Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовый контроль знаний учащихся на уроках технологии





 

Необходимым условием обеспечения качества образовательного процесса является диагностика процесса обучения. Диагностика процесса обучения включает в себя ряд взаимосвязанных действий[27]:

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развитии обучающихся

Оценка – суждение о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ.

Функции контроля и оценки[28]:

1. Образовательная функция – побуждение к исправлению ошибок, освоению материала, помощь в дельнейшем продвижении

2. Стимулирующая функция - мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала, вдохновление к постановке новых целей

3. Аналитико-корректирующая функция - связана педагогической рефлексией и самоанализом деятельности ученика, выявление несоответствий и определение путей их устранения.

4. Воспитывающая и развивающая функции - контроль дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности, формирует адекватную самооценку.

5. Контрольная функция – фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам.

Виды контроля[29]:

Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется также в отношении вновь прибывших в класс учащихся, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков, прежде всего комбинированных.

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание начального, основного или полного среднего звеньев образования). Его формы - зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, экзамены.

В зависимости от того, на каком этапе проводится контроль и оценка, меняются приоритетные цели контроля. Только для итогового контроля ведущей является собственно контрольная функция. В остальных главная задача контроля и оценки не зафиксировать текущий уровень развития, обученности и воспитанности ребенка, обеспечить возможность коррекции, поэтому планируя контрольные мероприятия необходимо заранее предусмотреть действия, которые будут направлены на коррекцию выявленных несоответствий.

Независимо от того, какие методы контроля знаний вы применяете, существует общая стратегия конструирования системы оценивания

1. Этап: определение структуры учебного материала. Подлежащий усвоению учебный материал разбивается на логически завершенные блоки. Логика деления следующая: Раздел – тема – подтема (при необходимости) – дидактические единицы, подлежащие усвоению в рамках данной темы (факты, теории, понятия и т.п.)

2. Выбор оценочной шкалы, дифференциация содержания по уровням усвоения. В школе принята пятибалльная система оценивания. Данная шкала является порядковой, то есть устанавливает признаки свойств предмета, но и различие интенсивности признака или свойства, но не устанавливает их соотношений (то есть ученик, получивший двойку освоил материал однозначно хуже, чем получивший четверку, но не в два раза). При этом, на сегодняшний день не существует актуальных документов, регламентирующих объем знаний и умений, соответствующий каждой отметке. Фактически, по сей день мы руководствуемся градацией, принятой в Постановлении Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года[30]

Таблица 10

Пятибалльная система оценивания

 

Оценка Описание
  Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
  Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
  Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
  Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
  Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Между тем такая система оценки не всегда подходит, поскольку в большей степени учитывает количественные показатели (количество освоенных дидактических единиц), но не учитывает качественный состав знаний и умений. Для определения качественных характеристик удобно пользоваться уровнями усвоения знаний, предложенными В.П. Беспалько

Ученический (узнавание) – предполагает, что учащиеся в состоянии воспроизвести усвоенное по памяти, опознать предъявленный объект в том числе и в ряду подобных, интерпретировать знание: воспроизвести своими словами, представить знания в различных формах: вербальной, математической, графической и др. При выполнении заданий этого уровня мышление задействуется минимально, основной востребованный процесс высшей нервной деятельности – память.

Алгоритмический (решение типовых задач) – ученик демонстрирует способность идентифицировать условия задачи и построить схему решения типовой задачи, т.е. применить известный алгоритм в схожих условиях. В заданиях данного уровня обучаемому необходимо интерпретировать условия типовой задачи, соотнести ее с известными ему алгоритмами и выполнить нужный алгоритм.

Эвристический (выбор действия) – умение применять знания в конкретных условиях для решения прикладных задач. При решении задач такого уровня обучаемому необходимо проанализировать условия задачи, вычленить подзадачи, алгоритм решения которых известен, в случае необходимости – модернизировать алгоритм в соответствии с конкретными условиями.

Творческий (поиск действия) – предполагает получение субъективно нового знания, Применение ранее усвоенной информации путем ее преобразования, совершенствования и создания ее логически развивающихся продолжений. Объяснение новых явлений и фактов, поиск наилучших решений, исходя из конкретных данных. В заданиях такого типа ученику необходимо проанализировать условия задачи, конкретизировать условия, цели и задачи, осуществить синтез знаний для получения результата, осуществить межпредметное обобщение.

При этом, следует помнить, что далеко не весь учебный материал подлежит обязательному усвоению на творческом уровне. Поэтому, соотнося уровни усвоения и отметки мы исходим из того, на каком уровне знание должно быть сформировано. Узловыми точками будут отметки 3 и 5.

«3» – соответствует минимально допустимому уровню (ученик научится). Отражает достижение учеником того минимально уровня знаний, который задан программой. Как правило не предполагает глубокого осознания материала.

«5» – соответствует желательному уровню освоения материала (ученик получит возможность научиться). Это уровень, который является необходимым и достаточным для последующего профильного изучения дисциплины, освоения профессий, связанных с ней. При этом оценка «5» не является верхней границей освоения дидактической единицы, она лишь обозначает желаемый уровень. Так, для участия в олимпиадах, для научного творчества требуется уровень знаний, выходящий за пределы, обозначенные данной отметкой. Приведем пример:

При изучении темы «Вязание крючком» дидактическая единица «условные обозначения» определена нами как изучаемая на третьем уровне усвоения. В этом случае пятерке будет соответствовать третий уровень: ученик в состоянии прочитать схему узора, содержащего различные виды столбиков и выполнить узор по схеме. В качестве минимального уровня мы устанавливаем первый: узнавание. Ученик в состоянии опознать условные обозначения, но допускает ошибки при выполнении узора по схеме. Тогда четверке будет соответствовать второй уровень – распознавание и воспроизведение простых, не ажурных узоров, содержащих основные столбики и петли. Творческий уровень – способность самостоятельно придумывать и зарисовывать узоры, комбинировать их в зависимости от конкретного изделия – также будет отмечаться пятеркой.

Если бы установим желательным второй уровень, тогда именно он будет соответствовать пятерке, а четверкой мы будем отмечать промежуточное состояние между первым и третьим – например, ученик в состоянии прочитать и воспроизвести узор, но допускает незначительные ошибки.

Таким образом, на этом этапе мы определяем, что должен знать и уметь ученик после освоения каждой дидактической единицы и на каком уровне.

3. Выбор математической модели оценивания. Выбор математической модели определяет, каким образом будет формироваться итоговая оценка по предмету, как будут соотноситься отметки, полученные входе текущего и рубежного контроля. В современной школе принята простая в использовании, но не очень корректная с методической точки зрения система, в рамках которой оценка выводится как среднее арифметическое. Это значит, что все оценки, полученные учеником, будут равнозначны, не зависимо, поставлены ли они за опрос на уроке или за итоговую контрольную работу. Это необходимо учитывать, при выполнении следующего этапа.

4. Выбор методов оценивания. Выделенные дидактические единицы укрупняются и объединяются в блоки, для каждого из которых мы определяем конкретное оценочно-проверочное мероприятие: тест, самостоятельную работу, опрос и т.п. Принимается решение о том, какой объем материала выносить на рубежный контроль и в какой форме его проводить.

5. Разработка контрольно-измерительных материалов. На этом этапе мы разрабатываем конкретные задания (вопросы, тесты) с учетом того, какие дидактические единицы проверяются данным оценочным средством, определяем критерии оценивания.

Существуют различные методы контроля знаний: устные, письменные, практические. В отдельную группу, как правило, выделяют тесты.

Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися (А.Н. Майоров).

В тестах используются задания следующих видов:

Закрытые – задания, предполагающие выбор правильного варианта из нескольких предложенных.

Открытые – предполагают самостоятельную формулировку краткого (одно-два слова) ответа на поставленный вопрос

Задание на установление соответствия – предполагают соотнесение двух массивов данных, когда элементу из одного массива нужно подобрать соответствующий элемент из другого.

Задания на установление последовательности – в данном задании необходимо расположить элементы в соответствии с обозначенной логикой (по возрастанию, по убыванию, в порядке выполнения и т.п.)

Тесты – один из наиболее популярных, и в то же время неоднозначных методов оценивания, применяемых сегодня. С одной стороны, этот метод позволяет проводить диагностику большого количества людей в краткие сроки, хорошо поддается автоматизации, снижает степень субъективизма в оценке, с другой – имеет очень узкий диапазон применимости, не позволяет оценить достижение воспитывающих и развивающих целей, имеет высокий фактор случайности, очень чувствителен к качеству контрольно-измерительных материалов. Компенсировать названные недостатки позволяет применение дифференцированных тестов и строгое соблюдение правил составления тестовых вопросов.

Требования к тестовым вопросам[31]:

· Задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулировано ясным, чётким языком и исключать неоднозначность.

· Формулировка задания должна быть простой, без повторов и двойных отрицаний.

· Задание должно быть рассчитано на рекомендуемое время – 2 минуты и максимально допустимое время – пять минут.

· В тестовом задании не должно отображаться субъективное мнение или понимание отдельного автора.

· В тексте тестового задания не должно быть непреднамеренных подсказок и сленга.

· Желательно, чтобы исходные условия задания не превышали 10 слов.

Основные принципы составления заданий[32].

1. Избегайте использования очевидных, тривиальных, малозначащих и амбициозных вопросов и формулировок при составлении тестовых заданий. Каждое задание должно иметь отношение к конкретному факту, принципу, умению, знанию, т.е. обладать достаточной важностью для включения в тест. Все тестовые задания должны быть связаны с целями обучения

2. Все тестовые задания должны быть сформулированы чистым, чётким языком в краткой форме. Задание должно иметь предельно простую синтаксическую конструкцию. В тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание

3. Следуйте правилам грамматики, пунктуации и риторики. Из всех видов письменных коммуникаций, тестовые задания должны быть наиболее “читабельны”. Простые декларативные предложения помогут обучаемым избежать неправильной интерпретации.

4. Используйте задания с однозначными ответами. Исключите субъективное мнение или понимания отдельного преподавателя.

5. Избегайте использования неясных сленговых выражений и слов (исключая случая составления теста специально для целей, связанных со знанием этих слов). Если ключевое слово в тестовом задании неизвестно студенту, то даже самые лучшие студенты будут считать этот вопрос “обманным”.

6. В тексте задания необходимо устранить всякую двусмысленность или неясность формулировок.

7. Избегайте потери времени. Составляйте задания, которые могут быть выполнены за минимальное время. Этого можно достичь следующими способами:

7.1. Определите, какой длины ответ вы хотите получить на задание открытой формы, например, “одно слово”

7.2. Используйте в тесте только столько заданий, сколько необходимо для достижения всех целей тестирования. Т.е. при тестировании вашей целью должно являться не количество тестовых заданий, а отражение всех целей тестирования.

7.3. Не пытайтесь “обхитрить” студента любым путём. Исключайте задания и ответы (в закрытой форме, например), если их можно оценить, как “обманные”.

7.4. Тщательно продумывайте формулировку задания, чтобы избежать дублирования фраз.

7.5. В основную часть задания необходимо включить как можно больше слов, необходимых при формулировании задания, а для ответа оставить меньшую часть, наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы.

8. Избегайте взаимосвязанных заданий, где содержание одного задания подсказывает ответ на другое задание.

9. Избегайте непреднамеренных подсказок в заданиях и образцах ответа. Эти подсказки являются одним из способов угадывания правильного ответа без обладания достаточными знаниями или умениями. Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки. Такими подсказками могут быть:

9.1. Грамматические подсказки

9.2. Ассоциативные слова и определения (например, в ТЗ закрытой формы использование одинаковых жаргонных фраз или слов в формулировке ТЗ и в возможном ответе).

9.3. Систематическое повторение некоторых черт правильного ответа. (например, в задании закрытой формы правильным чаще является ответ наиболее длинным по количеству символов).

10. Задания на установление соответствия

10.1. Задание необходимо сформулировать так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух однородных множеств. Элементы задающего столбца необходимо расположить слева (сверху), а элементы для выбора справа (внизу экрана). Для каждого столбца желательно ввести определенное название, обобщающее все элементы столбца.

10.2. Необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, когда число элементов правого множества примерно в два раза больше числа элементов левого столбца;

11. В задании на установление правильной последовательности четко формулируется критерий упорядочивания.

В заданиях закрытой формы количество вариантов ответа вычисляется по формуле n+3(4)< 8, где n – количество правильных ответов. Следовательно, минимальное количество вариантов в вопросе с одним правильным ответом – 4.

Не рекомендуется формулировать задания в виде вопросительных предложений.

Таблица 11

Варианты формулировки тестового задания

Как было неправильно: Теперь правильно:
Какие волокна относятся к натуральным? A. Капрон. B. Лен. C. Лавсан. D. Шерсть. К натуральным волокнам относятся: A. Капрон. B. Лен. C. Лавсан. D. Шерсть.

 

Дидактические тесты чаще всего оцениваются по количественным шкалам. Так, тест, в котором представлены вопросы одного уровня сложности оценивается по проценту правильных ответов. К сожалению, не существует единых универсальных требований, которые определили бы процент выполнения заданий, соответствующий тройке, четверке и пятерке. Поэтому учитель самостоятельно устанавливает данные градации, в зависимости от сложности заданий и проверяемых дидактических единиц.

В дифференцированном тесте при оценке учитывается сложность заданий. Это можно сделать, введя коэффициенты. Например, в Челябинском государственном педагогическом университете для оценки дифференцированных контрольных заданий введена система, основанная на последовательности нечетных чисел в соотнесении с таксонометрией учебных целей Б. Блума и В.П. Беспалько.

 

Таблица 3

Шкалы оценивания

Уровень конкретизированной цели Шкалы оценивания
Порядка Наименования Отношения Интервалов
Знать I II III распознание запоминание понимание I:II:III:IV:V 1: 3: 5: 7: 9 I:II:III:IV:V 1: 3: 5: 7: 9 4:12:20: 28:36
Уметь IV применение
Владеть V владение

 

В соответствии с этой логикой блок заданий, рассчитанных на уровень узнавания будет оцениваться как произведение процента правильных ответов на коэффициент 0.36, блоку репродуктивных заданий будет соответствовать коэффициент 0,27, блоку продуктивных и творческих заданий – 0,36. Полученный результат из сто бальной шкалы переводится в пятибалльную, в соответствии с заранее установленными правилами.

К тестам предъявляются следующие требования[33]:

· валидность – это адекватность. Различают содержательную и функциональную валидность: первая – это соответствие теста содержанию учебного материала (при сплошной разработке заданий это требование соблюдается); вторая – соответствие теста оцениваемому уровню деятельности;

· определенность (общедоступность), которое необходимо не только для понимания каждым студентом того, что он должен выполнять, но и для исключения правильных ответов, отличающихся от верного ответа (эталона);

· простота, которая означает, что тест должен быть легко читаем. Если в тесте присутствуют задания разного уровня – они должны быть сгруппированы в отдельные блоки вопросов;

· однозначность, которая определяется как одинаковость оценки качества выполнения теста разными экспертами (то есть понимания того, что тест относится к соответствующему уровню);

· надежность, которая заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого. Надежность теста или батареи тестов растет с увеличением количества заданий, входящих в тот или иной уровень. Например, при 20-ти заданиях вероятность правильного измерения (надежность теста) равно 0.5; при 80-ти – 0.9, а при 100 – 0.99.

Дифференцированные тесты обеспечивают более высокое качество измерения, позволяя не только выявить факт знания/незнания того или иного факта, но и определить, на каком уровне сформировано знание. При составлении дифференцированного теста всем дидактическим единицам, входящим в состав теста, присваивается желаемый уровень усвоения, исходя из этого логика комплектования тестовых вопросов будет следующей:

для дидактических единиц, осваиваемых на первом (ученическом) уровне: не менее одного вопроса первого уровня на каждую дидактическую единицу;

для дидактических единиц, осваиваемых на втором (репродуктивном) уровне: не менее одного вопроса первого уровня и не менее одного вопроса второго уровня на каждую дидактическую единицу;

для дидактических единиц, осваиваемых на третьем (продуктивном) уровне: не менее одного вопроса первого уровня, не менее одного вопроса второго уровня, не менее одного вопроса третьего уровня на каждую дидактическую единицу;

для дидактических единиц, осваиваемых на четвертом (творческом) уровне: не менее одного вопроса первого уровня, не менее одного вопроса второго уровня, не менее одного вопроса третьего уровня и одно творческое задание на каждую дидактическую единицу.

Задания различных уровней формулируются следующим образом.

Первый уровень: ученический (узнавание) – задание, в котором ученику нужно опознать предъявленный объект, отнести его к определенной группе, указать функции, при условии, что это изучалось ранее. Чаще всего вопросы ученического уровня формулируются как вопросы закрытого типа или вопросы на соответствие.

Пример:

Виды петель, выполняемых на спицах

a) Столбик с накидом

B) Лицевая петля

c) Двойной столбик

D) Изнаночная петля

e) Столбик без накида

f) Воздушная петля

Второй уровень: алгоритмический (репродуктивный) – задание, в котором ученику необходимо определить последовательность действий, дать определение объекту или явлению, выбрать способ действия (технологические условия, метод обработки и т.п.) исходя из заданных условий, прочитать простой чертеж, схему и ответить на вопросы по ней (например соотнести условное обозначение с видом шва). Задания могут быть любой формы.

Пример:

Соотнесите диаметр ниток и номер крючка

1) №1,2

2) №2,1

3) №3

4) №4

5) №6

a) 5 мм

b) 3мм

c) 4мм

d) 1,5мм

e) 2,5мм

f) 3,5 мм

 

Третий уровень: эвристический (продуктивный) – задания, в которых ученику предлагается найти решение применительно к конкретной ситуации. Отличается от предыдущего уровня тем, что ученику нужно не просто подобрать готовое решение под выделенные условия – нужно выделить данные условия из представленной ситуации, учесть, какие изменения нужно внести в типовой алгоритм с учетом данной ситуации. Так, определение последовательности подготовки изделия к первой примерке – это алгоритмический уровень, а определение последовательности подготовке к первой примерке изделия с рукавами реглан – это уже продуктивный уровень, т.к. необходимо учесть особенности изделия и самому изменить алгоритм. К продуктивному уровню также относятся задания на чтение сложных схем (например, схема прорезного кармана в рамку), сборочных чертежей и т.п.

Пример:

Выберите шов, оптимальный для обработки нижнего среза юбки конической формы из прозрачной, сильноосыпаемой ткани длинной ниже колена.

a) Шов вподгибку с закрытым срезом. Ш -2см.

b) Шов в подгибку с открытым срезом. Ш -1,5см.

c) Московский шов

d) Шов вподгибку с окантованным срезом.

Четвертый уровень: творческий (поиск действия) – как правило представлен творческим заданием с заранее оговоренной открытой формой записи ответа. Зачастую не предполагает единственно верного ответа. Задание включает в себя описание некой вводной, ситуации, требующей решения. Обучаемый самостоятельно заполняет пробелы в описании (если таковые имеются), уточняет условия и цели, предлагает варианты решения. Условие может содержать избыточную информацию, или, напротив, подразумевать самостоятельный поиск дополнительной информации. Главные ограничители при составлении таких вопросов – время и место. Тест – средство проверки знаний и интеллектуальных умений и не предполагает при его выполнении смену рабочего места. Кроме того, время работы над творческим заданием должно быть рассчитано с учетом общей продолжительности теста.

Пример:

Разработать последовательность изготовления летней шапочки, вязанной крючком, выбрать и обосновать выбор материалов и инструментов.

Тест, предполагающий задания разного уровня, структурируется по блокам, каждый блок содержит задания только одного уровня. Обучаемые должны быть заранее ознакомлены с критериями оценки и способом начисления баллов.

Date: 2016-05-25; view: 1032; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию