Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III. Особенности психологического консультирования на различных возрастных этапах





Тема 8. Основы семейного консультирования. Работа психолога-консультанта с родителями

Сфера семейного воспитания как контекст понимания жизненных проблем и затруднений ребенка. Особенности позиции школьного пси­холога при работе с семьей. Цели и способы организации семейного консультирования (общение со всей семьей, индивидуальное консульти­рование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нук-леарной семьей, работа с расширенной семьей).

Уровни («поверхностный» и «глубокий») и тактики работы с семьей (усиление когнитивного аспекта и работа с эмоциональной стороной взаимоотношений). Правила семейного консультирования.

Цель и задачи работы с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования. Тип семейного воспитания как интефативная характеристика уровня родительской компетентности, ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребен­ку. Консультирование родителей с неадекватным типом семейного вос-


питания (по А. Е. Личко). Усвоение способов эмпатического общения как способов формирования родительской компетентности. Принципы и пра­вила построения «конфуэнтной коммуникации» (X. Дж. Джайнотт).

Тема 9. Консультирование по проблемам взаимоотношений ро­дителей с детьми-дошкольниками

Консультирование по проблеме гиперактивности или чрезмерной пассивности детей 2-3-х лет. Решение конфликтов между детьми. Кон­сультирование по вопросам обучения и воспитания детей (разногласия между супругами по вопросам воспитания ребенка, целесообразность раннего образования детей). Проблема готовности к обучению в школе (нежелание ребенка идти в первый класс; недостаточная сформирован-ность компонентов психологической готовности к обучению в школе). Отклоняющееся поведение в дошкольном возрасте.

Тема 10. Психологическое консультирование родителей младших школьников

Проблема неуспеваемости ребенка в школе и ее консультативное решение (плохое начало обучения ребенка в школе, недостаточное разви­тие важных личностных качеств, отсутствие интереса к учению).

Нарушение взаимоотношений ребенка с другими людьми. Рекомен­дации психолога-консультанта в случае несформированности у ребенка необходимых коммуникативных качеств личности, позволяющих устано­вить нормальные взаимоотношения с детьми и учителями, неверного стиля обращения родителей с ребенком.

Тема 11. Решение психолого-педагогических проблем подростко­вого возраста

Конструктивное разрешение конфликтов между подростками и ро­дителями методом поиска альтернатив. Этапы выработки альтернативно­го решения проблемы. Преимущества поиска альтернатив и позитивный потенциал данного метода разрешения детско-родительских конфликтов.

Решение проблем, связанных с вызывающим поведением подростков: схема проведения беседы с родителями и практические рекомендации.

Подростковая скрытность и изолированность от взрослых.

Тема 12. Консультирование учащихся юношеского возраста и их родителей

Причины конфликтов между родителями и взрослыми детьми и их ре­шение (выбор будущей профессии, жизненные интересы и взгляды на буду­щее, круг друзей подростков, отношений к обязанностям по дому, учебе и др.)

Внутрисемейные проблемы, связанные с разводом родителей (кон­фликты подростков с неродным родителем, проблема взаимоотношений между детьми от разных родителей).


 




 

 

Название темы   Количество часов  
Лекции Семинары | ЛПЗ Всего
Раздел I. Общие вопросы психологического консультирования
  Психологическое консультирование, его цели и задачи        
  Принципы консультативной помощи. Особенности личности консультанта        
Раздел II. Технология консультативного взаимодействия  
  Подготовка и проведение психоло-        
  гического консультирования, его этапы и процедуры        
  Методы психологического консуль-        
  тирования. Интервью как основной консультативный метод        
  Формы проведения психологической        
  консультации (индивидуальная и групповая)        
  Особенности психодиагностики в ходе консультирования        
  Техника психологического консуль­тирования        
Раздел III. Особенности психологического консультирования
на различных возрастных этапах  
  Основы семейного консультирова-        
  ния. Работа психолога-консультанта с родителями        
  Консультирование по проблемам        
  взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками        
  Психологическое консультирование родителей младших школьников        
  Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста        
  Консультирование учащихся юно­шеского возраста и их родителей        
Итого        

Вопросы к экзамену


1. Понятие психологического консультирования, его цели и задачи.

