Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности переключения и устойчивости внимания





Задача исследования: Изучить особенности внимания и сопоставить полученные результаты с успехами в учебной деятельности.

Методика: Экспериментатор предлагает показывать и называть цифры по порядку в каждой из следующих таблиц. Отмечается время работы с каждой таблицей и рассчитывается среднее время – средний показатель. Если он не превышает 35 сек., то переключаемость и устойчивость внимания можно считать нормальной.

Подобные упражнения можно рекомендовать для тренировки внимания.

 

                     
                     

 

Обработка результатов:

Проанализировать полученные результаты и дать учащимся рекомендации по развитию внимания.

Метод 3

Определение преобладающего типа памяти

Задача исследования: Изучить степень преобладания у учащихся различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной.

Методика: Подготовить 4 вида карточек с 10 словами.

 

Для запоминания на слух Для запоминания при зрительном восприятии Для запоминания при моторно-слуховом восприятии Для запоминания при комбинированном восприятии
машина яблоко карандаш весна лампа лес дождь цветок кастрюля попугай   самолет груша ручка зима свеча поле молния орех сковорода утка пароход слива линейка лето абажур река гром ягода тарелка гусь поезд вишня тетрадь осень торшер поляна гроза гриб чашка курица

 

Эксперимент начинается с прочтения всех слов первого ряда (интервал – 3 сек.), затем испытуемые записывают запомнившиеся слова. Через 10 минут показывается карточка со словами второго ряда (время показа – 30 сек.), после чего учащиеся записывают те слова, которые запомнили, опять 10-минутный отдых.

Слова третьего ряда экспериментатор читает вслух (интервал 3 – сек.), испытуемые шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся.

Спустя 10 минут показываются карточки четвертого ряда. Экспериментатор читает их вслух. Испытуемые повторяют слова шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.

Экспериментальные данные заносятся в таблицу

 

Ф.И.О. Объем слуховой памяти Объем зрительной памяти Объем моторно-слуховой памяти Объем комбинированной памяти

 

Обработка результатов: В таблицу необходимо записать количество запомнившихся слов и вычислить коэффициент того или иного вида памяти путем деления общего количества слов на число запомнившихся. По результатам эксперимента можно дать рекомендации учащимся об организации запоминания учебного материала с учетом преобладающего вида памяти.

 

Метод 4

Особенности развития мышления учащихся.

Задача исследования: Выявить уровень развития процесса нахождения закономерностей при решении мыслительных задач.

Методика: Каждому испытуемому дается бланк с заданиями. Время выполнения всего задания отмечается с помощью секундомера.

Необходимо в каждом задании найти закономерность расположения цифр и продолжить ряд двумя цифрами.

Например: цифровой ряд 6, 9, 12, 15, 18, 21 можно продолжить цифрами 24, 27, так как каждая последующая цифра отличается от предыдущей на 3.

 

Бланк

1. 6, 9, 12, 15,18, 21…

2. 1, 2, 4, 8, 16, 32…

3. 4, 5, 8, 9, 12, 13…

4. 19, 16, 4, 11, 9, 6…

5. 29, 28, 26, 23, 19,14…

6. 16, 8, 4, 2, 1, 12…

7. 1, 4, 9, 16, 25, 36…

8. 21, 18, 16, 154, 12, 10….

9. 3, 6, 8, 16, 18, 36…

10. 2, 4, 6, 6, 7, 9…

 

Обработка результатов: необходимо найти среднеарифметическую величину показателей всеми испытуемыми. Затем показатель каждого испытуемого делится на средний показатель. Ответ необходимо выразить в процентах.

Критерии определения уровня выделения закономерностей:

1. Если показатель испытуемого в два или более раз выше среднего арифметического показателя, то это – очень высокий уровень нахождения закономерностей.

2. Если показатель испытуемого на 90-98 % больше среднего, то это – высокий уровень.

3. Если показатель испытуемого больше среднего на 70-88 %, то он – выше среднего уровня.

4. Если полученный показатель составляет 50-68 % среднего уровня, то у испытуемого уровень нахождения закономерностей – ниже среднего.

5. Если этот показатель составляет 10-40 %, то это – низкий уровень.

Далее необходимо сопоставить полученные результаты с успехами в учебной деятельности учащихся.

 

3.4. Учебно -диагностический комплекс для изучения эмоциональных состояний и адаптации (дезадаптации) учащихся

Метод 1

Индивидуальные особенности нервной системы учащихся

Задача исследования: Изучить особенности поведения учащихся в зависимости от свойств нервной системы.

Методика: Провести тестирование учащихся по опроснику, на вопросы которого необходимо ответить «да» или «нет».

Ответы записать на отдельном листе бумаги.

Группа вопросов 1

1. Могли бы Вы сказать о себе, что Вы уверенный в себе человек? / за ответ «да» – 1 балл/.

2. Можно ли о Вас сказать, что Вы не боитесь публично критиковать товарищей и руководителей? /«да» – 2 балла/.

3. Любите ли Вы рисковать (например, в играх, в спортивных состязаниях)? /«да» – 1 балл/.

4. Имеете ли Вы обыкновение на занятиях стремиться отвечать в первую очередь? /«да» – 1 балл/.

5. Верно ли, что на экзаменах Вы показываете лучшие результаты, чем в процессе учебы? /«да» – 1 балл/.

6. Мешают ли Вам в обыденной жизни и в спорте опасения, боязнь ошибиться, сделать что-то не так? /«да» – 1 балл/.

7. Верно ли, что на спортивных соревнованиях Вы показываете лучшие результаты, чем на тренировках? /«да» – 1 балл/.

8. Верно ли, что в условиях шума и вообще, когда Вам что-то мешает, Вы можете продолжать успешно работать? /«да» – 1 балл/.

