Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Обобщение и систематизация изученного о частях речи





Цели: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения.

Ход урока

I. Организационный момент

— Прочитайте пословицу. Грамоте учиться — всегда пригодится.

— Как вы понимаете написанное? (Грамота нужна, чтобы учиться дальше.)

Как вы понимаете лексическое значение слова грамота! Значение этого слова можно найти в словаре В.И. Даля. Грамота - от греч. чтение и письмо — это умение читать и пи­сать.

— Для чего нужно быть грамотным человеком?

В народе издавна говорят: «Грамота - второй язык». Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тя­нулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье — свет, а неученье — тьма».

II. Работа по теме урока

Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понят­но, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необ­ходимыми знаниями, сведениями в определённой области.

— Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грам­матических и стилистических ошибок.)

— А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот уче­ник умеет правильно писать и говорить.)

Что значит «грамматически правильно писать и говорить»? Словарь даёт такое толкование:

Грамматика (запись) — наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

— Что изучает морфология? (Части речи.)

Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосо­четаниях и предложениях.)

— Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол (Приставка и суффикс — это части слова.)

Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи.

Существительное — школа.

Просыпается — глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

— Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов.)

В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объеди­няющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах — трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак — общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, со­бытие, прилагательное — признак предмета, глагол — действие.

— В доказательство того, что вы поняли этот признак, приве­дите свои примеры.

Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание.

— Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазерка­лье» и укажите, какими частями речи являются «зеркаль­ные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

— Назовите слова и части речи. Как вы догадались? {Эти слова похожи на наши обычные.)

— Чем же они напоминают наши слова? Докажите. (Напри­мер, слово хрюкотали— глагол прошедшего времени, а слово мюмзики— существительное множественного числа.)

Итак, второй признак — морфологический.

— Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова. Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

— Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово? (Существительное, глагол, предлог, прилагательное.)

— А теперь давайте поставим их в определённую форму и бу­дем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок по­лучаются бусы, а из слов - предложения. Запишите пред­ложение из этих слов.

(Учитель записывает предложение на доске.) Весной вылетела из убежища бабочка.

— Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и инто­национно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школь­ники встречаются с ветеранами.

— Составьте предложение об этом дне.

(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днём и ночью горит огонь у Кремлёвской стены». Учащиеся объеди­няются в группы.)

— Сделайте морфологический разбор существительных.

— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор прилагательного.


— Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг у друга.

— Сделайте морфологический разбор глагола.

— Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга правиль­ность выполнения всех заданий.

— Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 237 (с. 131).

— Рассмотрите таблицу.

— Сегодня мы уже вспомнили, что все слова русского языка распределяются по частям речи. На какие две группы де­лятся части речи? (Самостоятельные и служебные.)

— Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

— Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные?

— Приведите примеры.

Упр. 238 (с. 131).

(Работа по заданиям упражнения.)

V. Рефлексия

— Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Смелость, бег, мечтать, урок.

2) Смелый, морская, книжный, дом.

3) Сторона, бежит, идёшь, смотрел.

4) Я, на, он, мы.

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Кто сегодня на уроке был самым активным?

Домашнее задание

Упр. 239 (с. 132).







Date: 2016-06-06; view: 1001; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию