Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивное разрешение конфликтов между подростками





И родителями

Конфликты подростков с родителями обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства к взрослости. Поэтому они в известном смысле закономерны и не должны вызывать у родителей особого беспокойства. Однако нужно дать понять клиенту, что острый межличностный конфликт в отличие от нормально наступающего подросткового кризиса, - это аномальное явле­ние, способствующее обострению отношений с окружающими и препят­ствующее психологическому развитию подростка.

Для того чтобы разрешать противоречия с обоюдным выигрышем необходимо научиться находить альтернативы. Данный способ предло­жен в книге «Руководство практического психолога...» [15,105-113].

Нахождение альтернативы позволяет разрешить конфликт таким образом, чтобы каждый участник почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

Родителям необходимо показать, что поиск альтернатив отличается от «дачи» советов и указаний типа «Сделай это», «Я думаю, что ты дол­жен...». Такие советы бесполезны по следующим причинам:

- совет делает ребенка более зависимым от родителя; он не способ­ствует тому, чтобы ребенок научился решать проблемы и приобрел неза­висимость;


 




- часто ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать; он, напротив, стремится обсуждать проблему;

- возникает вопрос в том случае, если родительский совет не рабо­тает, - кто виноват: ребенок или родитель?

Научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в вы­боре наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы:

1. Определение противоречия или проблемы.

2. Выработка альтернативных решений.

3. Обдумывание и оценка альтернативных решений.

4. Выбор альтернативы и реализация решения.

5. Определение того момента в будущем, когда можно будет оце­нить прогресс.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее. Этап 1. Определение противоречия или проблемы. На данном этапе родителю необходимо действовать следующим образом.

1. Выбрать удачный момент для разговора как для самого родителя, так и для ребенка. Ребенок обижается, если его обрывают или отвергают.

2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее». Нужно придерживаться следующих правил и целей:

а) скажите все, как есть; если вы сильны в этом пункте, имеет смысл
самому обратиться к ребенку;

б) избегайте обвинений, которые вынуждают ребенка лишь за­
щищаться;

в) дать понять ребенку, что нужно объединиться в поиске решения.
В некоторых случаях этот этап оказывается простым, например, при

выборе одежды. Проблема ясна: «Какое платье купить?». Менее ясной становится проблема: «Нужно ли Маше новое платье?». Здесь возможно противоречие: «Нуждается ли она в новом платье больше, чем в новых ботинках?» или «Нуждается ли она больше в новом платье или в допол­нительных учебных занятиях, которые стоят денег?».

Этап 2. Поиск и выработка альтернативных решений.

Родитель может предложить: «Что именно мы должны проанализи­ровать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?». Ключевые моменты этапа заключаются в следующем:

- позволить ребенку первому предложить свои решения;


 

- дать ребенку достаточно времени для обдумывания его решений;

- избегать оценок, осуждения или принижения идей ребенка;

- поддерживать ребенка;

- заниматься «мозговым штурмом» до тех пор, пока не убедитесь, что «выжать» новые идеи не удастся. Как правило, максимальное коли­чество идей люди генерируют за первые 5-10 минут.

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений.

Здесь уместна фраза «отсеивания» со стороны родителя: «Можно ли сказать, что какое-либо решение лучше других?». В результате обсуждения остаются только решения, приемлемые для родителя и ребенка. Родитель должен при этом честно выразить свои чувства по поводу решения: «Я не чувствую, что это отвечает моим потребностям», «Меня не очень осчаст­ливит этот вариант», «Это не кажется мне справедливым».

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения.

На данном этапе родителю следует учитывать правила:

1. Задайте вопросы: «Ты думаешь, это приведет нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?».

2. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям.


3. Записать решение на бумаге, особенно, если оно состоит из пунктов.

4. Все участники должны понимать, что вносят свой вклад в принятие решения («Похоже, мы достигли согласия...»).

Все участники должны понимать, что от них требуется и каким об­разом достичь согласия.

Этап 5. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения.

Это важная стадия, так как не все решения наилучшим образом от­вечают интересам каждого - родителя или ребенка. Кроме того, ребенок может согласиться на решение, которое для него трудно осуществимо. Следовательно, им обоим нужно оглянуться и посмотреть, как идут дела, насколько решение удовлетворяет каждого. Иногда на этой стадии появ­ляется новая информация, требующая пересмотра первоначального ре­шения. Оценивание покажет, насколько удачным оказалось найденное решение, необходима ли коррекция.

Важную роль в процессе поиска альтернатив играют установки. И ребенок и родитель должны:

- хотеть услышать партнера;

- хотеть разрешить конфликт;

- понимать и принимать чувства партнера;


 




- верить, что другой человек тоже может найти хорошее решение;

- смотреть на другого человека как на самостоятельную личность с его особыми чувствами.

Формы поведения, реализующие установку на понимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

1) зрительный контакт (смотреть на партнера, но не сверлить его

взглядом);

2) язык жестов (естественные раскованные открытые жесты и позы);

3) внимательное слушание партнера, не столько относящееся к тому, что он говорит, сколько поддерживающее его и побуждающее продол­жать и пояснять свои мысли и чувства.

Почему метод исследования альтернатив работает? Процесс иссле­дования альтернатив оказывается эффективным в разрешении детско-родительских противоречий по следующим причинам:

1. У ребенка появляется мотив найти и реализовать решение.

2. Появляется шанс найти наилучшее решение.

3. Развиваются мыслительные способности ребенка.

А ЛГ Л. Л.

4. К наилучшему результату приводит демократическая философия

родителей.

5. Возникает гармония и любовь между членами семьи.

6. Ослабевает склонность родителей к принуждению.

 

7. Устраняется потребность в демонстрации силы как со стороны родителя, так и со стороны ребенка.

8. Исследование альтернатив касается реальных проблем вовлечен­ных в них людей.

Родитель должен иметь в виду, что на первых порах соглашения мо­гут нарушаться по следующим причинам:

1. Соглашение оказалось трудновыполнимым.

2. Отсутствие опыта, самодисциплины или саморегуляции при реа­лизации задуманного.

3. Существующая зависимость одного участника от другого.

4. Забывчивость.

5. Попытка проверить истинную заинтересованность другого.

6. Один из участников только делает вид, что согласен с предложе­нием, так как стремится заняться чем-то другим.

Главное - создание у ребенка ощущения собственной компетентно­сти и полезности. Для этого необходимо проанализировать вопрос «Кому принадлежит проблема?»:

- Чья это проблема?

- Кому с кем трудно?

- Кто не может добиться своей цели?








Date: 2016-05-25; view: 616; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию