Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационные проекты организации и оценка их эффективности





Инновационный проект– это проект, целью которого является реализация нововведений в области техники, технологии, организации труда или управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта. Основными критериями при оценке эффективности инвестиционных проектов выступают следующие показатели:

- чистый дисконтированный доход (ЧДД);

- внутренняя норма доходности (ВДД);

- срок окупаемости (СО).

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – это превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

ЧДД – определяется как разница между приведенными к настоящей стоимости суммы чистого денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестиционных затрат на его реализацию.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен, или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта рассчитывается по формуле

(32)

где Rt – результаты, достигаемые на i-том шаге расчета;

Зt – затраты, осуществляемые на i-том шаге;

Т – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором проводится ликвидация объекта;

Rt – Зt – эффект, достигаемый на i-том шаге;

Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, то проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться решение о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если же ЧДД проекта отрицательный, то такой инвестиционный проект следует отвергнуть, так как в этом случае инвестор понесет убытки.

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капитальных вложений и определяется по формуле

(33)

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта Евн, при которой значение приведенных эффектов определены капитальными вложениями. ВНД определяется решением уравнения:

(34)

где Евн – внутренняя норма доходности;

Kt – капитальные вложения в t-м периоде.



Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является ли он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта, то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на капитал.
В случае, если величина ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданны. В противном случае инвестиции в проект не целесообразны.

Срок окупаемости инвестиционного проекта (СО) – это период, измеряемый в месяцах, кварталах, годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Этот показатель является одним из самых распространенных при оценке эффективности инвестиционных проектов.

Расчет показателя СО осуществляется по формуле:

(35)

где: ИЗ – сумма инвестиционных затрат, необходимых для реализации проекта;

ЧДПсрг – среднегодовая сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта
(в случае краткосрочных инвестиций этот показатель определяется как среднемесячный). Недостатком данного показателя является то, что он не учитывает чистые денежные потоки, которые формируются после срока окупаемости инвестиционного проекта.

Формализованную оценку эффективности инвестиций в новые продукты можно произвести с помощью методик оценки эффективности инновационных проектов. Во многих методах исходным моментом для определения приоритетов в области инноваций служит формула
Ф. Ольсена. Эту формулу применяют в тех случаях, когда цель предприятия заключается во внедрении новых видов продукции или в усовершенствовании технологии.

Ранг I-го исследовательского проекта R, по Ольсену, получают по следующим формулам:

Ri = Ii × Pi / Ci i = 1, 2, 3…n; Ii = a × Si,t , (36)

где I – показатель будущих результатов;

Р – вероятность успеха;

С – ожидаемые расходы на исследования и разработку;

S – ожидаемая сумма продаж;

t – период времени;

астратегический параметр, который можно интерпретировать как меру рентабельности продаж (отношения денежных поступлений и оборота).

При Si,t = Si в качестве критерия ранжирования выступает

Ri = ai´Pi / Ci. (37)

Иначе говоря, показатель эффективности связывает ожидаемые будущие продажи с ожидаемыми расходами на исследования, разработку товара и создание торговой марки (брэнда).

Приведенное отношение может служить показателем того, что доходы и расходы на проект уравнены.

В сущности, подход Ольсена к определению ценности данного проекта аналогичен использованию основного показателя рентабельности, применяемого на практике:

I = Доход от результатов инновации = Е (38)
Капитал, вложенный в инновации К

С учетом вероятности успеха Р, получаем

I = Е ´ Р, (39)
К

где Р – риск.

Дальнейшее приспособление к особенностям вложений в создание продукта и брэнда достигается с помощью следующей модификации:



 

I = Р1 ´ Р2 ´ Р3 (I ´ Е – С) ,
К


(40)
которая позволяет учесть ряд вероятностных факторов:

Р1 – риск, связанный с научно-технической реализацией;

Р2 – риск, связанный с технологической реализацией на предприятии;

Р3 – риск, обусловленный рынком, а также дисконтированную по i ожидаемую сумму
Е, и капитальные затраты С, необходимые для коммерческого распространения результатов разработки.

В литературе имеются другие методы дифференцированного подхода к оценке отдельных факторов неопределенности и риска.

Например, Д. Кифер исходит из следующих факторов:

Rt – вероятность получения данного технического результата; Rc – вероятность получения данного коммерческого результата; G – ожидаемый общий доход (прибыль); К общие затраты на предложенный проект. Названные факторы находятся в следующем соотношении:

(41)

где N ожидаемая эффективность, а вариант считают заслуживающим внимания, если N > 2.

Опыт показывает, что приведенная формула пригодна для оценки предложений, реализация которых в принципе не сопряжена с большим риском и рассчитана примернона5 лет.

При любом методе определения эффекта, по сути дела, сопоставляются затраты и эффект, поэтому следует проводить различие между критериями затрат и результатов. В качестве критериев затрат рассматривают те факторы, с которыми связаны подготовка и осуществление инновационных проектов. При этом, разумеется, учитывают лишь прямые затраты фирмы, но не общественные издержки.

Результаты же проявляются по всем критериям, которые имеют существенное значение для определения эффективности деятельности:

- прирост прибыли;

- увеличение объема продаж;

- повышение производительности;

- снижение издержек;

- экономия рабочей силы;

- снижение расходов материалов;

- расширение рынка;

- более полное использование капитала;

- получение преимуществ в конкурентной борьбе.

При отборе критериев для планирования инноваций Г. Дате рекомендует учитывать сле-дующие показатели:

Е – прибыль за год;

К – инвестированный капитал, К = К0 + DК;

V – объем продаж за год, V= V0 + DV;

Р = P1 + P2 – издержки производства за год (Р1 – по производимой, Р2 – по новой продукции);

F = F1 + F2 -годовые затраты на исследования и разработки;

F1 – затраты на НИОКР, связанные с производимой продукцией;

F2 – затраты на НИОКР, связанные с новой продукцией;

А – годовые затраты, связанные со сбытом, управлением и т.п.

M – доля предприятия на рынке (%);

m0, R0, V0, P0 – исходные величины при планировании;

DK, DV, DP – изменения исходных величин при внедрении инноваций.

В качестве мерила оценки получаем:

 

Критерий определения оптимума = Е = × (V – P – F – A) (42)  
К К  
   

 

Исходя из показателей, сложившихся на данном предприятии, при помощи приведенной формулы можно с известной степенью надежности выявить взаимосвязь между затратами на инновации при различных стратегиях фирмы, потребностью в капитале, издержками производства и ожидаемыми доходами от продаж. Трудность представляет распределение издержек сбыта между старой и новой продукцией, а также их сопоставление с издержками на инновации.

Пытаясь решить вопрос о том, как можно сравнить и оценить альтернативные программы исследований, Г. Краух предложил показатель эффективности L, полученный на основе крите-риев, включающих неденежные факторы.

Предпосылкой оценки служит, прежде всего, достаточная информация о вероятности реализации проекта.

В качестве упрощенных критериев привлекаются:

Nэффект некоторой новинки (к примеру, технологии) в течение ее полного жизненного цикла. Такой эффект может носить социальный, политический, военный или экономический характер;

Евероятность успеха;

Ксуммарные текущие расходы и капиталовложения вплоть до практического внедрения;

Vналичие соответствующего научно-технического и административного персонала, а также научно-технической базы;

S – стратегическая ценность включения проекта в общую программу деятельности предприятия.

Тогда показатель эффективности имеет вид:

L = N ´ Е
(43)
× VS
´ VS

К

Указанный подход можно усовершенствовать путем учета других факторов, например, возможности иного использования соответствующего оборудования.

По нашему мнению, методика исчисления экономической эффективности исследований, эффективности инвестиций в нематериальные активы и инновации может быть следующей. В качестве показателя окупаемости П1 часто используют отношение расчетной отдачи от исследования, умноженной на вероятность его успеха, к расчетной стоимости темы. С учетом продолжительности существования изделия или процесса П1 вычисляется по формуле:

 

  П1 = Вероят-ность научного успеха (%) ´ Вероят-ность коммерчес-кого успеха (%) ´ Расчетный объем продаж (ед) ´ Прибыль на единицу продукции ´ Длительность существова-ния (квадратный корень из числа лет)     (44)
Расчетная стоимость инноваций

 

Эта формула немного похожа на приведенные выше и не учитывает издержек, связанных с освоением производства и продвижением товара на рынок. Есть другая формула, включающая эти факторы и позволяющая рассчитать так называемый показатель прибыльности П2:

 

  П2 = Вероятность научного успеха (%) ´ Вероят-ность коммер-ческого успеха (%) ´ Расчетный объем продаж (ед) ´ Цена единицы продук-ции ´ Период устойчи-вого сбыта (лет) (45)
Стоимость исследований и разработок + Издержки производственно-технического освоения + Издержки на продвижение товара на рынок
                             

Сложнее показатель сравнительной ценности = П3. Он включает раздельные оценки вероятности коммерческого успеха в зависимости от качеств нового продукта и от прочих экономических факторов:

 

  П3 =   Веро-ятность науч-ного успеха (%) ´ Вероят-ность коммер-ческого успеха (качество продукции, %) ´ Вероят-ность коммер-ческого успеха (экономи-ческие факторы, %) ´ Чистый доход за период сущест-вования продукта ´ Коэффи-циент оценки буду-щих дохо-дов ´   Необ-ходи-мые капи-тальные вло-жения (46)
                     
Расчетная стоимость исследований, разработок и освоения
                             

 

При расчетах рекомендуется классифицировать конкурирующие проекты по длительности и целевой направленности. Применение ЭВМ помогает преодолевать сложность расчетов. Численные значения исходных величин получаются в основном путем экспертных оценок. Предлагаемая методика позволит существенно повысить качества оценки эффективности инвестиций в нематериальные активы фирм, прежде всего в новые товары и торговые марки.

Применительно к этапам осуществления инноваций можно назвать следующие основные моменты оценки эффективности.

1. Этап поиска идей, оценки и отбора, на котором используют методы отбора идей (морфологический подход, «мозговая атака», метод «Дельфи» и т.д.) и методы типа «дерева решений».

2. Планирование сроков, мощностей и затрат, которое играет важную роль на этапе осуществления проекта.

3. Соблюдение сроков, а также анализ затрат и хода работ, которые имеют большое значение при контроле за осуществлением проекта.

Другой важной особенностью оценки является определение продуктивности работников, занятых исследованиями и разработками. В сущности, речь идет об оценке вклада отдельного ученого или коллектива в достижение определенного результата НИОКР. Показатели «количество публикаций» и «частота цитирования» используются, прежде всего, для оценки продуктивности отдельных ученых, а не для программ и проектов инноваций.

При этом следует учитывать, что любой результат исследований имеет два значения:

- во-первых, как основа изменений в материальном производстве, а в экономическом смысле – для достижения целей фирмы, следовательно, для увеличения прибыли;

- во-вторых, как исходный пункт для дальнейших исследований и разработок, т.е. представляет научный и методологический интерес.

В определенном смысле такое измерение представляет собой сравнение количественных характеристик определенного качества с помощью заданных единиц и процедур измерения, гарантирующих возможность повторяемости и проверки.

Собственно экономическая оценка заключается в установлении определенного «мерила» для сравнения затрат и результатов в виде всеобщего эквивалента, учитываемого на предприятии.

Многие авторы подразделяют методы оценки в соответствии со следующими главными критериями:

- цель оценки (например, выбор программы исследований или отбор проектов инвестиций на различных уровнях);

- объекты оценки и их взаимосвязи (например, объекты фундаментальных и прикладных исследований и их влияние друг на друга);

- критерии оценки (например, издержки и время разработки, издержки производства, технические параметры производительности, эксплуатационные затраты, прирост прибыли, спрос);

- требования к практическому использованию в управлении инвестициями (организация работ по оценке, обеспечение необходимыми специалистами, ресурсами, значимость полученных результатов, с точки зрения экономики в целом);

- критерии качества (надежность оценки, точность оценки, убедительность и т.п.).

Следовательно, измерение представляет собой предварительное условие информированности для выработки принятия решения о целесообразности инвестирования, внедрения проектов и результатов на определенных этапах инновационного процесса.






Date: 2016-05-25; view: 214; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию