Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации. Методические рекомендации разработаны Главным управлением лечебно -профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации разработаны Главным управлением лечебно -профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР, кафедрой физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУв (тел.: 377-97-51). В разработке рекомендаций приняли участие: кафедра стоматологии ЦОЛИУв, Дом санитарного просвещения Бабушкинского района г. Москвы. Рецензенты: Оноприенко А.В., ст. научн. сотр., канд. мед. наук, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР (тел.: 484-58-02). Чичерин Л.П., ст. научн. сотр., канд. мед. наук, ВНИИСГ и ОЗ им. Н.А.Семашко Минздрава СССР (тел.: 297-83-13). Методические рекомендации предназначаются для практических работников учреждений здравоохранения. Органам здравоохранения и учреждениям здравоохранения разрешается размножить методические рекомендации в необходимом количестве. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка) организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) в соответствии с Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городах". В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения. В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно - просветительной работе с населением. В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. детей, выделяется одна должность, а свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка. Руководство работой кабинета осуществляется заведующей одним из педиатрических отделений. Медицинский персонал кабинетов здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения). Согласно Положению <*> основными задачами кабинета здорового ребенка являются: -------------------------------- <*> Приложение N 8 к приказу Минздрава СССР N 60 от 19.01.83 г. - пропаганда здорового образа жизни в семье; - обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т. д.); - санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения; - контроль за нервно - психическим развитием детей. Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР: 1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3- го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3-6 лет - 1 раз в год; 2) в соответствии с назначениями врача: - консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний); - обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска (приложение 1); - проведение контрольных кормлений, расчетов питания; - выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича; - проведение диагностики нервно - психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни (приложения 2, 3, 4); 3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания (приложение 11); 4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта (приложения 9, 10); 5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры (приложение 12); 6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно - психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур; 7) оказание помощи участковым врачам - педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях (приложение 6); 8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей - специалистов; 9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей - педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми; 10) ведение в истории развития ребенка (форма 112/у) вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка (приложение 7); 11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей (приложение 8); 12) осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЗР Для равномерного распределения нагрузки медперсонала КЗР профилактические приемы детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, должны планироваться по графику, в зависимости от числа участков. Если в поликлинике имеется до 5 педиатрических участков, то устанавливается один день профилактических приемов для педиатров всех участков; при количестве участков от 5 до 10 - выделяются 2 дня в неделю для профилактических приемов; при 10 участках и более эти приемы планируются ежедневно (по 2-3 участка в день). Направление в КЗР детей первого года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медицинская сестра КЗР разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета. Дети 2-го и 3-го года жизни должны посетить кабинет по воспитанию здорового ребенка до профилактического приема у педиатра для диагностики уровня нервно - психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают КЗР после профилактического приема, если возникает необходимость уточнить новые для данного ребенка рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение и т. д. Посещению КЗР детьми 2-го и 3-го года жизни должен предшествовать патронаж участковой медицинской сестры, которая отражает в карте развития (форма 112/у) данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у детей (3-й год) (приложение 4а). Медицинская сестра КЗР знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно - психического развития детей по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период (приложение 5). Данные об уровне нервно - психического развития медицинская сестра КЗР заносит в карту учета посещения КЗР (вкладыш), который должен быть вклеен в ф. 112/у и использоваться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР 1. Основной минимум теоретических знаний: - основные данные медико - генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию; - режим и питание беременной; - режим и питание кормящей матери; - профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей; - анатомо - физиологические особенности новорожденных; - патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни; - особенности физического и нервно - психического развития детей первых трех лет жизни; - воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий); - вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года; - гигиеническое воспитания детей; - профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез); - календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам; - оказание экстренной помощи детям. 2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций: - сцеживание грудного молока и массаж грудных желез; - контрольное кормление; - правильное пеленание ребенка; - гигиенический туалет ребенка раннего возраста; - купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено - хвойные, с дубовой корой и пр.); - обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области; - проведение антропометрии, измерение температуры тела; - определение частоты пульса и дыхания; - постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы; - закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны); - диагностика нервно - психического развития и поведения детей первых трех лет жизни; - массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы); - приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню. МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР 1. Учетная форма N 112/уу, вкладыш - карта посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка. 2. Учетная форма N 039/уу. 3. Учетная форма N 038/у. Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ В кабинете должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста (приложение 8): 1. Стол пеленальный. 2. Весы медицинские, ростомер. 3. Стол для проведения массажа. 4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка. 5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери. 6. Стенд "Гигиеническая ванна". 7. Кукла с набором одежды для новорожденного. 8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни. 9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни. 10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни. 11. Стенд по организации питания детей 2-3 года жизни. 12. Стенд по массажу и гимнастике. 13. Стенд по закаливанию. 14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни. 15. Стенд - показатели нервно - психического развития 2- 3 года жизни. 16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни. 17. Игрушки для диагностики нервно -психического развития детей первых трех лет жизни. 18. Стенд по гигиене полости рта. 19. Стенд по устранению вредных привычек. В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно - психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР От качества работы медицинской сестры КЗР во многом зависит эффективность профилактического раздела обслуживания детской поликлиники. Основным критерием эффективности является уровень и динамика состояния здоровья детей по группам здоровья и группам развития, оцениваемая заведующей педиатрическим отделением. Приложение N 1 ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев) 1. Массаж рук (поглаживание). 2. Массаж ног (поглаживание). 3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное. 4. Массаж спины (поглаживание). 5. Ползание - упражнение рефлекторное. 6. Массаж живота (поглаживание). 7. Массаж стоп (растирание). 8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное). 9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - рефлекторное. Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев) 1. Массаж рук (поглаживание). 2. Скрещивание рук на груди - упражнение пассивное. 3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание). 4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно - активное. 5. Массаж спины (поглаживание и разминание). 6. "Положение пловца" - упражнение рефлекторное 7. Массаж живота (поглаживание и растирание). 8. Массаж стоп (растирание и похлопывание). 9. Упражнения для стоп рефлекторные. 10. Сгибание и разгибание рук ("бокс") упражнение пассивное. 11. Вибрационный массаж грудной клетки. 12. Поворот со спины на живот влево. Исходное положение для всех приемов - горизонтальное. Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев) 1. Скрещивание рук на груди. 2. Массаж ног. 3. "Скользящие шаги" - имитация велосипедных движений - упражнение пассивное. 