Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В отечественной психологии
Как отмечалось нами выше, круг проблем, решаемых в рамках психологического консультирования, намного разнообразнее, чем в случае психотерапии. В связи с этим психологическое консультирование допускает более широкий спектр разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем какое-либо психотерапевтическое направление. К настоящему времени в нашей стране сложилось несколько достаточно самостоятельных подходов к тому, как осуществлять психологическое консультирование. Т. А. Флоренская [18] предлагает духовно ориентированный подход к психологическому консультированию. В структуре личности она выделяет два образования: «эмпирическое обыденное Я» (отражает темперамент, характер, то в личности, что связано с условиями, в которых человек живет) и «духовное Я» (источник нравственной и творческой интуиции, его проявления - любовь, готовность к самопожертвованию, преодолению инстинкта самосохранения ради высшего смысла). Духовное Я может не осознаваться или осознаваться смутно, но даже в этом случае может руководить человеком, если его жизненные установки не противоречат вечным духовным ценностям. Духовное Я и эмпирическое Я часто вступают в конфликт, следствием которого может быть вытеснение духовного Я из сознания. С точки зрения Т. А. Флоренской, задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать реальность своего духовного Я. Это возможно, во-первых, в результате участливого выслушивания клиента. Во-вторых, психолог, услышав в высказываниях клиента внутренний диалог, может встать на позицию духовного Я клиента, пробуждая его собственное духовное знание. Сверхзадача диалога - катарсис личности, встреча со своим внутренним духовным Я и его принятие.
А. Ф. Копьев [11] свой подход к консультированию назвал диалогическим. Целью работы с клиентом в рамках этого подхода является момент самообнаружения личности в процессе искреннего обсуждения значимых проблем, которое становится исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межличностного общения. Ключевым событием консультирования является момент «диалогического прорыва», когда происходит преодоление болезненной самозамкнутости личности в отношении существенных сторон своего существования. Психолог побуждает клиента к диалогу. Состояния закрытости, самозамкнутости являются состояниями блокады диалога. А. Ф. Копьев описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалога. 1. Психологическая интоксикация. Это непродуктивный, рассуж-дательный интерес к психологии. Обращение к консультанту выполняет защитную функцию: позволяет клиенту ничего не менять, снимает с него ответственность, в то же время отражая неудовлетворенность и тревогу. 2. Эстетизация личностных проблем. Человек воспринимает свои проблемы, комплексы как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности глубину и значительность. 3. Манипуляция-пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми. В психологе он ищет инструктора, который научил бы его совершенным техникам манипулирования ради достижения своей цели. С. А. Капустин [9] основную цель психологического консультирования видит в разрушении полярности оценочной позиции. Оценочная позиция - пристрастное отношение человека к своей жизни, задающее ей цель, субъективную значимость для реализации тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной позиции означает, что человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесценивает реализацию противоположных. Чаще всего эта полярность навязана социальным окружением. При этом человек отказывается от свободного самоопределения. П. П. Горностай и С. В. Васьковская [7] называют свой подход проблемным. Цель работы консультанта они видят в решении клиентом своих психологических проблем. Проблемы ставятся в центр работы и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологические трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и переживаний. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти положительный для него смысл проблемы. Психолог пере- водит эмоционально сфокусированные проблемы в плоскость проблемной сфокусированности. В результате преодоления проблемы человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь, накапливает арсенал средств самостоятельного решения проблем. Ю. В. Меновщиков [13] цель психологического консультирования определяет как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Психологическое консультирование он определяет как решение задачи, ориентированной на мышление. С помощью умственной деятельности, берущей начало от проблемной ситуации, создаются новые способы достижения целей и удовлетворения потребностей. Именно в проблемных ситуациях возникает необходимость в консультировании. Такой подход выдвигает задачу овладения специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления. Этапы психологического консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мыслительного процесса. Таким образом, мы видим, что психологическое консультирование к концу XX века стало самостоятельным видом психологической помощи, чей методологический аппарат сильно отличается от методологического аппарата западных психотерапевтических школ. Оно интенсивно развивается и рождает широкий спектр моделей деятельности психолога в нашей стране, которые не сводимы в своем большинстве к психотерапевтическим школам Запада. ТЕМА 2 Date: 2016-05-25; view: 656; Нарушение авторских прав |