2. Предмет психологического консультирования.

3. Виды психологического консультирования.

4. Основные подходы к осуществлению психологического кон­сультирования.

5. Основные современные направления психологического консуль­тирования (психоанализ, индивидуальная психология А. Адлера, гумани­стическое направление (К. Роджерс), бихевиористский подход, гештальт-подход (Ф. Перлз), трансактный анализ (Э. Берн).

6. Проблема «профессионального сгорания» консультанта: причины, проявления, пути профилактики и преодоления. Персональная ответст­венность (внутренний локус контроля) в отношении собственного со­стояния как решающий фактор профилактики и преодоления «профес­сионального сгорания».

7. Общие принципы работы консультанта.

8. Принципы консультативной работы с родителями детей, имею­щих психологические и физические дефекты.

9. Общие, профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к психологу-консультанту.

 

10. Качества, которые должен проявлять психолог-консультант в общении с клиентом.

11. Этические вопросы психологического консультирования: права клиента в консультативном процессе, обязанности и права консультанта.

12. Общие и специальные вопросы подготовки к психологическому консультированию.

13. Основные этапы психологического консультирования.

14. Процедуры психологического консультирования.

15. Интервью как основной консультативный метод: общая харак­теристика и отличие от других методов работы психолога-консультанта.

16. Основные стадии интервью и их характеристика.

17. Организационные и методические приемы интервью.

18. Методы воздействия психолога-консультанта на клиента в ходе интервью.

19. Эффективность интервью.

20. Индивидуальное консультирование и его характеристика.
2!. Специфика группового консультирования.

22. Цели психодиагностики в ходе психологического консультиро­вания.

23. Случаи необходимости проведения психодиагностики в ходе консультирования.


 

24. Требования, предъявляемые к психологическому тестированию в психологическом консультировании.

25. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивно­го консультирования.

26. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персональ­ного консультирования (тесты специальных способностей, тесты темпе­рамента и характера, тесты мотивов и потребностей).


27. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике коммуника­тивного консультирования (тесты коммуникативных и организаторских способностей).

28. Понятие о технике психологического консультирования. Прави­ла встречи клиента в консультации.

29. Техника снятия психологического напряжения у клиента и акти­визации его рассказа на стадии исповеди.

30. Правила интерпретации исповеди клиента.

31. Действия консультанта при даче рекомендаций.

32. Основные задачи работы с родителями в практике психологиче­ского консультирования.

33. Основные формы и методы работы с родителями в процессе консультирования.

34. Типы родительского воспитания и работа с ними.

35. Принципы и правила формирования конгруэнтной коммуника­ции между родителями и детьми.

36. Цели и задачи семейного консультирования.

37. Правила семейного консультирования.

38. Способы организации семейного консультирования. Тактики работы с семьей.

39. Тесты, направленные на выявление особенностей внутрисемей­ного взаимодействия.

40. Проблемы взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками и их разрешение в ходе психологического консультирования.

41. Консультирование по проблеме подготовки детей к обучению в школе.

42. Проблемы младших школьников и их родителей, требующие проведения психологического консультирования.

43. Консультирование подростков и их родителей.

44. Акцентуации характера. Особенности взаимодействия с подро­стками, имеющими различные типы акцентуаций.

45. Консультирование по проблемам конфликтов между родителя­ми и детьми.

46. Консультирование учащихся юношеского возраста и их родителей.


 


ПО



 


4.4. Тестовые задания

1. Цели клиента, предполагающие соответствие действий и переживаний
человека критерию «хорошо - плохо», который не имеет четких эталонных ха­
рактеристик, являются:

а) социальными;

б) этическими;

в) нравственными;

г) психологическими.

2. Решение вопросов, возникающих у человека в своей семье или семьях
близких людей, составляет предмет консультирования:

а) интимно-личностный;

б) семейный;

в) психолого-педагогический;

г) деловой.

3. Отказ от прямого манипулирования клиентом, от постановки задач на
перестройку его личности, от сравнения его личности с некоей абстрактной нор­
мой составляет сущность одного из принципов работы консультанта:

а) соблюдение интересов ребенка;

б) системность;

в) уважение личности клиента;

г) сравнение с возрастной нормой психического развития;

д) анализ индивидуального жизненного пути ребенка.

4. Выберите среди приведенных ниже утверждений качества, которые
должен проявлять консультант в общении с клиентами:


а) умение вселять уверенность в клиента и решимость изменить себя;

б) уважение достоинства и неприкосновенности личности клиента;

в) эмпатия;

г) системное изучение проблемы клиента;

д) анализ индивидуального жизненного пути ребенка;

е) безоценочное отношение к клиенту;

ж) доброжелательность.

5. Вера психолога в возможность клиента самостоятельно справиться с
проблемой, готовность разделить мнение клиента и принять его отражает такое
качество консультанта, как:

а) доброжелательность;

б) открытость;

в) эмпатия;

г) доверие.

6. К специальным вопросам подготовки к психологическому консультиро­
ванию относят:

а) выбор помещения и оборудование места для проведения консультации;

б) предварительное знакомство консультанта с клиентом по данным из ре­
гистрационного журнала;

в) подготовка материалов и оборудования для проведения психологическо­
го консультирования;


г) оборудование места для проведения консультации необходимой доку­
ментацией и обеспечение средствами ее хранения;

д) разработка плана проведения консультации с учетом особенностей кли­
ента и его проблемы;

е) снабжение консультации необходимой техникой;

ж) получение данных о клиенте из доступных источников.

7. Напишите этапы проведения консультации в порядке их проведения:

а) анализ жалобы клиента;

б) идентификация проблемы;

в) психологический запрос;

г) анализ проблемной ситуации.

8. Психологическая интерпретация - это:

а) совокупность дополнительных данных о клиенте;

б) заключение о проблеме, индивидуальных особенностях клиента;

в) предположение о характере и причинах затруднений клиента;

г) сообщение клиенту информации на языке, доступном и понятном ему.

9. Выпишите те ситуации, которые относятся к классификации по типу
психологических проблем:

а) личностные;

б) стандартные;

в) простые;

г) типичные;

д) возрастные;

е) коммуникативные;

ж) нестандартные.

10. К общим вопросам подготовки к психологическому консультированию
относят:

а) предварительное знакомство консультанта с клиентом по данным в реги­
страционном журнале;

б) выбор помещения и оборудование места для проведения консультации;

в) снабжение консультации необходимой техникой;

г) разработка плана проведения консультации;

д) оборудование мета проведения консультации необходимой документацией;

е) получение из различных источников дополнительной информации о клиенте.

11. На каком из этапов консультирования применяются процедуры общего,
эмоционально положительного настроя клиента, снятия психологических барье­
ров общения:

а) подготовительном;

б) настроечном;

в) диагностическом;

г) рекомендательном;
д)контрольном.

12. Процедура подкрепления состоит в:

а) разъяснении клиенту подробностей практических рекомендаций;

б) выражении согласия с тем, что говорит клиент, одобрение;


 


       
   

 

Л


 

 

в) глубоком эмоциональном понимании клиента, психологическом отожде­ствлении с клиентом, приобретении способности думать и переживать происхо­дящее как клиент.

13. Основным консультативным методом является:

а) наблюдение;

б) интервью;

в) тестирование.

14. Метод воздействия психолога, сущностью которого является новое ви­
дение проблемной ситуации на основе теории или личного опыта психолога,
представляет собой:

а) самораскрытие;

б) отражение чувств;

в) обратную связь;

г) директиву;

 

д) интерпретацию.

15. На заключительной, пятой, стадии интервью происходит:

а) определение желаемого результата консультативной работы;

б) сбор информации о контексте проблемы, ее выделение;

в) структурирование психологом ситуации, определение темы взаимодейст­
вия с клиентом;

г) переход от обучения к действию, усилия психолога направлены на изме­
нение мыслей и действия клиента в повседневной жизни;

д) выработка альтернативных решений.

16. Применение психологом методов воздействия на клиента осуществляет­
ся на стадии:

а) установления контакта и структурирования ситуации;

б) сбора информации о клиенте и контексте проблемы;

в) осознания желаемого результата консультации;

г) выработки альтернативных решений;

д) обобщения результатов взаимодействия, перехода от обучения к действию.

17. Выберите утверждения, соответствующие требованиям, предъявляе­
мым к тестированию в психологическом консультировании:

а) тестирование рекомендуется проводить в конце консультации;

б) диагностика должна быть органично подчинена решению задачи выра­
ботки эффективных рекомендаций;

в) тестирование может занимать неограниченное количество времени;

г) в ходе тестирования нужно использовать только самые простые тесты,
понятные для клиента;

д) лучше использовать опросники с открытыми вопросами;

е) психологу необходимо заранее продумать и подобрать необходимый ми­
нимум психологических тестов.

18. Выберите тесты, используемые в практике когнитивного консультиро­
вания младших школьников:

а) «Пройди через лабиринт»;

б) «Формирование понятий»;


в) «Умение считать в уме»;

г) «Чем залатать коврик?»;

д) «Кольца Ландольта»;

е) «Что здесь лишнее?»;

ж) «Матрицы Равена».

19. Перечислите тесты, используемые в практике консультирования для
оценки организаторских способностей личности:

а) тест Спилбергера;

б) «Матрицы Равена»;

в) тест Розенцвейга;

г) социометрия;
д)САН;

е) тест «Лидер»

ж) вопросник А. Т. Джерсайлд.

20. Методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста «За­
помни и воспроизведи рисунок» направлена на изучение:

а) зрительной памяти;

б) мотивации достижения успехов;

в) наглядно-действенного мышления.

21. Способности, имеющиеся не у всех людей и от которых зависит успеш­
ность выполнения человеком отдельных, сложных и специфических видов
деятельности, являются:

а) общими интеллектуальными;

б) коммуникативными;

в) организаторскими;

г) специальными.

22. Обозначьте количество основных фаз интервью:

а) три;

б) четыре;

в) пять;

г) шесть.

23. Достаточно точная передача мысли клиента в обобщенной форме пред­
ставляет собой такую технику консультирования, как:

а) «перифраза»;

б) «зеркализация»;

в) «обобщение».

24. Классификация неадекватных типов семейного воспитания основана на
исследованиях:

а) А. Е. Личко;

б) А. С. Спиваковской;

в) X. Джайнотта;

г) ни один из вариантов не подходит.

25. Степень ориентированности родителей в индивидуально-психологи­
ческих особенностях ребенка, его возрастных чертах, мера осознания этих осо-


 




 

бенностей отражает один из приведенных ниже критериев оценки родительских позиций, влияющих на развитие личности ребенка:

а) адекватность;

б) динамичность;

в) прогностичность.

26. Сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к
нарушениям в поведении ребенка характерно для такого типа воспитания, как:

а) гипопротекция;

б) потворствующая гипопротекция;

в) доминирующая гиперпротекиця;

г) потворствующая гиперпротекция.

27. Установление гармоничных отношений кооперативного взаимодейст­
вия между ребенком и взрослым как равноправными личностями обеспечивает
реализация такого принципа конгруэнтной коммуникации, как:

а) принцип поддержки позитивного в ребенке;

б) принцип акцентирования чувств и переживаний в акте коммуникации;

в) принцип сотрудничества;

г) все принципы.

28. Отметьте типичные проблемные ситуации, характерные для консульти­
рования старших школьников и их родителей:

а) развитие способностей ребенка;

б) конфликты с родителями по поводу планов на будущее;

в) самоопределение, выбор профессии;

г) вызывающее общественное поведение, нарушение норм и правил пове­
дения, установленных взрослыми.

29. Напишите этапы поиска альтернативного решения проблемной ситуа­
ции взрослым и подростком в порядке их реализации:

а) поиск и выработка альтернативных решений;

б) выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения;

в) исследование, обдумывание, оценка альтернатив;

г) определение противоречия или проблемы;

д) выбор альтернативы и реализация решения.

30. Выделите типичные проблемные ситуации, характерные для консуль­
тирования родителей младших школьников:

а) раннее обучение и развитие способностей ребенка;

б) непослушание ребенка;

в) самоопределение, выбор профессии;

г) проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями;

д) вопросы подготовки к обучению в школе;

е) рассогласование стилей воспитательного воздействия родителей.

 



 







Date: 2016-05-25; view: 2353; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию