Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: табаица признаков и интерпретаций 1 page
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека Г. Фрилинг, К. Ауэр
| Стимулирующие цвета («теплые»)
| Основное свойство этих цветов - вызывать возбуждение. К ним относится весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого и по светлоте (яркости) - в сторону белого (кармин, киноварь и др.). Эта часть спектра включает в себя яркие, насыщенные и светлые цвета, их действие - раздражающее и возбуждающее. Они стимулируют интерес человека к окружающему миру, общению и деятельности
|
| Дезинтегрирующие цвета («холодные»)
| Основное свойство этих цветов - вызывать торможение. К ним относится весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого. Это холодные, успокаивающие и снимающие возбуждение тона. Они увеличивают дистанцию, растягивают время, уменьшают эмоциональность и вносят в поведение человека рассудочность, рациональность
|
| Статические цвета («уравновешивающие»)
| Основное свойство данных цветов - уравновешенность (равновесие). К ним относят зеленый, желто-зеленый, оливковый и другие цвета средней части спектра как светлых, так и темных оттенков. Они способствуют спокойствию и уравновешенности, стабильности и погруженности человека в свой внутренний мир
|
| Пастельные цвета («мягкие»)
| Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение мягкости, нежности, слабости. Сюда относятся розовый, салатовый, серо-голубой, лиловый и другие цвета верхней части спектра (ближе к белому), обладающие малой насыщенностью. Эго чистые, приглушенные, мягкие тона, создающие ощущение сдержанности, скромности, нежности и ласки
|
| Подавляющие цвета («угнетающие»)
| Основное свойство - вызывать ощущение угнетения и давления. Это черный и другие цвета спектра с повышенной насыщенностью. Они производят мрачное, угрюмое, гнетущее впечатление, вызывают тоску и страх
|
| Черный
| Как признак
| Самый темный цвет, по сути, является отрицанием цвета
| М.Люшер[16]
|
В то же время черный цвет способен подчеркивать яркость других цветов
| Л. Штейнхардт [39]
| 244
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
|
| Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Черный
| Как признак
| Как и белый, служит хорошим фоном для проявления всех хроматических цветов и оказывает сильное воздействие на любой цвет, находящийся рядом, усиливая черты этого цвета
| М.Люшер[16] Г.Э. Бреслав [6]
|
Ассоциируется со всем невидимым, недоступным, неосознаваемым, а также с потерей рассудка и утратой привычного ощущения «Я». Отсюда - пугающий большинство людей, нуминозный характер черного. Черный цвет нередко символизирует сексуальную энергию, бросающую вызов устоям «эго»
| Автор не установлен
|
Застенчивость, пугливость
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
|
Символ полной тишины, отсутствия возможностей и обездвиженности
| Л. Штейнхардт [39]
|
Ассоциируется с силой, а также обозначает колдовство, бездуховность и ад
| Л. Штейнхардт [39]
|
Черный цвет производит сильное угнетающее и тормозящее действие
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Символ печали и траура, ночи, депрессии и ощущения глубины
| М. Бетенски [5] Л. Штейнхардт [39]
|
Завершающее молчание
| М. Бетенски [5]
|
Ассоциируется в психике человека также с двумя основными понятиями - конец и тьма (темнота, темень)
| Г. Э. Бреслав [6] Л. Штейнхардт [39]
|
Цвет бессознательного, тьмы, комплементарный белому, являющемуся символом света
| Автор не установлен
|
Тьма дает начало неизвестности, а вместе они рождают страх, и, если он направлен в будущее, мы называем его тревогой. Многие века неприятности для человека появлялись из темноты (враги, дикие животные, препятствия движению - завалы, ямы и др.) и сопровождались страхом и тревогой. Поэтому понятийная цепочка «черный - тьма - неизвестность -страх» так сильно укоренена в нашем бессознательном
| Г.Э. Бреслав [6]
|
С тьмой связана принадлежность этого цвета к магии и преисподней. Можно проследить целую цепочку ассоциаций этого ряда: тьма - неизвестность - тайна - будущее. Выражение «черные мысли» означает, что они не только «плохие», но и тайные, скрытые
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Черный цвет, будучи использован для изображения тени, обычно имеет негативный оттенок, отображая «темные» мысли, угрозу или страх
| Г. Ферс [36]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций 245
Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Черный
| Как признак
| Может ассоциироваться с архетипом «тени», представляющим то, что человек, в силу культурных условностей и групповых оценок, не желает или не может в себе принять. Не случайно с черным цветом связывается представление о контркультуре, анархизме, асоциальных проявлениях. Нередко также символизирует суицидные тенденции
| Автор не установлен
|
Это символ неприятия окружающей действительности, стремления к конфликту и агрессии. Внешне такой протест и оппозиция имеют разные проявления - от простого несогласия до разрушительного поведения
