Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел III. Особенности психологического консультирования на различных возрастных этапах⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
Тема 8. Основы семейного консультирования. Работа психолога-консультанта с родителями Сфера семейного воспитания как контекст понимания жизненных проблем и затруднений ребенка. Особенности позиции школьного психолога при работе с семьей. Цели и способы организации семейного консультирования (общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нук-леарной семьей, работа с расширенной семьей). Уровни («поверхностный» и «глубокий») и тактики работы с семьей (усиление когнитивного аспекта и работа с эмоциональной стороной взаимоотношений). Правила семейного консультирования. Цель и задачи работы с родителями в контексте возрастно-психологического консультирования. Тип семейного воспитания как интефативная характеристика уровня родительской компетентности, ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к ребенку. Консультирование родителей с неадекватным типом семейного вос- питания (по А. Е. Личко). Усвоение способов эмпатического общения как способов формирования родительской компетентности. Принципы и правила построения «конфуэнтной коммуникации» (X. Дж. Джайнотт). Тема 9. Консультирование по проблемам взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками Консультирование по проблеме гиперактивности или чрезмерной пассивности детей 2-3-х лет. Решение конфликтов между детьми. Консультирование по вопросам обучения и воспитания детей (разногласия между супругами по вопросам воспитания ребенка, целесообразность раннего образования детей). Проблема готовности к обучению в школе (нежелание ребенка идти в первый класс; недостаточная сформирован-ность компонентов психологической готовности к обучению в школе). Отклоняющееся поведение в дошкольном возрасте. Тема 10. Психологическое консультирование родителей младших школьников Проблема неуспеваемости ребенка в школе и ее консультативное решение (плохое начало обучения ребенка в школе, недостаточное развитие важных личностных качеств, отсутствие интереса к учению). Нарушение взаимоотношений ребенка с другими людьми. Рекомендации психолога-консультанта в случае несформированности у ребенка необходимых коммуникативных качеств личности, позволяющих установить нормальные взаимоотношения с детьми и учителями, неверного стиля обращения родителей с ребенком. Тема 11. Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста Конструктивное разрешение конфликтов между подростками и родителями методом поиска альтернатив. Этапы выработки альтернативного решения проблемы. Преимущества поиска альтернатив и позитивный потенциал данного метода разрешения детско-родительских конфликтов. Решение проблем, связанных с вызывающим поведением подростков: схема проведения беседы с родителями и практические рекомендации. Подростковая скрытность и изолированность от взрослых. Тема 12. Консультирование учащихся юношеского возраста и их родителей Причины конфликтов между родителями и взрослыми детьми и их решение (выбор будущей профессии, жизненные интересы и взгляды на будущее, круг друзей подростков, отношений к обязанностям по дому, учебе и др.) Внутрисемейные проблемы, связанные с разводом родителей (конфликты подростков с неродным родителем, проблема взаимоотношений между детьми от разных родителей).
Вопросы к экзамену 1. Понятие психологического консультирования, его цели и задачи. 2. Предмет психологического консультирования. 3. Виды психологического консультирования. 4. Основные подходы к осуществлению психологического консультирования. 5. Основные современные направления психологического консультирования (психоанализ, индивидуальная психология А. Адлера, гуманистическое направление (К. Роджерс), бихевиористский подход, гештальт-подход (Ф. Перлз), трансактный анализ (Э. Берн). 6. Проблема «профессионального сгорания» консультанта: причины, проявления, пути профилактики и преодоления. Персональная ответственность (внутренний локус контроля) в отношении собственного состояния как решающий фактор профилактики и преодоления «профессионального сгорания». 7. Общие принципы работы консультанта. 8. Принципы консультативной работы с родителями детей, имеющих психологические и физические дефекты. 9. Общие, профессиональные и морально-этические требования, предъявляемые к психологу-консультанту.
10. Качества, которые должен проявлять психолог-консультант в общении с клиентом. 11. Этические вопросы психологического консультирования: права клиента в консультативном процессе, обязанности и права консультанта. 12. Общие и специальные вопросы подготовки к психологическому консультированию. 13. Основные этапы психологического консультирования. 14. Процедуры психологического консультирования. 15. Интервью как основной консультативный метод: общая характеристика и отличие от других методов работы психолога-консультанта. 16. Основные стадии интервью и их характеристика. 17. Организационные и методические приемы интервью. 18. Методы воздействия психолога-консультанта на клиента в ходе интервью. 19. Эффективность интервью. 20. Индивидуальное консультирование и его характеристика. 22. Цели психодиагностики в ходе психологического консультирования. 23. Случаи необходимости проведения психодиагностики в ходе консультирования.
