Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инновационные проекты организации и оценка их эффективностиИнновационный проект – это проект, целью которого является реализация нововведений в области техники, технологии, организации труда или управления, основанных на использовании достижений науки и передового опыта. Основными критериями при оценке эффективности инвестиционных проектов выступают следующие показатели: - чистый дисконтированный доход (ЧДД); - внутренняя норма доходности (ВДД); - срок окупаемости (СО). Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – это превышение интегральных результатов над интегральными затратами. ЧДД – определяется как разница между приведенными к настоящей стоимости суммы чистого денежного потока за период эксплуатации инвестиционного проекта и суммой инвестиционных затрат на его реализацию. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен, или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта рассчитывается по формуле (32) где Rt – результаты, достигаемые на i-том шаге расчета; Зt – затраты, осуществляемые на i-том шаге; Т – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором проводится ликвидация объекта; Rt – Зt – эффект, достигаемый на i-том шаге; Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, то проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться решение о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если же ЧДД проекта отрицательный, то такой инвестиционный проект следует отвергнуть, так как в этом случае инвестор понесет убытки. Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капитальных вложений и определяется по формуле (33) Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта Евн, при которой значение приведенных эффектов определены капитальными вложениями. ВНД определяется решением уравнения: (34) где Евн – внутренняя норма доходности; Kt – капитальные вложения в t -м периоде. Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является ли он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта, то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на капитал. Срок окупаемости инвестиционного проекта (СО) – это период, измеряемый в месяцах, кварталах, годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами от его осуществления. Этот показатель является одним из самых распространенных при оценке эффективности инвестиционных проектов. Расчет показателя СО осуществляется по формуле: (35) где: ИЗ – сумма инвестиционных затрат, необходимых для реализации проекта; ЧДПсрг – среднегодовая сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта Формализованную оценку эффективности инвестиций в новые продукты можно произвести с помощью методик оценки эффективности инновационных проектов. Во многих методах исходным моментом для определения приоритетов в области инноваций служит формула Ранг I-го исследовательского проекта R, по Ольсену, получают по следующим формулам: Ri = Ii × Pi / Ci i = 1, 2, 3…n; Ii = a × Si,t, (36) где I – показатель будущих результатов; Р – вероятность успеха; С – ожидаемые расходы на исследования и разработку; S – ожидаемая сумма продаж; t – период времени; а – стратегический параметр, который можно интерпретировать как меру рентабельности продаж (отношения денежных поступлений и оборота). При Si,t = Si в качестве критерия ранжирования выступает Ri = ai´Pi / Ci. (37) Иначе говоря, показатель эффективности связывает ожидаемые будущие продажи с ожидаемыми расходами на исследования, разработку товара и создание торговой марки (брэнда). Приведенное отношение может служить показателем того, что доходы и расходы на проект уравнены. В сущности, подход Ольсена к определению ценности данного проекта аналогичен использованию основного показателя рентабельности, применяемого на практике:
С учетом вероятности успеха Р, получаем
где Р – риск. Дальнейшее приспособление к особенностям вложений в создание продукта и брэнда достигается с помощью следующей модификации:
Р1 – риск, связанный с научно-технической реализацией; Р2 – риск, связанный с технологической реализацией на предприятии; Р3 – риск, обусловленный рынком, а также дисконтированную по i ожидаемую сумму В литературе имеются другие методы дифференцированного подхода к оценке отдельных факторов неопределенности и риска. Например, Д. Кифер исходит из следующих факторов: Rt – вероятность получения данного технического результата; Rc – вероятность получения данного коммерческого результата; G – ожидаемый общий доход (прибыль); К – общие затраты на предложенный проект. Названные факторы находятся в следующем соотношении: (41) где N – ожидаемая эффективность, а вариант считают заслуживающим внимания, если N > 2. Опыт показывает, что приведенная формула пригодна для оценки предложений, реализация которых в принципе не сопряжена с большим риском и рассчитана примернона5 лет. При любом методе определения эффекта, по сути дела, сопоставляются затраты и эффект, поэтому следует проводить различие между критериями затрат и результатов. В качестве критериев затрат рассматривают те факторы, с которыми связаны подготовка и осуществление инновационных проектов. При этом, разумеется, учитывают лишь прямые затраты фирмы, но не общественные издержки. Результаты же проявляются по всем критериям, которые имеют существенное значение для определения эффективности деятельности: - прирост прибыли; - увеличение объема продаж; - повышение производительности; - снижение издержек; - экономия рабочей силы; - снижение расходов материалов; - расширение рынка; - более полное использование капитала; - получение преимуществ в конкурентной борьбе. При отборе критериев для планирования инноваций Г. Дате рекомендует учитывать сле-дующие показатели: Е – прибыль за год; К – инвестированный капитал, К = К0 + DК; V – объем продаж за год, V= V0 + DV; Р = P1 + P2 – издержки производства за год (Р1 – по производимой, Р2 – по новой продукции); F = F1 + F2 -годовые затраты на исследования и разработки; F1 – затраты на НИОКР, связанные с производимой продукцией; F2 – затраты на НИОКР, связанные с новой продукцией; А – годовые затраты, связанные со сбытом, управлением и т.п. M – доля предприятия на рынке (%); m0, R0, V0, P0 – исходные величины при планировании; DK, DV, DP – изменения исходных величин при внедрении инноваций. В качестве мерила оценки получаем:
Исходя из показателей, сложившихся на данном предприятии, при помощи приведенной формулы можно с известной степенью надежности выявить взаимосвязь между затратами на инновации при различных стратегиях фирмы, потребностью в капитале, издержками производства и ожидаемыми доходами от продаж. Трудность представляет распределение издержек сбыта между старой и новой продукцией, а также их сопоставление с издержками на инновации. Пытаясь решить вопрос о том, как можно сравнить и оценить альтернативные программы исследований, Г. Краух предложил показатель эффективности L, полученный на основе крите-риев, включающих неденежные факторы. Предпосылкой оценки служит, прежде всего, достаточная информация о вероятности реализации проекта. В качестве упрощенных критериев привлекаются: N – эффект некоторой новинки (к примеру, технологии) в течение ее полного жизненного цикла. Такой эффект может носить социальный, политический, военный или экономический характер; Е – вероятность успеха; К – суммарные текущие расходы и капиталовложения вплоть до практического внедрения; V – наличие соответствующего научно-технического и административного персонала, а также научно-технической базы; S – стратегическая ценность включения проекта в общую программу деятельности предприятия. Тогда показатель эффективности имеет вид:
Указанный подход можно усовершенствовать путем учета других факторов, например, возможности иного использования соответствующего оборудования. По нашему мнению, методика исчисления экономической эффективности исследований, эффективности инвестиций в нематериальные активы и инновации может быть следующей. В качестве показателя окупаемости П1 часто используют отношение расчетной отдачи от исследования, умноженной на вероятность его успеха, к расчетной стоимости темы. С учетом продолжительности существования изделия или процесса П1 вычисляется по формуле:
Эта формула немного похожа на приведенные выше и не учитывает издержек, связанных с освоением производства и продвижением товара на рынок. Есть другая формула, включающая эти факторы и позволяющая рассчитать так называемый показатель прибыльности П2:
Сложнее показатель сравнительной ценности = П3. Он включает раздельные оценки вероятности коммерческого успеха в зависимости от качеств нового продукта и от прочих экономических факторов:
При расчетах рекомендуется классифицировать конкурирующие проекты по длительности и целевой направленности. Применение ЭВМ помогает преодолевать сложность расчетов. Численные значения исходных величин получаются в основном путем экспертных оценок. Предлагаемая методика позволит существенно повысить качества оценки эффективности инвестиций в нематериальные активы фирм, прежде всего в новые товары и торговые марки. Применительно к этапам осуществления инноваций можно назвать следующие основные моменты оценки эффективности. 1. Этап поиска идей, оценки и отбора, на котором используют методы отбора идей (морфологический подход, «мозговая атака», метод «Дельфи» и т.д.) и методы типа «дерева решений». 2. Планирование сроков, мощностей и затрат, которое играет важную роль на этапе осуществления проекта. 3. Соблюдение сроков, а также анализ затрат и хода работ, которые имеют большое значение при контроле за осуществлением проекта. Другой важной особенностью оценки является определение продуктивности работников, занятых исследованиями и разработками. В сущности, речь идет об оценке вклада отдельного ученого или коллектива в достижение определенного результата НИОКР. Показатели «количество публикаций» и «частота цитирования» используются, прежде всего, для оценки продуктивности отдельных ученых, а не для программ и проектов инноваций. При этом следует учитывать, что любой результат исследований имеет два значения: - во-первых, как основа изменений в материальном производстве, а в экономическом смысле – для достижения целей фирмы, следовательно, для увеличения прибыли; - во-вторых, как исходный пункт для дальнейших исследований и разработок, т.е. представляет научный и методологический интерес. В определенном смысле такое измерение представляет собой сравнение количественных характеристик определенного качества с помощью заданных единиц и процедур измерения, гарантирующих возможность повторяемости и проверки. Собственно экономическая оценка заключается в установлении определенного «мерила» для сравнения затрат и результатов в виде всеобщего эквивалента, учитываемого на предприятии. Многие авторы подразделяют методы оценки в соответствии со следующими главными критериями: - цель оценки (например, выбор программы исследований или отбор проектов инвестиций на различных уровнях); - объекты оценки и их взаимосвязи (например, объекты фундаментальных и прикладных исследований и их влияние друг на друга); - критерии оценки (например, издержки и время разработки, издержки производства, технические параметры производительности, эксплуатационные затраты, прирост прибыли, спрос); - требования к практическому использованию в управлении инвестициями (организация работ по оценке, обеспечение необходимыми специалистами, ресурсами, значимость полученных результатов, с точки зрения экономики в целом); - критерии качества (надежность оценки, точность оценки, убедительность и т.п.). Следовательно, измерение представляет собой предварительное условие информированности для выработки принятия решения о целесообразности инвестирования, внедрения проектов и результатов на определенных этапах инновационного процесса.
|