| Г.Э. Бреслав [6]
|
При соединении всех отрицательных символов черного (агрессивность, страх, протест) в логической цепочке ассоциаций появляются новые понятия: зло, несчастье, горе, страдание
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Ассоциируется со злом, тайной, пустотой, а также с хаосом, предшествовавшим творению
| Л. Штейнхардт [39]
|
Другой архетип - символ смерти -и физической, и ритуальной. Ассоциативный исток его связан с завершением, окончанием, а также абсолютным поглощением чего-либо. Он происходит от свойства черного поглощать все цвета спектра и свет вообще («черная мгла» - конец видимости, «черная бездна» - всепоглощающая бездонная пропасть) и означает скорее не физическое уничтожение, а духовное
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Как символ смерти-возрождения,
и на глубоком психологическом уровне позволяет
постичь смерть и рождение человека как переходное
состояние, место сцепления в непрерывной цепи
развития
| А.И. Копытин [9]
|
Может рассматриваться как тайна рождения, чрево, в котором зарождается новая жизнь
| Л. Штейнхардт [39]
|
Ассоциируется с неким неисчерпаемым источником энергии, который необходим для начала процесса
| Автор не установлен
|
Черный цвет связан с землей. Во всех культурах земля - порождающее начало, место зачатия, лоно, поэтому вполне понятна ассоциация «земля-зачатие»
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Часто становится символом не столько смерти, окончания, сколько отрицания, протеста и оппозиции к происходящему, означает окончательную капитуляцию
| М.Люшер[16] Г.Э. Бреслав [6]
| 246 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Черный
| Как признак
| Окончание, завершение и протест, оппозиция довольно четко проявляются в предпочтении некоторыми людьми черной одежды. При этом обычно молодые юноши и девушки - часто неосознанно - надевают ее в знак протеста против несправедливого отношения окружающих. А пожилые люди чаще выбирают черный цвет одежды как символ душевного кризиса, тупика, разочарования, отказа от личной жизни или активной духовной деятельности. Признание же черного цветом официальной одежды для светских приемов связано больше с такими понятиями символического уровня, как строгость и малая эмоциональность. Цвет в этих случаях должен подчеркивать формальность официальных отношений
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в мрачных тонах, не уверен в себе, несчастлив, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы
| С.С. Степанов [38]
|
Черный цвет одежды жениха - это аллегорический знак траура по поводу окончания свободной жизни, предчувствие грядущих забот и ответственности за вновь создаваемую семью
| Г.Э. Бреслав [6]
|
В качестве предпочитаемого
| Означает компенсационное поведение в ранней форме. Тот, кто предпочитает черный цвет, хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения, провозглашает, что все идет не так, как должно идти. Человек поднимает бунт против судьбы или, во всяком случае, против того, как складывается его собственная жизнь. Такой бунт, скорее всего, будет неосмотрительным и неразумным
| Л. Штейнхардт [39]
|
Черный цвет предпочитают агрессивные упрямцы, оппозиционеры, разбойники и анархисты
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Выявляет не только протест против сложившейся ситуации и негативное отношение к ней, но и агрессивность, крайний субъективизм, чувство обособленности и непокорность, активное противодействие среде
| Л.Н.Собчик[31]
|
Свидетельствует о преждевременно созревшей сложной психике и о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Например, смерть или уход из семьи родителя. Чем предпочтительнее черный цвет, тем сильнее угроза, тем драматичнее состояние ребенка. Когда в юности наряду с черным предпочитаются желтый и фиолетовый цвета, то может проявиться яркая натура драматического актера
| С. Михалычев[18]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций
247
Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Черный
| В качестве отвергаемого
| Выражает более или менее естественное желание не отказываться от чего бы то ни было и сохранять контроль над своими решениями и действиями. Однако когда такое положение отражает беспокойство, это свидетельствует о том, что человек просит слишком многого
| М.Люшер[16]
|
Черный и белый
| Это две крайности, альфа и омега, начало и конец Если белый цвет символизирует границу между настоящим и прошлым, уже известным, то черный - между настоящим и будущим, которого мы не знаем
| М.Люшер[16] Г.Э. Бреслав [6]
| Белый
| Как признак
| Как и черный, наделен нуминозными свойствами. С ним связывают представления о духовном, нематериальном, о мире ином, о бесконечном пространстве и экстатических, высших состояниях сознания
| Автор не установлен
|
Это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и сияние цвета, и холод льда. Но в психологическом отношении это малоинформативный цвет, пхкольку его предпочитают люди с совершенно противоположными чертами характера
| С.С. Степанов [38]
|
Молчание перед началом и многообразием возможностей. Белый цвет способен нейтрализовать все другие цвета (В. Кандинский)
| М. Бетенски [5] Л. Штейнхардт [39]
|
Символизирует единство, поскольку оптически разлагается на основные цвета спектра. Белый цвет обозначает дитя внутри каждого человека - чистоту его помыслов и поступков
| Л. Штейнхардт [39]
|
Холодный и чистый цвет. Визуально - пустота. Но пустота необязательно безжизненная и холодная: в китайских свитках белое - шунья - плодотворная пустота очищенной души перед появлением в ней божества. Сам по себе оставляет ощущение холодности, однако служит хорошим фоном для всех хроматических цветов, которые рядом с ним сильно повышают свою интенсивность и больше привлекают внимание. Ассоциируется с таким понятием, как освобождение от прошлого (ведь рождаясь, мы освобождаемся из плена материнского лона, пусть приятного и необременительного). Освобождение - состояние неоднозначное. Оно связано с понятием «свобода» и переносится довольно часто нелегко. Это почти всегда путь в неизвестность. Рвутся какие-то старые связи, рождаются новые (а иногда и не рождаются)
| Г.Э. Бреслав [6]
| 248 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Белый
| Как признак
| Ассоциируется с чистотой, девственностью, духовностью. В то же время белый - это цвет небытия. Но наиболее частой ассоциацией является свет как таковой, свет творения
| М. Бетенски [5]
|
Философский цвет, ведь он замыкает круг, объединяя такие понятия, как начало и смерть. В восточных культурах понимание смерти более глубокое. Она рассматривается там как переходная ступень к какому-то другому уровню, новому качеству и поэтому является одновременно и концом, и началом. Потому-то и цвет траура у китайцев и японцев и савана у многих народов - белый
| Г.Э. Бреслав [6] М. Бетенски [5]
|
Связан с двумя понятиями - свет и начало. Оба они тесно соединены с рождением человека: это и начало его жизни, и свет, который он в тот момент еще не видит, но уже ощущает. Эти ощущения идут из глубин коллективного бессознательного, будучи заложенными в каждом из нас
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Цвет начала, забвения прошлого, новой жизни, указатель пути. Предпочитается только в условиях исключительной жизненной ситуации. У подростка - в периоды наступления половой зрелости (при полной неосведомленности в этой области), длительного пребывания в больнице (часто одновременно предпочитается черный цвет), перемены места жительства, полной смены образа жизни
| С. Михалычев[18]
|
Белый цвет подвенечного платья символизирует переход девушки в новое качество - женщины. Он означает одновременно чистоту и целомудренность новобрачной, и конец ее зависимости от родителей, и начало жизни новой семьи, и смерть девственности
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Белый в христианстве, как и черный цвет, является мистическим, метафорой преображения человека, раскрытия в нем предвечных, трансцендентных свойств
| Автор не установлен
|
В древние времена и в средневековье белый цвет ассоциировался больше с неэмоциональными понятиями - бесстрастием, безмолвием, холодом, светом и ясностью. Только в новое время появилось иное значение белого цвета - радость, которая носит больше аллегорический, чем архетипический характер. Это несколько странно, потому что длительное отсутствие света (мы отождествляем его обычно с белым цветом) чисто физиологически приводит к появлению угнетенного настроения. Ибо под воздействием света организм человека вырабатывает специальные вещества, противостоящие депрессии
| Г.Э. Бреслав [6]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт-терапии: таблица признаков и интерпретаций 249
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Белый
| Как признак
| Другая ипостась белого - это ясность, бесстрастие и рациональность, мудрость. Первые два понятия связаны между собой, ибо ясность сознания и мышления наступает при полной бесстрастности, эмоции же ее нарушают. Ясность, бесстрастность и мудрость, соединенные с добром, сливаются в понятие «духовность» и ее высшее проявление - «святость»
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Связан с трансперсональными проявлениями. Он является символом высшего «Я», которое в определенный момент жизни может выступать то как синергист, то как антагонист «эго»
| Автор не установлен
|
С одной стороны, обозначает отчаяние, страдание и покаяние. С другой же стороны, он заключает в себе еще не вполне раскрытые высшие качества конечного продукта
| Автор не установлен
|
Может символизировать психологическое «крещение» огнем духа, при котором устанавливается синергизм эго и высшего «Я»
| Автор не установлен
|
Иногда обозначает серебро. Серебро связано с героическими женскими проявлениями, такими как целительство, творчество, связь с творением, активная роль в человеческих отношениях и др.
| Автор не установлен
|
Воспринимается как отсутствие цвета
| Это может указывать на наличие подавленных эмоций. После того как автором были использованы все другие цвета, использование белого - это знак завершающейся жизни
| Г. Ферс [36]
|
Незакрашенные части (эффект белого цвета)
| Могут указывать на готовность к психологической трансформации (Р. Келлогг)
| Автор не установлен
|
Эффект мерцания (нанесение белого цвета поверх другого)
| Указывает на особую ценность того, что автор работы пытается скрыть, либо на преобразование некого чужеродного психологического материала в значимый и ценный для личности, а также на готовность к разрешению конфликта, близость субъекта к переживанию пикового опыта. В то же время, когда белый используется непосредственным наложением этого цвета, это может указывать на вытеснение психологического материала, потребность в уходе от сильных эмоциональных переживаний либо на дистанцирование от ощущений тела
| Автор не установлен
| 250
Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Красный
| Как признак
| Является составной частью таких цветов, как фиолетовый, оранжевый, розовый, персиковый, малиновый и др. Смешивание его с другими цветами означает, как правило, что витальная энергия красного частично «связана» или сублимирована
| Автор не установлен
|
При соотнесении со звуком красный цвет ассоциируется с повышенной громкостью
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Этот цвет (активный, сексуальный, властный и волевой) является символом мужского хроматизма. На мужской хроматической оси «красный-зеленый» он считается цветом бессознательного (Н. В. Серов), аэеленый - цветом сознания. «Зеленый» мужчина, в отличие от «красного», человек спокойный, рациональный (рассудочный), уравновешенный, бесстрастный и не столь активный
| Г.Э. Бреслав [6]
|
В астрологии символизирует Марса - бога войны. Рожденные под его знаком характеризуются бурным, экспансивным характером, смелостью - теми чертами, которые принято считать «мужскими»
| Автор не установлен
|
На заре христианства красный символизировал дух святой, при этом синий являлся символом Бога-Отца, а желтый-Бога-Сына
| Автор не установлен
|
С точки зрения психологии может означать жизненно важный вопрос, «горящую» проблему, эмоциональное напряжение или опасность. С точки зрения физического состояния он может указывать на острое заболевание, например, инфекционное или жар
| Г.Ферс [36]
|
Психологически он направляет внимание человека на
| Г.Э. Бреслав [6]
|
|
| внешний мир. Он вызывает возбуждение, волнение и беспокойство, усиливает нервное напряжение, повышает уровень тревоги
|
|
Ассоциируется с жизнью, силой, витальностью, возбуждением, радостью и любовью. В то же время он символизирует чувственную страсть, гнев и насилие. Оказывает стимулирующее воздействие на двигательные функции и процесс принятия решений, а также провоцирует импульсивное поведение
| Л. Штейнхардт [39] С Михалычев [18]
|
Это выражение жизненной силы, активности нервной системы и желез внутренней секреции, поэтому он олицетворяет человеческие желания и стремления
| М.Люшер[16]
|
На уровне плотских ощущений он проявляется в аппетите, его эмоциональное выражение - желание, его органами являются мышцы, симпатическая нервная система и органы воспроизводства. Так, физическое и нервное истощение, перебои в работе сердца, импотенция или упадок полового желания часто выражается в отторжении красного цвета. Время красного цвета - настоящее
| М.Люшер[16]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт- терапии: таблица признаков и интерпретаций
251
Цвет
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Красный
| Как признак
| Вместе с увеличением силы мышц увеличивает и скорость движений вплоть до суетливости. Стимуляция деятельности, которую он вызывает, носит принудительный, насильственный характер. В начале работы этот цвет резко повышает работоспособность, но затем довольно быстро вызывает утомление, и работоспособность падает
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Цвет либидо, ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, связан с мужскими правлениями и физиологией - сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы (следует считать признаком психического здоровья)
| М.Люшер[16] А.И. Копытин [9] Г.Э. Бреслав [6]
|
По линии либидо красный (активность + возбужде-ние) - секс - страсть - любовь. На чисто физическом уровне связан с возбуждением, на физиологическом -с сексуальностью, на эмоциональном - со страстью и, наконец, на высшем, сознательном - с любовью. Любовь, вербализованная на уровне сознания, тесно связана с понятием красоты, что дало название цвету
| Г.Э. Бреслав [6]
|
По линии мортидо: красный (активность + возбуждение) - агрессия - гнев - борьба (война) - опасность. Здесь на физическом уровне он тоже означает возбуждение, на физиологическом - агрессий, на бессознательном, эмоциональном - гнев, а на сознательном -борьбу и опасность как знак запрета или угрозы
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
|
Он связывается с огнем, с его жаром и способностью разрушать, очищать и преображать. Огонь воспринимался как метафора преображения сознания, закалки, необходимой для обретения мудрости. Тибетские мандалы нередко изображаются в кольце огня, который означает начало просветления сознания, сожжение ложных форм мышления и человеческих страстей
| Автор не установлен
|
Теплый, стимулирующий, ассоциируется с кровью
| Л. Штейнхардт [39] С. Михалычев[18]
|
Символизирует лишь физическую силу, он лишен духовности
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Цвет активности и действия
| Г.Э. Бреслав [6] С. Михалычев[18] М.Люшер[16] С.С. Степанов [38]
| 252 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Цвет
|
| Признак
| Интерпретация
| Источник
| Красный
| Как признак
| Означает силу воли. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, стремление к соревнованию. Его психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность
| С.С. Степанов [38] М.Люшер[16]
|
Служит символом силы и властности, недаром цари, императоры и короли носили красную одежду. Императорские цвета - порфир и пурпур - это опенки красного
| Г.Э. Бреслав [6] С. Михалычев[18]
|
Очень теплый
| Силен, хотя его сила заключена внутри него. Красный не стремится распространиться, как желтый, но порождает богатое множество теней, если его охладить примесью синего или белого
| М. Бетенски [5]
|
Красная одежда - это обычно и бессознательное стремление вызвать у окружающих возбуждение, и знак определенной готовности владельца одеяния пережить возбуждение (обычно сексуальное), или, если сексуальное взаимодействие невозможно, раздражает
| Г.Э. Бреслав [6]
|
Присутствует в избытке
| Это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить
| А.И. Копытин [9]
|
Отсутствие его в серии мандал
| Может указывать на пассивность и недостаточную способность добиваться своего
| А.И. Копытин [9]
|
В качестве предпочитаемого
| Желание обрести богатый опыт и полнокровное ощущение жизни за счет собственной активности. Какие бы формы ни приняла эта активность - предприятия, осуществляемые в сотрудничестве с другими людьми, индивидуальное лидерство, творческие усилия, деятельность во имя развития или экспансии, эротика, чувственное удовлетворение физического аппетита, преувеличенные, чрезмерно драматизированные поступки, - все это обозначается тем цветом, который сопровождает красный
| М.Люшер[16]
|
В сексуальном отношении, когда красный цвет занимает первое место, это означает контролируемое половое влечение, хотя не исключается и возможность случайных всплесков импульсивного полового поведения. Эго отражает поведение верного партнера, который порой может уступить соблазну, хотя это не будет чем-то серьезным
| М.Люшер[16]
|
Характерен для детей открытых и активных, живых, непоседливых, возбудимых, непослушных. Их высокая работоспособность определяется стремлением добиться успеха, получить результат, заслужить похвалу. Отсюда - их напористость, эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего.
| С. Михалычев[18]
| 3.8. Цвет в проективном рисовании и арт- терапии: таблица признаков и интерпретаций 253
Date: 2016-05-25; view: 639; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|