Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Психологические особенности детей





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ………………………………………………………. 1.1. Многодетная семья как социально-психологический фактор развития индивидуальности ребенка или что особенного есть в условиях жизни многодетной семьи……………………………………………………………... 1.2. Теоретические подходы к проблеме психологических особенностей детей из многодетных семей……………….……………………………………. 1.3. Факторы, детерминирующие индивидуальные особенности детей из многодетных семей …………………………………………………..……………. ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………….….... ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ИЛИ ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ТРЕТЬИМ, ЧЕТВЕРТЫМ, ПЯТЫМ РЕБЕНКОМ СЕМЬЕ……………………………………………………………………….……….. 3.1. Когнитивные характеристики детей из многодетных и однодетных семей…………………………………………………………………………………… 3.1.1. Успешность обучения детей в зависимости от конфигурации семьи 3.1.2. Когнитивные характеристики детей из многодетных и однодетных семей………………………………………………………………………………… 3.2. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей или какие свойства личности типично формируются в многодетных семьях………………………………….……………………………………………… 3.3. Особенности межличностных отношений детей из многодетных и однодетных семей………………………………………………………………….. ГЛАВА 4. СТРУКТУРА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ…………..… 4.1. Взаимосвязь когнитивных характеристик и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у дошкольников из многодетных и однодетных семей …………………………………………………..……………….. 4.2. Взаимосвязь когнитивных характеристик и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у школьников из многодетных и однодетных семей……………………………………………………………………..… 4.3. Взаимосвязь свойств темперамента, личности и межличностных отношений у школьников из многодетных и однодетных семей ……...…… 4.4. Особенности личности и межличностных отношений у детей из многодетных и однодетных семей …………………………………………………… ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВЫХОДЦЕВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ИЛИ ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ ВЗРОСЛЫЕ, ВЫРОСШИЕ В МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ?.......................................... 5.1. Психодинамические и личностные характеристики взрослых людей, выходцев из многодетных и однодетных семей….................................…… 5.2. Различия в психодинамических и личностных свойствах взрослых людей, выходцев из многодетных семей по критериям возраста, уровня образования, места проживания и порядка рождения…………... 5.3. Взаимосвязь психодинамических и личностных свойств взрослых людей, выходцев из многодетных и однодетных семей………………..… ГЛАВА 6. КОНФИГУРАЦИЯ СЕМЬИ КАК ОПОСРЕДУЮЩЕЕ ЗВЕНО ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ ПОДСИСТЕМ ИНДИВИДА И ЛИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ………………………………………..………….. ГЛАВА 7. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ О СЕМЬЕ……….……………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….….. РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ И РОДИТЕЛЯМ…………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………….……………………...                                                    

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая работа посвящена систематизации исследований, их результатов и обнаруженных закономерностей психологических особенностей детей из многодетных семей. Книга адресована самому широкому кругу читателей ‑ специалистов в области теоретической и практической психологии – студентам, аспирантам, научным сотрудникам, школьным психологам, педагогам, родителям и всем, кто интересуется проблемами роли семьи в формировании ребенка. Интерес к средовым параметрам формирования психических характеристик человека и осознание важности изучения семьи привел к исследованию влияния конфигурации семьи на индивидуальность ребенка. Такие параметры конфигурации, как размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями, рассматриваются на материале многодетной семьи – особой модели, позволяющей исследовать воздействие различных факторов на психику человека.

Феномен многодетности, а также психологические особенности детей из многодетных семей на фоне многих исследований, посвященных семейным вопросам, изучались, в основном, зарубежными учеными. В 80-е гг. ХХ в. отечественные психологи обратились к данной проблеме. На сегодняшний день такие исследования проводятся в основном в русле психогенетической проблематики и посвящены, прежде всего, изучению когнитивных характеристик детей и факторов, определяющих интеллектуальные, речевые особенности. Вопрос о влиянии конфигурации семьи на особенности личности исследован значительно меньше.


Психология детей из многодетных семей стала предметом нашего интереса достаточно давно – в 1992г. по инициативе Инны Владимировны Равич-Щербо мы были приглашены участвовать в большом исследовании успеваемости детей из многодетных семей по сравнению с единственными детьми вместе с коллегами из Ульяновска, Ижевска, Нальчика и Москвы. Основные результаты этого исследования будут изложены в третьей главе. Именно эта работа натолкнула нас на онтогенетическое изучение когнитивных и личностных характеристик выходцев из многодетных семей, которое мы ведем до настоящего времени.

В этой книге авторы представляют результаты ряда эмпирических исследований детей дошкольного, школьных возрастов, а также взрослых людей, выходцев из многодетных и однодетных семей, проводимых на кафедре психологии Пермского государственного педагогического университета более чем за десятилетний период.

Мы полагаем, что феномен «многодетности» может проявляться в психологических свойствах людей разного возраста похожим образом, но в то же время иметь и отличительные черты. Поэтому нашей основной задачей стало выявление своеобразия психодинамических, когнитивных, личностных и социально-психологических характеристик и межуровневых взаимосвязей данных свойств у детей и взрослых из многодетных семей, их стабильность-изменчивость на значительном отрезке онтогенеза – от дошкольного возраста до раннего юношеского и периода взрослости 20 – 30 лет.

Актуальность исследования обозначенной проблемы определена необходимостью рассмотрения закономерностей развития, вариативности влияния отдельных параметров конфигурации семьи с учетом социальных условий и возраста в контексте разноуровневой структуры индивидуальности.

Отличительные черты развития выходцев из многодетных семей выявляются нами посредством метода поперечных срезов, который дает наиболее отчетливое представление о существенных характеристиках, сохраняющихся или изменяющихся в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Такой подход позволяет обнаружить типичные для испытуемых психологические особенности и дает уверенность в стабильности результатов.

В связи с тем, что данная работа выполнена при поддержке РГНФ как научно-популярное издание, мы предлагаем в ней выделить два раздела – первый включает в себя главы с 1 по 3 и 7 главу и может быть обозначен как, в большей мере, популярная часть монографии. Второй раздел включает главы 4, 5 и 6 и, в большей мере, характеризуется как научно-теоретическое обобщение.

В первой главе представлен аналитический обзор теоретических и экспериментальных исследований многодетных семей, отражающий ее современное состояние в зарубежной и отечественной психологической науке. Вторая глава посвящена методикам исследования. В последующих главах (главы 3 и 4) предлагаются обобщенные данные исследований когнитивных, психодинамических, личностных характеристик и особенностей межличностных отношений детей от дошкольного возраста до раннего юношеского возраста из различных по размеру семей. В пятой главе представлен материал, описывающий результаты исследования индивидуальности взрослых людей – выходцев из многодетных семей, впервые проведенного в отечественной психологии, что, несомненно, представляет особый интерес и имеет теоретическую, а также и прикладную ценность. В шестой главе рассматривается конфигурация семьи как опосредующее звено во взаимосвязях подсистем индивида и личности в структуре интегральной индивидуальности детей в многодетных и однодетных семьях. Положение о конфигурации семьи как опосредующего звена между свойствами темперамента, относящихся к уровню свойств индивида, и свойствами личности, относящимися к более высокому – личностному уровню индивидуальности, представляет собой важный аспект развития теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Кроме того, наличие опосредующих звеньев во взаимосвязи таких разноуровневых свойств индивидуальности, как темперамент и личность, может быть использовано как инструмент оценки концепций личности, в которых темперамент включается как один из компонентов структуры личности. В седьмой главе приводятся результаты изучения представлений о семье и ее размере у детей и взрослых, полученные на выборках выходцев из многодетных и однодетных семей.


Содержание этой книги, по мнению авторов, следует рассматривать как плацдарм для будущих исследований, например, такого фактора конфигурации семьи, как очередность или интервалы между рождениями сиблингами и некоторых других проблем, объясняющих индивидуальные особенности человека.

Авторы выражают благодарность пермским и московским коллегам-психологам, принимавшим самое живое участие в обсуждении результатов нашего исследования на протяжении многих лет.


ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ







Date: 2016-05-25; view: 1168; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию