Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интерпретация результатов





Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой. Например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.

Наиболее привлекательный персонаж: если такой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:

• наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;

• он выше и крупнее остальных персонажей;

• выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;

• остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него;

• наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно уз­нать по одежде, которая отличает его от других членов се­мьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.

Наименее привлекательный персонаж: противополож­ный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур, как бы забытый всеми. С этим пер­сонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами каранда­ша или стирают ластиком.

Отношения между персонажами. Обращается внимание на то, существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности.

Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на ри­сунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, ко­торую ребенок замечает в жизни и выделяет.

Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому-то важному, уникальному, а к другим - как к менее суще­ственным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.

Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем. Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребен­ком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.

Родители: Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуа­ции, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в на­шем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают.

Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола.

Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.

Идентификация. Ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в котором он себя признает, - его возраста и пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.

Кроме того, он может отождествлять себя и с другим пер­сонажем - отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте. Следует помнить, что ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.

Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблюдать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами.

Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

Наличие или отсутствие того или иного члена семьи. Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома - символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца - символа материнской любви и заботы. Так выражается для ребенка значимость семьи и тех отношений, которые суще­ствовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказыва­ется, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинуто­сти, брошенности, нелюбимости), и ребенок избегает этой темы.

Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, име­ется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпре­тация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям.

Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общно­сти. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям.

Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом по­рядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим.

Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого - как следствие страха перед воображае­мой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую тяжело вынести, поскольку она является причиной сильных страданий.

Рассмотрим несколько примеров. Одна из распространенных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не понравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена, и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей. На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке толь­ко младшего брата, исключив себя из состава семьи, иденти­фицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновремен­но отрицает существование проблемы и связанного с ней чув­ства тревожности.

Итак, если ребенок:

• с удовольствием взялся рисовать семью - благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет;

• отказывается рисовать - с семьей связаны неприятные воспоминания;

• тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка;

• изобразил себя большим - ориентирован на себя (т. е. истероидный тип);

• изобразил себя маленьким - показатель малой значимости в семье;

• гигантская мама и маленький папа - нарушена психоло­гическая гармония в семье, мама значима;

• все фигуры очень маленькие - у ребенка депрессия, тре­вога, подавленность;

• рисует без полового различия - задержка полового вос­питания;

• ноги большие - признак значимого места в семье, ноги маленькие - неустойчивая позиция в семье;

• голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) - ушел в себя;

• закрытое лицо - ребенок не любит быть в семье;

• рот, губы большие, яркие - признак агрессии;

• девочка рисует себе глаза с ресницами - хочет нравить­ся, в ней заложена большая сексуальная энергия;

• пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нари­сованный образ - возможно, этот человек вызывает у ре­бенка неприятные воспоминания или страх;

• все члены семьи в ячейках - семья недружная, многие отчуждены;

• наличие телевизора, ковра - отдельным прорисованным предметам отдается большее предпочтение ребенка;

• наличие осветительных приборов, солнца – ребенок ис­пытывает отсутствие тепла в семье;

• просто дом вместо семьи - источник угроз, нежелание идти туда;

• присутствие в рисунках куклы или собаки - не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;

• много мелких деталей - не хватает общения с близкими;

• много черных штрихов - испытывает тревогу;

• отказывается использовать цветные карандаши - тре­вожность и низкая самооценка;

• если ребенок рисует себя в центре - чувствует себя самым значимым, внизу листка - самым зависимым.

 

Приложение 3

 

Симптомокомплексы теста

«КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»

 

Симптомо-комплекс Симптом Балл
Конфликтность   1. Барьеры между фигурами   0, 1  
2. Стирание отдельных фигур   0, 1, 2  
3. Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур 0, 2
4. Выделение отдельных фигур   0, 2  
5. Изоляция отдельных фигур   0, 2  
6. Неадекватная величина отдельных фигур   0, 2  
7. Несоответствие вербального описания и рисунка 0,1  
8. Преобладание вещей   0, 1  
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи   0, 2  
10. Член семьи, стоящий спиной   0, 1  
11. Другие возможные признаки    
Враждеб­ность в семейной ситуации   1. Одна фигура на другой стороне листа   0, 2  
2. Агрессивная позиция фигуры   0, 1  
3. Зачеркнутая фигура   0, 2  
4. Деформированная фигура   0, 2  
5. Обратный профиль   0, 1  
6. Руки, раскинутые в стороны   0, 1  
7. Пальцы длинные, подчеркнутые   0, 1  
8. Другие возможные признаки    

Условные обозначения:

0 баллов — отсутствие признака,

1 балл — присут­ствие признака либо признак выражен слабо,

2 балла — многократное прояв­ление признака.

 


Приложение 4

Методика «Ромашки привычек»

 

 

 

 

 

Критерии оценки результатов:

  1. Преобладание имеющихся привычек у членов семьи.
  2. Отношение ребенка к этим привычкам.
  3. Осведомленность.

 

Инструкция: «Перед вами листок бумаги, на котором нарисованы ромашки. Здесь папина, мамина и твоя ромашки. На лепестках нарисованы разные привычки:…. Тебе надо раскрасить те лепестки с привычками, которые есть у папы, мамы и у тебя. Красным карандашом раскрась те привычки, которые тебе нравятся, а черным – которые не нравятся. В свободные лепестки дорисуй привычки, которые существуют в твоей семье, но не изображены».


Приложение 5

Методиетощка «Ролевые ожидания и притязания в браке»

(разработана Волковой А.Н., Трапезниковой Т.М.)

 

Для анализа функционально-ролевой согласо­ванности используются три структуры ролей:

· нормативная (как должно быть),

· желаемая (как хотелось бы),

· квазиреальная (как скорее всего сложится).

Рекомендуется также выделить в качестве предмета обсуждения представления молодых людей о распределении семейных ролей в нормативном, желаемом и квазиреальном планах.

Методика «РОП» позволяет определить:

1. Представления подростков о значимости в семейной жиз­ни сексуальных отношений, личностной общности мужа и же­ны, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовой сферы, моральной и эмоцио­нальной поддержки, внешней привлекательности. Эти показа­тели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу се­мейных ценностей (ШСЦ).

2. Представления подростков о желаемом распределении ро­лей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Оснащение:

1. Текст опросника

2. Бланк для ответов

3. Ключ

Порядок работы

Подросткам предлагают ознакомиться с инструкцией и набором утверждений, соответствующих полу каждого.

Инструкция: «Перед Вами различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Внимательно прочитайте утверждения и оцените, насколько Вы с ними согласны. В бланке ответов напротив номера утверждения поставьте: «3» - если Вы полностью согласны;

«2» - если в общем это верно;

«1» - если это совсем не так;

«0» - если это неверно.

Постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Благодарим за участие».

Если подросток затрудняется в оценивании утверждений, то психолог объясняет: «Если вы полностью разделяете утверждение, поставьте «3». Если вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками, дополнениями, поставьте «2». Если утверждение кажется вам непригодным для вас, в нем есть что-то, с чем вы согласны, поставьте «1». Если вы категорически не согласны с утверждением, поставьте «0».

После выполнения задания психолог суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По шкале значимости сексуальных отношений и шкале, отражающей установку на идентификацию с партнером, сумма баллов является итоговым показателем. Итоговые баллы остальных шкал вычисляются как полусумма баллов по шкалам «ожидание» и «притязание».

Date: 2016-05-25; view: 1795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию