Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные образовательные технологии на уроках технологической подготовки
Педагогическая технология – это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)[18]. Образовательной технологией можно считать комплекс, состоящий из[19]: • представления планируемых результатов обучения, • средств диагностики текущего состояния обучаемых, • набора моделей обучения, • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий. На сегодняшний день существует значительное количество классификаций педагогических технологий. Ниже представлены отдельные технологии, наиболее часто применяемые при обучении Технологии: Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания. Характерные особенности: признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, обеспечение его субъектной позиции в образовательном процессе, что достигается за счет: · вовлечения обучаемого в планирование, организацию и оценку собственной познавательной деятельности · актуализации индивидуального опыта обучаемых · разноуровневости, дифференцированности и индивидуализации учебного материала с учетом особенностей обучаемых. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Следует, однако помнить, что в условиях реального образовательного процесса данная позиция должна согласовываться с нормативными требованиями стандартов, задающих обязательный для освоения минимум. Данная технология хорошо сочетается с другими технологиями (игровыми, дифференцированными, проектными и т.п.), выступая как идеологическая база применения последних Технологии развивающего обучения Характерные особенности: развивающий характер образовательного процесса на основе учения Л.С. Выготского о зонах ближайшего и перспективного развития, что достигается за счет: · обучения на высоком уровне сложности · проблемного характера учебного материала · обеспечения высокой степени активности учащихся в образовательном процессе · формирования ценных интеллектуальных, личностных, психологических новообразований через вовлечение в различные виды осознанной деятельности: познавательную, преобразовательную, игровую, нравственно оценочную и т.п. Хорошо сочетается с другими видами технологий. Технология дифференцированного обучения и воспитания Характерные особенности: организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности, его интересов, способностей, возможностей, что подразумевает: · формирование постоянных и временных групп школьников определенным признакам · разработку дифференцированных заданий для групп с учетом выделенных особенностей · определение обязательного для освоения и «дополнительного материала», с возможностью выбора учеником уровня освоения программы (материала). В образовательном процессе применяется дифференциация по следующим признакам[20]: · по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); · по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы); · по области интересов, профилю (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы); · по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР и др.); · по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.) · по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту, типу восприятия) · по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы). При построении образовательного процесса могут использоваться несколько параметров. Применение технологии требует хорошо отработанных механизмов диагностики для последующего деления на группы, продуманности средств, методов и форм работы, содержания с учетом особенностей выделенных групп. Необходимо также предусмотреть механизмы взаимодействия групп между собой и возможность перехода учащихся из одной группы в другую (особенно, если дифференциация проводилась по уровню умственного развития). Технология дифференцированного обучения может быть как системной основой образовательного процесса, так и применяться эпизодически для достижения конкретных целей. Игровые технологии Характерные особенности: Игровые технологии предполагают достижение образовательных целей через вовлечение учащихся в особый вид деятельности: игру. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением[21]. В процессе обучения используются следующие виды игр: · Ролевые · Деловые · Дидактические · Театрализованные · Компьютерные и т.п. С.А. Шмаков выделяет следующие черты, присущие большинству игр[22]: · свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»); · творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»); · эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»); · наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Игровая технология реализуется только при условии сохранения данных особенностей и соотнесения их с целями и задачами процесса обучения. Данная технология применяется эпизодически для достижения конкретных учебно-воспитательных целей. Игра имеет сильное эмоциональное воздействие и требует добровольного участия, поэтому не стоит злоупотреблять данной технологией, в противном случае она теряет свою эффективность. Технологии проблемного обучения Характерные особенности: процесс обучения организуется как последовательное разрешение умственных затруднений, возникающих как следствие осознания противоречий, имеющих место в реальности или возникающих в процессе познания. В результате не только формируются необходимые знания, но и формируются навыки мышления. В основе проблемного обучения лежит противоречие. Противоречие – это борьба противоположных интересов, желаний или требований, когда одно из них исключает другое[23]. Виды противоречий[24]: 1. Несоответствие между имеющимися знаниями, способами действий и новыми требованиями. 2. Противоречие между теоретически возможным путем решения и его практической невыполнимостью, нецелесообразностью. 3. Противоречие между практически доступным результатом и отсутствием знаний для его теоретического обоснования. 4. Необходимость выбора из разнообразных знаний и способов действия. 5. Необходимость применения знаний и умений в принципиально новых условиях затруднения под влиянием психологического барьера предыдущего опыта и т.д. Выделяют также специфические проблемы, возникновение которых наиболее характерно при изучении технологии: 1. Несоответствие восприятия реального объекта его схематическому изображению. 2. Несоответствие между созданным образом действия и его практическим выполнением. Противоречие, осознанное в совокупности сопутствующих условий, формирует проблемную ситуацию. Проблемная ситуация, по определению А.М. Матюшкина – это особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (ученика, студента) во время выполнения задания, и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Проблемная ситуация может быть представлена в образовательном процессе в следующей форме: Проблемный вопрос – это вопрос, содержащий в себе противоречие в той или иной форме. Как правило процесс «представления» и последующего разрешения противоречия распадается на серию вопросов, которые служат инструментом управления познавательной активностью обучаемых в процессе решения проблемной ситуации. Существует ряд дополнительных вопросов, которые повышают степень проблемности практически любого основного вопроса или задания: · Почему …? (Какова причина …?) · Что изменится, если…? · Что необходимо изменить, чтобы…? · Чем отличается … от …? · Что объединяет … и …? · Чем можно объяснить…? · Какие условия необходимы, чтобы …? · Какой вывод можно сделать? На каком основании сделан вывод? Проблемное задание – поручения педагога обучающимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные действия, в ходе выполнения которых учащемуся предстоит столкнуться с необходимостью разрешения противоречия. К такому типу заданий относятся задания с недостаточной или избыточной информацией, задания, требующие обоснованного выбора из множества вариантов при отсутствии заранее оговоренных критериев выбора (учащийся сам должен определить их, проанализировав ситуацию, которая представлена в задаче), задания, в ходе решения которых ученик сталкивается с инерцией мышления, в том числе требующие применения знаний из смежных областей науки, задания, связанные с соотнесением плоскостных статичных изображений с объемными динамическими объектами и т.д. Анализ конкретных ситуаций – в целом схож с выполнением проблемных заданий, однако здесь мы говорим о не об абстрактной, а о конкретной ситуации, взятой из практики или возникшей непосредственно на уроке. При постановке такого рода заданий важно сохранить непосредственность восприятия учеником условий возникновения проблемной ситуации: ученик должен воспринять ее так, как если бы сам столкнулся с ней в жизни. Технологическая схема проблемного обучения подразумевает следующие этапы: [25] I этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. II этап – перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение психологической проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов. III этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития). IV этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся. V этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения. Степень участия учителя в процессе разрешения проблемы может быть различной: максимальной, когда учитель с помощью наводящих вопросов «проводит» ученика по всем этапам решения проблемы, средней – когда учитель ставит проблему и позволяет ученикам решать ее самостоятельно, лишь изредка оказывая помощь (частично-поисковый метод), минимальной – учитель создает условия, при которых ученик сам находит проблему, сам определяет путь ее решения и находит ответ (исследовательский метод). Технология проблемного обучения позволяет решать широкий диапазон задач, что позволяет использовать ее практически на каждом уроке как в виде отдельных приемов, так и для построения урока в целом. Технологии проектного обучения Характерные особенности: обучение и развитие учащихся осуществляется в процессе выполнения ими особой формы учебных работ – проектов, каждый из которых представляет разрешение некой проблемы, начиная от замысла до о получения конкретного (практического) результата и его публичного предъявления. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. В современной системе образования проект дополняет систематическое предметное обучение. На уроках технологии проект является одним из наиболее эффективных инструментов, позволяющих дать ученику представление о различных аспектах производственного процесса, а также решить целый ряд образовательных задач. Проектная деятельность позволяет формировать все виды универсальных учебных действий: личностные, рефлексивные, познавательные и коммуникативные. Интерактивные технологии. Характерные особенности: ученик выступает как субъект образовательного процесса, включаясь во взаимодействие не только с учителем, но и с другими обучаемыми, с образовательной средой в целом. Можно выделить ряд параметров, определяющих интерактивность образовательного процесса: · Активное информационное взаимодействие «учитель-ученик». Это проявляется в таких методах и приемах как беседа, консультация и т.п. Речь идет не просто о получении обратной связи, а о взаимодействии, когда воздействие «ученик- учитель» также влияет на ход педагогического процесса, как и воздействие «учитель-ученик». Как пример: опрос не может считаться интерактивным методом, не смотря на взаимодействие участников, так как влияние ответов учеников на его течение минимально: учитель заранее знает «сценарий». В беседе, напротив, каждый следующий ход является результатом совместного творчества и сценарий беседы до ее начала учителю известен лишь приблизительно. · Информационное взаимодействие «ученик-ученик». Интерактивность подразумевает, что ученик не только воспринимает информацию, но и сам становится ее источником, поэтому взаимообучение является одной из форм реализации интерактивных технологий. Это достигается применением групповых форм работы, организацией коллективных обсуждений, дискуссий и т.п. · Информационное взаимодействие «ученик-образовательная среда». В данном случает речь также идет не просто о получении учеником информации из различных источников, а о взаимодействии, когда ученик, изменяясь под воздействием среды изменяет саму среду. Это достигается применением современных цифровых технологий, проектных методов и т.п. Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды: · В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. · В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). · В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.[26] Следует отметить, что все перечисленные технологии в той или иной степени обладают признаками интерактивности. В образовательном процессе интерактивные технологии предстают как общая стратегия построения взаимодействия, не исключающая, а дополняющая применение иных технологий, и как совокупность конкретных методов и приемов, позволяющих наладить разнонаправленный информационный обмен. Здесь представлены далеко не все технологии, существующие на сегодняшний день. Кроме того, следует отметить, что многие из них пересекаются, некоторые являются, по сути, совокупностью приемов и методов и называются технологиями достаточно условно. В любом случае, планируя занятие или систему занятий с применением какой-либо технологии следует опираться на следующий алгоритм: 1. Подготовительный этап 1.1. Выделите концептуальную основу выбранной технологии: · целевые установки и ориентации; · основные идеи и принципы; · позиция ребенка в образовательном процессе. 1.2. Определите содержательную составляющую технологии: на достижение каких целей она направлена, какие объему учебного материала предполагается осваивать, какова будет структура учебного плана и т.п. 1.3. Определите инструментальную составляющую: с помощью каких конкретных форм, методов и средств реализуются данное содержание. 1.4. Оцените целесообразность применения данной технологии в данных условиях. Для этого ответьте на вопросы: · Насколько цели и задачи технологии совпадают с целями и задачами образовательного процесса? · Достаточно ли прозрачен инструментальный аппарат? · Приемлемы ли временные и иные затраты, необходимые на внедрение технологии? · Достаточен ли уровень подготовки учащихся? · Достаточен ли ваш уровень подготовки? · Имеются ли в распоряжении необходимые ресурсы? Если по результатам анализа ответ положителен, то переходим к следующему этапу. 2. Этап разработки 2.1. Определите цель применения данной технологии 2.2. Определите место технологии в образовательном процессе: стратегия построения всего процесса обучения, применение в рамках изучения отдельной темы, применение на отдельном уроке, применение на отдельных этапах урока. 2.3. Определите конкретные механизмы реализации технологии: формы, методы, средства, приемы, водящие в инструментальный аппарат данной технологии или других, связанных с ней. 2.4. Осуществите проектирование образовательного процесса с учетом вышеперечисленных позиций, оформите необходимую планирующую документацию (рабочая программа, тематический план, план урока) 2.5. Подготовьте необходимые средства обучения. 3. Этап реализации 3.1. Организуйте и проведите учебное занятие (серию занятий) в соответствии с планом 3.2. Оцените результативность применения технологии. Date: 2016-05-25; view: 923; Нарушение авторских прав |