Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Как найти в слове корень?





Цели: уточнить представления о том, что корень в однокорен­ных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы составили. Назовите корень.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Кданным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите по образцу. Вы­делите в словах корень.

Образец: звон - звонить. Игра, письмо, свет, сад, смотр.

— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень.

1) Вода, подводник, водичка, водяной, водный.

2) Цвет, цветник, цветной.

3) Ходики, переход, подход, ходовой.

2. Словарный диктант

Понедельник, овёс, четыре, заря, пшеница, орех, погода, вторник, ракета, трактор, восемь, среда, картофель, восток.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Спишите. Выделите в словах корень.

Садовник, подводник, перевозчик.

(Проверка.)

— Расскажите, как вы находили корень в словах?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 75.

— Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

— Приведите примеры.

Упр.133 (с. 75).

Прочитайте задание.

— Откройте словарь однокоренных слов. Рассмотрите.

— Выполните задания. (Взаимопроверка.)

Упр. 134(с. 75).

Прочитайте.

— Подберите к данным словам однокоренные слова и объяс­ните лексическое значение каждого слова.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 135(с. 76).

— Прочитайте текст.

— О чём в нём говорится?

— Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.

— Какие слова в современной речи не встречаются? Почему?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте группы однокоренных слов. Назовите корень.

2. Работа со словом из словаря

— Составьте из данных букв слово. ЦОЛИАСТ (Столица.)

— Найдите слово столица в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом столица, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любо­знательных» на с. 76.

— Что такое чередование? Приведите примеры.

Упр. 136 (с. 77).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр.137(с. 77).

— Прочитайте. Обратите внимание на корень в первой паре однокоренных слов.

— Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают пары однокоренных слов, называют корень и чередующиеся согласные.)

— Объясните написание слов с орфограммами.

2. Игра «Третий лишний»

— Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите.

1) Холод, холмик, холодный. (Холмик.)

2) Лист, лисица, лисёнок. (Лист.)

3) Моряк, море, морж. (Морж.)

4) Лось, лосось, лосёнок. (Лосось.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте сказку, которую сочинил ваш сверстник. По­думайте, по каким особенностям содержания и языка её можно признать сказкой.

Как Том и Джерри победили Кощея Бессмертного

На одном сказочном материке находились два государства. Одно ко­шачье, в другом жили мыши. Двумя государствами правил Кощей Бес­смертный. Кощей разжигал войну между кошками и мышками. Страда­ли от войны все. В каждой кошачьей семье плакали котята, и в семьях мышей было горе.

Однажды котёнок Том решил узнать, с кем воюют его отец и старший брат. Он тайком перешёл границу и попал в мышиное государство.

Первым, кого он увидел, был мышонок по имени Джерри. Они сразу понравились друг другу и стали думать, как спасти их страны от войны.

Джерри предложил пойти в страшный дремучий лес к его бабушке Крысе и спросить совета о том, как избавиться от Кощея. Шли они два дня и две ночи и, наконец, пришли. Бабушка Крыса сказала, что больше всего на свете Кощей боится запаха роз. Она дала Тому и Джерри мешо­чек с семенами, чтобы те засеяли ими поле.

Том и Джерри так и сделали. Когда аромат цветущих роз стал кру­жить над обеими странами, Кощей в страхе покинул трон и исчез навеки.

— Вам понравилась сказка? Можно ли назвать её доброй? По­чему?

— Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.

— Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое корень слова?

Домашнее задание

Повторить изученные правила.


Тема: Сложные слова

Цели: познакомить со сложными словами; формировать уме­ние находить корень в сложных словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Напишите однокоренные слова с корнем -цвет-.

Что такое корень слова?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

III. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Найдите корни в словах вездеход, водопад.

— Что вы заметили? Объясните лексическое значение этих слов.

— Правильно, эти слова образованы из двух слов. А сколько корней в каждом слове? (Два.)

— Такие слова называются сложными. Сформулируйте тему урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 138(с. 77).

Прочитайте слова.

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— Сколько корней в этих словах? Почему?

— Какие гласные соединяют корни в сложных словах?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 139(с. 78).

— Прочитайте текст.

— Найдите в тексте сложное слово. Почему автор употребил его?

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограм­мами.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 140 (с. 78).

(Работа в парах. Проверка.)

— Назовите лишнее слово в каждой группе. Обоснуйте свой выбор. (1. Водитель. 2. Лесовод. 3. Вихрь — в остальных сло­вах есть корень ветер-; ветромерэто сложное слово.)

VII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите корни слов.

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолёт.)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад.)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Самовар.)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед. (Пылесос.)

Как называются слова, которые имеют два корня?

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 141 (с. 78).







Date: 2016-06-06; view: 1671; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию