Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический блок





Актуальность

 

Ответственное родительство - особое социально-экономическое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. В процессе формирования ответственного родительства у подрастающего поколения необходимо расширить его представление о семье: ее структуре, видах, функциях, внутрисемейных ролях; проанализировать особенности современной семьи: определить факторы, влияющие на ее формирование. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию самосознания подростков, обогащению их Я-концепции представлениями о себе как о будущих родителях, что позволит более успешно осуществлять в дальнейшем соответствующие роли и укреплять собственные семьи, а также институт семьи в целом.

Важнейшими задачами в формировании здоровой, в физическом и психологическом аспектах, семьи являются половое и нравственное воспитание, сексуальное образование детей и подростков, психологически грамотная подготовка их к семейной жизни. Эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с участившимися случаями заболеваний, передающихся половым путем, феноменом подросткового материнства, отсутствием стандартных образовательных программ и специалистов, способствующих формированию самосохранительного поведения и культуры общения полов.

К сожалению, сегодня можно констатировать, что в структуре мотивов формирования семьи молодыми людьми достаточно высокий процент приходится на случайные факторы. Почти половина (48%) внебрачных рождений являются незапланированными, а среди несовершеннолетних беременность в 90% случаев является нежеланной. В Республике Коми в период с 2000 по 2005 годы наблюдается снижение количества несовершеннолетних матерей. Вместе с тем, в 2005 году 23 девушки в возрасте до 15 лет искусственно прервали беременность (в 2000 году - 19, в 2002 году - 24). Среди девушек в возрасте 15-19 лет этот показатель значительно выше: в 2005 году – 1763 аборта (в 2000 году - 2180, в 2002 году - 2150 абортов).

Чрезвычайно усугубляет ситуацию в подготовке молодежи к семейной жизни социокультурный разрыв, который наметился между поколениями детей, родителей и прародителей. Неприятие и непонимание старшим поколением современных межполовых этических норм, которые принесло время, отсутствие элементарной психологической этики отдаляют молодых людей от старших членов семьи, что затрудняет вхождение молодых во взрослую жизнь и решение ими многих вопросов, возникающих при создании семьи.

Проблема формирования ответственного отношения к будущей семейной жизни носит комплексный характер: правовой, психологический, педагогический, экономический. Программа «Ответственное родительство», предназначенная для оказания помощи подрастающему поколению в осуществлении своей половой идентификации, формировании самосохранительного поведения, получении знаний в области сексуальной культуры, личной интимной гигиены, основ семейной жизни, психологической грамотности в межличностных отношениях и нравственного обогащения, включает три блока: социально-педагогический, психологический и блок творческой реабилитации.

Цель программы: способствовать воспитанию у детей и подростков позитивного и ответственного отношения к будущему родительству, формированию и развитию отношений партнерства и сотрудничества в их будущей семье.

Задачи программы:

1. Формирование у несовершеннолетних адекватной полоролевой идентификации и поведенческих навыков, определяющих здоровый образ жизни.

2. Развитие у детей и подростков умения строить позитивные взаимоотношения с противоположным полом.

3. Осознание ответственности за свои поступки в настоящем и будущем, воспитание у несовершеннолетних ответственного отношения к созданию будущей семьи.

Комплексная программа состоит из 3 подпрограмм:

1 - подпрограмма «Три слагаемых успеха – здоровье, ответственность, целеустремленность» (социально-педагогический блок);

2 - подпрограмма «Семейный калейдоскоп» (психологический блок);

3 - подпрограмма «Всему начало - отчий дом» (блок творческой реабилитации).

 

Участники программы – несовершеннолетние от 6 до 18 лет, состоящие на социальном контроле в учреждениях отрасли социальной защиты населения, учащиеся от 7 до 18 лет учебных заведений Республики Коми.

Комплексная программа «Ответственное родительство» направлена на формирование стремления у несовершеннолетних к созданию гармоничных внутрисемейных отношений на основе партнерства и воспитание ответственного отношения к будущему родительству.


Методы и приемы работы:

§ беседы;

§ дискуссии;

§ ролевые игры;

§ тренинги;

§ видеотерапия;

§ сказкотерапия;

§ творческие работы.

