Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность нравственного воспитания. Задачи и формы работы школы по нравственному воспитанию





Будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, люди должны быть определенным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количество разнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является регуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные постановления государственных органов, разные уставы и инструкции, указания и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность.

Нравственность человека – совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношение и взаимодействие людей, их поведение. Мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Нормы и правила морали обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычаями и традициями. Для этого в этике существуют две моральные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие.

Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержательной и педагогической действенности.

Таким образом, нравственное воспитание (НВ) – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.

Основные задачи нравственного воспитания:

  1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Высшей уровень сформированности нравственного сознания – убеждение. Сознание – наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача – формирование сознания и организация контроля над ним. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Формирование нравственного сознания происходит 4 стадии:

1) Представление (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).

2) Понятие (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).

3) Убеждение (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо).

4) Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках)

  1. Воспитание и развитие нравственных чувств – это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.) используются методы: личный пример, внушение, совет и т.д.

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в разнообразные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

Ø Отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам

Ø Отношение к труду

Ø Отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе

Ø Отношение к людям

Ø Отношение к себе

Исходя из содержания нравственных отношений,

Содержание НВ определяется Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества и отражается в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.

К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы воспитания:

Ø Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Ø Другим методам НВ является вовлечение учащихся в деятельность: трудовую, общественную, художественную, спортивную и т.д.

Ø Создание воспитывающих ситуаций – также один из методов НВ.

Ø Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.

Ø Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.

Ø К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников.

Ø Одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа.

Ø Нравственные упражнения – это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и внешкольной деятельности силами образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования; в процессе осуществления всех остальных направлений воспитания (эстетического, трудового и т.д.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе общения с природой, под воздействием СМИ и др.

 

Date: 2016-05-25; view: 665; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию