмента качества, назначение представителя высшего руководства по качеству и других должностных лиц и предоставление им соответствующих полномочий; анализ системы менеджмента качества и ее результативности. Менеджмент ресурсов: обеспечение необходимыми ресурсами; человеческими ресурсами; инфраструктурой и материальными ресурсами (оборудование, административные помещения, аудитории, вспомогательные подразделения); производственной средой (учебные аудитории, кафедры, лаборатории, библиотеки, спортивные сооружения и т. д.); информационными ресурсами; финансовыми ресурсами. Управление образовательным процессом и другимипроцессами: процессное управление; четкая регламентация;• количественное и качественное измерение результатов процессов; механизмы оценивания удовлетворенности потребителей; проверка способности образовательных программ достигать задан­ных результатов на этапе их проектирования и разработки (верификация и валидация); четкие методы проверки результативности (регламентированная итоговая аттестация, утвержденные контрольно-измерительные материалы, методы обратной связи с работодателями и заказчиками научной продукциии др.). Измерение, анализ и улучшение: мониторинг и измерение; удовлетворенность потребителей; внутренние аудиты (проверки); мониторинг и измерение процессов; мониторинг и измерение результатов образовательных услуг и научнойпродукции; управление несоответствиями; анализ данных; корректирующие действия; предупреждающие действия, постоянное улучшение.

Опыт использования СМК в практике ДОУ.

Date: 2016-06-06; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию