Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И интерпретаций в изображении человека 12 page
Погодные явления и объекты неживой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Ветер
| Снизу вверх (вертикально или по диагонали)
| Символизирует сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазии
| «Дом-дерево -человек»
| Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
|
Фигура человека на ветру
| Потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.Д. Столяренко [34]
Л.М. Костина [13]
| Дождь
| Как признак
| Имеет два широких символических значения: изобилие и духовное откровение. Изобилие может означать плодородие или проницательность, а духовное откровение - божественную благодать, блаженство или очищение (J.C. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976)
|
| Дж. Аллан [2]
|
Помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
|
На детских рисунках
| Свидетельствует о грустном настроении ребенка. Дети обычно изображают дождь на рисунках дома, что свидетельствует о наличии домашних проблем
|
| Дж. Аллан [2]
|
Редкие капли
| Трудная ситуация воспринимается как временная, преодолимая
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
|
Тяжелые, закрашенные капли или линии
| Трудная ситуация воспринимается как тяжелая, постоянная
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
|
Ливень с ураганом
| Указывает на страдание и бурные чувства
|
| Дж. Аллан [2]
| Лужи
| Как признак
| Следы сложной ситуации
|
| Т.Д. Зинкевич-Евстиг-неева, Т.М. Грабенко [12]
|
Грязь
| Символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже)
| «Человек под дождем»
| Н. Юринова [40]
| 3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
233
Погодные явления и объекты неживой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Вода
| Как признак
| Символ душевных переживаний
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
Или океан
| Символы предвечных вод, служащих источником возникновения всех форм жизни. Они олицетворяют жизнь и смерть с последующим возрождением, океан жизни, который необходимо пересечь, или хаос и бесформенность, доминирующие в жизни ребенка (J.C. Cooper, 1978; A.DeVries, 1976)
|
| Дж. Аллан [2]
|
Водопад
| Олицетворяет энергию и здоровый дух
|
| Дж. Аллан [2]
|
Покрытая льдом водяная гладь
| Переживания заторможены
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
Вяло текущие воды
| Могут быть выражением или символом усталости от переживаний
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
Изображение «переправы через воду»
| Возможно, предшествует смерти и сопровождает смерть
|
| Дж. Алан [2]
|
Пересечение неба и воды
| Возникает при недостаточном разграничении мыслей и чувств
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант[1]
| Волны
| Большие волны
| Выражают сильные аффекты
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
Гармонично колеблющиеся волны
| Легкая проявляющаяся в общении эмоциональность
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант[1]
|
Слабые, не связанные друг с другом волны
| Апатия и депрессия
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
|
Робкие, как бы
рассыпающиеся
волны
| Позволяют сделать вывод о неуверенной в своих чувствах личности
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант[1]
|
Прямоугольные, острые волны
| Длительный и интенсивный характер переживаний
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
|
Застывшие в форме зубцов
| Указывают на душевное оцепенение
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
|
Волнение моря
| Указывает на бурную эмоциональность
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
|
Прибой
| Сильный аффект
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
|
Гребни пены
| Переживания актуального конфликта
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
| 234 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Погодные явления и объекты неживой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Волны
| Во время грозы
| Обнаруживают страх рисующего перед необходимостью принимать решения
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
Стремительно несущиеся водяные валы
| Душевный подъем
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант[1]
|
Штормовое волнение на море
| Бурные переживания, которые не изливаются, а скорее «застывают» в ребенке
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Огонь
| Символизирует обновление жизни, трансформацию, очищение, страсть, зачатие, власть, защиту, покровительство или разрушение (A. De Vries, 1976). Ребенок обычно воспринимает огонь как нечто деструктивное и враждебное. Но если огонь ассоциируется с бурным явлением природы, например с извержением вулкана, тогда он символизирует эмоциональную разрядку или возможность трансформации, которая приведет к обновлению жизни
|
| Дж. Аллан [2]
| Горы
| Как признак
| Символ постоянства, вечности, прочности и тишины (J,C. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976). Дети, которые рисуют горы и ставят их в центр обсуждения рисунка, склонны толковать горы как символ постоянства или потребности иметь нечто постоянное в своей жизни
|
| Дж. Аллан [2]
|
Скалы
| Указывают на наличие сопротивления
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
|
Высокие и крутые
| Означают угрожающее препятствие
| «Звезды и волны»
| У Аве-Лаллемант[1]
| Остров
| Имеет позитивное символическое значение, он - оазис в морской дали, спокойное и прочное место. Он может указывать также на чувство одиночества или на потребность побыть в одиночестве
| «Звезды и волны»
| У.Аве-Лаллемант[1]
| Берег
| Означает твердь. Твердью может быть все то, что дает желанную почву под ногами. Но твердым бывает и то, что оказывает сопротивление, обо что разбиваются волны, что бывает причиной кораблекрушений
| «Звезды и волны»
| У. Аве-Лаллемант [1]
| 3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
235
Объекты живой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Если человек машинально рисует лошадей, собак, кошек, птиц или каких-то других животных
| Он к ним неравнодушен. Можно предположить, что он изображает их в тех случаях, когда в силу обстоятельств этих животных нет рядом
|
| Автор не установлен
| Паук
| Олицетворяет Великого Ткача или Творца (J.C. Cooper, 1978), который прядет нить жизни
|
| Дж. Аллан [2]
| Рыбы
| Выполняют роль фаллических символов. Они обозначают плодовитость, размножение, обновление и сохранение жизни (J.C. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976)
|
| Дж. Аллан [2]
| Птицы
| Как признак
| Олицетворяют трансцендентность: «освобождение от любой, слишком незрелой, неподвижной или окончательной формы бытия... Любого образа жизни, сковывающего стремление к высшей, более зрелой стадии психологического развития» (C.G. Jung, 1964). Кроме того, птицы символизируют душу или вознесение души на небеса (J С. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976). Птицы обычно появляются на детских рисунках тогда, когда авторы ощущают, как в их душах происходит некая трансформация
|
| Дж. Аллан [2]
|
Парящие в небе
| Символизируют сферу духа
|
| Дж. Аллан [2]
|
Все, кроме воронов
| Являются солнечными и небесными символами
|
| Дж. Аллан [2]
|
Вороны
| Символизируют вестника смерти
|
| Дж. Аллан [2]
|
Малиновка
| В христианской символике олицетворяет смерть и воскрешение
|
| Дж. Аллан [2]
| Млекопитающие
| Кролик
| Символизирует покорность и смирение перед Великим духом (Н. Storm, 1972)
|
| Дж. Аллан [2]
|
Кошки
| Олицетворяют желание, свободу и скрытность. Для ребенка кошка является центром его любви или олицетворяет потребность в любви
|
| Дж. Аллан [2]
|
Черная кошка
| Символизирует несчастье и смерть, игривость и грациозность (J.C. Cooper, 1978; A De Vries, 1976)
|
| Дж. Аллан [2]
| 236 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Объекты живой природы
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Млекопитающие
| Собаки
| Символизируют преданность, бдительность, благородство, развращенность, любовь рыться в отбросах и ярость (A. DeVries, 1976). Для ребенка собака имеет такое же значение, как и кошка, хотя собака нередко олицетворяет более сильную и инстинктивную сторону души
|
| Дж. Аллан [2]
|
Лошади
| Символизируют жизнь и смерть, инстинктивную и животную природа динамическую силу, благородство или интеллект (J.C. Cooper, 1978; A. De Vries, 1976). Изображения лошадей часто встречаются на рисунках девочек в возрасте 12 лет. Благодаря половому развитию многих девочек в этом возрасте лошадь нередко символизирует их инстинктивную, животную природу
|
| Дж. Аллан [2]
|
Горилла
| Олицетворяет болезнь или укрощенный гнев
|
| Дж. Аллан [2]
| Растения
| Цветок
| Женский символ репродуктивное™
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Тюльпан
| Олицетворяет совершенную любовь (J.C. Cooper, 1978)
|
| Дж. Аллан [2]
|
Плющ
| Символизирует вечную жизнь
|
| Дж. Аллан [2]
|
Розовый куст
| Символизирует эмоциональную сущность ребенка
|
| Дж. Аллан [2]
| Геометрические фигуры
| Стрелки
| Толстые, жирные
| Обычно рисуют весьма целенаправленные люди, обладающие значительной решимостью, которые точно знают, что хотят от жизни
|
| Автор не установлен
|
Направлены вверх
| Человек стремится достичь эмоционального и интеллектуального максимума
|
| Автор не установлен
|
Несколько изогнутых стрелок
| Человек очень хорошо и быстро ориентируется в ситуации
|
| Автор не установлен
| Круг
| Как признак
| Символ, означающий одобрение, чувственность, дружеское отношение, игривость
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
|
| К. Тейлор [35]
|
Фигура обтекаемая, ассоциируется с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
| 3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
237
Геометрические фигуры
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Круг
| Как признак
| Свидетельствует о чувственном отношении к жизни
|
| Автор не установлен
|
Особенно ничем не заполненный
| Символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе, наконец, нежеланию подвергаться тестированию
| «Несуществующее животное»
| Е.И. Рогов [26] Е.С. Романова [27] Л.Д. Столяренко [34] Л.М.Костина [13] И.А. Фурманов [37]
|
Незамкнутые окружности
| Могут означать подавленность и раздражение
|
| Автор не установлен
|
Концентрические окружности
| Человек склонен к нестандартному мышлению
|
| Автор не установлен
| Множество точек
| Характерно для людей, относящихся к категории «поживем - увидим»
|
| Автор не установлен
| Многоугольники
| Говорят о конструктивных особенностях мышления
|
| Автор не установлен
| Квадрат
| Как признак
| Означает ощущение безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание создать прочную базу
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
|
| К. Тейлор [35]
|
Предпочитают рисовать хорошо организованные люди
|
| Автор не установлен
|
Или прямоугольник
| Специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль»
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
|
Квадраты в квадратах
| Часто рисуют люди, не любящие одиночество, это свидетельствует об их тяге к обществу
|
| Автор не установлен
|
Заштрихованные квадраты на манер шахматной доски
| Говорят об остром уме, а также о способности четко различать добро и зло
|
| Автор не установлен
| Треугольник
| Символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
|
Символизирует секс и агрессию. Для такого человека важен успех, победа, а не участие, он энергичен и чрезвычайно активен
|
| К. Тейлор [35]
|
Обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
|
|
| Логический подход к жизни
|
| Автор не установлен
| Геометрические фигуры
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Ломаная линия
| Присутствие воображения. Те, у кого преобладают в рисунке ломаные линии, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной культурой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей, исходя из внутренних качеств, а не из их социального положения
| Конструктивный рисунок человека
| Автор не установлен
| Другие признаки
|
| Прозрачность
| Как признак
| Разрушение защиты
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Увядание жизни
|
| Дж. Аллан [2]
|
Отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что прозрачность представляет собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов, при условии, что испытуемый не является умственно отсталым
| «Дом-дерево -человек»
| Дж.Бук [3] Р. Римская, С. Римский [24]
|
Естественный фактор для ребенка шести лет. В более старшем возрасте это может иметь негативное значение. Речь может идти как о небольшой задержке развития, так и о более серьезных нарушениях, таких, как дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя лишенным поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
|
Незрелость, импульсивность, склонность к разному выражению своих чувств
| «Рисунок человека»
| Дж. Остер, П. Гоулд [19]
|
Прорисовка частей тела сквозь просвечивающую одежду (тело обычно рисуется первым, в дальнейшем добавленная одежда просто не может скрыть его)
| Это не позитивная прорисовка органов В таком виде чаще всего встречаются ноги мужской фигуры, просвечивающие сквозь брюки (часто затушеванные и являющиеся признаком гомосексуальных страхов), либо контуры женского тела, видные сквозь юбку (чаще всего ассоциируются с тайными сексуальными фантазиями либо проявлениями девиан-тного характера у испытуемых-мужчин, которые чрезвычайно озабочены инфантильными сексуальными импульсами)
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| 3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
239
Другие признаки
|
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Прозрачность
| Бессознательное изображение юбки у одетой фигуры так, как будто она просвечивает
| Индивид подвержен серьезным нарушениям критичности суждений, особенно в отношении его сексуального поведения. В отдельных случаях это импульсивное выплескивание моторного напряжения направлено против фигуры в целом, особенно своего пола, в манере, предполагающей жестокое отвержение тела. Это наиболее часто видно у испытуемых, неполноценных в плане физической силы или здоровья
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
|
Грубое просвечивание нижней части тела
| Регрессия и нарушение критичности
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
|
Рисование внутренних органов
| Встречается главным образом в рисунках испытуемых-мужчин с инволюционными сексуальными проблемами; в рисунках шизофреников или активно маниакальных пациентов; возможно наличие психоза
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
|
Свидетельствует о серьезных психических нарушениях
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35]
|
Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в частности, сосуды глаза
| Ипохондрия, невротическое состояние, иногда психическое заболевание (особенно при изображении мозга)
| «Несуществующее животное»
| А.Л. Венгер [7]
|
Инородное тело (проглоченный кубик), находящееся внутри животного
| Может отражать либо неприятные физические ощущения, либо эмоциональный дискомфорт, вызванный чувством своей внутренней дисгармоничности
| «Несуществующее животное»
| А.Л. Венгер [7]
|