4. Поворот со спины на живот вправо. 5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание). 6. "Парение на животе" - упражнение рефлекторное. 7. Массаж живота. 8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное. 9. Массаж стоп. 10. Упражнение для стоп. 11. "Бокс" (сгибание и разгибание рук). 12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное. 13. "Парение" на спине - упражнение рефлекторное. 14. Вибрационный массаж грудной клетки. 15. Поворот со спины на живот влево. Исходное положение для всех приемов - горизонтальное. Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев) 1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца. 2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно). 3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку. 4. Массаж спины. 5. Ползание. 6. Массаж живота. 7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны. 8. Круговые движения руками. 9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное. 10. Напряженное выгибание - упражнение активное. 11. Поворот со спины на живот влево. 12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки - упражнение активное. 13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное. 14. Массаж грудной клетки. Исходное положение для всех приемов - горизонтальное, кроме упражнения "бокс", которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя. Упражнения 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13 выполняются с включением речевой инструкции. Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев) 1. "Бокс" (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами. 2. "Скользящие шаги". 3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону. 4. Массаж спины. 5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами. 6. Наклоны туловища и выпрямление. 7. Массаж живота. 8. Поднятие выпрямленных ног до палочки. 9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой. 10. Напряженное выгибание. 11. Приседание при поддержке за руки с кольцами. 12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен. 13. Круговые движения руками с кольцами. Исходное положение горизонтальное - для упражнений 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 проводятся по речевой инструкции. Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6) 1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение - стоя на полу. 2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса). Выполняется лежа на полу. 3. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу. 4. Пролезание через обруч (для спины, позвоночника и ног). Выполняется лежа на животе. 5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику. Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7) 1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см. 2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени. 3. Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т. д. (прогнуть спину). 4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть ("какие мы большие и маленькие"). 5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через 1-2-3 предмета на полу (расстояние между предметами 20-30 см). Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Форма одежды - трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке. Продолжительность занятий 10-12 минут. Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1-1,5 м), палочка (длиной 40-50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п. Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8) Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12-15 минут. Форма одежды - трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке. Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч. 1. Ходьба по дорожке шириной 10-5 см (или вдоль веревки, палочки). 2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени. 3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике). 4. Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20-30 см. 5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш. 6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину). ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9). 1. Массаж рук. 2. Скрещивание рук на груди. 3. Массаж ног. 4. "Скользящие шаги". 5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку. 6. Массаж спины. 7. Массаж живота. 8. Сгибание и разгибание рук. 9. Сгибание и разгибание ног. 10. Повороты со спины на живот влево. 11. Массаж стоп. 12. Поднятие выпрямленных ног. 13. Массаж грудной клетки. Исходное положение для всех приемов - горизонтальное. Приложение N 2 I. Параметры поведения детей 1 года жизни 1. Преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное). 2. Сон: 1) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями); 2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый); 3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту). 3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище, отказ от пищи). 4. Бодрствование: характер бодрствования (активный, пассивный, малоактивный). 