План реализации комплексной программы:

§ подпрограмма «Три слагаемых успеха – здоровье, ответственность, целеустремленность» - 48 занятий;

§ подпрограмма «Семейный калейдоскоп» - 48 занятий;

§ подпрограмма «Всему начало - отчий дом» - 48 занятий.

 

Срок реализации программы - 6 месяцев

 

Возраст несовершеннолетних Кол-во занятий Продолжительность 1 занятия
6-8 лет   30-45 минут
9-12 лет   45 минут
13-15 лет   45 минут
16-18 лет   45 минут

 

План-график выполнения запланированных мероприятий

  Поне- дельник Вторник Среда Четверг Пятница
6-8 лет ПБ (2 р./ мес.)   СПБ (2 р./ мес.)   БТР (2 р./ мес.)
9-12 лет СПБ (2 р./ мес.)   ПБ (2 р./ мес.)   БТР (2 р./ мес.)
13-15 лет   ПБ (2 р./ мес.)   СПБ (2 р./ мес.) БТР (2 р./ мес.)
16-18 лет   СПБ (2 р./ мес.)   ПБ (2 р./ мес.) БТР (2 р./ мес.)

СПБ - социально-педагогический блок

ПБ - психологический блок

БТР - блок творческой реабилитации.


Социально-педагогический блок

_____________________________________________________________

 

Подпрограмма

«Три слагаемых успеха – здоровье, ответственность,

целеустремленность»

Задачи:

1. Формирование потребности у несовершеннолетних в здоровом образе жизни (расширение представлений детей об организме, его потребностях, вредных привычках и их последствиях).

2. Воспитание ответственного отношения у детей и подростков к своему репродуктивному здоровью.

3. Пропаганда позитивного опыта благополучной семьи, материнства и отцовства.

4. Формирование устойчивости к влиянию либеральной политики в СМИ в области нравственного воспитания подрастающего поколения.

Тематическое планирование групповых занятий для детей 6-8 лет

Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Кто я такой? »ьчикововекачеловека наступают постепенно и только в подростковом возрасте резко ускоряе Расширить у детей представления о функциональном предназначении частей тела, индивидуальных особенностях и способностях человека  
Как я расту?   Расширить у детей знания о периодах развития человека и необходимости соблюдения правил личной гигиены  
Цикл «Мальчики и девочки»
Мальчики и девочки   Научить детей правильно относиться к различиям во внешнем облике и поведении девочек и мальчиков  
Давай подружимся Раскрыть понятие о дружбе и сформировать у детей положительное отношение к противоположному полу  
Без друзей меня чуть-чуть… Показать детям, как трудолюбие и взаимовыручка помогают в опасной ситуации  
Привычки хорошие и плохие Сформировать у детей убеждение в необходимости здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам  
Опасные предметы Познакомить детей с правилами безопасного обращения с колющими и режущими предметами и средствами бытовой химии  
Незнакомые предметы Сформировать у детей систему исследовательских действий адекватно предмету и обстановке  
Если ты гуляешь один   Убедить детей в необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; сформировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми    
Цикл «Моя семья»
Откуда я появился Дать детям представление о рождении человека    
Я и моя семья   Помочь детям осознать значимость родственных отношений в семье  

Тематическое планирование групповых занятий для детей 9-12 лет


Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Уроки Айболита   Предоставить детям объективную информацию о половом развитии девочек и мальчиков  
В здоровом теле - здоровый дух   Познакомить детей с санитарно-гигиеническими правилами: гигиена, питание, физкультура, профилактика инфекционных заболеваний  
Цикл «Мальчики и девочки»
Ах, как нам добрые слова нужны Настроить детей на размышления о важнейших нравственных ценностях: добре, дружбе, уважении, любви  
Научись себя беречь   Способствовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, развитию наблюдательности и внимательности  
Курильщик - сам себе могильщик   Способствовать формированию у детей негативного отношения к курению, расширить их знания о вреде курения  
Много вина - мало ума   Способствовать формированию у детей негативного отношения к употреблению алкоголя, расширить их представления о последствиях алкоголизма  
Секрет «черных братьев»   Углубить знания детей о пагубном влиянии алкоголя, никотина и наркотиков на здоровье и образ жизни человека  
Маскарад вредных привычек Сформировать у детей убеждение в необходимости здорового образа жизни  
Цикл «Моя семья»
Вместе дружная семья Сформировать у детей убеждение в важности семьи в жизни человека  

Тематическое планирование занятий для подростков 13-15 лет

Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Я расту, я меняюсь Сформировать у несовершеннолетних позитивное отношение к психофизиологическим изменениям организма в подростковом возрасте  
Эстетика и здоровье Расширить у подростков представление об эстетическом вкусе, культуре отношения к своему телу    
Цикл «Мальчики и девочки»
Мы разные, но мы вместе Расширить у подростков представление о культуре взаимоотношений с противоположным полом  
Откровенный разговор с девочками (мальчиками) Углубить знания девочек (мальчиков) в области полового воспитания, рассказать о влиянии заболеваний, передающихся половым путем, на репродуктивную функцию человека  
Поговорим о здоровом образе жизни Сформировать у несовершеннолетних представление о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на здоровье человека и его жизнедеятельность, настроить на отказ от вредных привычек с целью сохранения здоровья и здорового микроклимата в семье  
Цикл «Моя семья»
Быть всегда рядом   Сформировать у подростков убеждение в важности семьи в жизни человека  
Семейно-брачные отношения Сформировать у несовершеннолетних чувство ответственности за свое будущее, помочь в определении установок на свою будущую семейную жизнь  
Семейный очаг Способствовать приобретению семейного опыта у детей и подростков  

Тематическое планирование занятий для подростков 16-18 лет


Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Нравственная культура в сфере взаимоотношений полов Сформировать у подростков правильное представление о биологических особенностях организма человека, гармоничных отношениях между юношей и девушкой    
Цикл «Мальчики и девочки»
Табакокурение - неудачный жизненный эксперимент   Предоставить несовершеннолетним достоверную информацию о влиянии табакокурения на их физическое, психическое развитие и здоровье их будущих детей. Сформировать адекватную оценку последствий употребления табачных изделий  
Алкоголь губит красоту и сокращает мудрость   Предоставить несовершеннолетним достоверную информацию о влиянии алкоголя на их физическое, психическое развитие и здоровье их будущих детей. Сформировать адекватную оценку последствий употребления алкогольной продукции  
Наркотики - путешествие в один конец   Предоставить подросткам достоверную информацию о влиянии наркотических веществ на их физическое, психическое развитие и здоровье их будущих детей  
Крепкое здоровье - залог успешной жизни Предоставить подросткам информацию о влиянии заболеваний, передающихся половым путем, на репродуктивную функцию человека и здоровье их будущих детей. Сформировать чувство ответственности за свое репродуктивное здоровье  
Цикл «Моя семья»
Отцы и Дети   Способствовать преемственности семейных традиций и формированию образа благополучной семьи у несовершеннолетних  
Семейно-брачные отношения Сформировать у несовершеннолетних чувство ответственности за свое будущее, помочь в определении установок на свою будущую семейную жизнь  
Семейный очаг Способствовать приобретению семейного опыта у подростков  

 

 


Психологический блок

_____________________________________________________________

Подпрограмма

«Семейный калейдоскоп»

Задачи:

1. Осознание и принятие детьми и подростками опыта родительской семьи.

2. Формирование у детей адекватной полоролевой идентификации.

3. Развитие умения у подрастающего поколения строить отношения с противоположным полом.

4. Формирование у несовершеннолетних представления о себе как о будущем родителе.

Тематическое планирование занятий для детей 6–8 лет

Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Здравствуйте, вот я, а вот ты   Познакомить участников между собой, построить между ними доверительные отношения, выработать правила групповой работы  
Цикл «Мальчики и девочки»
Мальчики - будущие мужчины Сформировать адекватное восприятие ребенком своего пола, создать условия для формирования основ опыта мужского поведения  
Девочки - будущие женщины Сформировать адекватное восприятие ребенком своего пола, создать условия для формирования основ опыта женского поведения  
Мальчики-будущие отцы   Дать представление об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек. Развить способы взаимодействия, характерные для мужского типа поведения  
Девочки - будущие матери   Сформировать у детей представление об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек. Развить способы взаимодействия, характерные для женского типа поведения    
Планета Мам, Планета Пап   Помочь ребятам построить взаимоотношения с миром противоположного пола. Дать возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы, самоопределиться  
Цикл «Моя семья»
Моя семья   Помочь детям осознать единство семьи, смоделировать формы эффективного семейного общения  
Семейный очаг Создать атмосферу доброты, уюта, помочь осознать важность и значимость каждого члена семьи  

Тематическое планирование занятий для детей 9-12 лет

Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Какие мы разные   Познакомить участников между собой, построить между ними доверительные отношения, выработать правила групповой работы  
Цикл «Мальчики и девочки»
Будущие мужчина и женщина Рассказать об особенностях мужского и женского мира. Сформировать адекватное полоролевое поведение детей в обществе  
Я и мама. Я и папа Помочь ребятам в осознании себя как личности, сформировать образ мамы и папы  
Будущие мама и папа Сформировать адекватное представление детей о ролях и функциях, выполняемых родителями в семье  
Создай образ Определить качества идеальных мужчины и женщины, создать их психологический портрет  
Цикл «Моя семья»
Лабиринт семейных ценностей Определить у детей имеющиеся семейные ценности, сформировать представление об установках и ценностях благополучной семьи  
Сказка о семье Смоделировать свою семейную жизненную ситуацию, заложить основы создания здоровой семьи    
Жизненная линия семьи Помочь ребенку осознать важность семейных отношений, себя как ее частицы, выработать навыки анализа этапов семейной жизни  
Коллаж «Моя семья» Осознать единство семьи, продолжать моделировать формы эффективного семейного общения  

Тематическое планирование занятий для подростков 13–15 лет

Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Связаны одной цепью Создать в группе атмосферу доверия, принятия и защищенности, развить умение рефлектировать свое состояние, развить коммуникативные навыки  
Я среди других Развить у подростков доброжелательное отношение друг к другу, сформировать адекватную самооценку, выработать навыки группового взаимодействия  
Мозаика Развить у подростков умение принимать чувства другого человека, сформировать уверенность в себе, чувство общности  
Цикл «Мальчики и девочки»
Семейные истории Развить навыки взаимодействия с противоположным полом, умение разрешать конфликтные ситуации  
Скульптура семьи Помочь подросткам определить свое место в структуре семейных взаимоотношений, сформировать адекватное отношение к противоположному полу  
Спеши любить Дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, развить умение уважать чувство собственного достоинства другого человека  
Цикл «Моя семья»
Король Лев Помочь подростку осознать важность семейных отношений, обучить возможности нахождения способов решения проблемных ситуаций, выработать навыки самоанализа и рефлексии своего состояния  
Древо моей семьи Помочь подростку осознать важность семейных отношений и семьи, себя как ее частицы, выработать навыки группового взаимодействия  
Семья - единая команда Помочь подростку осознать семейные ценности, раскрыть важность общих дел для психологического комфорта семьи  
Мой дом - моя крепость Показать чувство защищенности в семейном кругу  

Тематическое планирование занятий для подростков 16–18 лет

Тема занятий Цель занятия Кол-во занятий
Цикл «Кто я такой»
Спеши любить Дать возможность каждому подростку осознать собственную ценность и уникальность, развить умение уважать чувство собственного достоинства другого человека  
Гармония Помочь подросткам осознать свое личностное пространство, предоставить возможность понять собственную ценность и уникальность, развить умение уважать чувство собственного достоинства другого человека  
Цикл «Мальчики и девочки»
Счастье, когда тебя понимают Помочь подросткам правильно выражать свои чувства, учиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций по отношению к другому человеку  
Юноши и девушки Предоставить возможность «проиграть» мужские и женские стереотипы, самоопределиться, построить взаимоотношения с миром противоположного пола  
Семейный лабиринт Содействовать в отработке навыков взаимодействия и уверенного поведения в группе, принятия на себя ответственности за отношения внутри семьи и с внешним миром  
Цикл «Моя семья»
Семейный круг Выявить у подростков представления о семье, особенностях взаимоотношений, наиболее частых конфликтных ситуациях и создать образ идеальной семьи  
Пережить Рождество Помочь ребятам в осознании стереотипов взаимодействия в семье и принятии возникающих изменений, устранении разрушительных стереотипов  
Семейный герб Помочь смоделировать формы эффективного семейного общения, осознать единство семьи  
Семейный праздник Развить умения для конструктивного диалога и взаимодействия между членами семьи, способствовать поиску ресурсов, позволяющих сблизить семью  

 








Date: 2016-05-25; view: 633; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию