Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, детерминирующих индивидуальные особенности детей из многодетных семей
Анализ причинных интерпретаций, предложенных зарубежными и отечественными исследователями, позволил нам выделить формальные и содержательные характеристики, детерминирующие когнитивное и личностное развитие детей, и предложить их следующее схематическое их изображение (рис. 1): Представлены факторы: 1) параметры конфигурации семьи (размер, очередность рождения, интервалы между рождениями); 2) особенности средовых условий развития (социально-экономический статус семьи, культурные различия, межличностные отношения); 3) индивидные особенности членов семьи (возраст, пол детей и родителей).
Рис. 1. Факторы, определяющие индивидуальность детей Рассмотрим последовательно роль каждого фактора – размера семьи, очередности рождения детей, интервалов между рождениями детей, социально-экономического статуса семьи, культурных различий, межличностных отношений и возраста детей и родителей. Размер семьи Размер семьивыделяется как самостоятельный фактор, влияющий на когнитивные и личностные особенности детей. Когнитивные особенности. Факт наличия отрицательной связи между размером семьи и когнитивными характеристиками детей подтверждается в исследованиях А. Анастази (1956); Л. Белмонт и Ф. Маролла (1973); Р. Зайонц (1979, 1980); M. Стофер (1990); Т.А. Думитрашку (1992); Т.Н. Трефиловой (1997) и других. Во всех больших исследованиях, проведенных разными авторами отчетливо просматривается эффект размера семьи, несмотря на различия в возрасте, поле испытуемых, месте проживания (разные страны), а также используемых тестов интеллекта. Несмотря на различия абсолютных величин показателя IQ у детей из однодетных, двухдетных и многодетных семей, обнаруживается явно выраженная тенденция: 1) при увеличении размера семьи заметно снижаются средние значения интеллекта; различия в интеллекте детей из больших семей и единственного ребенка становятся более заметными; 2) интеллект единственного ребенка в семье ниже среднего интеллектуального показателя детей в двухдетной семье (в ряде случаев и в трехдетной семье) и выше IQ детей из семей с тремя (четырьмя) и более детьми. К таким выводам пришли: 1) А. Анастази, сопоставляя исследования, проводимые в Шотландии, Франции, Англии, Греции, Германии, Америке [71]; 2) M. Стофер, описывая результаты американского исследования 1974г. (табл.1) [93]; 3) Р. Зайонц,анализируя данные шестиисследований, в каждом из которых участвовали испытуемые разного возраста (от 6 до 19 лет) из семей, имеющих от одного до пяти–девяти детей [101]; 4) Л. Белмонт и Ф. Маролла – при обследовании трех групп мужчин-призывников 19 лет в Голландии из различных по социально-экономическому статусу семей (интеллигенция, рабочие, фермеры) [73]. Таблица 1 Средние значения тестовых оценок интеллекта детей из разных по размеру семей (американское исследование 1974г.; цит. по M. Storfer, 1990г .)
Результаты отечественных исследований согласуются с аналогичными работами зарубежных авторов относительно взаимосвязи размера семьи с когнитивными показателями детей. На основании результатов собственного экспериментального исследования Т.А. Думитрашку были сделаны следующие выводы. Общий уровень психической зрелости детей из многодетных семей ниже, когнитивное развитие менее гармонично, чем у их сверстников из однодетных семей. Дети из многодетных семей уступают единственным детям по всем исследуемым когнитивным характеристикам: а) по успеваемости в школе (русский язык письменно, русский язык устно, математика) – все дети из больших семей (старшие, средние, младшие) учатся хуже детей из малодетных семей и единственных детей в семье, у них в среднем больше троек и меньше четверок и пятерок; б) по интеллекту: имеют более низкиепоказатели общего, вербального и невербального интеллекта, что является причиной более низкой успеваемости; в) по показателям креативности; г) по импульсивности – рефлексивности, школьники из многодетных семей более импульсивны, из-за низкого интеллекта они не могут реализовать преимущества рефлексивного поведения; д) по некоторым характеристикам памяти и внимания. В эксперименте принимали участие единственные дети и дети из многодетных семей: первенцы – младшие школьники 8–9 лет, остальные дети дошкольного возраста. Все испытуемые происходили из семей с низким социально - экономическим статусом и сознательной установкой на многодетность, т.е. из семей, аналогичных по образованию и профессиональной квалификации родителей [28]. Основываясь на положениях Л.С. Выготского, А. Р. Лурия и др. о важности речи в психическом и интеллектуальном развитии, Т.Н. Трефилова [62, 63] предположила, что интеллектуальное отставание детей в больших семьях является следствием отставания в речевом развитии. Исследование средних детей семилетнего возраста, имеющих старшего и младшего сиблинга, и единственных детей позволило сделать выводы о том, что 1) уровень речевого развития детей из многодетных семей ниже, чем единственных детей в семье; 2) отставание затрагивает все сферы речевого развития. Результаты Т.Н. Трефиловой согласуются с данными других исследователей, которые отмечали, что отрицательному влиянию размера семьи в первую очередь подвержено вербальное развитие детей (вербальный интеллект, вербальная память). Полученные данные объясняются, прежде всего, особенностями общения родителей с детьми в многодетных и однодетных семьях [27, 28, 93]. Особенности личности. Учитывая специфику средовых факторов в многодетной семье, исследователи подтвердили предположения о том, что личностные характеристикидетей также зависят от размера семьи, т.е. существуют различия по определенным свойствам личности между единственными детьми, детьми малого и большого сибства. Дети из больших семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость. Более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении. У них в среднем беднее самосознание, самоконтроль преобладает над самовыражением. Они обладают более высокими оценками организованности и лидерства, при этом они более враждебны и более подозрительны к другим. Дети, имеющие братьев и сестер, более настойчивы, менее эгоцентричны, лучше кооперируются с другими детьми, больше уважают родителей. В средних семьях дети более эмоциональны и экстравертированы. У детей из больших и малых семей диагностируются различные формы личностных отклонений. Дети из больших семей чаще склонны к самоубийству, у них повышенная делинквентность. Став взрослыми, чаще совершают тяжкие преступления, более подвержены алкоголю и курению. У девочек с четырьмя и более сибсами выше риск ранней половой жизни и беременности. Дети из малых семей отличаются повышенной тревожностью, впоследствии перерастающей в неврозы. Единственные дети подвержены большему риску психических расстройств, чем первенцы; они становятся более эгоцентричными и зависимыми. В малых семьях дети индивидуализируются, больше привязаны к родителям[26, 70, 72, 81, 86, 97]. Психологи и социологи также отмечают у детей из однодетных семей такие качества, как безответственность, отсутствие трудолюбия, безволие, неумение поддерживать нормальные отношения с людьми [33]. Характеризуя особую ситуацию развития единственного ребенка, Г.Т. Хоментаускас [64] выделяет особые личностные качества единственных детей. Длительное время единственный ребенок общается с взрослыми, что формирует у него ощущение слабости и несовершенства, неуверенность в себе, способствует проявлениям эгоцентризма – ребенок злоупотребляет вниманием и заботой окружающих, используя различные способы манипулирования. Отсутствие опыта общения с сиблингами ограничивает личностный опыт единственного ребенка. Не имея возможности сравнивать себя с другими детьми, он склонен считать себя уникальным, ценным, что приводит к неверной самооценке. Недостаток общения с ровесниками способствует активным поискам контактов с другими детьми. В однодетных семьях ребенок получает больше внимания и любви родителей, на него тратится больше времени и материальных средств, что предоставляет больше возможностей для развития его личности и способностей. Т.А. Думитрашку отмечает, что формирование таких личностных особенностей, как экстраверсия и нейротизм, мало зависят от размера семьи, в которой воспитываются дети. Уровень экстравертированности единственных детей и детей из многодетных семей одинаков и соответствует известным в литературе данным о возрастных нормах проявления этого качества. Несколько меньший уровень нейротизма у детей из многодетных семей может являться следствием их большей неприхотливости [28], кроме того, он связан с особыми условиями воспитания детей [97]. Итак, исследователями выделяется размер семьи как самостоятельный фактор, определяющий когнитивные и личностные особенности детей. Дети из многодетных семей по сравнению с единственными детьми имеют более низкие когнитивные показатели. С увеличением размера семьи снижаются интеллектуальные, речевые характеристики, усиливается разница интеллектуальных показателей между детьми из однодетных и многодетных семей. Различия по уровню интеллекта у детей из многодетных и однодетных семей более ярко проявляются в сфере вербального, чем невербального развития. Дети имеют определенные социально-типичные характеристики личности, специфичные для каждого типа семьи. Date: 2016-05-25; view: 1394; Нарушение авторских прав |