5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и пр.). 6. Индивидуальные особенности (застенчив, обидчив, контактен, навязчив, ласков, инициативен, боязлив, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вялый, легко утомляющийся, другие особенности). II. Параметры поведения детей 2-3 года жизни 1. Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое). 2. Сон: 1) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); 2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный); 3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту). 3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище). 4. Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный). 5. Индивидуальные особенности (контактен, доброжелателен, адекватно относится к оценке взрослого, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен, легко обучаем, инициативен и т. д.). Оценка поведения Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положительную характеристику. Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фактор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико - педагогической коррекции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения. Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико - педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение. Приложение N 3 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст Развитие речи Сенсорное развитие С Игра и действия с предметами И Движения Д Навыки Понимание речи Н Рп Активная речь Ра 1 г. 1 м. - 1 г. 3 м. Запас понимае- мых слов быстро расширяется Пользуется ле- петом и от- дельными об- легченными словами в мо- мент двига- тельной актив- ности и ра- дости Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с раз- ницей 3 см Воспроизводит в игре действия с предмета- ми, ранее разученные (кормит куклу, нани- зывает кольца на стержень) Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, нак- лоняется, пово- рачивается, пя- тится) Самостоятельно ест густую пищу ложкой 1 г. 3 м. - 1 г. 6 м. Обобщает пред- мет по сущест- венным призна- кам в понимаемой речи Словами об- легченными ("би-би") и произносимыми правильно (ма- шина) называет предметы и действия в мо- мент сильной заинтересован- ности Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отражает в игре от- дельные наблюдаемые действия Перешагивает че- рез препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой 1 г. 7 м. - 1 г. 9 м. Понимает неслож- ный рассказ по сюжетной картин- ке, отвечает на вопросы взросло- го Во время игры словами и 2-х словными пред- ложениями обозначает свои действия Ориентируется в 3-4 контрастных величи- нах предметов (типа кубов) разницей в 3 см Воспроизводит нес- ложные сюжетные пос- тройки - перекрытия типа "ворота", "скамейка", "дом" Ходит по ограни- ченной поверх- ности шириной 15-20 см и при- поднятой над по- лом на 15-20 см Частично разде- вает одежду с небольшой по- мощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) 1 г. 10 м.- 2 года Понимает рас- сказ о событиях, бывших в опыте ребенка При общении со взрослыми пользуется 2-х словными пред- ложениями, употребляя прилагательные и местоимения Подбирает по образ- цу и слову 3-4 контрастных цвета В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сю- жетной игры) Перешагивает че- рез препятствия чередующимся ша- гом Частично одевает одежду (ботинки, шапку) Приложение N 4 ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ Возраст Активная речь Сенсорное разви- тие, восприятия цвета Сюжетная игра Навыки в одевании Движения Грамматика Вопросы 2 г. 6 м. Говорит много- словными предло- жениями (более 3-х слов) Появление вопро- са: "Где"?, "Ку- да"? Подбирает по об- разцу разнооб- разные предметы 4-х основных цветов (к фону предмета) Игра носит сю- жетный характер, ребенок отражает взаимосвязь и последователь- ность действий (2-3) Полностью одева- ется, но еще не умеет застеги- вать пуговицы, завязывать шнур- ки Перешагивает че- рез палку или веревку, гори- зонтально при- поднятую от пола на 20-28 см. 3 года Начинает упот- реблять предло- жения (придаточ- ные) Проявляются воп- росы: "Когда"?, "Почему"? Называет 4-е ос- новных цвета Появляются эле- менты ролевой игры Одевается самос- тоятельно, может застегивать пу- говицы, завязы- вать шнурки с небольшой по- мощью взрослого Перешагивает че- рез палку или веревку, припод- нятую от пола на 30-36 см. Приложение N 4-а ДИАГНОСТИКА НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ ПАТРОНАЖНОЙ СЕСТРОЙ И СЕСТРОЙ КЗР ┌──────────────┬─────────┬───────┬────────┬───────┬───────┬──────┐ │Возраст │ Рп │ Ра │ С │ И │ Д │ Н │ ├──────────────┼─────────┼───────┼────────┼───────┼───────┼──────┤ │1 г. 3 мес. │ У │ У │ У │ У │ У │ + │ │1 г. 6 мес. │ У │ У │ У │ У │ У │ + │ │1 г. 9 мес. │ У │ + │ У │ У │ У │ + │ │2 года │ У │ + │ У │ У │ У │ + │ │2 г. 6 мес. │ + │ + │ У │ + │ У │ + │ │3 года │ + │ + │ У │ + │ У │ + │ └──────────────┴─────────┴───────┴────────┴───────┴───────┴──────┘ Примечание: патронажная сестра - +, сестра КЗР - У. Приложение N 5 КАЧЕСТВЕННО - КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐ │ Нормальное распределение детей по группам развития │ Пограничное │ │ │ состояние │ ├────────────────────┬────────────────────┬────────────────────┼───────────────┤ │ I группа │ II группа │ III группа │ IV группа │ ├────────────────────┼────────────────────┼────────────────────┼───────────────┤ │Дети с опережением в│Дети с задержкой в│Дети с задержкой в│Дети с за-│ │развитии: │развитии на I эпик-│развитии на 2 эпик-│держкой в раз-│ │ │ризный срок: │ризных срока: │витии на 3 эпи-│ │ │ │ │кризных срока │ │на 2 эпикризных сро-│I степень - на 1-2│I степень - на 1-2│ │ │ка (высокое разви-│линии │линии │ │ │тие); на 1 эпикриз-│II степень - на 3-4│II степень - на 3-4│ │ │ный срок (ускоренное│линии │линии │ │ │развитие) │III степень - на 5-7│III степень - на 5-7│ │ │ │линий │линий │ │ │ │ │ │ │ │Дети с опережением в│Дети с нетипичным,│Дети с нетипичным,│ │ │развитии (нетипичное│негармоничным разви-│негармоничным разви-│ │ │верхнегармоничное │тием (часть линий│тием (часть линий│ │ │развитие). Часть ли-│выше нормы, часть│ниже нормы на 1│ │ │ний выше нормы на 1,│ниже на 1 эпикризный│эпикризный срок,│ │ │на 2 эпикризных сро-│срок) │часть - на 2 эпик-│ │ │ка │ │ризных срока). │ │ │ │ │ │ │ │Дети с нормальным│ │ │ │ │развитием (все линии│ │ │ │ │соответствуют кален-│ │ │ │ │дарному возрасту ре-│ │ │ │ │бенка) │ │ │ │ └────────────────────┴────────────────────┴────────────────────┴───────────────┘ Приложение N 6 ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА И МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ Занятие 1 <*> -------------------------------- <*> Школа материнства - первое и второе занятие. Права и льготы женщины - матери. Здоровый образ жизни семьи и здоровье ребенка. Подготовка беременной к кормлению ребенка грудью. Занятие 2 Анатомо - физиологические особенности новорожденного. Подготовка к приему новорожденного из родильного дома. Уход за новорожденным ребенком. Занятие 3 <*> -------------------------------- <*> Школа молодых родителей, начиная с третьего занятия. Родителям о ребенке 1-3 месяцев жизни (вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации). Занятие 4 Родителям о ребенке 4-6 месяцев жизни (те же вопросы). Занятие 5 Родителям о ребенке 7-9 месяцев жизни (те же вопросы, а также профилактика наиболее частых кишечных и острых респираторных заболеваний). Занятие 6 Родителям о ребенке 10-12 месяцев жизни (те же вопросы, а также подготовка ребенка к поступлению в детское учреждение). Занятие 7 Родителям о ребенке 2-го года жизни (те же вопросы, а также профилактика травматизма у детей). Занятие 8 Родителям о ребенке 3-го года жизни (те же вопросы - режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации). Приложение N 7 КАРТА посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка (КРЗ) - вкладыш т в ф. N 112/у Фамилия, имя ребенка......................................... Дата рождения................................................ Сроки посеще- ний Контроль- ные кормления Массаж, гимнастика Проба Сулковича Выдача вит. Д по назначению врача Санпросветработа Консуль- тация педагога беседы выдача N комплексов памяток 1 2 3 4 5 Пос- ле ос- мот- ра пе- ди- ат- ра 1 мес. 3 мес. 6 мес. 9 мес. 12 мес. Сроки посеще- ния Массаж, гимнастика Выдача вит. Д по наз- начению врача Диагностика нервно - психического развития Санпросветработа Консуль- тация педагога беседы выдача N комплексов Какому возрасту соот- памяток ветствуют показатели <*> 6 7 8 9 Рп Ра С И Д Н группа разви- тия Пе- ред 1 г. 3 м. 1 г. 6 м. ос- мот- ром пе- ди- ат- ра 1 г. 9 м. 2 г. 2 г. 6 м. 3 года ПРИМЕЧАНИЕ: <*> Рп - речь понимаемая Ра - речь активная С - сенсорика И - игра Н - навыки Д - движения Приложение N 8 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КОМНАТЫ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА И ХОЛЛА I. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни Дать картину с изображением кроватки, кронштейна, игрушки в информацию по набору принадлежностей: 1) матрац по размеру кроватки; 2) клеенка; 3) простыня по размеру матраца; 4) одеяло в пододеяльнике (1 x 1 м); 5) байковая пеленка, сложенная в 8 слоев под голову; 6) кукла размером 50 см; 7) стойка - кронштейн (высота 100 см, длина горизонтальной части 50 см); 8) одноцветная яркая игрушка, подвешенная к кронштейну на узкой ленте. Информация на кронштейне "Для рассматривания подвешивать игрушку на высоте 50-70 см над грудью ребенка, для захватывания - на длину вытянутой руки ребенка". II. Аптечка для предметов ухода за ребенком и грудью матери 1. Термометр медицинский. 2. Термометр для измерения температуры воды. 3. Термометр комнатный. 4. Газоотводная трубка. 5. Баллон детский (груша, размер 25 куб. см). 6. Банка для ваты. 7. Банка для пипеток. 8. Масло вазелиновое (или кипяченое растительное). 9. Детский крем. 10. Раствор марганцевокислого калия. 11. Сухая борная кислота. 12. Пузырек емкостью 30-100 мл для воды. 13. Соски для питья и кормления. 14. Марлевые салфетки. 15. Раствор борной кислоты. III. Стенд "Гигиеническая ванна" (представить в виде фотографии или рисунков) 1. Ванночка. 2. Мохнатая рукавичка. 3. Мыло детское. 4. Подставка в ванну для купания. 5. Кувшин. 6. Термометр водяной. Информация на стенде "Ребенка первых 6-ти месяцев жизни необходимо купать ежедневно. Лучшее время - перед последним вечерним кормлением. Температура воздуха должна быть 23-24 град. С, воды в ванне - 36-37 град. С (измерять термометром для воды). Длительность купания 4-5 минут. Новорожденного медленно погружают в воду по плечики, при этом голова ребенка должна лежать на левом локтевом сгибе матери. После купания ребенка обливают со спины чистой водой из кувшина температуры 35 град. С и насухо вытирают мягким полотенцем". IV. Стенд по организации питания детей 1-го года жизни ┌────────┬────────┐ Материалы (муляжи, коробки, таблицы) можно │ 1 │ 4 │ расположить на полках медицинского или какого │ │ │ - либо другого шкафа в следующем порядке: ├────────┼────────┤ 1. Пропаганда вскармливания материнском │ 2 │ 5 │ молоком: фотография кормящей матери, цитаты и │ │ │ высказывания (педиатры, писатели) о пользе и ├────────┼────────┤ преимуществах вскармливания грудью матери. │ 3 │ 6 │ 2 и 3. Коробки с адаптированными смесями │ │ │ производства СССР и других стран, продаваемые ├────────┼────────┤ в СССР: "Детолакт", "Малютка", "Малыш", │ 7 │ 8 │ "Виталакт", "Линолак", "Роболакт". "Биолакт". │ │ │ "Ацидофильная малютка" и др. └────────┴────────┘ 4.1. Прикормы детей в первые 3 месяца: фруктовый сок, фруктовое пюре, желток. 4.2. Таблица (на картоне) размером 20 на 30 см: "Примерная схема вскармливания ребенка первых 3-х месяцев". 5.1. Муляжи с видами прикормов детей от 3 до 6 месяцев: все прикормы от 0 до 3 мес. + прикормы от 3 до 6 мес. - творог, овощное пюре (с растительным маслом), каша (со сливочным маслом). 5.2. "Примерная схема вскармливания детей от 3 до 6 месяцев". 6.1. Муляжи с видами прикормов от 6 мес. до 1 года: все прикормы от 0 до 6 мес. + прикормы от 6 мес. до 1 года - мясное пюре, кефир, бульон, сухари, печенье, хлеб. 6.2. "Примерная схема вскармливания детей от 6 мес. до 1 года". 7 и 8. Предметы сервиса: посуда, нагрудник и т. д. Перечень информационно - методических материалов (в папке): 1. Суточная потребность детей 1-го года жизни в основных пищевых ингредиентах. 2. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов детям 1- го года жизни на грудном и искусственном вскармливании. 3. Химический состав молочных смесей в сравнении с женским молоком. 4. Рецептура приготовления блюд. 5. Картотека расчетов питания. 6. Образцы памяток для родителей, брошюры по питанию и т. д. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ (на 1 кг массы тела) ┌────────┬─────────┬───────────────────────────────────────────────────┐ │Пищевые │ Возраст │ Вскармливание │ │вещества│ ├─────────┬────────────────────┬────────────────────┤ │ │ │естест- │ смешанное │ искусственное │ │ │ │венное │ │ │ ├────────┼─────────┼─────────┼────────────────────┼────────────────────┤ │Белки │до 4 мес.│ 2,0-2,5 │3,0 - при использо-│3,5 - при использо-│ │(г) │ │ │вании адаптированных│вании адаптированных│ │ │ │ │молочных смесей │молочных смесей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3,5 - при использо-│4,0 - при использо-│ │ │ │ │вании неадаптирован-│вании неадаптирован-│ │ │ │ │ных молочных смесей │ных молочных смесей │ │ │ │ │ │ │ │ │4-9 мес. │ 3,0-3,5 │ 3,0-3,5 │ 3,5-4,0 │ │ │9-12 мес.│ 3,0-3,5 │ 3,5-4,0 │ 3,5-4,0 │ │ │ │ │ │ │ │Жиры (г)│до 4 мес.│ 6,5-6,0 │ 6,5-6,0 │ 6,5-6,0 │ │ │4-9 мес. │ 6,0-5,5 │ 6,0-5,5 │ 6,0-5,5 │ │ │9-12 мес.│ 5,5-5,0 │ 5,5-5,0 │ 5,5-5,0 │ │ │ │ │ │ │ │Углево- │Весь 1-й │12,0-14,0│ 12,0-14,0 │ 12,0-14,0 │ │ды (г) │год │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Калории │до 4 мес.│120-125 │ 120-130 │ 120-130 │ │(ккал) │4-9 мес. │115-125 │ 115-125 │ 115-125 │ │ │9-12 мес.│105-120 │ 110-120 │ 110-120 │ └────────┴─────────┴─────────┴────────────────────┴────────────────────┘ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРОКИ ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ДЕТЯМ 1 ГОДА ЖИЗНИ НА ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ Наименование продуктов и блюд Месяцы жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10-12 Фруктовый сок (мл) с 5 до 30 30 30 40-50 50-60 60 60 70 80 90-100 Пюре фруктовое (г) 5-10 (с 1,5 мес.) 30 40 50 50-60 60 60 70 80 90-100 Творог (г) 5-20 30 40 40 40 40 50 по показаниям Желток (шт.) - - 1/4 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2 1/2 Пюре овощное (г) - - - с 10 до 130 (с 4,5 м.) 150 150 150 170 180 200 Каша (г) - - - - с 50 до 150 150 150 170 180 200 Мясное пюре (г) - - - - - - 5-30 50 50 60-70 Кефир (мл) - - - - - - 200 200 200 400-600 Бульон (мл) - - - - - - 20 30 30 30 Хлеб (г) - - - - - - - 5 5 10 Сухари, печенье (г) - - - - - - 3-5 5 10 10-15 Растительное 074 аu1084 масло (г) - - - 1-3 3 3 3 5 5 6 Сливочное масло (г) - - - - 1-4 4 4 5 5 6 ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Месяцы жизни Среднее коли- Сроки введения и количество прикорма Сок Пюре Тво- Жел- Пюре Пюре Каша Кефир Мяс- Пе- Хлеб Масло чество смеси (мл) фрукто- вый (мл) фрук- товое (мл) рог (г) ток (шт.) овощ- ное (г) мяс- ное (г) (г) или др. кисло- молоч- ные продук- ты ной буль- он (мл) ченье, сухари (г) (г) Рас- ти- тель- ное масло (г) Сли- воч- ное мас- ло (г) I 700-800 10-30 II 800-900 30 20-30 III 800-900 40 40 1/4 50 1 - IV 800 50 50 1/2 150 3 - V 700 50-60 50-60 1/2 150 150 3 4 VI 400 60 60 40 1/2 150 20-30 150 200 20 3-5 3 4 VII 400 60 60 40 1/2 150 40 150 200 20 5 3 4 VIII 300-350 70 70 40 1/2 170 50 170 200 30 5 5 5 5 IX 200 80 80 40 1/2 180 50 180 400 30 10 5 5 5 X-XII 200 90-100 90-100 50 1/2 200 60-70 200 400 30 10-15 10 6 6 V. Стенд по питанию детей 2-3 года жизни Может быть представлен в виде цветной таблицы с фотографиями: "7-10-дневное меню" с рецептурой приготовления блюд (в виде картотеки) Примерное меню одного дня ребенка от 1 года до 1 года 6 месяцев от 1 года 6 месяцев до 3-х лет Завтрак: Каша 200 Каша или овощное 200 Кофе, чай, молоко 100 пюре Молоко, кефир 150 Обед: Салат 30 Салат 40 Суп овощной 100 Суп овощной или 150 или мясной мясной Мясное суфле 50 Котлета паровая 60 Овощное пюре 100 Овощное пюре 100 Компот или 100 Компот или фрукты 100 фрукты Полдник: Молоко, кефир 150 Молоко, кефир 200 Печенье 15 Булочка 45 Ужин: Овощное пюре 200 Каша 200 Молоко 100 Молоко, кефир 150 Хлеб пшеничный 40 Хлеб пшеничный 70 ржаной 10 ржаной 30 VI. Стенд "Выставка одежды детей первого года жизни" На стенде даются фотографии одежды и перечень необходимого количества предметов, обеспечивающих уход за ребенком: 1. Распашонка летняя - 5 шт. 2. Распашонка байковая - 5 шт. 3. Пеленки летние (100Х120) - 20 шт. 4. Пеленки фланелевые - 10 шт. 5. Подгузники (40 Х 40) - 20 шт. 6. Косынка - 2 шт. 7. Одеяло байковое - 1 шт. 8. Одеяло шерстяное - 1 шт. 9. Уголок (под голову) - 1 шт. 10. Пододеяльник - 2 шт. 11. Чепчик летний - 1 шт. 12. Чепчик байковый - 1 шт. 13. Кофточка байковая - 5 шт. 14. Майки - 5 шт. 15. Штаны - ползунки - 15 шт. 16. Гольфы - 5 пар 17. Клеенка подкладная - 2 шт. 18. Ботинки с каблучком и шнуровкой - 2 шт. Стенд "Одежды ребенка второго и третьего годов жизни" На стенде поместить четыре фотографии: ребенок в летней одежде, ребенок осенью на прогулке, ребенок осенью и зимой в помещении, ребенок на прогулке зимой. Дать перечень необходимой одежды, указать количество: 1. Майка или рубашка нижняя - 4-5 шт. 2. Рубашка верхняя (платье) летняя - 4-5 шт. 3. - " - зимняя - 4-5 шт. 4. Трусы - 4-5 шт. 5. Колготки - 4-5 шт. 6. Шорты (для мальчиков) - 2-3 пары 7. Туфли на небольшом каблучке - 1-2 пары 8. Панамка - 1-2 шт. 9. Шапка вязаная - 1-2 шт. 10. Косынка ситцевая - 1 шт. 11. Кофточка шерстяная - 1 шт. 12. Рейтузы - 1-2 шт. 13. Варежки - 1-2 шт. 14. Пальто осеннее и зимнее - 1+1 шт. 15. Валенки - 1 пара VII. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни От 0 до Яркая одноцветная Для развития зрительного 3 мес. игрушка для подвешивания сосредоточения Неваляшка, погремушка на Для разглядывания, лежа на кольце и с ручкой животе От 3 до Погремушка - подвеска Для развития хватательных 6 мес. Погремушка с ручкой движений Резиновые игрушки Для развития мелких мышц звучащие руки Неваляшка Для создания положительного эмоционального тонуса От 6 до Мячик небольшой, шары Для развития умения 9 мес. Ведерко с игрушками действовать с предметами Кастрюля с крышкой Кольцо для надевания на руку Кукла, мишка, петух, Для развития понимания кошка, собака, заводная речи игрушка От 9 до Кукла, мишка, собака, Для развития понимания 12 мес. зайка, кубы - вкладыши - речи 2 шт. Чашечка, кукла, Для развития сюжетной игры кукольное одеяло, матрешка, пирамидка (2 компл.) Кирпичики 4-5 шт. Для развития действий с Машина, мячик, тележка, предметами заводная игрушка От 1 года Мячи, обручи, машины, Для развития движений до 2-х лет тележки Коробка с вырезанными на Дидактические (обучающие) крышке отверстиями в игрушки для сенсорного форме круга, квадрата, развития (различение прямоугольника; коробки формы, величины, цвета) с крышками разнообразной формы (круглая, квадратная, треугольная); пирамидка с кольцами разной величины (4 шт.); вкладные игрушки (матрешки, кубы); кирпичики по цвету (4-х цветов) "Строительный материал" Для конструктивной деятельности Лопатки, совочки, ведро, Для игры с песком и водой плавающие игрушки Кукла, собачка, Для сюжетных игр кукольная мебель, посуда, расческа Картинки и книги с Для развития речи крупным рисунком Информация "Учите детей правильно играть! Бесконечная смена игрушек утомляет ребенка, не дает возможности их освоить формирует небрежное к ним отношение". От 2 до Конструкторы деревянные Для строительных игр 3-х лет и пластмассовые Кукла, мишка, зайка, Для сюжетных игр мебель, посуда, "Докторский" и "Парикмахерский" наборы Матрешки, вкладыши, Для сенсорного развития мозаика, лото Книги, картинки (сказки Для развития речи "Репка", "Теремок", "Колобок" Карандаши, кисточки, Для изо деятельности краски, пластилин VIII. Игрушки для диагностики нервно - психического развития I. От 1 месяца до 4-х 1. Яркая однотонная погремушка, хорошо звучащая, с ручкой. 2. Две погремушки на кольцах (кольцо диаметром - 10-15 см, шарики - 5-7 см). 3. Яркая игрушка типа неваляшки. II. От 5 до 7 месяцев 1. Погремушка с длинной ручкой (длина 10-15 см). 2. Яркая устойчивая игрушка (неваляшка, кукла). 3. Игрушка резиновая или полиэтиленовая, озвученная. 4. Шар. III. От 8 до 12 месяцев 1. Миска с 2 шарами, кастрюля с крышкой или миска с кирпичиком. 2. Кукла (маленькая и большая). 3. Мяч (большой и маленький). 4. Бидончик с крышкой. 5. Стержень с кольцами (2). 6. 2-3 кирпичика (2 х 5 х 6) и 2 кубика (5 х 5 х 5). 7. Стол с отверстиями и грибочками (3). 8. Матрешка одноместная. 9. Кукольная посуда (чашка, блюдце). Одеяло для куклы. IV. К 1 году 3 месяца 1. Машина, часы, мячик, собака. 2. Кукла, тарелка, кроватка. 3. Кубы - вкладыши (10 и 7 см). 4. Кольца на стержне (одноразмерные). 5. 2 кирпичика, 1 кубик. V. К 1 году 6 месяцев 1. Кошка белая, кошка черная, собака белая и кукла. 2. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок. 3. Зайчик, петушок, кукла, котенок и мешочек. 4. Шар, куб, кирпичик, призма. 5. Кукла, носовой платок, расческа. 6. 4 брусочка (для перешагивания). VI. К 1 году 9 месяцев 1. Картинки сюжетные "Мальчик поит лошадку", "Дети умываются", "Дети поливают цветы", "Дядя чинит машину". 2. Кубы - вкладыши (10, 7, 4 см). 3. Кирпичики (3). VII. К 2 годам 1. 3 пары варежек (красного, желтого, зеленого цвета). 2. Кукла - голыш (30 см длины), губка, полотенце, кубик, ванночка. VIII. К 2 годам 6 месяцев 1. Цветное лото (4 фона основных цветов и карточки 4 цветов). 2. Пособия для игры в парикмахера и доктора. 3. 10-14 штук строительного материала. IX. К 3 годам 1. 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы. 2. Кубы или другие предметы (высотой 10-15 см). IX. Стенд по закаливанию В стенде указать принципы закаливания, значение закаливания, методы и средства проведения. Отразить оздоровительное плавание грудных детей. Хорошо стенд иллюстрировать фотографиями. X. Стенд по проведению массажа и гимнастики Отразить 5 комплексов массажа и гимнастики для детей первого года, 2 - на втором и 1 на третьем годах жизни. Обязательно иллюстрировать фотографиями. XI. Стенд по устранению вредных привычек <*> В стенде отразить связь между вредными привычками и аномалиями прикуса, указать средства и методы устранения вредных привычек. Стенд иллюстрировать фотографиями. -------------------------------- <*> Тематика последних пяти стендов может быть объединена на одном информативном стенде. Стенд по гигиене полости рта На стенде изображены средства ухода за полостью рта (зубные щетки, зубные пасты, элексиры) и указана методика ухода за полостью рта. Стенд по пользованию молочной соской и соской - пустышкой На стенде представлены молочные соски и соски - пустышки и даны рекомендации по их применению. Стенд по положению ребенка в постели На стенде представлены фотографии, показывающие связь между положением в постели ребенка и видом аномалии прикуса. Даны рекомендации по правильному положению ребенка в постели. Стенд по профилактике кариеса у детей Указаны причины наиболее часто приводящие к развитию кариеса и общественные и индивидуальные методы профилактики кариеса зубов. Приложение N 9 УСТРАНЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК Вред правильному росту и развитию челюстей могут оказывать вредные привычки, такие, как постоянно сосать пустышку, принимать пищу из бутылки с соской после 12 месяцев, сосание пальцев, губ, предметов, дышать ртом, занимать неправильное положение тела. При этом верхние или нижние зубы могут выступать вперед и между зубами верхней и нижней челюстей образуется щель. Это приводит к нарушению откусывания пищи и ее пережевывания, а также к эстетическим нарушениям лица. Чтобы устранить такие привычки, можно надеть на ручку грубошерстную варежку, распашонку с защитными рукавичками, положить лангет из полиэтилена на локтевой сустав. Если ребенок часто облизывает губы, их нужно 5-6 раз в день смазывать жиром или оксолиновой мазью. Ребенка следует настойчиво приучать дышать носом. Во время сна следует изменить положение так, чтобы рот был закрыт. Можно подвязывать нижнюю челюсть бинтом или косынкой, а также проводить массаж, гимнастику для укрепления круговой мышцы рта. Нормальное положение во время сна - спокойная поза на спине или на боку (попеременно на правом и левом) с закрытым ртом. Если подбородок ребенка выдается вперед, а нижние зубы перекрывают верхние - это может быть результатом того, что ребенок спит с прижатым к груди подбородком. Не рекомендуе Date: 2016-05-25; view: 4121; Нарушение авторских прав |