Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И интерпретаций в изображении человека 1 page





 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Нарисованная фигура есть сам этот человек, а окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением К. Маховер [17]
Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребенка, они нередко символизируют важных лиц в психологическом окружении ребенка (J. N. Buck, 1948,1978) Дж. Аллан [2]
Фигура Длинная, вытянутая Астеничность, психастеническая акцентуация, интровертность, иногда анорексия (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Угловатость и ее худоба, вытянутость Типичны для интровертного типа личности и особенно для шизоидной акцентуации (с восьмилетнего возрас­та), проблемы общения «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Маленькая, буквально «кожа да кости» Сжатое «эго» и чувство соматической дезорганизации «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Особо полная Иногда недовольство своей внешнос­тью (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Изображена штри­хами, без контура Острая тревога, иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Изображение субтильного тела с длинными обезьяньими руками и маленькой головой, ненадежно балансирующей на плечах Характерно для обсессивно-компуль-сивных субъектов, которые выражают осознанные желания игнорировать контроль со стороны своего мозга и руководствуются грубыми побуждени­ями своего тела «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Схематичный характер Символическое мышление «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Рисунок человека представлен только осью тела и ногами Нежелание столкнуться с проблема­ми, которые встают перед ним «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Голова Как признак Сфера интеллекта (контроля) «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33] Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35] К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


109


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Изображение человека  
Признак Интерпретация Тест Источник
Голова Как признак   «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Сфера воображения «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
«Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Сфера волевого управления «телес­ными» побуждениями «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33] К. Маховер [17]
Место локализации «Я» ребенка, его психического центра «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Тщательно прори­сованная Некоторые опасения и подавляемая агрессия в социальных контактах «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Излишне прорабо­танные детали Склонность к фантазии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Ребенок уделяет рисунку головы слабое внимание Проблемы адаптации к социальной среде, трудности в общении или даже наличие невроза «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Изображается в самом конце Межперсональный конфликт «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33] К. Маховер [17]
«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]
Нечеткий рисунок головы Застенчивость, робость «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский 23] Е.С. Романова [27]
Контур головы, на­рисованной анфас, выполнен с нажи­мом, а черты лица слабо набросаны Сильное стремление к социальным контактам контрастирует с застен­чивостью, робостью и самоуглуб­ленностью в реальном социальном поведении «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Изображение на голове чего-либо, например шляпы Символ защиты от воздействия внешнего мира «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24]
Шляпа на голове Контролирование злости в страхе, что это чувство может захватить человека полностью «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]

110 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека  
Признак Интерпретация Тест Источник
    Как признак Предполагает большие интеллекту­альные претензии или недовольство своим интеллектом «Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Е.С. Романова [27] Н.Самоукина[28,29] Д Я. Райгородский [23]
«Дом- дерево- человек» Е.С. Романова[27]
Выделение роли разума как наиболее важного элемента в человеческой жизни «Дом-дерево-человек» Дж.Бук[3] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» А.Л. Венгер[7]
Может быть знаком того, что ребенок «Рисунок чело- К. Тейлор [35]
Большая голова   страдает от головных болей или испы­тывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возраста­ет. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее Также характерно для подростков, осознаю­щих свое отставание от сверстников в умственном развитии, в развитии на­выков чтения или письма и т. п. Или страдающих от нарушений адаптации века» К. Маховер[17]
Часто характерен для умственно неполноценных испытуемых, а также для параноидных, нарциссичных, интеллектуально высокомерных и тщеславных субъектов как выражение своего преувеличенного «эго» «Рисунок чело­века» К Маховер[17]
Поглощенность миром воображения, концентрация на психологической активности «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П Гоулд [19]
Склонность к мечтам, фантазиям, защитное фантазирование (с семи­летнего возраста) «Рисунок чело­века» АЛ. Венгер[7]
Характерно для испытуемых, стра­дающих органическим поражением головного мозга, подвергавшихся нейрохирургическому вмешательству «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Большая голова У фигуры противо­положного пола Свойственно маленьким детям вследствие зависимого положения ребенка, в большей степени делается акцент на социальном (в аспекте межличностных отношений), нежели на активности «эго», отраженной в значении, придаваемом голове на рисунке более старшего ребенка или же взрослого «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Мнимое превосходство противопо­ложного пола и более высокий его социальный авторитет «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Маленькая голова Как признак Обычно отражает чувство интеллек­туальной или социальной неадекват­ности «Автопортрет» Е.И. Рогов [26] Л.Д. Столяренко [34] Н. Самоукина [28,29] Е.С. Романова [27]
«Дом- дерево- человек» Д.Я Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
Характерно для маниакально-ком-пульсивных личностей, чувство более низкого интеллектуального уровня «Дом- дерево- человек» Дж. Остер, П. Гоулд [19]
Иногда низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей (с семилетнего возраста) «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Указывает на психическое расстройс­тво и депрессию (J. H. Di Leo, 1970).   Дж. Аллан [2]
Голова миними­зирована, чтобы выгодно подчерк­нуть телесную силу (фигура похожа на обезьянью) Характерно для обсессивно-компуль-сивных испытуемых «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Исправления, приводящие к уменьшению ее размера Соответствуют недостатку у пациента внешней агрессивности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