Возрастающая повторяемость изображений прозрачных объектов (т. е. возможность видеть сквозь стену, затем сквозь человека, через одежду и далее сквозь кожу вплоть до скелета), а также повышенный интерес к изображению табуированных сфер (например, к сексуальности)
| Свидетельствует о том, что и частота появления прозрачных объектов, и их интенсивность соответствуют более продвинутому уровню развития. Это может говорить о затруднениях в ориентировке в окружающей действительности или о ее отрицании
|
| Г. Ферс [36]
| 240 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Другие признаки
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Прозрачность
| Прозрачный, «стеклянный» ящик (вместо дома)
| Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
|
Прозрачные стены
| Неосознаваемое влечение, потребность (владеть, организовывать) влиять на ситуацию, насколько это возможно
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27]
Д.Я. Райгородский
[23]
Л.М. Костина [13]
| Акцентирование, выражающееся в чрезмерном внимании к деталям, в навязчивом возвращении к детали после ее завершения
| В целом может означать смутную тревогу
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
| Переворачивание листа
| Независимость, признак интеллекта, рассудительность
| «Дом-дерево -человек»
| Д.Я. Райгородский
[23]
Е.С. Романова [27]
Л.М. Костина [13]
|
«Дерево»
| Е.С. Романова [27]
|
Тест дерева
| Автор не установлен
| Персонаж или объект, изображенный на обратной стороне бумаги
| Может быть симптомом конфликта
|
| Г. Ферс [36]
| Подчеркивание фигуры на рисунке
| Неустойчивое положение этого человека в жизни (комплиментарность). Однако если одна из фигур на рисунке не подчеркнута, в то время как все остальные подчеркнуты, это означает стабильное положение неподчеркнутого персонажа (компенсация)
|
| Г. Ферс [36]
| Комментарии
| Письменные -имена людей, названия улиц, деревьев, числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули
| Недоверие пациента невербальному способу общения
|
| Г. Ферс [36]
|
Выражают потребность контролировать ситуацию, что является следствием чувства незащищенности
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35]
|
Устные при изображении определенной детали
| Вероятно, эта деталь имеет для рисующего особое значение
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35]
| 3.7. Таблица необычных проективных признаков и интерпретаций
241
Другие признаки
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| Комментарии
| Частые (устные или письменные)
| Могут выражать ощущение тревоги, чувство незащищенности, попытку ослабить напряженность ситуации
| «Дом-
дерево-
человек»
| К. Тейлор [35]
|
Отсутствие (устных или письменных)
| Указывает на замкнутый характер ребенка
| «Дом-дерево -человек»
| К. Тейлор [35]
| Горизонтальная линия в верхней части листа, изображающая небо, или просто нарисованная линия
| Может обозначать что-то психологически довлеющее над пациентом (бремя для пациента, испытывающего страх перед необходимостью нести это бремя и искать способы справиться с этим грузом, или страх от сомнений в возможности взять ситуацию под контроль)
|
| Г. Ферс [36]
| Абстрактный фрагмент рисунка или полностью абстрактный рисунок
| Обычно выражают или то, что трудно поддается пониманию, нечто сложное или неясное, или попытку уклониться от чего-либо (автор может и не знать, что скрывается за его абстракцией)
|
| Г. Ферс [36]
| Много абстрактных картинок
| Человек спасается от какой-то проблемы, избегает чего-то. Возможно, в картинках заключается бессознательное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа
|
| Г. Ферс [36]
| Частое изображение лиц
| Испытуемого по-настоящему интересуют люди
|
| Автор не установлен
| Человек отдает предпочтение глазам
| Он неравнодушен к красоте
|
| Автор не установлен
| Человек рисует карикатуры
| Чувство юмора или именно эта часть лица особенно беспокоит его
|
| Автор не установлен
| Символы
| Могут говорить о принадлежности к иной религии, культуре, иной степени душевной организации
|
| Автор не установлен
| Символы (сердечки, трилистники, условное обозначение денег)
| Свидетельствуют о склонности к амурным похождениям, деньгам, а также говорят о желании сделать карьеру
|
| Автор не установлен
| Звездочки
| Огромное стремление достичь своей цели
|
| Автор не установлен
| Паутинки
| Интриги: эти люди любыми путями стремятся к деньгам, славе, карьере и... друзьям
|
| Автор не установлен
| 242 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии
Другие признаки
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источник
| «Крестики-нолики»
| Тяга к соперничеству
|
| Автор не установлен
| Повреждения, раны, травмы
| Символы страдания
|
| Дж. Аллан [2]
| Взрывы, винтовки, ножи, бревна,грузовики
| Негативные силы
|
| Дж. Аллан [2]
| Дети, цветы, деревья
| Позитивные образы или символы
|
| Дж. Аллан [2]
| Новые деревья, цветы, маленькие дети
| Символы роста
|
| Дж. Аллан [2]
| Яйцо (Космическое Яйцо) или его осколки
| Символизирует возрождение духа и надежды, психологическую инкубацию
|
| Дж. Аллан [2]
|
Date: 2016-05-25; view: 447; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|