24. Требования, предъявляемые к психологическому тестированию в психологическом консультировании. 25. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного консультирования. 26. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального консультирования (тесты специальных способностей, тесты темперамента и характера, тесты мотивов и потребностей). 27. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике коммуникативного консультирования (тесты коммуникативных и организаторских способностей). 28. Понятие о технике психологического консультирования. Правила встречи клиента в консультации. 29. Техника снятия психологического напряжения у клиента и активизации его рассказа на стадии исповеди. 30. Правила интерпретации исповеди клиента. 31. Действия консультанта при даче рекомендаций. 32. Основные задачи работы с родителями в практике психологического консультирования. 33. Основные формы и методы работы с родителями в процессе консультирования. 34. Типы родительского воспитания и работа с ними. 35. Принципы и правила формирования конгруэнтной коммуникации между родителями и детьми. 36. Цели и задачи семейного консультирования. 37. Правила семейного консультирования. 38. Способы организации семейного консультирования. Тактики работы с семьей. 39. Тесты, направленные на выявление особенностей внутрисемейного взаимодействия. 40. Проблемы взаимоотношений родителей с детьми-дошкольниками и их разрешение в ходе психологического консультирования. 41. Консультирование по проблеме подготовки детей к обучению в школе. 42. Проблемы младших школьников и их родителей, требующие проведения психологического консультирования. 43. Консультирование подростков и их родителей. 44. Акцентуации характера. Особенности взаимодействия с подростками, имеющими различные типы акцентуаций. 45. Консультирование по проблемам конфликтов между родителями и детьми. 46. Консультирование учащихся юношеского возраста и их родителей.
ПО
4.4. Тестовые задания 1. Цели клиента, предполагающие соответствие действий и переживаний а) социальными; б) этическими; в) нравственными; г) психологическими. 2. Решение вопросов, возникающих у человека в своей семье или семьях а) интимно-личностный; б) семейный; в) психолого-педагогический; г) деловой. 3. Отказ от прямого манипулирования клиентом, от постановки задач на а) соблюдение интересов ребенка; б) системность; в) уважение личности клиента; г) сравнение с возрастной нормой психического развития; д) анализ индивидуального жизненного пути ребенка. 4. Выберите среди приведенных ниже утверждений качества, которые а) умение вселять уверенность в клиента и решимость изменить себя; б) уважение достоинства и неприкосновенности личности клиента; в) эмпатия; г) системное изучение проблемы клиента; д) анализ индивидуального жизненного пути ребенка; е) безоценочное отношение к клиенту; ж) доброжелательность. 5. Вера психолога в возможность клиента самостоятельно справиться с а) доброжелательность; б) открытость; в) эмпатия; г) доверие. 6. К специальным вопросам подготовки к психологическому консультиро а) выбор помещения и оборудование места для проведения консультации; б) предварительное знакомство консультанта с клиентом по данным из ре в) подготовка материалов и оборудования для проведения психологическо г) оборудование места для проведения консультации необходимой доку д) разработка плана проведения консультации с учетом особенностей кли е) снабжение консультации необходимой техникой; ж) получение данных о клиенте из доступных источников. 7. Напишите этапы проведения консультации в порядке их проведения: а) анализ жалобы клиента; б) идентификация проблемы; в) психологический запрос; г) анализ проблемной ситуации. 8. Психологическая интерпретация - это: а) совокупность дополнительных данных о клиенте; б) заключение о проблеме, индивидуальных особенностях клиента; в) предположение о характере и причинах затруднений клиента; г) сообщение клиенту информации на языке, доступном и понятном ему. 9. Выпишите те ситуации, которые относятся к классификации по типу а) личностные; б) стандартные; в) простые; г) типичные; д) возрастные; е) коммуникативные; ж) нестандартные. 10. К общим вопросам подготовки к психологическому консультированию а) предварительное знакомство консультанта с клиентом по данным в реги б) выбор помещения и оборудование места для проведения консультации; в) снабжение консультации необходимой техникой; г) разработка плана проведения консультации; д) оборудование мета проведения консультации необходимой документацией; е) получение из различных источников дополнительной информации о клиенте. 11. На каком из этапов консультирования применяются процедуры общего, а) подготовительном; б) настроечном; в) диагностическом; г) рекомендательном; 12. Процедура подкрепления состоит в: а) разъяснении клиенту подробностей практических рекомендаций; б) выражении согласия с тем, что говорит клиент, одобрение;
Л
в) глубоком эмоциональном понимании клиента, психологическом отождествлении с клиентом, приобретении способности думать и переживать происходящее как клиент. 13. Основным консультативным методом является: а) наблюдение; б) интервью; в) тестирование. 14. Метод воздействия психолога, сущностью которого является новое ви а) самораскрытие; б) отражение чувств; в) обратную связь; г) директиву; д) интерпретацию. 15. На заключительной, пятой, стадии интервью происходит: а) определение желаемого результата консультативной работы; б) сбор информации о контексте проблемы, ее выделение; в) структурирование психологом ситуации, определение темы взаимодейст г) переход от обучения к действию, усилия психолога направлены на изме д) выработка альтернативных решений. 16. Применение психологом методов воздействия на клиента осуществляет а) установления контакта и структурирования ситуации; б) сбора информации о клиенте и контексте проблемы; в) осознания желаемого результата консультации; г) выработки альтернативных решений; д) обобщения результатов взаимодействия, перехода от обучения к действию. 17. Выберите утверждения, соответствующие требованиям, предъявляе а) тестирование рекомендуется проводить в конце консультации; б) диагностика должна быть органично подчинена решению задачи выра в) тестирование может занимать неограниченное количество времени; г) в ходе тестирования нужно использовать только самые простые тесты, д) лучше использовать опросники с открытыми вопросами; е) психологу необходимо заранее продумать и подобрать необходимый ми 18. Выберите тесты, используемые в практике когнитивного консультиро а) «Пройди через лабиринт»; б) «Формирование понятий»; в) «Умение считать в уме»; г) «Чем залатать коврик?»; д) «Кольца Ландольта»; е) «Что здесь лишнее?»; ж) «Матрицы Равена». 19. Перечислите тесты, используемые в практике консультирования для а) тест Спилбергера; б) «Матрицы Равена»; в) тест Розенцвейга; г) социометрия; е) тест «Лидер» ж) вопросник А. Т. Джерсайлд. 20. Методика для детей дошкольного и младшего школьного возраста «За а) зрительной памяти; б) мотивации достижения успехов; в) наглядно-действенного мышления. 21. Способности, имеющиеся не у всех людей и от которых зависит успеш а) общими интеллектуальными; б) коммуникативными; в) организаторскими; г) специальными. 22. Обозначьте количество основных фаз интервью: а) три; б) четыре; в) пять; г) шесть. 23. Достаточно точная передача мысли клиента в обобщенной форме пред а) «перифраза»; б) «зеркализация»; в) «обобщение». 24. Классификация неадекватных типов семейного воспитания основана на а) А. Е. Личко; б) А. С. Спиваковской; в) X. Джайнотта; г) ни один из вариантов не подходит. 25. Степень ориентированности родителей в индивидуально-психологи
бенностей отражает один из приведенных ниже критериев оценки родительских позиций, влияющих на развитие личности ребенка: а) адекватность; б) динамичность; в) прогностичность. 26. Сочетание недостатка родительского надзора с некритичным отношением к а) гипопротекция; б) потворствующая гипопротекция; в) доминирующая гиперпротекиця; г) потворствующая гиперпротекция. 27. Установление гармоничных отношений кооперативного взаимодейст а) принцип поддержки позитивного в ребенке; б) принцип акцентирования чувств и переживаний в акте коммуникации; в) принцип сотрудничества; г) все принципы. 28. Отметьте типичные проблемные ситуации, характерные для консульти а) развитие способностей ребенка; б) конфликты с родителями по поводу планов на будущее; в) самоопределение, выбор профессии; г) вызывающее общественное поведение, нарушение норм и правил пове 29. Напишите этапы поиска альтернативного решения проблемной ситуа а) поиск и выработка альтернативных решений; б) выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения; в) исследование, обдумывание, оценка альтернатив; г) определение противоречия или проблемы; д) выбор альтернативы и реализация решения. 30. Выделите типичные проблемные ситуации, характерные для консуль а) раннее обучение и развитие способностей ребенка; б) непослушание ребенка; в) самоопределение, выбор профессии; г) проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями; д) вопросы подготовки к обучению в школе; е) рассогласование стилей воспитательного воздействия родителей.
Date: 2016-05-25; view: 2353; Нарушение авторских прав |