Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ковыряние в ухе, сдерживаемая зевота или блуждание взгляда по комнате
рис. 11.30 Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 361 5. РИСКИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ 1. Следует подчеркнуть, что руководству организацией необходимо осознать всю меру ответственности применения данной методики управления индивидуальной результативностью в организации. Введение данной методики предполагает наличие благоприятного социально-психологического климата в организации в целом и в конкретном подразделении, в частности, культуры управления многообразием, терпимости по отношению к иной точке зрения, интересам и потребностям. Подобная организационная культура подразумевает возможность для каждой личности в организации иметь свой опыт работы и самому формулировать цели на перспективу. Данная методика создает рамочные условия, в которых организация может осуществить переход от культуры доминирования к реляционной культуре партнерства, живущей и работающей по принципам уважения человеческого достоинства и соблюдения прав человека. Неготовность организации к реализации политики равноправия различий, слишком жестко заданная вертикальная организационная структура, неразвитость человеческих взаимодействий и взаимоотношений существенно затрудняют использование данной методики. 2. Результаты применения данной методики представляют собой богатейший аналитический материал для уточнения и переструктурирования задач и функциональных обязанностей не только отдельных работников, но и целых подразделений, планирования служебных карьер и многого другого в организационной и кадровой политике. Однако эти результаты представлены в первую очередь в виде ожиданий работников, всего персонала организации обратной связи от вышестоящего руководства. Игнорирование этих ожиданий будет иметь намного более негативные последствия, чем отсутствие системы обратной связи в принципе. 3. Данная методика нацелена на управление результативностью всех работников организации и систематическое принятие мер по повышению качества. Реализация оценки индивидуальной результативности опирается на среднее звено персонала управления и не может быть осуществлена никак иначе. Тем не менее не секрет (и исследования в области организационного поведения и психологии управления подтверждают 362 Часть 2. Инструменты менеджера... это), что это звено управления (начальники отделов, секторов, групп) не всегда является надежным источником объективной информации о своих сотрудниках. Методика разработана таким образом, что позволяет максимально объективизировать поступающую информацию о результативности и индивидуальном потенциале работников (структура письменных форм, активная вовлеченность в оценку самих работников, контроль со стороны вышестоящего руководства). Вместе с тем многое зависит от общей политики и стратегии управления человеческими ресурсами в организации. В ходе непрерывной и итоговой оценки такие вопросы, как продвижение по службе, планирование карьеры, получение дополнительного образования, изменения в оплате труда, должны инициироваться, обсуждаться и решаться вышестоящим руководством. Для этих целей необходимо проводить анализ и синтез поступающей информации, следить за соблюдением трудовой этики, предупреждать случаи предвзятого отношения к работнику, способствовать урегулированию конфликтных ситуаций и трудовых споров. 6. РЕКОМЕНДАЦИИ И ТИПОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 6.1. Роль документации в методике управления индивидуальной результативностью. Не существует единого способа проведения подобных собеседований, единой структуры обсуждений, поскольку все зависит от конкретных обстоятельств, индивидуальных особенностей как руководителя, так и работников организации, специфики их взаимодействия и взаимоотношений, отношения конкретных людей, вовлеченных в этот процесс. Однако консультационная и методическая помощь руководителям, проводящим оценку результатов труда по данной методике, необходима. Разработанная и принятая в организации единая форма представления информации призвана оптимизировать технологию работы с информацией, повысить ответственность лиц, заполняющих необходимую документацию, мотивировать их к серьезной и качественной работе. Речь здесь не может идти о формальном заполнении документов. Основное предназначение принятых письменных форм — служить рабочими документами, заполняемыми совместно работниками и непосредственными руководителями. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 363 Разработанные формы документов в этой методике должны служить целям анализа и оценки соответствия достигнутых результатов поставленным задачам и утвержденным планам. В них должны найти отражение достигнутые договоренности о планах по дальнейшему развитию профессиональной компетентности работников и повышению результативности и качества их труда. Для конкретизации работы всех участников процесса были разработаны следующие рекомендации и единые формы анализа и оценки: Форма № 1. Рекомендации вышестоящим руководителям, осуществляющим контроль над соблюдением правовых и этических норм в управлении индивидуальной результативностью работников. Форма № 2. Рекомендации руководителю по подготовке к непрерывной оценке результатов труда работников. Форма № 3. Рекомендации работникам по подготовке к ежегодному итоговому собеседованию по оценке результатов труда. Форма № 4. Рекомендации руководителям, проводящим ежегодные итоговые собеседования по оценке результатов труда. Форма № 5. Рекомендации работнику, прошедшему индивидуальное собеседование по итогам работы за год. Форма № 6. Форма самоотчета для подготовки к ежегодному итоговому собеседованию по оценке результатов труда (заполняется работником). Форма № 7. Форма оценки результатов труда работника по итогам работы за год (заполняется непосредственным руководителем). Форма № 8. Запись беседы и заключительное соглашение по итогам ежегодной оценки индивидуальной результативности (заполняется непосредственным руководителем). Форма № 9. Индивидуальный план повышения результативности и профессионального развития. Форма № 1. Рекомендации вышестоящим руководителям, осуществляющим контроль над соблюдением правовых и этических норм в управлении индивидуальной результативностью работников Уважаемый руководитель! Вы, как руководитель организации, взяли на себя большую ответственность, введя систему управления индивидуальной результативностью всего персонала. Ее результаты представляют 364 Часть 2. Инструменты менеджера... собой богатейший аналитический материал, который необходим Вам для уточнения и переструктурирования задач и функциональных обязанностей работников, подразделений, планирования служебных карьер и принятия других важных решений в организационной и кадровой политике. Однако эти результаты представлены в первую очередь в виде ожиданий работников, всего персонала организации обратной связи от руководителей. Игнорирование этих ожиданий имеет намного более негативные последствия, чем отсутствие системы обратной связи в принципе. Убедитесь, что Ваши руководители и специалисты в полной мере понимают цели и задачи проведения данной методики, что они относятся к этому процессу серьезно, как к новой политике Вашей организации в области управления человеческими ресурсами. На Вас лежит ответственность за соблюдение этических и правовых норм управления индивидуальной результативностью на всех этапах (оценки профессиональной компетентности, промежуточной и интегральной оценки индивидуальной результативности и др.). Рекомендуем Вам работать в тесном контакте с правовым и кадровым подразделениями. Требуйте полной и своевременной сводной информации, соблюдения трудовой этики. Предупреждайте случаи предвзятого отношения к работнику, вмешивайтесь для разрешения конфликтных ситуаций. Важным условием реализации основных целей данной методики является соблюдение прав работников на конфиденциальность информации об их самооценке и результатах обсуждений с непосредственным руководителем. Соблюдайте сами и требуйте от управления персоналом и руководителей соблюдения конфиденциальности большинства форм документов в данной методике. Не забывайте, что работники имеют право как на конфиденциальность, так и на получение полной информации о себе и результатах своего труда. Помните об основных принципах применения данной методики: 1. Принцип ответственности: 1) за соблюдение норм трудового законодательства при проведении оценки; Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 365 2) за последовательное осуществление принятой в организации политики управления человеческими ресурсами, включая использование соответствующих методик и инструментов; 3) за соблюдение трудовой этики. 2. Принцип компетентности: 1) специальная подготовка всего руководящего состава организации (семинары, рекомендации, консультирование); 2) понимание ограниченности любых методов и процедур, неполноты получаемых результатов, некоторой условности выводов и рекомендаций.
3. Принцип конфиденциальности. 4. Принцип обратной связи:
1) информирование работников о результатах оценки; 2) использование результатов применения данной методики как в интересах конкретного работника, так и в интересах всей организации. 5. Принцип активности: выполнение, наряду с диагностико-констатирующей и прогностической, конструктивно-формирующей функции управления. Помните о существующих рисках применения данной методики. Пользуйтесь Вашим правом выносить независимое суждение о работнике при заполнении соответствующего раздела в формах документов. Форма № 2. Рекомендации руководителю по подготовке к непрерывной оценке результатов труда работников Уважаемый руководитель! На протяжении всего года Вы будете анализировать результаты профессиональной деятельности сотрудников и обсуждать с ними Ваши наблюдения. Используйте в качестве рабочих инструментов предлагаемые в данной методике формы документов. Система непрерывной оценки существует для того, чтобы помочь Вам управлять результатами деятельности своих подчиненных в течение года. Речь идет об управлении не только путем контроля, но и путем организованного разрешения проблемных ситуаций, развития и оптимального использования компетенций персонала. 366 Часть 2. Инструменты менеджера... Если Вы не удовлетворены каким-либо аспектом деятельности работника, незамедлительно обсудите это с ним. Выясните причины отклонений от разработанного плана действий, проведите необходимую коррекцию в планировании или мотивации работника. Не ждите итоговых индивидуальных собеседований! Производя оценку результатов работы в течение года, фиксируйте свои замечания, не полагайтесь только на свою память. Подобные данные помогут Вам оптимизировать работу по управлению результативностью в Вашем подразделении, повысят объективность и обоснованность интегральной оценки индивидуальной результативности по итогам работы за год. Ведь данная форма оценки должна основываться не на последних событиях, Вы должны будете учесть работу сотрудника, проделанную в течение всего года. Производя непрерывную оценку результатов труда, активнее используйте технологии управления решением проблемных ситуаций. Избегайте излишней опеки, но будьте готовы предоставить работнику необходимую поддержку и помощь. Форма № 3. Рекомендации работникам по подготовке к ежегодному итоговому собеседованию по оценке результатов труда Уважаемый коллега! Вам предстоит обсудить с Вашим непосредственным руководителем Вашу работу за год и оценить ее результаты. Данное итоговое собеседование запланировано с целью помочь Вам решить ряд задач: 1) проанализировать решаемые Вами задачи и оценить Ваши достижения за истекший год; 2) определить возникшие проблемы в достижении поставленных целей и обсудить способы их разрешения; 3) выявить сильные стороны Вашей деятельности и зоны роста и развития, найти пути оптимизации Вашей работы; 4) обменяться мнениями о полученных результатах, получить обратную связь о результатах Вашей работы от других людей; 5) выявить Ваши потребности в дальнейшем профессиональном развитии и карьерном росте; Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 367 6) внести изменения в выполняемые задачи и индивидуальные рабочие планы; 7) согласовать ваш перспективный план работы на следующий год. При подготовке к подобному собеседованию обдумайте, какие задачи Вам необходимо было решить в этом году и какие именно результаты Вы пытались получить при их реализации. (Используйте прошлогодний индивидуальный план в качестве основы.) Какие задачи, на Ваш взгляд, необходимо определить в качестве приоритетных для достижения целей, зафиксированных Вашей должностной инструкцией? Заполняя соответствующую форму документа, опишите все свои достижения за этот год. Назовите и оцените все реально полученные результаты своей работы (используйте согласованные ранее показатели измерения качества результата). Оптимально ли было распределено время решения задач? Что определило Ваш успех в решении задач? (Попытайтесь вспомнить конкретные примеры для того, чтобы привести их во время собеседования.) Будьте готовы обсудить с Вашим руководителем те проблемы, с которыми Вы столкнулись в процессе реализации поставленных Вам задач. Каким образом Вам удавалось разрешать эти проблемные ситуации или что именно помешало Вам самому (самой) справиться с их разрешением? Считаете ли Вы, что Вам необходим дополнительный опыт (обучение) с целью оптимизации Ваших результатов труда? В совместном обсуждении Вам представится возможность выразить свои пожелания относительно тех задач, которые Вам хотелось бы решать в будущем. Подумайте о том, в каком направлении Вам хотелось бы продолжить свою работу. Что именно могло бы помочь реализации Ваших планов? Подумайте о возможности Вашего участия в программах повышения квалификации, позволяющих расширить Вашу профессиональную компетентность. При подготовке к собеседованию заполните, пожалуйста, соответствующую форму. 368 Часть 2. Инструменты менеджера... Форма № 4. Рекомендации руководителям, проводящим ежегодные итоговые индивидуальные собеседования по оценке результатов труда Уважаемый руководитель! Вы, как руководитель подразделения, выполняете руководящую, контролирующую и мотивирующую функции в отношении персонала подразделения. В Ваши задачи входит анализ и оценка результатов труда работников на протяжении всего года и по итогам работы за год. В течение года Вам удавалось постоянно поддерживать контакт с каждым членом коллектива, использовать диалог для того, чтобы поддержать работников в их достижениях и выявить проблемы в случае неудач. Теперь, на заключительном этапе оценки, Вы несете ответственность за то, чтобы помочь работникам объективно проанализировать и оценить результаты их труда в ситуации итогового собеседования, в официальной обстановке. При подготовке к подобному собеседованию обдумайте, какие задачи были поставлены данному работнику и какие именно результаты предполагалось получить при их реализации. (Используйте прошлогодние индивидуальные планы повышения результативности и профессионального развития.) Вам необходимо решить, какие именно результаты работы за этот год будут в центре совместного обсуждения. Подготовьтесь выразить свое мнение о качестве полученных результатов и, самое главное, нацелить работника на решение будущих задач. Оценивая результативность, оперируйте не мнениями, а фактами. Используйте только те показатели измерения результатов (данные о соответствии стандарту качества), которые были согласованы с работником на первоначальном этапе планирования. Будьте готовы отметить все те достижения, которые были продемонстрированы данным работником в этом году. Подробно обсудите те компетенции, которые помогли ему достичь полученных результатов, и компетенции, которые работнику, по Вашему мнению, следует развивать. Для этого подумайте о том, действительно ли все имеющиеся у данного работника компетенции были реализованы при решении поставленных задач. Считаете ли Вы, что можно повысить результативность труда данного работника благодаря его профессиональному развитию? Если да, то какие именно компетенции нуждаются в дополнительном развитии? Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 369 Существуют ли возможности развития карьеры данного работника? Подумайте над тем, имеет ли данный работник потенциальные возможности решать принципиально новые задачи и какие именно. Будьте готовы обсудить новые задачи, которые Вы можете поставить данному работнику на следующий год, требуемые результаты, стандарты качества, процедуру оценки результатов. Цели должны ставиться таким образом, чтобы сотруднику было ясно, чего от него ожидают и как справиться с этим на должном уровне. Не всегда результаты можно измерить, так что некоторая степень субъективности неизбежна. Попытайтесь четко определить, каким образом будут выноситься суждения и заключения по поводу качества полученных результатов для того, чтобы позднее и Вам, и сотруднику удалось избежать недоразумений. Будьте готовы обсудить с работником все те проблемы, с которыми он столкнулся в процессе реализации поставленных Вами задач. Каким образом ему (ей) удавалось разрешить эти проблемные ситуации или что именно помешало самому (самой) справиться с их разрешением? Какими дополнительными ресурсами (финансы, материалы, оборудование, люди и др.), которые необходимы для решения проблем, Вы обладаете? При подготовке начала обсуждения: 1. Подумайте о ясной и четкой, но гибкой структуре собеседования. 2. Подумайте о методах создания благоприятной социально-психологической обстановки. 3. Заполните соответствующую форму документа на каждого сотрудника. При проведении обсуждения: 1. Дайте возможность своему работнику высказаться. 2. Поощряйте самооценку им результатов своей работы. 3. Сконцентрируйтесь на обсуждении результатов всего прошедшего года. 4. Избегайте критических замечаний в адрес прошлых неудач работника, которые не были обсуждены вовремя. 5. Будьте настроены конструктивно. 1) способность выявлять информацию благодаря правильно поставленным вопросам; 2) способность внимательно слушать собеседника; 370 Часть 2. Инструменты менеджера... 3) способность понимать чувства и потребности других людей; 4) способность видеть психологическое состояние других людей и правильно реагировать на мимику, позу, жесты и интонацию; 5) умение вести себя открыто, по-дружески на невербальном уровне; 6) способность сохранять терпимость к критике других людей; 7) умение уточнять правильность понимания информации; 8) умение достигать согласия. При завершении обсуждения осуществите следующие шаги: 1. Проверьте, правильно ли вы поняли друг друга. 2. Составьте план действий на будущее. 3. Оцените результативность данного работника. 4. Заполните соответствующую документацию. 5. Завершите собеседование на позитивной ноте. Форма № 5. Рекомендация работнику, прошедшему индивидуальное итоговое собеседование по оценке результатов труда Уважаемый коллега! Вы приняли участие в индивидуальном собеседовании по оценке итогов Вашей работы за год. Если после собеседования с руководителем у вас осталось чувство неудовлетворенности, рекомендуем Вам выбрать время для того, чтобы обдумать создавшуюся ситуацию, просмотреть запись собеседования в соответствующей форме. Если это необходимо, еще раз обсудите все возникшие проблемы с Вашим непосредственным руководителем или с вышестоящим руководителем. Старайтесь не накапливать проблемы и конфликтные ситуации. Абсолютно все вопросы поддаются обсуждению и поиску компромиссных решений. Если Вы удовлетворены результатами проведенного с Вами собеседования и согласованными оценками результатов Вашей работы, не забывайте периодически обращаться к Вашему индивидуальному плану повышения результативности труда и профессионального развития. Используйте данный документ в качестве рабочего при решении поставленных задач и повседневном самоконтроле за качеством получаемых результатов деятельности. Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 371 Форма № 6 (конфиденциально). Самоотчет работника для подготовки к ежегодному собеседованию по оценке результатов труда (заполняется работником) Фамилия, Имя, Отчество. Отдел. Должность. Стаж работы в должности. Дата заполнения. Отчет за период с... по... 1. Перечислите, пожалуйста, все основные задачи, которые Вы решали за истекший год. 2. Перечислите, пожалуйста, какие именно результаты Вы пытались получить при реализации перечисленных задач. 3. Каких успехов Вам удалось достичь с момента прошлого собеседования? Что помогло в достижении этих успехов? 4. Возникали ли у Вас проблемы в Вашей работе? Если да, то какие именно проблемы и что необходимо было сделать, чтобы их разрешить? 5. Считаете ли Вы, что все Ваши компетенции (знания, умения, навыки и способности) нашли свое применение? Если нет, то каковы Ваши пожелания на этот счет? 6. В каком направлении Вам хотелось бы продолжить свою работу? Какой дополнительный опыт работы Вы хотели бы получить, какие задачи хотели бы решать, в каком направлении Вы видите развитие своей карьеры? 7. Какой курс обучения или повышения квалификации мог бы помочь Вам повысить результативность Вашей работы и/ или продвинуться по службе? Приложите, пожалуйста, копию последнего индивидуального плана повышения результативности и профессионального развития. Форма № 7 (конфиденциально). Оценка результатов труда работника по итогам за год (заполняется непосредственным руководителем) Фамилия, Имя, Отчество работника. Фамилия, Имя, Отчество непосредственного руководителя. Должность работника. 372 Часть 2. Инструменты менеджера... Отчет за период с... по... Дата заполнения. 1. Какие именно результаты, связанные с основной деятельностью работника в этом году, Вам хотелось бы обсудить? 2. Составьте список результатов, полученных при выполнении основных задач работником с указанием показателей измерения этих результатов. 3. Каких успехов удалось достичь данному работнику с момента прошлого собеседования? Отметьте те области, в которых данный работник продемонстрировал значимые результаты или в которых ему удалось получить результат, близкий к требуемому. 4. Что, на Ваш взгляд, помогло данному работнику в достижении им результатов? 5. Подумайте об уровне развития компетенций данного работника и его потенциальных возможностях. Удовлетворены ли Вы использованием имеющихся у работника знаний, умений, навыков, способностей? 6. Каковы возможности развития карьеры данного работника? Какие именно дополнительные полномочия могут быть делегированы данному работнику? 7. Какой курс обучения или повышения квалификации мог бы помочь данному работнику повысить результативность своей работы и / или продвинуться по карьерной лестнице? Форма № 8. Запись беседы и заключительное соглашение по итогам ежегодной оценки индивидуальной результативности (заполняется непосредственным руководителем)
Глава 11. Пульт управления индивидуальной результативностью 3 73 Окончание формы №8
374 Часть 2. Инструменты менеджера... Форма № 9. Индивидуальный план повышения результативности труда и профессионального развития
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Каждый человек сам сочиняет музыку своей Жизни. X. Инайят Хан Томас Кун (1977) показал, что, то, как видят ученые окружающий мир и какие законы ему приписывают, зависит от господствующей в данный исторический период научной парадигмы. Необходимо признать, что в развитии любой науки (так же как и практики) можно выделить относительно спокойные периоды, когда в сообществе ее представителей утверждается такое согласие относительно исследуемой области реальности, общих принципов этого исследования, основных исходных представлений о существе изучаемых явлений, которое позволяет говорить о том, что установилась определенная парадигма, определяемая как некоторая модель науки (или практики), принимаемая или разделяемая в конкретный период ее развития, в рамках довольно широкого сообщества ученых или практиков. Факты, данные экспериментов и научные открытия, которые не соответствуют господствующей исторической парадигме, игнорируются. Когда же, в силу различных причин, она изживает себя, уступая натиску новых данных, новых идей, ей на смену приходит новая парадигма, с новым категориальным аппаратом (предметной областью), принципами, средствами и методами анализа. От ее разработанности в большой степени зависит качество добываемой информации и возможность использовать эту информацию для управления реальностью. В моменты смены парадигм изменяется интерпретация законов, описывающих внешний мир. Сейчас все мы: и люди, и организации вступили в качественно новый, нелинейный мир. Главная особенность этого мира в том, что он требует от людей иного мировоззрения. Законы управления и формы описания реальности, созданные для линейного периода, оказываются недостаточными. Линейность мы наблюдаем там, где, во-первых, результат прямо пропорционален воздействию (то есть большее воздействие 376 Вместо заключения влечет больший ответ; чем больше вклад, тем больше отдача), во-вторых, целое равно сумме его частей, и в-третьих, причина и следствие легко наблюдаемы. Следствием из этого будет то, что точность предсказания определяется тщательностью планирования; успешный результат достигается благодаря постоянному контролю, а анализ системы основывается на возможности разложения целого на составные части. Хорошо всем знакомо «строительное» описание построения системы, где нетрудно проследить ту или иную блочную структуру. В нелинейных системах наблюдается обратное. Воздействие и результат не связаны прямой зависимостью. Целое — это не сумма частей. Причинно-следственные отношения не очевидны. Динамика развития в силу множества связей непрозрачна. В нелинейной системе описание в виде блоков уступает место сетевым структурам, в которых ни одна из частей не является преобладающей над другой. Нелинейная система — это иное течение времени. Нелинейный мир — это мир сложности. Ситуация расставания с простотой требует иного стиля мышления, новой философии управления организацией, человеческими взаимодействиями и взаимоотношениями. Мы живем в период удивительного перехода и находимся между двумя мирами — новым и старым. В индустриальную эпоху господствовал миф о бесконечном материальном прогрессе и культивировался образ машины. Новая эпоха пока не имеет названия, поскольку она еще не оформилась. Но, как считает Питер Сендж, независимо от того, как она будет названа — «информационной эпохой», «эпохой систем» или просто «постиндустриальной эпохой», — прежней ей уже не быть. Невозможно беспредельно наращивать объем материального производства на имеющей пределы планете. Точно так же не может без конца расти население и потребление ресурсов во все более тесном мире людей, не знающих, как ужиться друг с другом. На смену образу машины, которая помимо невероятного материального изобилия дала нам закоснелую бюрократию, однообразный и изматывающий труд на конвейере, школы, похожие одна на другую как две капли воды, и все более лихорадочный и сумбурный образ жизни, должен прийти образ живого организма'29. 129 Сендж П. М. Руководство живой организацией // Лидерство без границ /Под ред. Ф.Хесселбейн, М. Голдсмит, А. Сомервилл. М., 2001.С. 90. Вместо заключения 377 В природе все подчиняется циклическим процессам. И лишь для индустриальной эпохи характерны по большей части линейные процессы: взял, сделал, израсходовал. Природа — источник разнообразия. Индустриальная эпоха породила однообразие, безжалостно искореняющее как биологическое, так и культурное многообразие. Природа сосредоточивается на средствах, давая результатам возможность проявиться. Индустриальная эпоха сконцентрировалась на целях, позволяя им оправдывать любые средства. В техноцентрическом подходе индустриальной эпохи человеческие ресурсы рассматриваются как рядоположенные с другими видами ресурсов организации. Человек в этом подходе рассматривается с позиций его ограничений, как и другие виды ресурсов. В нашей повседневной речи слово «руководитель» обычно подразумевает топ-менеджера, а фразы типа «Наше руководство никогда на это пойдет» или «Отличная идея. Но что скажет на это руководство?» предполагают, что ответственность за будущее организации — прерогатива избранных, демонстрируя очевидное неуважение по отношению ко всем тем, кто не является топ-менеджерами, в определенном смысле лишая их права на инициативу, ограничивая новаторское мышление и новаторскую деятельность. Отождествление руководителя с топ-менеджером ведет к постоянному поиску эдакого управляющего-героя — человека (читай: мужчины), который способен позаботиться об интересах акционеров, может раскачать сотрудников, сопротивляющихся переменам, и не боится принимать «непростые решения» относительно сокращения расходов (а зачастую и персонала). Сталкиваясь с потребностью в существенных преобразованиях, мы с большей охотой ищем героя-руководителя, нежели выявляем и культивируем задатки руководителей у собственных сотрудников внутри организации. Невозможно не согласиться с тем, что выбор слов — задача не теоретическая. Язык придает четкость нашему восприятию. Он влияет на наши действия, заставляя принимать во внимание одни возможности и закрывать глаза на другие. Определения особенно важны, когда процессы и интересы, которых мы касаемся, имеют глубинный смысл130. 130 СенджП. М. Руководство живой организацией // Лидерство без границ/Под ред. Ф. Хесселбейн, М. Голдсмит, А. Сомервилл. М., 2001. С. 91. 378 Вместо заключения Мы, дети индустриальной эпохи, не в состоянии осознать, до какой степени аналогия с машиной воздействует на наши представления, однако язык, на котором мы говорим, выдает лежащие в их основе предпосылки. Мы рассуждаем о руководителях, «управляющих изменениями», так, словно они операторы тяжелого оборудования, а наш управленческий лексикон напоминает какую-то механическую среду мер, планов, программ и управляющих менеджеров. Фактически, как утверждает Ари де Же131, общество относится к организации, как к машине по производству денег, у которой есть владельцы. Но можно ли владеть живым человеческим организмом? Не отвлекают ли непрестанные поиски руководителя-героя наше внимание от создания организаций, которые по самой своей природе непрерывно приспосабливаются к ситуации и перестраиваются сами по себе? По иронии судьбы непрестанные попытки принудить консервативные неконкурентоспособные организации к переменам совершаются нами в постоянно меняющемся мире. Мало что в природе остается неизменным. В движении, постоянном изменении и стремлении адаптироваться находится все, то есть все, что может считаться живым. В этом, возможно, и заключается фундаментальная ошибка большинства стратегий управления. Мы никак не можем понять, что материя, которую мы стремимся изменить, — живая. А живой организм создает себя сам. В этом и заключается суть антропоцентрического подхода, в отличие от техноцент-рического, в котором человек признается самым ценным ресурсом организации. Это связано с тем, что человеческие ресурсы — самый адаптивный вид ресурсов вследствие того, что психические процессы, свойства и состояния человека имеют значительный регулятивный потенциал. Благодаря этому качеству организация способна быстро изменяться в ответ на неожиданные требования внешней среды, сохранять управляемость в условиях нестабильности параметров, временных ограничений и при недостатке других видов ресурсов. Новый динамичный, неопределенный и плохо поддающийся прогнозированию контекст реальности, определяющий систему многообразных отношений и взаимодействий, в которые 131 The Living Company, 1997. Цит. по: Лидерство без границ/ Под ред. Ф. Хесселбейн, М. Голдсмит, А. Сомервилл. М., 2001. С. 93. Вместо заключения 379 включен каждый отдельный человек, не может не влиять и на используемые методы развития человеческого потенциала. К примеру, школа индустриальной эпохи устроена наподобие поточной линии: занятия в ней для всех начинаются и заканчиваются в одно и то же время, ориентируются на группы учащихся одного возраста, темп освоения знаний для всех одинаков, на отстающих навешивают ярлык «неспособных к учебе» и, как правило, выталкивают с поточной линии, освобождая место для «способных» детей, которые усваивают знания быстрее. Подход к руководству как к производному живого организма требует фундаментальных изменений. Он нуждается в новом определении и новых аналогиях, то есть в новом языке. Он требует новых принципов и новых перспектив. Сейчас, как никогда раньше, становится понятной необходимость переосмысления и переработки теоретических концепций человеческого развития и совершенствования руководства, в основе которых лежат такие, казалось бы, старые, но в то же время современные, истины: • каждый человек сам отвечает за свою жизнь; • каждый человек от природы щедро одарен способностью делать выбор; • каждый человек вынужден принимать самостоятельные решения. Активно используемые методы обучения и развития человека с опорой на непосредственную передачу знаний в определенной области, а также ретрансляция опыта других людей, связанная с желанием показать или рассказать слушателям, как выполнить ту или иную задачу тем способом, которому обучили его самого, приводящая к формированию стандартов или «правильных» способов что-то делать, дают первоначальный эффект результативности и не отвечают вызовам современного мира. Трудная предсказуемость и разнообразие протекающих в экономике процессов позволили П. Друкеру назвать это время «эпохой без закономерностей»135". Происходящие изменения рассматриваются им как сущностные черты современной эпохи — периода радикальной трансформации основ общественного устройства. По мнению П. Друкера, аналогичными по своему историческому значению могут быть названы лишь эпохи Ренессанса и становления основ индустриального общества. 132 Друкер П. Постэкономическое общество. М., 1993. 380 Вместо заключения Это позволило ему сформулировать два важнейших тезиса о том, что сегодня основной импульс прогресса исходит не от социальной структуры, а от отдельной активной личности и что нынешнее время требует от каждого человека активных действий по преобразованию не только общества, но, прежде всего, самого себя. Все чаще каждому отдельному человеку приходится самому искать свой путь решения проблем, ориентируясь на свои приоритеты, мировоззрение, нравственные ценности. Именно в этом контексте мы понимаем слова П. Друкера о том, что важным отличием XXI века является перенесение центра тяжести с работников физического труда, которые делают то, что им приказывают—либо начальник, либо логика работы, — на работников умственного труда, которые сами собой управляют139. Пришло время, когда каждый человек может и должен выступить в качестве менеджера собственной карьеры и собственной личности. А для эффективной реализации менеджмента собственной личности необходимо, чтобы каждый работник мыслил и действовал, как руководитель высшего уровня'34. Как известно, с умения управлять собой, эффективно влиять на изменение своих психических состояний начинается умение влиять на других людей, эффективно перестраивая их взаимодействия и взаимоотношения. В свою очередь, чтобы помочь развить чувствительность человека к настоящему мгновению, усилить творческий подход к решению стоящих перед ним проблем, повысить его самостоятельность и независимость от мнения окружающих, увеличить его готовность к расширению и перестройке системы жизненных приоритетов, необходимо использовать новые методы обучения и развития, ведущие к расширению осознанности своих мыслей, чувств, действий. Именно этим целям служит разработанный нами подход к профессиональному и личностному самосовершенствованию руководителя, исходящий из простого определения понятия «руководство», которое за долгие годы доказало свою исключительную полезность при осуществлении реформ, — способность человеческого сообщества — людей, живущих и работающих вместе, — порождать новые реалии135. 133 Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2001. 134 Там же. С. 251. 135 Сендж П. М. Руководство живой организацией // Лидерство без гра Вместо заключения 381 Иными словами, руководство побуждает к действию, вдыхает жизнь в организацию. Слово «вдохновлять» (англ. — inspire), давно ассоциируемое с руководством, происходит от латинского глагола «inspirare» (буквально — вдыхать жизнь). Руководство призвано высвобождать созидательную энергию, особенно ради того, что имеет фундаментальное значение. Там, где такая энергия существует, мы более заинтересованы, более полно раскрываем свои таланты и более продуктивны. Там мы более энергичны и жизнеспособны. В ответ на просьбу дать определение руководству Питер Друкер ответил: «Руководство— это откровение. Добавить к этому нечего». А откровение — это и есть способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей и явлений. Именно развитие этой ключевой способности и лежит в основе предлагаемых нами упражнений. Два полюса — откровение и реальность — определяют территорию, на которой действуют руководители. Когда руководители инициируют и реализуют существенные преобразования, они больше напоминают садовников, чем операторов тяжелого оборудования. Для нас важным является именно этот метафорический образ. Садовник не упрашивает семена прорасти, он знает, что семена обладают собственным, внутренним потенциалом роста. Если такого потенциала нет, то он ничем не сможет помочь. Садовнику известно также, что появление всходов — результат взаимодействия семени с окружающей средой, а точнее, что семя и окружающая среда порождают самоподдерживающий процесс роста. Семя дает росток и впитывает воду и питательные вещества. По мере их усвоения его примитивная корневая система разрастается, всасывая все больше воды и питательных веществ, что приводит к дальнейшему росту корней. В организациях, как и в природе, изменения начинаются с малого и в начальной стадии протекают чаще всего незаметно, а наиболее существенные изменения в течение определенного времени происходят под землей. Поэтому первым принципом руководства, по мнению Питера М. Сенджа, является понимание самоподдерживающих процессов роста. При их отсутствии изменения будут не генерировать, а поглощать энергию. Именно поэтому очень многим, взвалившим на себя роль носителя перемен, приходится постоянно подталкивать изменения, и именно поэтому они нередко «сгорают» на работе. 382 Вместо заключения Но процессы роста не могут происходить при отсутствии благоприятных условий. Вот почему садовник уделяет внимание второй группе факторов— многочисленным ограничивающим условиям. К таковым относятся необходимые параметры состава воды, температура, освещенность, содержание питательных веществ в почве, наличие пространства для развития корневой системы. Несоблюдение этих условий может прекратить процесс роста. Заложенный в семени потенциал не будет реализован до тех пор, пока все условия не будут выполнены хотя бы частично. В природе все растет в результате взаимодействия поддерживающих процессов, которые стимулируют рост, и ограничивающих процессов, которые рост сдерживают. Вот почему все эффективные стратегии управления всегда сводятся к инициированию и поддержанию процессов, усиливающих рост, и ослаблению ограничивающих процессов. Эффективные руководители интуитивно понимают взаимосвязь между этими силами и учатся с ними работать. Они не управляют изменениями, а участвуют в процессах роста и смягчают факторы, которые эти изменения сдерживают. список РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Андерсон Р., Шихирев П. Акулы и дельфины (психология и этика российско-американского делового партнерства). М., 1994. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. Антони К. Г., Бунгард В. Саморегулирующиеся группы: их организация и опыт деятельности // Иностранная психология. М., 1994. Т. 2. № 1 (3). С. 29-34. Аоки М. Фирма в японской экономике. СПб., 1995. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. Пособие для руководителя. М., 1995. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983. Брэддик У. Менеджмент в организации. М., 1997. Виссема X. Стратегический менеджмент. М., 2000. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. Гостев А. А. Эволюция сознания. М., 1993. Грайф 3. Обучение самоорганизации: развивающийся подход// Иностранная психология. М., 1994. Т. 2. № 1 (3). С. 21-28. Гришина Н. В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал. 1992.№ 2. С. 145-159. Грэхем X. Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. М., 2003. О'Шонесси Д. Принципы организации управления фирмой. М., 1979. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972. Джордж Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления. М., 2003. Диалог и коммуникация —- философские проблемы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1989. № 7. С. 3-27. Дизель П. М., Мак-Кинли Р. У. Поведение человека в организации. М., 1993. 384 Список рекомендованной литературы Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М., 2000. Дункан Д. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991. Журавлев А. Л. Стили руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива. М., 1979. Камерон К,, Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. Копьев А. Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. № 3. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме. М., 1997. Кричевский Р. Л. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. М., 1995. Липатов С. А. Методы социально-психологической диагностики организаций // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1993. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. Маккей X. Как уцелеть среди акул. М., 1991. Менеджер в учреждении социальной защиты. Методическое пособие/Под ред. Ю. М. Забродина, К. Мутье. М., 1998. Менеджмент организации/Под ред. З.П.Румянцевой, Н. А. Саломатина. М., 1995. Мескон М. X, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М„ 1992. Мильнер Б. 3. Теория организаций. Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. М., 1989. Организационная психология (тематическое ядро) // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 1 (3). С. 12-63. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984. Список рекомендованной литературы 385 Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. Питерс Т., Уотерман Р. 6 поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М., 1988. Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. М., 1991. Пригожий А. И. Современная социология организаций. М., 1995. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов/Под ред. Б. Н. Лавриненко. М., 1997. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала. М., 1997. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. X. Управление по результатам. М., 1988. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. М., 1997. Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра. М., 1992. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации М., 1997. Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1990. Оглавление ВВЕДЕНИЕ.............................................................................. 5 ЧАСТЬ 1. МИР ОРГАНИЗАЦИИ........................................... 13 Глава 1. ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА.............................. 14 Новые возможности........................................................ 14 Глобальная несостоятельность и индивидуальная эволюция........................................... 15 Принцип развитая как основа менеджмента.................. 17 Ответственность — это выбор....,.................................. 19 Трансформированная культура...................................... 21 «Забота о клиенте» — основная черта современных Новый стиль менеджмента............................................ 24 Базовые компетенции управленческих кадров.............. 26 Управление эмоциональной компетентностью (EI, EQ) менеджера......................................................... 29 Глава 2. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ............................................ 34 Для чего объединяться?.................................................. 34 Жизненный цикл организации......................................... 36 Взаимодействие индивидуального и общего................. 39 Соотношение между личным и безличным................... 42 Соотношение общего и частного: департаментализация 45 Согласование интересов — основа менеджмента Принцип взаимного содействия..................................... 49 Разработка стратегии...................................................... 51 Предвидение будущего................................................... 55 От стратегического планирования к стратегическому управлению...................................... 58 Оглавление 387 Глава 3. ХАРАКТЕР ОРГАНИЗАЦИИ............................................................... 64 Индивидуальность организации......................................................... 64 Теория психологических типов........................................................... 66 Информационная трактовка психологических типов................... 71 Экстравертная и интровертная организации.................................. 74 Ощущающая и интуитивная организации........................................ 79 Мыслительная и чувствующая организации................................... 84 Оценивающая и воспринимающая организации............................ 88 Типологический код вашей организации.......................................... 92 Глава 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ............................................... 97 Организационное поведение — теория или практика?....97 Организационный климат.................................................................. 100 Модель поведения по типу «выигрыш/ выигрыш»..................... 103 Модель поведения по типу «выигрыш/ проигрыш»................... 104 Роль коммуникации в организационном развитии..................... 109 Неформальная система взаимоотношений................................... 114 Стереотипы организационного общения...................................... 117 Организационная культура............................................................... 120 Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО Закон самореализующихся пророчеств........................................ 134 «Окно Джохари»................................................................................... 137 Эффективные вопросы: их цель и функции................................... 141 Оценка или описание?........................................................................ 146 Стратегии постановки целей-задач. SMART- критерии.................................................................................. 150 Психологический механизм решения проблемных Методика РОСТ (GROW)................................................................... 160 388 Оглавление Глава 6. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.............................................. 168 Полномочия руководителя организации..................... 168 Портреты руководителей............................................. 173 Стили принятия решений в организации..................... 176 Стили управления принятием решения.................. 179 Правила, повышающие степень принятия решения Новые вызовы — новые стили руководства............... 184 Что мешает современным руководителям быть эффективными?................................................... 184 Воздействие трансформационных лидеров на организацию............................................................. 187 Особенности поведения и личности трансформационных и харизматических лидеров...... 190 Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.... 196 Тейлоровская модель учета человеческого фактора.. 196 Что влияет на профессиональную успешность?........ 198 Изменения в стратегии управления............................. 201 Направления деятельности.......................................... 206 Этические принципы и базовые ценности................... 208 Глава 8. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ «Профессиональная компетентность» как основа Соотношение понятий «должность» и «профессиональные компетенции».......................... 216 Оценка компетентности в разных контекстах............. 221 Управление результативностью.................................. 223 Индивидуальные собеседования: методы и возможности.............................................................. 227 Оглавление 389 Date: 2016-05-25; view: 409; Нарушение авторских прав |