Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I. Психологические особенности детейСтр 1 из 16Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена систематизации исследований, их результатов и обнаруженных закономерностей психологических особенностей детей из многодетных семей. Книга адресована самому широкому кругу читателей ‑ специалистов в области теоретической и практической психологии – студентам, аспирантам, научным сотрудникам, школьным психологам, педагогам, родителям и всем, кто интересуется проблемами роли семьи в формировании ребенка. Интерес к средовым параметрам формирования психических характеристик человека и осознание важности изучения семьи привел к исследованию влияния конфигурации семьи на индивидуальность ребенка. Такие параметры конфигурации, как размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями, рассматриваются на материале многодетной семьи – особой модели, позволяющей исследовать воздействие различных факторов на психику человека. Феномен многодетности, а также психологические особенности детей из многодетных семей на фоне многих исследований, посвященных семейным вопросам, изучались, в основном, зарубежными учеными. В 80-е гг. ХХ в. отечественные психологи обратились к данной проблеме. На сегодняшний день такие исследования проводятся в основном в русле психогенетической проблематики и посвящены, прежде всего, изучению когнитивных характеристик детей и факторов, определяющих интеллектуальные, речевые особенности. Вопрос о влиянии конфигурации семьи на особенности личности исследован значительно меньше. Психология детей из многодетных семей стала предметом нашего интереса достаточно давно – в 1992г. по инициативе Инны Владимировны Равич-Щербо мы были приглашены участвовать в большом исследовании успеваемости детей из многодетных семей по сравнению с единственными детьми вместе с коллегами из Ульяновска, Ижевска, Нальчика и Москвы. Основные результаты этого исследования будут изложены в третьей главе. Именно эта работа натолкнула нас на онтогенетическое изучение когнитивных и личностных характеристик выходцев из многодетных семей, которое мы ведем до настоящего времени. В этой книге авторы представляют результаты ряда эмпирических исследований детей дошкольного, школьных возрастов, а также взрослых людей, выходцев из многодетных и однодетных семей, проводимых на кафедре психологии Пермского государственного педагогического университета более чем за десятилетний период. Мы полагаем, что феномен «многодетности» может проявляться в психологических свойствах людей разного возраста похожим образом, но в то же время иметь и отличительные черты. Поэтому нашей основной задачей стало выявление своеобразия психодинамических, когнитивных, личностных и социально-психологических характеристик и межуровневых взаимосвязей данных свойств у детей и взрослых из многодетных семей, их стабильность-изменчивость на значительном отрезке онтогенеза – от дошкольного возраста до раннего юношеского и периода взрослости 20 – 30 лет. Актуальность исследования обозначенной проблемы определена необходимостью рассмотрения закономерностей развития, вариативности влияния отдельных параметров конфигурации семьи с учетом социальных условий и возраста в контексте разноуровневой структуры индивидуальности. Отличительные черты развития выходцев из многодетных семей выявляются нами посредством метода поперечных срезов, который дает наиболее отчетливое представление о существенных характеристиках, сохраняющихся или изменяющихся в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Такой подход позволяет обнаружить типичные для испытуемых психологические особенности и дает уверенность в стабильности результатов. В связи с тем, что данная работа выполнена при поддержке РГНФ как научно-популярное издание, мы предлагаем в ней выделить два раздела – первый включает в себя главы с 1 по 3 и 7 главу и может быть обозначен как, в большей мере, популярная часть монографии. Второй раздел включает главы 4, 5 и 6 и, в большей мере, характеризуется как научно-теоретическое обобщение. В первой главе представлен аналитический обзор теоретических и экспериментальных исследований многодетных семей, отражающий ее современное состояние в зарубежной и отечественной психологической науке. Вторая глава посвящена методикам исследования. В последующих главах (главы 3 и 4) предлагаются обобщенные данные исследований когнитивных, психодинамических, личностных характеристик и особенностей межличностных отношений детей от дошкольного возраста до раннего юношеского возраста из различных по размеру семей. В пятой главе представлен материал, описывающий результаты исследования индивидуальности взрослых людей – выходцев из многодетных семей, впервые проведенного в отечественной психологии, что, несомненно, представляет особый интерес и имеет теоретическую, а также и прикладную ценность. В шестой главе рассматривается конфигурация семьи как опосредующее звено во взаимосвязях подсистем индивида и личности в структуре интегральной индивидуальности детей в многодетных и однодетных семьях. Положение о конфигурации семьи как опосредующего звена между свойствами темперамента, относящихся к уровню свойств индивида, и свойствами личности, относящимися к более высокому – личностному уровню индивидуальности, представляет собой важный аспект развития теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Кроме того, наличие опосредующих звеньев во взаимосвязи таких разноуровневых свойств индивидуальности, как темперамент и личность, может быть использовано как инструмент оценки концепций личности, в которых темперамент включается как один из компонентов структуры личности. В седьмой главе приводятся результаты изучения представлений о семье и ее размере у детей и взрослых, полученные на выборках выходцев из многодетных и однодетных семей. Содержание этой книги, по мнению авторов, следует рассматривать как плацдарм для будущих исследований, например, такого фактора конфигурации семьи, как очередность или интервалы между рождениями сиблингами и некоторых других проблем, объясняющих индивидуальные особенности человека. Авторы выражают благодарность пермским и московским коллегам-психологам, принимавшим самое живое участие в обсуждении результатов нашего исследования на протяжении многих лет. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ Date: 2016-05-25; view: 1168; Нарушение авторских прав |