Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В отечественной психологии





Как отмечалось нами выше, круг проблем, решаемых в рамках психо­логического консультирования, намного разнообразнее, чем в случае психо­терапии. В связи с этим психологическое консультирование допускает более широкий спектр разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем какое-либо психотерапевтическое направ­ление. К настоящему времени в нашей стране сложилось несколько достаточно самостоятельных подходов к тому, как осуществлять психо­логическое консультирование.

Т. А. Флоренская [18] предлагает духовно ориентированный под­ход к психологическому консультированию. В структуре личности она выделяет два образования: «эмпирическое обыденное Я» (отражает тем­перамент, характер, то в личности, что связано с условиями, в которых человек живет) и «духовное Я» (источник нравственной и творческой интуиции, его проявления - любовь, готовность к самопожертвованию, преодолению инстинкта самосохранения ради высшего смысла). Духов­ное Я может не осознаваться или осознаваться смутно, но даже в этом случае может руководить человеком, если его жизненные установки не противоречат вечным духовным ценностям. Духовное Я и эмпирическое Я часто вступают в конфликт, следствием которого может быть вытесне­ние духовного Я из сознания.

С точки зрения Т. А. Флоренской, задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать реальность своего духовного Я. Это возможно, во-первых, в результате участливого выслушивания кли­ента. Во-вторых, психолог, услышав в высказываниях клиента внутрен­ний диалог, может встать на позицию духовного Я клиента, пробуждая его собственное духовное знание. Сверхзадача диалога - катарсис личности, встреча со своим внутренним духовным Я и его принятие.



 




А. Ф. Копьев [11] свой подход к консультированию назвал диалоги­ческим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода является момент самообнаружения личности в процессе искреннего обсуждения значимых проблем, которое становится исследовательским полем, позво­ляющим прикоснуться к глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межличностного общения. Ключевым событием консультирования является момент «диалогического прорыва», когда происходит преодоление болезненной самозамкнутости личности в от­ношении существенных сторон своего существования. Психолог побуж­дает клиента к диалогу. Состояния закрытости, самозамкнутости являются состояниями блокады диалога.

А. Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распознавае­мых начинающими психологами форм блокады диалога.

1. Психологическая интоксикация. Это непродуктивный, рассуж-дательный интерес к психологии. Обращение к консультанту выполняет защитную функцию: позволяет клиенту ничего не менять, снимает с него ответственность, в то же время отражая неудовлетворенность и тревогу.

2. Эстетизация личностных проблем. Человек воспринимает свои проблемы, комплексы как эстетическую ценность, как нечто, что сооб­щает его личности глубину и значительность.

3. Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми. В психологе он ищет инструктора, который научил бы его совершенным техникам манипулирования ради достижения своей цели.

С. А. Капустин [9] основную цель психологического консультиро­вания видит в разрушении полярности оценочной позиции. Оценочная позиция - пристрастное отношение человека к своей жизни, задающее ей цель, субъективную значимость для реализации тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной позиции означает, что человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесце­нивает реализацию противоположных. Чаще всего эта полярность навя­зана социальным окружением. При этом человек отказывается от свобод­ного самоопределения.

П. П. Горностай и С. В. Васьковская [7] называют свой подход про­блемным. Цель работы консультанта они видят в решении клиентом сво­их психологических проблем. Проблемы ставятся в центр работы и рас­сматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологические трудности, преимущест­венно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщен­ных образов и переживаний. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти положительный для него смысл проблемы. Психолог пере-


водит эмоционально сфокусированные проблемы в плоскость проблем­ной сфокусированности. В результате преодоления проблемы человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь, накапливает арсенал средств самостоятельного решения проблем.

Ю. В. Меновщиков [13] цель психологического консультирования определяет как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Психологическое консультирование он определяет как решение задачи, ориентированной на мышление. С помощью умственной деятельности, берущей начало от проблемной ситуации, создаются новые способы дос­тижения целей и удовлетворения потребностей. Именно в проблемных ситуациях возникает необходимость в консультировании. Такой подход выдвигает задачу овладения специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления. Этапы психологического консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мысли­тельного процесса.

Таким образом, мы видим, что психологическое консультирование к концу XX века стало самостоятельным видом психологической помо­щи, чей методологический аппарат сильно отличается от методологиче­ского аппарата западных психотерапевтических школ. Оно интенсивно развивается и рождает широкий спектр моделей деятельности психо­лога в нашей стране, которые не сводимы в своем большинстве к психотерапевтическим школам Запада.

ТЕМА 2







Date: 2016-05-25; view: 656; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию