Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика определения доминирующей личностной направленности подростка И.Д. Егорычевой





Данная методика представляет собой модифицированный вари­ант разработанного И.Д. Егорычевой в 1994 г. стандартизированного интервью. Основу предлагаемой методики составляет встречающа­яся в отечественной (П.Я. Горфункель, М.С. Славина и др.) и зару­бежной (Л. Колберг и др.) психологической литературе методика альтернативного выбора. Валидность методики определения доми­нирующей личностной направленности подростка была проверена путем соотнесения ее результатов с данными, полученными путем экспертной оценки.

 

При подборе вопросов интервью автор исходила из того, что, не­смотря на противоречивость отношения человека к самому себе, можно выделить некоторые тенденции, связанные с преимущественно положительным или преимущественно отрицательным отно­шением. Указанные тенденции проявляются в приятии личностью себя как целого, терпимом отношении к своему прошлому, в осозна­нии значимости себя как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в удовлетворенности своим социальным стату­сом, в вере в осуществимость желаемого, в удовлетворенности своим внешним обликом и т.д.

Оценка осуществляется по дихотомической шкале. При этом по­ложительное отношение к себе (знак «+») проявляется в согласии с утверждениями, отражающими вышеперечисленные элементы. Такое же количество утверждений содержат те же элементы со знаком «-». Согласие с ними означает отрицательное отношение к себе. В целом отношение к себе проявляется в преобладании согласия с утвержде­ниями того или иного знака. При этом максимально возможное отри­цательное отношение к себе соответствует —16 усл. ед., а максималь­но положительное +16 усл. ед. Таким образом, реальному отношению отдельного человека к себе соответствует точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.

Подобным же образом определяется отношение к обществу. Это отношение также неоднозначно. Под обществом в данном случае подразумевается и отдельный человек, и референтная группа, и класс, и семья, и страна, и человечество в целом. Однако у подростка отношение к обществу в широком смысле, как правило, актуально основывается на отношении к ближайшему окружению. Хотя это отношение тоже неоднозначно, в нем


можно выделить преимущественно положительные или преимущественно отрицательные тенденции. Эти тенденции проявля­ются в принятии другого человека в целом (таким, какой он есть), в при­знании значимости другого как субъекта деятельности, как личности, как субъекта общения, в общем положительном отношении к окружаю­щим, своему народу, его настоящему, прошлому и будущему.

Оценка этого отношения также осуществляется по дихотомической шкале. При этом положительное отношение к обществу проявляется в согласии с утверждениями, отражающими вышеперечисленные эле­менты. Отрицательное отношение к обществу определяется по согла­сию с утверждениями, в которых содержатся те же элементы, но со зна­ком «-». По преобладанию утверждений того или иного знака в ответах испытуемых определяется в целом отношение к обществу. При этом максимально возможное отрицательное отношение к обществу соот­ветствует -16 усл. ед., а максимально положительное +16 усл. ед. Та­ким образом, реальному отношению человека к обществу соответству­ет точка на шкале в интервале от -16 до +16 усл. ед.

Преобладание положительного отношения к себе обозначается как Я+; отрицательного ─ как Я-. Преобладание положительного от­ношения к обществу - как О+, отрицательного - как О-. Сочетания Я+, Я-, О+, О- оказались связанными с проявлением определенного типа направленности личности, описания которых даны выше.

Опросник состоит из 40 утверждений (8 из которых ─ «Шкала лжи»). В каждом элементе основного текста опросника содержатся и отношение личности к самой себе, и к обществу. При этом комбина­ции этих отношений различны, а именно, они являются такими же, как и комбинации при различных типах направленности (см. выше). В соответствии с инструкцией, опрашиваемый соглашается с утверждением, если он соглашается с обеими его частями. Такой способ по­становки утверждений ставит личность в ситуацию выбора, что повы­шает надежность полученных результатов.

По преобладанию утверждений того или иного знака, а также их сочетаний в ответах испытуемых определяется в целом отношение личности к себе и к обществу - тип личностной направленности.

 

Date: 2016-05-25; view: 1122; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию