Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологический блок
Актуальность
Ответственное родительство - особое социально-экономическое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. В процессе формирования ответственного родительства у подрастающего поколения необходимо расширить его представление о семье: ее структуре, видах, функциях, внутрисемейных ролях; проанализировать особенности современной семьи: определить факторы, влияющие на ее формирование. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию самосознания подростков, обогащению их Я-концепции представлениями о себе как о будущих родителях, что позволит более успешно осуществлять в дальнейшем соответствующие роли и укреплять собственные семьи, а также институт семьи в целом.
Важнейшими задачами в формировании здоровой, в физическом и психологическом аспектах, семьи являются половое и нравственное воспитание, сексуальное образование детей и подростков, психологически грамотная подготовка их к семейной жизни. Эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с участившимися случаями заболеваний, передающихся половым путем, феноменом подросткового материнства, отсутствием стандартных образовательных программ и специалистов, способствующих формированию самосохранительного поведения и культуры общения полов.
К сожалению, сегодня можно констатировать, что в структуре мотивов формирования семьи молодыми людьми достаточно высокий процент приходится на случайные факторы. Почти половина (48%) внебрачных рождений являются незапланированными, а среди несовершеннолетних беременность в 90% случаев является нежеланной. В Республике Коми в период с 2000 по 2005 годы наблюдается снижение количества несовершеннолетних матерей. Вместе с тем, в 2005 году 23 девушки в возрасте до 15 лет искусственно прервали беременность (в 2000 году - 19, в 2002 году - 24). Среди девушек в возрасте 15-19 лет этот показатель значительно выше: в 2005 году – 1763 аборта (в 2000 году - 2180, в 2002 году - 2150 абортов).
Чрезвычайно усугубляет ситуацию в подготовке молодежи к семейной жизни социокультурный разрыв, который наметился между поколениями детей, родителей и прародителей. Неприятие и непонимание старшим поколением современных межполовых этических норм, которые принесло время, отсутствие элементарной психологической этики отдаляют молодых людей от старших членов семьи, что затрудняет вхождение молодых во взрослую жизнь и решение ими многих вопросов, возникающих при создании семьи.
Проблема формирования ответственного отношения к будущей семейной жизни носит комплексный характер: правовой, психологический, педагогический, экономический. Программа «Ответственное родительство», предназначенная для оказания помощи подрастающему поколению в осуществлении своей половой идентификации, формировании самосохранительного поведения, получении знаний в области сексуальной культуры, личной интимной гигиены, основ семейной жизни, психологической грамотности в межличностных отношениях и нравственного обогащения, включает три блока: социально-педагогический, психологический и блок творческой реабилитации.
Цель программы: способствовать воспитанию у детей и подростков позитивного и ответственного отношения к будущему родительству, формированию и развитию отношений партнерства и сотрудничества в их будущей семье.
Задачи программы:
1. Формирование у несовершеннолетних адекватной полоролевой идентификации и поведенческих навыков, определяющих здоровый образ жизни.
2. Развитие у детей и подростков умения строить позитивные взаимоотношения с противоположным полом.
3. Осознание ответственности за свои поступки в настоящем и будущем, воспитание у несовершеннолетних ответственного отношения к созданию будущей семьи.
Комплексная программа состоит из 3 подпрограмм:
1 - подпрограмма «Три слагаемых успеха – здоровье, ответственность, целеустремленность» (социально-педагогический блок);
2 - подпрограмма «Семейный калейдоскоп» (психологический блок);
3 - подпрограмма «Всему начало - отчий дом» (блок творческой реабилитации).
Участники программы – несовершеннолетние от 6 до 18 лет, состоящие на социальном контроле в учреждениях отрасли социальной защиты населения, учащиеся от 7 до 18 лет учебных заведений Республики Коми.
Комплексная программа «Ответственное родительство» направлена на формирование стремления у несовершеннолетних к созданию гармоничных внутрисемейных отношений на основе партнерства и воспитание ответственного отношения к будущему родительству.
Методы и приемы работы:
§ беседы;
§ дискуссии;
§ ролевые игры;
§ тренинги;
§ видеотерапия;
§ сказкотерапия;
§ творческие работы.
План реализации комплексной программы:
§ подпрограмма «Три слагаемых успеха – здоровье, ответственность, целеустремленность» - 48 занятий;
§ подпрограмма «Семейный калейдоскоп» - 48 занятий;
§ подпрограмма «Всему начало - отчий дом» - 48 занятий.
Срок реализации программы - 6 месяцев
Возраст
несовершеннолетних
| Кол-во занятий
| Продолжительность
1 занятия
| 6-8 лет
|
| 30-45 минут
| 9-12 лет
|
| 45 минут
| 13-15 лет
|
| 45 минут
| 16-18 лет
|
| 45 минут
|
План-график выполнения запланированных мероприятий
| Поне-
дельник
| Вторник
| Среда
| Четверг
| Пятница
| 6-8 лет
| ПБ
(2 р./ мес.)
|
| СПБ
(2 р./ мес.)
|
| БТР
(2 р./ мес.)
| 9-12 лет
| СПБ
(2 р./ мес.)
|
| ПБ
(2 р./ мес.)
|
| БТР
(2 р./ мес.)
| 13-15 лет
|
| ПБ
(2 р./ мес.)
|
| СПБ
(2 р./ мес.)
| БТР
(2 р./ мес.)
| 16-18 лет
|
| СПБ
(2 р./ мес.)
|
| ПБ
(2 р./ мес.)
| БТР
(2 р./ мес.)
| СПБ - социально-педагогический блок
ПБ - психологический блок
БТР - блок творческой реабилитации.
Социально-педагогический блок
_____________________________________________________________
Подпрограмма
«Три слагаемых успеха – здоровье, ответственность,
целеустремленность»
Задачи:
1. Формирование потребности у несовершеннолетних в здоровом образе жизни (расширение представлений детей об организме, его потребностях, вредных привычках и их последствиях).
2. Воспитание ответственного отношения у детей и подростков к своему репродуктивному здоровью.
3. Пропаганда позитивного опыта благополучной семьи, материнства и отцовства.
4. Формирование устойчивости к влиянию либеральной политики в СМИ в области нравственного воспитания подрастающего поколения.
Тематическое планирование групповых занятий для детей 6-8 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во
занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Кто я такой?
»ьчикововекачеловека наступают постепенно и только в подростковом возрасте резко ускоряе
| Расширить у детей представления о функциональном предназначении частей тела, индивидуальных особенностях и способностях человека
|
| Как я расту?
| Расширить у детей знания о периодах развития человека и необходимости соблюдения правил личной гигиены
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Мальчики и
девочки
| Научить детей правильно относиться к различиям во внешнем облике и поведении девочек и мальчиков
|
| Давай
подружимся
| Раскрыть понятие о дружбе и сформировать у детей положительное отношение к противоположному полу
|
| Без друзей меня чуть-чуть…
| Показать детям, как трудолюбие и взаимовыручка помогают в опасной ситуации
|
| Привычки
хорошие и
плохие
| Сформировать у детей убеждение в необходимости здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам
|
| Опасные
предметы
| Познакомить детей с правилами безопасного обращения с колющими и режущими предметами и средствами бытовой химии
|
| Незнакомые предметы
| Сформировать у детей систему исследовательских действий адекватно предмету и обстановке
|
| Если ты
гуляешь один
| Убедить детей в необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; сформировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми
|
| Цикл «Моя семья»
| Откуда я
появился
| Дать детям представление о рождении человека
|
| Я и моя
семья
| Помочь детям осознать значимость родственных отношений в семье
|
| Тематическое планирование групповых занятий для детей 9-12 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Уроки Айболита
| Предоставить детям объективную информацию о половом развитии девочек и мальчиков
|
| В здоровом теле - здоровый дух
| Познакомить детей с санитарно-гигиеническими правилами: гигиена, питание, физкультура, профилактика инфекционных заболеваний
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Ах, как нам добрые слова нужны
| Настроить детей на размышления о важнейших нравственных ценностях: добре, дружбе, уважении, любви
|
| Научись себя беречь
| Способствовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, развитию наблюдательности и внимательности
|
| Курильщик - сам себе могильщик
| Способствовать формированию у детей негативного отношения к курению, расширить их знания о вреде курения
|
| Много вина - мало ума
| Способствовать формированию у детей негативного отношения к употреблению алкоголя, расширить их представления о последствиях алкоголизма
|
| Секрет «черных братьев»
| Углубить знания детей о пагубном влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье и образ жизни человека
|
| Маскарад вредных привычек
| Сформировать у детей убеждение в необходимости здорового образа жизни
|
| Цикл «Моя семья»
| Вместе дружная семья
| Сформировать у детей убеждение в важности семьи в жизни человека
|
| Тематическое планирование занятий для подростков 13-15 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во
занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Я расту,
я меняюсь
| Сформировать у несовершеннолетних позитивное отношение к психофизиологическим изменениям организма в подростковом возрасте
|
| Эстетика и
здоровье
| Расширить у подростков представление об эстетическом вкусе, культуре отношения к своему телу
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Мы разные, но мы вместе
| Расширить у подростков представление о культуре взаимоотношений с противоположным полом
|
| Откровенный разговор
с девочками
(мальчиками)
| Углубить знания девочек (мальчиков) в области полового воспитания, рассказать о влиянии заболеваний, передающихся половым путем, на репродуктивную функцию человека
|
| Поговорим о здоровом образе жизни
| Сформировать у несовершеннолетних представление о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на здоровье человека и его жизнедеятельность, настроить на отказ от вредных привычек с целью сохранения здоровья и здорового микроклимата в семье
|
| Цикл «Моя семья»
| Быть всегда
рядом
| Сформировать у подростков убеждение в важности семьи в жизни человека
|
| Семейно-брачные
отношения
| Сформировать у несовершеннолетних чувство ответственности за свое будущее, помочь в определении установок на свою будущую семейную жизнь
|
| Семейный очаг
| Способствовать приобретению семейного опыта у детей и подростков
|
| Тематическое планирование занятий для подростков 16-18 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во
занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Нравственная культура в сфере взаимоотношений полов
| Сформировать у подростков правильное представление о биологических особенностях организма человека, гармоничных отношениях между юношей и девушкой
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Табакокурение - неудачный жизненный эксперимент
| Предоставить несовершеннолетним достоверную информацию о влиянии табакокурения на их физическое, психическое развитие и здоровье их будущих детей. Сформировать адекватную оценку последствий употребления табачных изделий
|
| Алкоголь губит красоту и сокращает мудрость
| Предоставить несовершеннолетним достоверную информацию о влиянии алкоголя на их физическое, психическое развитие и здоровье их будущих детей. Сформировать адекватную оценку последствий употребления алкогольной продукции
|
| Наркотики -
путешествие в один конец
| Предоставить подросткам достоверную информацию о влиянии наркотических веществ на их физическое, психическое развитие и здоровье их будущих детей
|
| Крепкое здоровье - залог успешной жизни
| Предоставить подросткам информацию о влиянии заболеваний, передающихся половым путем, на репродуктивную функцию человека и здоровье их будущих детей. Сформировать чувство ответственности за свое репродуктивное здоровье
|
| Цикл «Моя семья»
| Отцы и Дети
| Способствовать преемственности семейных традиций и формированию образа благополучной семьи у несовершеннолетних
|
| Семейно-брачные отношения
| Сформировать у несовершеннолетних чувство ответственности за свое будущее, помочь в определении установок на свою будущую семейную жизнь
|
| Семейный очаг
| Способствовать приобретению семейного опыта у подростков
|
|
Психологический блок
_____________________________________________________________
Подпрограмма
«Семейный калейдоскоп»
Задачи:
1. Осознание и принятие детьми и подростками опыта родительской семьи.
2. Формирование у детей адекватной полоролевой идентификации.
3. Развитие умения у подрастающего поколения строить отношения с противоположным полом.
4. Формирование у несовершеннолетних представления о себе как о будущем родителе.
Тематическое планирование занятий для детей 6–8 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во
занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Здравствуйте, вот я, а вот ты
| Познакомить участников между собой, построить между ними доверительные отношения, выработать правила групповой работы
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Мальчики -
будущие мужчины
| Сформировать адекватное восприятие ребенком своего пола, создать условия для формирования основ опыта мужского поведения
|
| Девочки - будущие женщины
| Сформировать адекватное восприятие ребенком своего пола, создать условия для формирования основ опыта женского поведения
|
| Мальчики-будущие отцы
| Дать представление об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек. Развить способы взаимодействия, характерные для мужского типа поведения
|
| Девочки - будущие матери
| Сформировать у детей представление об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек. Развить способы взаимодействия, характерные для женского типа поведения
|
| Планета Мам,
Планета Пап
| Помочь ребятам построить взаимоотношения с миром противоположного пола. Дать возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы, самоопределиться
|
| Цикл «Моя семья»
| Моя семья
| Помочь детям осознать единство семьи, смоделировать формы эффективного семейного общения
|
| Семейный очаг
| Создать атмосферу доброты, уюта, помочь осознать важность и значимость каждого члена семьи
|
| Тематическое планирование занятий для детей 9-12 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во
занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Какие мы разные
| Познакомить участников между собой, построить между ними доверительные отношения, выработать правила групповой работы
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Будущие мужчина и женщина
| Рассказать об особенностях мужского и женского мира. Сформировать адекватное полоролевое поведение детей в обществе
|
| Я и мама.
Я и папа
| Помочь ребятам в осознании себя как личности, сформировать образ мамы и папы
|
| Будущие мама и папа
| Сформировать адекватное представление детей о ролях и функциях, выполняемых родителями в семье
|
| Создай образ
| Определить качества идеальных мужчины и женщины, создать их психологический портрет
|
| Цикл «Моя семья»
| Лабиринт семейных ценностей
| Определить у детей имеющиеся семейные ценности, сформировать представление об установках и ценностях благополучной семьи
|
| Сказка о семье
| Смоделировать свою семейную жизненную ситуацию, заложить основы создания здоровой семьи
|
| Жизненная линия семьи
| Помочь ребенку осознать важность семейных отношений, себя как ее частицы, выработать навыки анализа этапов семейной жизни
|
| Коллаж «Моя семья»
| Осознать единство семьи, продолжать моделировать формы эффективного семейного общения
|
| Тематическое планирование занятий для подростков 13–15 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Связаны одной цепью
| Создать в группе атмосферу доверия, принятия и защищенности, развить умение рефлектировать свое состояние, развить коммуникативные навыки
|
| Я среди других
| Развить у подростков доброжелательное отношение друг к другу, сформировать адекватную самооценку, выработать навыки группового взаимодействия
|
| Мозаика
| Развить у подростков умение принимать чувства другого человека, сформировать уверенность в себе, чувство общности
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Семейные
истории
| Развить навыки взаимодействия с противоположным полом, умение разрешать конфликтные ситуации
|
| Скульптура семьи
| Помочь подросткам определить свое место в структуре семейных взаимоотношений, сформировать адекватное отношение к противоположному полу
|
| Спеши любить
| Дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, развить умение уважать чувство собственного достоинства другого человека
|
| Цикл «Моя семья»
| Король Лев
| Помочь подростку осознать важность семейных отношений, обучить возможности нахождения способов решения проблемных ситуаций, выработать навыки самоанализа и рефлексии своего состояния
|
| Древо моей семьи
| Помочь подростку осознать важность семейных отношений и семьи, себя как ее частицы, выработать навыки группового взаимодействия
|
| Семья - единая команда
| Помочь подростку осознать семейные ценности, раскрыть важность общих дел для психологического комфорта семьи
|
| Мой дом - моя крепость
| Показать чувство защищенности в семейном кругу
|
| Тематическое планирование занятий для подростков 16–18 лет
Тема занятий
| Цель занятия
| Кол-во
занятий
| Цикл «Кто я такой»
| Спеши любить
| Дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, развить умение уважать чувство собственного достоинства другого человека
|
| Гармония
| Помочь подросткам осознать свое личностное пространство, предоставить возможность понять собственную ценность и уникальность, развить умение уважать чувство собственного достоинства другого человека
|
| Цикл «Мальчики и девочки»
| Счастье, когда
тебя понимают
| Помочь подросткам правильно выражать свои чувства, учиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций по отношению к другому человеку
|
| Юноши и
девушки
| Предоставить возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы, самоопределиться, построить взаимоотношения с миром противоположного пола
|
| Семейный
лабиринт
| Содействовать в отработке навыков взаимодействия и уверенного поведения в группе, принятия на себя ответственности за отношения внутри семьи и с внешним миром
|
| Цикл «Моя семья»
| Семейный круг
| Выявить у подростков представления о семье, особенностях взаимоотношений, наиболее частых конфликтных ситуациях и создать образ идеальной семьи
|
| Пережить
Рождество
| Помочь ребятам в осознании стереотипов взаимодействия в семье и принятии возникающих изменений, устранении разрушительных стереотипов
|
| Семейный герб
| Помочь смоделировать формы эффективного семейного общения, осознать единство семьи
|
| Семейный
праздник
| Развить умения для конструктивного диалога и взаимодействия между членами семьи, способствовать поиску ресурсов, позволяющих сблизить семью
|
|
Date: 2016-05-25; view: 633; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|