112 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Изображение человека  
Признак Интерпретация Тест Источник
Волосы Как признак Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней) «Дом-дерево -человек» Д.Я. Райгородский [3] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
«Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Сексуальная привлекательность, половая зрелость «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
В рисунках незре­лых индивидов Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней) «Дом-дерево -человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27]
  «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Сексуальная привлекательность, половая зрелость «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Заставляют заподозрить маскировку слабости лица «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Акцентирование Рассматривается как индикатор зрелости «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Акцентирование на волосах, тщатель­ное изображение пышных причесок, длинных, ниспа­дающих каскадом волос в сочетании с другими явны­ми элементами украшательства в рисунках девочек Может свидетельствовать о раннем сексуальном созревании «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Акцент на волнис­тых, ниспадающих очаровательным каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшательства (ювелирные украше­ния и подобные детали) Имеет место в рисунках сексуально распущенных девочек, а также тех, кто предается возбуждающим фантазиям «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Обрамляют голову, не заштрихованы, не закрашены Субъектом управляют враждебные чувства «Дом- дерево- человек» Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13] Д.Я. Райгородский [23]
Закрывают боль­шую часть головы Выражение переживаний по поводу собственной мужественности «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


113


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Волосы Закрывают боль­шую часть головы, но нарисованы редко Неадекватная мужественность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Закрывают боль­шую часть лба Зависимость от сексуальной виталь­ности и стремление к социальному проявлению в большей степени, чем к интеллектуальным достижениям «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
На челюсти Характерно для рисунков подростков, чей конфликт, связанный с созрева­нием, имеет шизоидную основу «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Сильно заштрихо­ваны Тревога, связанная с мышлением или воображением «Дом- дерево- человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Энергичная рас­тушевка наряду со слабо выраженной формой прически Часто является выражением конф­ликта созревания, перерастающего в отклоняющееся сексуальное пове­дение «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Тщательно нарисо­вана прическа Демонстративность, т. е. повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Беспорядочная при­ческа (хаотичное изображение волос) Сексуальная витальность и свобода, иногда сексуальная распущенность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Женская фигура нарисована с заметно выделен­ными волосами, в то время как мужская увенчана несуразной шляпой в рисунках мужчин Регрессировавший или шизоидный характер, оставшийся сексуально ин­фантильным и подверженный яркому фантазированию на темы мужествен­ности. Возможно, шляпа служит цели сделать мужчину более представи­тельным, скрывая его импотенцию, и в этом смысле представляет собой бессознательную сексуальную ком­пенсацию «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Черты лица Как признак Символ сферы общения «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24] К. Маховер [17]
Импульс к социальному контакту «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]

114 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Черты лица Хорошо проработаны Потребность во внимании «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Знак высокой заинтересованности ребенка в самом себе, здоровом самоуважении «Рисунок чело­века» Р. Римская, С. Римский [24] К. Тейлор [35]
Проработаны с законченностью, уверенностью и избыточной детализацией Это свидетельствует об активном воображении «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Богатая детализация лица в сочетании с артистическим, «устремленным внутрь» выражением Фантазийное развитие социальной агрессии «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Дополнительные линии, чтобы обозначить морщины или придать лицу особую выразительность (такого типа линии обычно заметны в области носогубных складок и на лбу) Целью такого рода графического акцента является добавление серьезности и зрелости изображаемому лицу «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Преувеличенные части лица Свидетельствуют о том, что эти части подверглись облучению или их функции вызывают озабоченность ребенка (J.N. Buck, 1948,1979, R.C. Burns and S. H. Kaufman, 1970).   Дж. Аллан [2]
Чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица, сосредоточенность на них Могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения «Рисунок человека» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Лицо неясное, тусклое Боязливость, застенчивость «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 775

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека  
Признак Интерпретация Тест Источник
Черты лица Изображение нечетких, слабо прорисованных или зачерченных, очень схематичных, пропущенных черт лица Характерно для ребенка, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отноше­ниях с окружающими «Рисунок человека» К. Тейлор [35] Р. Римская, С. Римский [24]
Затушеванные или неясно прорисован­ные и подчеркнутый контур головы Значимость «Я» и сильное стремление к социальному принятию, заблокиро­ванное эгоцентризмом, характерны для робких, несмелых, склонных к уходу от проблем индивидов «Рисунок чело­века» К Маховер[17]
Закрашенное лицо Довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «Я» «Рисунок чело­века» К Тейлор [35]
Нарисованы в простой манере, сходной с детскими рисунками Инфантильное социальное поведение «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Лицо, похожее на маску Осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчуж­денности «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова[27] Л.М. Костина [13]
Взгляд в сторону Подозрительность, параноидные наклонности «Рисунок чело­века» Дж. Остер, П Гоулд [19] К. Тейлор [35]
Пристальный, пронизывающий взгляд Выражение агрессивности «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Лицо рисуется в последнюю очередь Отношения такого ребенка очень по­верхностны, других людей он терпит постольку поскольку Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого. Часто враждебно настроен к окружающим «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Выражение лица Грустное Сниженное настроение, субдепрес­сия, астения, чувство одиночества, иногда депрессия «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]
Растерянное Неуверенность, тревога, ощущение бессилия, иногда невротическое состояние «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]
Отстраненное Интровертность, погруженность в свой внутренний мир, склонность к защитному фантазированию, иногда шизоидный склад личности «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]

116 Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Выражение лица Мрачное Депрессия или дисфория, ригидность, зпилептоидная акцентуация, негативизм, асоциальность, отрицательное отношение к обследованию, иногда психопатия «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]
Агрессивное Агрессивность, остро протекающий подростковый кризис, импульсивность, негативизм, отрицательное отношение к обследованию, иногда психопатия «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]
Странное Шизоидность, сниженная конформность, недостаточная социализированность, иногда психическое заболевание «Рисунок человека» А.Л. Венгер[7]
Неприятное, оттал­кивающее Негативизм, отрицательное отношение к обследованию, остро протекающий подростковый кризис, асоциальность или антисоциальность, негативное отношение к изображаемому персонажу, иногда психическое заболевание «Рисунок человека» А.Л. Венгер [7]
Подобострастное Незащищенность «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами Враждебность и агрессивность «Рисунок человека» К. Тейлор [35]
Лоб Как признак Отражение самоконтроля и сферы социальных контактов «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Специальное подчеркивание лба, изображение его очень выпуклым (что особенно хорошо видно на профильных рисунках), подчеркивание выпуклости в области затылка В целом ассоциируется испытуемым с интеллектуальными способностями «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека


117


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изображение человека
Признак Интерпретация Тест Источник
Подбородок Как признак Отражение силы воли, властности, мужественности и т. д. «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Потребность доминировать «Дом-дерево -человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Решительность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Слишком под­черкнут: частые стирания, перери­совка, обводка или заметно выступа­ющий на рисунках фигуры в профиль Компенсация слабости, нереши­тельности, боязнь ответственности. А также это может обозначать стрем­ление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35] К. Маховер [17]
Сильно выступаю­щий подбородок женской фигуры в рисунках мужчин Зависимость мужчины «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Слишком крупный Компенсация ощущаемой слабости и нерешительности «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
«Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Раздвоен Решительность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Глаза Как признак Это главная точка концентрации чувства «Я» и одновременно точка максимальной уязвимости этого «Я» «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
Символизируют интуитивную способ­ность   Дж. Аплан [2]
Широко открытые, но не преувели­ченные Могут быть знаком любознательности «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Выпучены Грубость, черствость «Дом- дерево- человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М. Костина [13]
Зачерненные (или с зачерненной ра­дужкой), в темных очках Страхи «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]

118 ______ Энциклопедия признаков и интерпретаций в проактивном рисовании и арт-терапии

 

 

 

 

 

 

Изображение человека  
Признак Интерпретация Тест Источник
  Изображены как «точечки» или «щелочки» Внутренний запрет на плач, выраже­ние потребности в зависимости «Рисунок чело­века» С.С. Степанов [32,33]
  Параноидные черты «Рисунок чело­века» К. Маховер[17]
  Красивые, симмет­ричные, хорошо прорисованные Отражение желания быть привлека­тельным, симпатичным другим людям «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
  Пустые (без радуж­ки и зрачков) Астения, интровертность, аутизация, проблемы общения, импульсивность, иногда асоциальность, страхи «Рисунок чело­века» А.Л. Венгер [7]
Изображены как пустые глазницы (отсутствие зрачка) Значимое стремление избегать визу­альных стимулов, враждебность «Дом-дерево-человек» Д. Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]
Крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойною своего внимания «Рисунок чело­века» К. Тейлор [35]
Глаза Менее произвольная и более тонкая проекция «невидения». В этом случае субъект не отгораживается активно от мира, но мир представляется ему туманно, как недифференцированная стимульная масса, с незначительной степенью определенности деталей. «Невидящий» глаз можно считать симптоматичным при эмоциональной незрелости и эгоцентризме «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Изображены как Испытуемый не дифференцирует «Рисунок чело- К. Маховер [17]
  пустые глазницы и глаза обеих фигур имеют большие орбиты (контуры) реальность, обладает малыми факти­ческими познаниями и неточен -окружающее познается «в общем и целом» века»  
  Изображение «пустых глаз» дово­дится до крайности: в виде одинаковых маленьких кружочков изображаются глаза, нос, рот и пуговицы Такие рисунки встречаются у де­градировавших, впавших в детство взрослых, умственно отсталых, а также иногда у маленьких детей, что, вероят­но, является отражением зависимости, неглубокой эмоциональности, недоста­точной способности к различению «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Сильно выделенные Параноидность «Рисунок чело­века» К. Маховер [17]
  Подведенные Грубость, черствость «Дом-дерево-человек» Д.Я. Райгородский [23] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13]

3.4. Таблица проективных признаков и интерпретаций в изображении человека 119







Date: 2016-05-25; view: 572; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию