Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И интерпретаций в изображении человека 9 page






199


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дерево    
Признак Интерпретация Тест Источник
Повреждения на дереве Ствол обезображен или имеет согну­тые, сломанные или засохшие ветви Психологическая травма в прошлом. Положение повреждения на стволе иногда соответствует возрасту ребенка, когда имела место психологическая травма   Дж. Аллан [2]
Обрезанная ветвь Аффективная травма «Дерево» Е.С. Романова [27]
Обрублены или обломаны ветви Депрессия, психотравма   А.Л. Венгер [7]
Отрезанные или отпиленные ветви Связаны с чувством неполноценности, хирургическим вмешательством Тест дерева Автор не установлен
Спиленные ветви Крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности. Это также справедливо для детей старше девяти лет «Рисунок дерева» К. Тейлор [35]
Поврежденные ветви Символ травмирующего воздействия окружающей среды «Дом-дерево-человек» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Голые ветви Характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир «свежим взглядом» «Дерево» Е.С. Романова [27]
Засохшие ветви Отражают такие психологические травмы, как утрата любимого челове­ка (V. Bluestein, 1978).   Дж. Аллан [2]
Рубцы и/или сло­манные, поникшие или мертвые ветви дерева Символизируют психические травмы «Дом-дерево -человек» Дж. Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
  Г. Ферс [36]
Шрамы, дупло, сломанная ветвь Травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование (время этого проис­шествия соответствует положению знака) «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Рубцы в самом центре ствола дерева Свидетельствуют о травме, получен­ной человеком в жизни   Г. Ферс [36]
Разнообразные отметки, рубцы, шрамы на стволе Осознание пережитых трудностей, промахов, ошибок «Дерево» Е.С. Романова [27]
Тест дерева Автор не установлен

200 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дерево    
Признак Интерпретация Тест Источник
  Как признак Перенесенная в прошлом психотравма «Дом- дерево- человек» Л.Д. Столяренко [34]
    А.Л. Венгер [7]
  Признак пережитых операций либо физических травм «Дом- дерево- человек» Л.Д. Столяренко [34]
  Наличие хронического заболевания или перенесенной операции «Свободный рисунок» Е.С. Романова [27]
  Крупная проблема «Дерево» Е.С. Романова [27]
  Сексуальный символ «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  «Рисунок дерева» К. Тейлор [35]
  Большое Захваченность идеей воспроизведения «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Дупло Маленькое или в форме ромба Ассоциация с вагиной «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  Маленькое или круглое Переживание сексуального преследо­вания или ранний сексуальный опыт «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  Подчеркнутое Соматические (чаще - психосоматические) заболевания   А.Л. Венгер [7]
  Заштрихованное, затемненное Стыд, связанный с сексуальным опытом «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  Сильно обозначен­ный контур Свидетельствует о сильном влиянии травмы «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  Концентрические круги внутри Опыт, оставленный в прошлом, «залеченный» «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  Зверек или птица посередине Амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства «Дом-дерево -человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
  Потребность в защите и уюте   А.Л. Венгер [7]

3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций


201


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево
Признак Интерпретация Тест Источник
Геометрические фигуры в рисунке дерева На стволе или листве Тенденция к систематизации мыслей, деятельности (по месту этих фигур на дереве) «Дерево» Е.С. Романова [27]
Круги в листве Поиск успокаивающих и вознагражда­ющих ощущений, чувство покинутости и разочарования «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23]
Круг в основании ствола Испытуемый чувствует себя защи­щенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу «Дерево» Е.С. Романова [27]
Крест в корнях, стволе, листве Конфликт, страдание. Имеет значение его местоположение и форма «Дерево» Е.С. Романова [27]
Тест дерева Автор не установлен
Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве Неудовлетворенные желания отри­цаются «Дерево» Е.С. Романова [27]
Ромбы и 1/2 ромба из одной линии Испытуемый, осознает неудовлетво­ренность своих желаний «Дерево» Е.С. Романова [27]
Ромбы из одной и двух линий + круги Испытуемый отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности «Дерево» Е.С. Романова [27]
Ромбы из одной и двух линий без кругов Больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию «Дерево» Е.С. Романова [27]
Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги Испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя про­тивоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство «Дерево» Е.С. Романова [27]
Ромбы и 1/2 ромба из двух линий без кругов Умеет прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе «Дерево» Е.С. Романова [27]
Дополнительные детали на дереве Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных Часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно дерево - чей-то дом. Для таких лю­дей характерно стремление ухаживать за растениями, животными «Дерево» Е.С. Романова [27]
Указывают на некоторую инфан­тильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер «Рисунок дерева» К. Тейлор [35]
Листья и особенно цветы Связаны с желанием производить впе­чатление, с потребностью видимости Тест дерева Автор не установлен
Листья, цветы, плоды на дереве Говорят о хорошем чувстве реаль­ности, адекватности, хорошем вкусе, тщеславии, стремлении получить признание и одобрение окружающих «Рисунок дерева» К. Тейлор [35]

202 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дерево  
Признак Интерпретация Тест Источник
Дополнительные детали на дереве Плоды на дереве Стремление к результативности при любой деятельности «Дерево» Е.С Романова [27]
Созревающие плоды Созревающие проблемы личности' количество плодов равно количеству решаемых проблем, беспокоящих этого человека (привязка количества плодов к количеству проблем пациен­та совпадает до единицы, согласно Б.Е. Егорову) «Дерево» Е.С Романова[27]
Упавшие плоды Созревшие и решенные проблемы личности «Дерево» Е.С. Романова [27]
Фрукты В некоторых случаях являются отра­жением прагматической установки Тест дерева Автор не установлен
Яблоки Олицетворяют изобилие, любовь, радость, знание, мудрость, прорица­ние или обман и смерть (J.C. Cooper, 1978; A. De Vnes, 1976). Дети обычно используют яблоко для обозначения потребности в эмоциональной заботе   Дж. Аллан [2]
Чувство вины. Важно обратить внимание, как выглядит визуализиро­ванное яблоко: спелым, сочным или зеленым, сморщенным, кислым или сладким, вкусным или «дичком»? «Человек, ко­торый срывает яблоко..» Л.Д. Лебедева [14]
Человек поднимает яблоко с земли, нередко - червивое или гнилое, и даже ест такое яблоко; воображаемый человек поднимает упавшие или кем-то сорванные яблоки Психологическое неблагополучие рисовальщика (К. Кох) «Человек, ко­торый срывает яблоко...» Л.Д. Лебедева [14]
Черви в яблоках или испорченные яблоки Указывают на отсутствие конструктив­ного ухода за ребенком   Дж. Аллан [2]
  Человек  
Изменение возраста Как признак Указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц «Человек под дождем» Н. Юринова [40]
Фигура младше, но того же пола, что испытуемый Можно предположить некоторую эмо­циональную фиксацию на этом возрасте или желание вернуться в молодость «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
Фигура старше Можно отметить идентификацию с образом родителя (своего пола) «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций


203


 

 

 

 

 

 

 

  Человек    
Признак Интерпретация Тест Источник
Раны, шрамы на лице или на теле Невротическое состояние, иногда асоциальность или антисоциальность «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Невротическое состояние, иногда психическое заболевание «Несуществую­щее животное» А.Л. Венгер [7]
Дезинтеграция частей тела Большие, пустые, непропорциональ­ные и нецелостные фигуры Часто встречаются в случаях умственной неполноценности или органических нарушений, отражая неглубокую эмоциональность, недостаток осознания и низкие мыслительные характеристики этих индивидов. Линия обычно жирная и соотносится с другими чертами агрессии в таких рисунках. Истерические психопаты нередко предлагают чрезвычайно большие рисунки, расположенные в центре, но с нарушенным изображением тела, обычно в комбинации с относительно сохранной и детализированной головой. Это может служить для отличения истериков от органических и дефективных типов. Кроме того, у последних качество линии более простое и целостное «Рисунок человека» К. Маховер[17]
Рисунок человека, в котором части рассеяны безот­носительно друг к другу Отклонение от нормы, личностная дезорганизованность «Рисунок человека» Р. Римская, С. Римский [24] Дж.Дилео[10] К. Маховер [17] К. Тейлор [35]
Слабо интегриро­ванные части тела Высокий уровень фрустрации и импульсивности «Рисунок человека» Дж Остер, П. Гоулд [19]
Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур Острая тревога, интеллектуальное нарушение, органическое поражение мозга, пограничное невротическое состояние, психическое заболевание (с пятилетнего возраста)   А.Л. Венгер [7]
Половые признаки Наличие признаков противоположного пола Невротическое поведение и чувство неполноценности   Дж.Дилео[10]
Несформированная половая иденти­фикация, иногда нарушения половой идентификации; нормально для раннего подросткового возраста «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]

204 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

    Человек    
Признак Интерпретация Тест Источник
Половые признаки Изображение женской груди и мужских гениталий (одновременно), причем изобра­женный персонаж писает Это должно в первую очередь интер­претироваться как проявление грубых (вероятно, патологических) антисоци­альных тенденций «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Изображение человека противо­положного пола Трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом   Дж.Дилео[10]
Может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситу­ации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкрет­ных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек) «Человек под дождем» Н. Юринова [40]
Не обязательно связано с гомо­сексуальными тенденциями, это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязан­ности или зависимости от родителя противоположного пола, сильной привязанности или зависимости от некоего другого человека противопо­ложного пола «Рисунок человека» К. Тейлор [35]
Отсутствуют Отставание в психосексуальном развитии (с подросткового возраста), инфантильность. Свидетельствует о несформированности половой идентификации, обычной в этом возрасте. Как правило, это сочетается с отсутствием остро выраженного интереса к сексуальной сфере, харак­терного для старшего подросткового и юношеского возраста. Более спе­цифичны случаи, когда наблюдаются одновременно несформированность половой идентификации и интерес к сексуальной сфере «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Включение половых органов в рисунок Редко встречается где-либо, кроме как на рисунках студентов художес­твенных специальностей, людей, проходящих курс психоанализа, и шизофреников «Рисунок человека» К. Маховер [17]

3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций 205

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Человек    
Признак Интерпретация Тест Источник
Половые признаки Подчеркнуты: бедра, грудь, талия, узкие плечи в женской фигу­ре, мускулатура, широкие плечи, волосатость тела и/или конечностей, соски на фуди в мужской фигуре, экстравагантная одежда персонажа, изображение пупка Интерес к сексуальной сфере, ти­пично для подросткового возраста. В рисунках взрослых мужчин и женщин подобное подчеркивание признаков пола встречается значительно реже и обычно свидетельствует о проблемах в сексуальной сфере «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Подчеркнуты жен­ская грудь и/или бедра в рисунке, сделанном женщи­ной или девочкой Интерес к сексуальной сфере, иногда сомнения в своей привлекательности, типично для подросткового возраста «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Выделение ширин­ки на брюках Можно наблюдать у подростков, озабоченных мастурбацией «Рисунок человека» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Выделена область тела, близкая к гениталиям (нарисованные с сильным нажимом Признак значимости сексуальной сферы, проблемы в сексуальной сфере, типично для подросткового возраста «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
карманы и пряжка пояса, область груди (галстук))      
Случаи открытого изображения гени­талий в рисунках детей, не достигших юношеского возраста Нарушение поведения (агрессия, фобии). Это не препятствует детям, достигая юношеского возраста, нормально развиваться и хорошо приспосабливаться «Рисунок человека» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Изображен половой член Негативизм, асоциальность или антисоциальность (с пятилетнего возраста) «Рисунок человека» А. Л. Венгер [7]
Нижняя половина туловища отделена жирной чертой в рисунках подростков Наличие проблем, связанных с сексу­альной сферой «Рисунок человека» К. Тейлор [35]
Чрезмерное затене­ние или тщательная прорисовка гени­талий, скрывание генитальной зоны Невротическое поведение и чувство неполноценности   Дж.Дилео[10]

206 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии

 

 

 

 

 

 

  Человек    
Признак Интерпретация Тест Источник
Половые признаки На теле, особенное области гениталий, нарисована мишень Ребенок подвергался или подвер­гается жестокому обращению или половому насилию   Дж. Аллан [2]
Нет «нормального» соединения линий в тазовой области Эго связано с развитым сексуальным конфликтом (в большинстве случаев -сильные гомосексуальные тенденции) «Дом- дерево- человек» Дж.Бук[3] Р. Римская, С. Римский [24]
Скрывание гени­тальной зоны Можно наблюдать в рисунках «чело­века» девочек-подростков. Фигура девушки изображена с руками, стыдливо прикрывающими нижнюю часть туловища, в то время как руки мужской фигуры смело раскрыты. Некоторые располагают какие-то предметы на уровне живота   Дж.Дилео[10]
«Рисунок человека» К. Маховер [17] К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
Бегство либо защита с помощью рук (заслоняется, ударяет) Ответ на страх   Л.Д. Столяренко [34]
Длина волос, изоб­ражение ресниц, украшений, одежды - в рисунке женской фигуры и более ко­роткими волосами, наличием оружия, трубки (сигареты), галстука - в рисунке мужской фигуры (в рисунках детей предподростковото возраста) Символическое выражение половых различий «Рисунок человека» Р. Римская, С. Римский [24]
Рисунок характерного стереотипа Солдат, ковбой, полицейский или гангстер Предположительно, на уровне фанта­зирования вовлечена некоторая сте­пень аутоидентификации. Это предпо­ложение применимо в равной степени к детям, которые рисуют Супермена или Дика Трейси, хотя этот стереотип социально распространен и не имеет для ребенка особой индивидуальной значимости, как для взрослого «Рисунок человека» К. Маховер [17]

3. 7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций 207

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек  
Признак Интерпретация Тест Источник
Рисунки характерного стереотипа Снеговик, «голо­воног» или набор линий предлагается как серьезное воп­лощение человека Уклонение от телесных проблем. Такие фигуры часто меньше по раз­мерам и сдвинуты к интроверсивному (левому) краю листа по сравнению с более полным изображением, возможно, вследствие напряжения, связанного с уклонением «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Кукла Уступчивость, переживание домини­рования окружения «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Одинаковые, сте­реотипные (ограни­ченные, аскетичные, роботоподобные) фигуры Рисуют эмоционально незрелые дети «Рисунок человека» Р. Римская, С. Римский [24]
Жесткие, робото­подобные фигуры, негибкие, стерео­типные фигуры Рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут принимать   Дж.Дилео[10]
различные формы и иметь различные причины. В таких рисунках часто проявляется эмоциональная незре­лость. Проблемы могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой, а также с неудовлетво­рительной школьной успеваемостью «Рисунок человека» К. Тейлор [35]
Робот вместо мужс­кой фигуры Деперсонализация, ощущение вне­шних контролирующих сил «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Робот, иноплане­тянин Интровертность, чувство одиночес­тва, снижена конформность, иногда шизоидная акцентуация «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]
Фигура из палочек Увиливание и негативизм «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина[13]
Фигура Бабы Яги Открытая враждебность к женщинам «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Клоун, карикатура Свойственное подросткам пережива­ние неполноценности и отверженнос­ти, враждебность, самопрезрение «Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

208 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Человек    
Признак Интерпретация Тест Источник
Рисунок характерного стереотипа Шут, клоун Часто встречаются у детей, играющих соответствующую роль в классе. Это дети со сниженной самооценкой, иногда с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства получения необходимого им внимания к себе используют нарушение правил «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Король, принц, граф, вельможа... Высокий уровень притязаний «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Военный Иногда агрессивность «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Антисоциальный персонаж (вор, гра­битель, наркоман, пьяница...), отрица­тельный сказочный герой Негативизм, асоциальность или антисоциальность, иногда негативное самопредъявление «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Старик (старуха), нищий Снижено настроение, депрессия или субдепрессия «Рисунок человека» А. Л. Венгер [7]
Богатый, бедный человек Неудовлетворенность своим матери­альным положением «Рисунок человека» А. Л. Венгер [7]
Портрет пустого, выродившегося и подчас глупого человека Изображают индивиды, которые из-за физической или психической болезни ограничены в движении или контактах с внешним миром и вынуждены до­вольствоваться в основном воспри­ятиями и ощущениями, исходящими из их собственного тела. Могут также проецировать экспрессию внутренней фантазийной активности или, если им недостает активных фантазийных компенсаций, сводят образ личности к простейшим и грубейшим основа­ниям «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Искажение пропорций Как признак Может символизировать проблемную область   Г. Ферс [36]
Непропорциональ­ность фигур Регрессия и нарушение критичности «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Нарочито уродли­вая (форма грубо искажена) Органическое поражение мозга, нега­тивизм, асоциальность или антисо­циальность, импульсивность, острый стресс, иногда психическое заболева­ние (с шестилетнего возраста) «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]

3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций


209


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Человек  
Признак Интерпретация Тест Источник
Искажение пропорций Грубое искажение формы и/или пропорций Интеллектуальное нарушение, органи­ческое поражение мозга, негативизм, сниженная конформность - несоот­ветствие представлений общепри­нятым стандартам (как следствие этого - шизоидная акцентуация или шизоидная психопатия), нарушения социализации (только асоциальность, но не антисоциальность), пограничное невротическое состояние, психическое заболевание (с пятилетнего возраста)   А.Л. Венгер [7]
Выраженная диспропорция, вы­деление несущес­твенных деталей, статичность и схе­матичность фигур, пустота, смешение профиля и фаса и общее странное впечатление от рисунков Шизофреническая окраска, чрезвы­чайно обособленный внутренний мир «Рисунок человека» К. Маховер [17]
Видимые нару­шения пропорций по отношению к правой и левой сторонам Свидетельствуют об отсутствии личного равновесия «Рисунок человека» С.С. Степанов [32,33]
«Рисунок человека» К. Маховер [17]
«Дом-дерево -человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
По правой стороне тела Отражают проблемы взаимоотноше­ний с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для ребенка «Рисунок человека» С.С. Степанов [32,33]
«Рисунок человека» К. Маховер [17]
По левой стороне тела Отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привязанностей «Рисунок человека» С.С. Степанов [32,33]
«Рисунок человека» К. Маховер [17]
Причудливость, бросающаяся в глаза несоразмер­ность, избыток символики и нелепостей Являются специфическими признака­ми психической патологии «Рисунок человека» К. Маховер [17]

210 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт- терапии

Date: 2016-05-25; view: 409; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию