Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потенциальная способность к качественному выполнению данных профессиональных задач
На входе рис. 8.3 Соотношение понятий «должность» и «компетенции» Рис. 8.4 В новом контексте, когда собственно профессия и должность как вид профессиональной занятости не являются полностью взаимозаменяемыми понятиями, а должности в современной организации меняются в зависимости от изменяющихся потребностей потребителей производимых товаров или услуг, требуемые компетенции также должны носить гибкий, изменяющийся характер. 218 Часть 1. Мир организации Более того, разнообразие организаций со своей политикой и стратегией жизнедеятельности, задающее разнообразие используемых корпоративных культур, предполагает выявление специфических именно для данной конкретной организации корпоративных компетенций. Корпоративные компетенции — это наиболее важные компетенции для предприятия в настоящее время. Они отражают перспективы изменения корпоративной культуры, заданной в стратегических направлениях деятельности. Так, например, международная нефтяная корпорация «Шелл» выявила на 1995 год необходимость для своих менеджеров следующих ключевых компетенций: 1) ориентация на достижение; 2) гибкость; 3) способность работать в команде и самостоятельно; 4) ответственность. Или другой пример: по результатам деловой игры «Создание модели эффективного специалиста», проведенной с исполнительными директорами территориальных фондов обязательного медицинского страхования в Москве в 1999 году, в качестве ключевых были выявлены совершенно другие компетенции, востребованные в данной сфере: 1) общительность; 2) умение находить выход из конфликтных ситуаций; 3) умение самостоятельно принимать решения; 4) аналитический склад мышления. Для эффективного управления компетенциями важно и определение уровня выраженности той или иной компетенции для конкретной должности. Самым простым и понятным является использование трехуровневой модели оценки выраженности компетенции (рис. 8.5). При этом мы не рассматриваем ситуацию, когда та или иная профессиональная компетенция не выражена, считая, что если человек уже занимается тем или иным видом деятельности, значит, есть нечто, что позволяет ему включиться в работу. Так как каждая компетенция проявляется через поведенческие особенности работников, то базовый уровень выраженности соответствует ситуации, когда специалист демонстрирует ожидаемый результат. Высокий уровень выраженности компетенции Глава 8. Оценка профессиональной компетентности 219
Рис, 8.5 соответствует ситуации, когда специалист не просто демонстрирует ожидаемый результат, но и может объяснить другим людям, как он получил этот результат, почему он действовал именно так, а не иначе. И наконец, высший уровень выраженности соответствует ситуации, когда специалист не только демонстрирует ожидаемые результаты, не только способен объяснить то, как он их получил, но и может научить других людей действовать столь же эффективно. Таким образом, профессиональная компетентность напрямую связана с качеством исполнительской деятельности работника, с его индивидуальной результативностью. Однако необходимо также, чтобы организация была способна ее использовать, то есть смогла предоставить своему персоналу удовлетворительные условия труда, создать рабочую обстановку и благоприятный социально-психологический климат, способствующий мотивации и вовлеченности в работу, содействовала развитию компетентности работников. Ведь описание поведенческих особенностей человека, каким бы точным оно ни было, ни в коем случае не может полностью и однозначно объяснить поведение и результативность работника в организации. Человек может показать себя как неэффективный, неадаптированный или даже некомпетентный работник при выполнении одних задач, однако он же может проявить себя и как эффективный, коммуникабельный и способный применить свои компетенции на другом месте. 220 Часть 1. Мир организации Желание нанять «мотивированного» работника также ничего не означает, поскольку человек не может быть «мотивированным» в отношении всех задач и всех ситуаций. Некоторые производственные ситуации мотивируют одних и совсем не вовлекают в работу других. Некоторые должности настолько плохо структурированы и описаны, что вообще никого не могут мотивировать. Таким образом, на индивидуальную результативность в организации влияют как индивидуальные, так и ситуационные факторы (рис. 8.6). Взаимосвязь компетентности и результативности в организации Рис. 8.6 Понятие «профессиональная компетентность» является связующим звеном всего процесса управления, влияющим как на ситуационные, так и на индивидуальные факторы в организации и направленным на постоянное развитие компетентного персонала, способного достигать свои цели и вносить при этом вклад в реализацию целей организации. Именно этот интегрирующий контекст и повышает ее ценность. Поскольку понятие «компетентность» связано с двумя независимыми факторами — индивидуальным и ситуационным, проблема оценки профессиональной компетентности также связана по крайней мере с двумя независимыми ситуациями (рис. 8.7): Глава 8. Оценка профессиональной компетентности 221
Рис. 8.7 1) ситуацией оценки персонала (специфики его поведения и индивидуальной результативности); 2) ситуацией оценки проекта профессиональной деятельности (специфики решаемых задач). ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ Когда речь идет об оценке персонала, важным является определение контекста оценки, так как в зависимости от потребности управления: поиска и отбора персонала, оценки качества его работы внутри данной организации (результативности), его профессионального развития или стимулирования труда — используются разные методы и технологии оценки (рис. 8.8). Компетентность с точки зрения поиска и отбора кадров задает контекст оценки профессиональной успешности работника. На основе критерия результативности необходимо создать модель специалиста, обладающего требуемыми для достижения данного результата компетенциями. Компетентность с точки зрения развития человеческих ресурсов задает иной контекст — контекст разработки модели будущего специалиста на основе требований к его компетенциям, которые только будут востребованы в данной организации в 222 Часть 1. Мир организации
Рис, 8.8 будущем. Разработка моделей будущего специалиста напрямую связана с необходимостью выявления как организационных, так и индивидуальных потребностей в профессиональном развитии. Компетентность с точки зрения результативности задает контекст оценки и улучшения показателей производительности через согласование реализуемых в процессе актуальной деятельности целей и выявленных новых потребностей организации (конкретного работника). Оценка результативности, таким образом, связана не только с необходимостью измерения результатов труда, но и с необходимостью оценки стиля поведения; оценки того, каким образом данные результаты были достигнуты; как работник реализовал себя в данной профессиональной роли. Лишь такая комплексная оценка может помочь в составлении рекомендаций по изменению поведения данного человека с целью получения лучших результатов, то есть начать процесс реального управления поведением конкретного человека. Оценка компетентности в точки зрения стимулирования труда — одно из самых последних достижений в практике управления. Целью данного подхода является построение профессионально-квалификационных моделей специалистов, в которых оплата труда напрямую связывается с уровнем развития у работников профессиональных компетенций. Глава 8. Оценка профессиональной компетентности 223 УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ Благодаря введению и осознанию значимости понятия «профессиональная компетентность» в практическую деятельность стало возможным повысить эффективность управления индивидуальной и организационной результативностью, поскольку это одно из важных направлений деятельности управления человеческими ресурсами. Концепция управления результативностью, в свою очередь, сформировавшаяся лишь в конце 1980-х годов, явилась выдающимся достижением в сфере менеджмента за последнее время. Управление результативностью представляет собой постоянно развивающийся, гибкий процесс партнерского сотрудничества руководителей среднего звена (менеджеров) и работников, направленный на достижение требуемых результатов (рис. 8.9). Управление результативностью Рис. 8.9 В управлении результативностью важно не только вовремя оценить получаемый результат, но и оперативно выявить проблемы и ограничения, затрудняющие получение запланированного результата. 224 Часть 1. Мир организации В качестве ограничений выступают, с одной стороны, такие ситуационные факторы, как специфика поставленных задач (их структурированность, значимость, целостность и пр.), организационная культура, экономические условия и т. д., а с другой — такие индивидуальные характеристики работника, как компетенции, спектр интересов и ценностей, отношение (рис. 8.10). Влияя на соответствующие ситуационные факторы (как уже упоминалось, ситуационные факторы оказывают весьма существенное влияние на индивидуальное поведение), а также воздействуя на изменение индивидуальных характеристик, организация может управлять результативностью профессиональной деятельности, повышая объективные конечные показатели. Модель управления результативностью Рис. 8.10 В управлении результативностью ретроспективная оценка уже полученных результатов важна для планирования будущих результатов и оптимизации профессиональной деятельности работников с целью повышения качества услуги или продукта. Известен ряд принципов управления результативностью; они представлены на рис. 8.11. Глава 8. Оценка профессиональной компетентности Принципы управления результативностью
целей и ценностей
индивидуальный для каждой конкретной организации и конкретного работника
звена руководителей рис. 8.11 Так как процесс управления результативностью охватывает абсолютно весь персонал организации, важным является осознание его значимости, как для всей организации, включая руководителей всех уровней, так и конкретных работников (рис. 8.12).
Процесс управления результативностью 226 Часть 1. Мир организации В основе реализации управления результативностью лежит необходимость формирования у всех работников согласованного видения основных целей и задач организации, оказания помощи каждому отдельному работнику данной организации в осознании именно его вклада в их достижение. Управление результативностью может быть представлено как постоянно самообновляющийся цикл (рис. 8.13), в котором интегрируются планы развития организации, ее цели и задачи и профессионально компетентные люди, выступающие для организации как основные ресурсы, способные воплотить в жизнь эти планы благодаря принятию поставленных перед ними задач и включению в деятельность. Цикл управления результативностью Рис. 8.13 Собственно оценка результатов в этом контексте рассматривается как непрерывный, циклический процесс, который, однако, предполагает ряд обязательных этапов (рис. 8.14). Глава 8. Оценка профессиональной компетентности 227 Этапы управления результативностью ■ Выработка согласованного видения целей и задач работником и его руководителем ■ Совместное планирование ожидаемых результатов и индивидуального профессионального развития для их достижения ■ Непрерывная оценка с целью решения возникающих проблем, коррекции ожидаемых результатов ■ Ежегодная интегральная (общая) оценка с целью подведения итогов и принятия организационных решений Рис. 8.14 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ: МЕТОДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Реализация этих этапов происходит в ходе регулярных собеседований с работниками, что дает возможность получить необходимую оперативную информацию о специфике индивидуальной исполнительской деятельности конкретных работников и их потребностях в профессиональном развитии, повышает эффективность процесса управления индивидуальным, групповым и организационным поведением. При этом важным вопросом является сам метод проведения подобных собеседований. Майкл Вудкок и Дэйв Фрэнсис в своей известной книге для руководителей-практиков «Раскрепощенный менеджер» описали следующие возможности общения менеджеров с работниками123: 1) слушать: предоставлять другому человеку возможность высказаться; 2) уточнять: убеждаться, что вы понимаете, о чем вам говорят; 3) суммировать: сводить все нити воедино, чтобы увидеть картину в целом; 123 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/Пер. с англ. М., 1991. С. 232-233. 228 Часть 1. Мир организации 4) проверять: задавать конкретные вопросы, чтобы рассеять сомнения; 5) определять: стараться определить проблему и дать ей название; 6) разбирать варианты: оценивать различные способы решения проблемы; 7) рекомендовать: приходить к заключению и предлагать наилучший образ действий; 8) предписывать: говорить подчиненному, что он должен делать. Как мы видим, сначала представлены возможности, которые руководитель использует, чтобы поощрить работника сформулировать свои мысли и решить проблему самостоятельно, далее — возможности, с помощью которых руководитель последовательно сам решает проблему за конкретного работника. Есть и еще одна традиционная особенность в поведении любого человека, которую невозможно не заметить, — желание сравнить. Нас учили сравнивать, и мы постоянно сравниваем. Напрямую, не напрямую, сознательно, бессознательно, мы живем сравнениями. Мы действительно пытаемся сделать каждого похожим на других, тем самым разрушая потенциал каждого быть самим собой. Однако в то мгновение, когда мы начинаем сравнивать себя с другими, мы теряем свой потенциал. Мы теряем свою ясность, свое видение. Мы приобретаем чужой взгляд на вещи. Но разве это возможно — смотреть на вещи чужими глазами? Каждый уникален, неповторим. Сравнение невозможно. В этой связи вспоминается история, которая называется «Школа животных». Однажды животные собрались в лесу и решили организовать школу. Кролик, птица, белка и угорь сформировали совет директоров. Кролик настаивал, чтобы в курс обучения вошел бег. Птица настаивала, чтобы в курс обучения вошел полет. Белка настаивала, чтобы в курс обучения обязательно вошло лазание по стволу дерева. Вместе они составили пособие по обучению и решили, что все животные должны пройти все предметы. Глава 8. Оценка профессиональной компетентности 229 Кролик получил пятерку по бегу, но лазание по деревьям превратилось для него в настоящую проблему. Он постоянно падал на спину. Получив сотрясение мозга, он больше не смог бегать. Вместо пятерки по бегу он теперь получал тройку и всегда получал единицу по лазанию по стволу дерева. Птица прекрасно летала, но рытье норы в земле превращалось для нее в испытание — она ломала свой клюв и крылья. Она теперь получала тройку по полетам и единицу по рытью нор, лазанье же по стволу дерева стало для нее просто адом. Таким образом, при управлении индивидуальной результативностью, впрочем, как и при решении любой другой управленческой задачи, принципиально важным является ответ на вопрос: каков порядок вещей в организации? Каким образом осуществляется управленческое воздействие на работников в организации? На практике, многие усилия по улучшению организационных показателей терпят неудачу именно по той причине, что фундаментальная культура организации остается прежней, то есть не изменяются ценности, способы мышления, стили управления, парадигмы и подходы к решению проблем. Между тем вызов времени заключается не в решении меняться или не меняться, а в том, как именно меняться, чтобы повысить эффективность организации. Как показали последние исследования, использование любых новейших технологий (комплексное (всеобщее) управление качеством, сокращение размеров организаций, попытка полностью перепроектировать организационные процессы и процедуры) самих по себе не смогло значительно повысить эффективность организации, ибо культура организации оставалась неизменной. Сам процесс реализации того или иного подхода зачастую понимается как некая техника или программа изменений, а не фундаментальный сдвиг в направлениях деятельности, ценностей и культуры организации. Поэтому любые усилия по улучшению организационной результативности терпят неудачу именно по той причине, что фундаментальная культура организации остается прежней! А без новых фундаментальных целей, ценностей и ожиданий, как организаций, так и людей, остальные меры оказываются косметическими и недолговечными. 230 Часть 1. Мир организации Именно поэтому вопрос о том, каким образом управлять индивидуальной результативностью в организации, чтобы место работы воспринималось работниками как дружественное и творческое, является принципиально важным. Традиционное подчинение власти сегодня постепенно исчезает. Изменения в обществе, в ценностях и стиле жизни приводят к росту сложности корпоративного управления. Люди не желают, чтобы ими командовали, они не желают испытывать принуждение. Это приводит к ослаблению авторитарности в стиле руководства. Вместо этого менеджерам приходится учиться убеждать своих работников — а возможно, даже и самих себя, своих клиентов и партнеров — в том, что существуют ценности и идеалы, которые стоит принимать как руководства к действию. Как подчеркивает Мэтс Элвессон, «осознанная необходимость развивать культурный каркас подходящими ориентирами, которые поддерживают власть, становится прогрессивной тенденцией в управлении»124. Важным является и понимание того, что глубокие изменения на уровне коллектива требуют еще более глубоких изменений на личностном уровне. Динамика культуры органически связана с изменением людей. Если менеджеры не пожелают благосклонно отнестись к перестройке собственной личности, культура организации обречена на состояние окостенелости. 124 Элвессон М. Организационная культура. Харьков, 2005. С. 31. ЧАСТЬ 2 Date: 2016-05-25; view: 543; Нарушение авторских прав |