 

Группа вопросов 2

1. Верно ли, что Вы любите действовать не спеша, тщательно обдумывая обстоятельства? /«да» – 1 балл/.

2. Глубокий ли у Вас сон, часто ли Вы спите без сновидений? /«да» – 1 балл/.

3. Свойственно ли Вам ожидать что-либо достаточно долго без всякого напряжения? /«да» – 2 балла/.

4. Свойственно ли Вам без особого напряжения, раздражения в течение длительного времени распутывать тугой и сложный узел, устранять неисправность технического устройства? /«да» – 2 балла/.

5. Верно ли, что в утомленном и голодном состоянии Вы становитесь раздражительным? /«да» – 2 балла/.

6. Верно ли, что непредвиденные препятствия, затруднения на пути осуществления Ваших намерений вызывают у Вас сильное раздражение? /«да» – 1 балл/.

7. Можно ли сказать, что Вы осторожны в выражениях (лишнего не скажете)? /«да» – 1 балл/.

8. Верно ли, что Вам нравятся люди, которые обычно спешат? /«да» – 1 балл/.

 

Группа вопросов 3

1. Могли бы Вы назвать себя находчивым? /«да» – 1 балл/.

2. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют быстроты в действиях, частого переключения от одного дела к другому? /«да» – 1 балл/.

3. Быстро ли Вы можете включиться в учебную работу после перерыва? /«да» – 1 балл/.

4. Много ли у Вас друзей, быстро ли Вы сходитесь с новыми людьми? /«да» – 1 балл/.

5. Верно ли, что если разбудить Вас среди ночи, то после этого Вам трудно заснуть? /«нет» – 1 балл/.

6. Часто ли бывает так, что Вам очень хочется закончить какое-то начатое дело, несмотря на то, что необходимость в этом уже отпала? / «да» – 1 балл/.

7. Верно ли, что многие отмечают у Вас быструю речь и живую мимику? / «да» –1 балл/.

8. Быстро ли Вы осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое дело? / «нет» – 1 балл/.

9. Верно ли, что Вы испытываете раздражение, когда Вам приходится готовить домашнее задание, работая не за своим обычным местом?/ «нет» – 1 балл/.

10. Верно ли, что Вам нравится, когда нарушается покой и привычный ритм Вашей деятельности? / «нет» – 1 балл/.

Группа вопросов 4

1. Часто ли у Вас резко меняется настроение? (подъемы и спады настроения) /«да» – 2 балла/.

2. Часто ли бывает так, что в минуты острого спора или на экзамене у Вас заметно меняется голос и появляются низкие или высокие тона? /«да» – 2 балла/.

3. Часто ли бывает так, что у Вас теряется связность речи или Вы бледнеете или краснеете? /«да» – 2 балла/.

4. Верно ли, что Вас легко вывести из себя? /«да» – 2 балла/.

5. Случается ли, что маленькие незначительные неприятности выбивают Вас из колеи, мешают учиться, работать, но потом, спустя некоторое время, когда Вы успокаиваетесь, удивляетесь, почему так переживали из-за пустяков? /«да» – 1 балл/.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов па каждой группе.

1 группа ответов относится к оценке силы нервной системы со стороны процесса возбуждения.

2 группа – оценка нервной системы со стороны процессов торможения.

Сопоставление результатов по этим группам дает представление о преобладании процессов возбуждения или торможения.

3 группа вопросов относится к оценке подвижности нервных процессов.

4 группа характеризует эмоциональность.

 

Уровни оценки

 

  Процессы возбуждения низкий средний высокий
0-3 4-6 7-10
Процессы торможения 0-3 4-6 7-10
Подвижность нервных процессов 0-3 4-6 7-10
Эмоциональность 0-2 3-5 6-8

 

Результаты исследования позволяют отнести каждого учащегося по особенностям нервной системы к одному из четырех типов.

1 тип – сильный, уравновешенный, подвижный. Процессы возбуждения и торможения одинаково сильны, а их подвижность значительна.

2 тип – сильный, уравновешенный, но инертный. Отличается от первого недостаточной подвижностью.

3 тип – сильный, неуравновешенный. Отличается от первого тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

4 тип – слабый тип. Оба процесса – возбуждение и торможение – снижены. Высокая чувствительность.

Метод 2

Изучение школьной тревоги младших подростков

(Филлипс-тест)

I. Введение

Тест для диагностики психологических особенностей младших подростков – явление уникальное. Этот тест состоит из 58 вопросов, занимает около 15-20 минут при групповом проведении или диктовке вопросов вслух. Система ответов: да-нет.

Тест дает уникальную информацию об эмоциональном состоянии ребёнка в школе, позволяет выявить зоны наибольшего эмоционального неблагополучия, соотнести школьную тревогу с личной тревожностью. На его результаты можно с доверием опереться при работе с подростком и его окружением. Эти достоинства перекрывают все недостатки теста.

Как уже было сказано, тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или «нет». Дети части возражают против такой категоричной формы. Постарайтесь их уговорить.

При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребёнок ответил «да» в то время как в ключе этому вопросу соответствует «- », то есть «нет». Ответы не совпадающие с ключом, регистрируют проявление тревожности.

При обработке подсчитывается:

1) Общее число несовпадений по всему тесту.

Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка; если больше 75% – о высокой тревожности. Данные по тесту в целом, как показывает практика, хорошо соотносятся с показателями тревожности проективных методик, в частности, методики «Несуществующее животное». Есть основания считать, что показатель высокой тревожности (более 75%) свидетельствует об эмоциональном состоянии личности в целом.

2) Число несовпадений по каждому из факторов тревожности, выделяемых в тексте.

Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.

 

Date: 2016-05-25; view: 530; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию