Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные направления работы школы по сохранению и укреплению здоровья учеников
Усиление внимания государства к проблеме здоровья детей связано с фиксируемой в последние годы тенденцией его ухудшения. В соответствии с этим в Республике Беларусь предприняты самые активные шаги по внедрению валеологических программ в систему среднего образования. В учебные программы начальной школы введен основной предмет «Человек и мир», включающий блоки «Человек и его здоровье», а также учебный предмет по выбору «Здоровый образ жизни». В средней и старшей школе учебный предмет «Здоровый образ жизни» введен как факультатив. В школах внедряются новые формы обучения «здоровью». А в Беларуси, как и в странах Европейского Союза, в последние годы появились не только отдельные классы, но и школы, которые могут по праву называться «класс / школа здорового образа жизни». В инновационной педагогической практике реализуются моделишкол здоровья. Их цель – защита здоровья детей, формирование навыков ЗОЖ. Существуют специально организованные формы и методы оздоровления: валеологическая служба из числа медработников, психологов, социологов, аудивизуальная терапия, эстетика помещения, ароматерапия, ритмопедия – слабое воздействие на зрение и слух путём специально подобранной музыки, световой гаммы светильников, акустических материалов, релаксация (психо-физиологическая саморегуляция), игровые методы и упражнения. Выделяют следующие направления работы школы по формированию здорового образа жизни:
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливает необходимость выполнения режима, представляющего собой рациональный распорядок дня, определенную последовательность подъема и снижения активности. Учитель должен знать, что при составлении режима работы учеников, необходимо учитывать биоритмы дня, недели, месяцев и времен года. Среди дня наивысшая работоспособность наступает с 8 до 12 часов, когда занятия происходят в школе или дома. Потом оно снижается и снова возрастает к 15 часам, и резко падает. Следовательно, занятия в первую и вторую смену должны дифференцироваться по формам и структуре проведения уроков: интенсифицировать занятия учащихся первой смены непосредственно в школе с наименьшим заданием на дом и, наоборот, наибольшее напряжение падает для занятий дома и повышения контролирующих функций в школе – для учащихся второй смены. В свою очередь, наиболее плодотворны время для занятий первой и второй смены – вторые и последующие уроки до 4 включительно. Гигиенически правильная организация педагогического процесса включает смену статического напряжения при письме и чтении – физкультпаузы, активный отдых на перемене, отдых для глаз. На функциональное состояние организма ребенка, несмотря на малую интенсивность воздействия, существенно влияет и воздушная среда. Требования к освещению: достаточность, равномерность, отсутствие прямого источника света на глаза или блесткости.
Специальные исследования показали, что формированию заболеваний школьника способствует также неудовлетворительное состояние духовного комфорта, большое психоэмоциональное напряжение, отсутствие положительных мотивов учебы. По российским источникам, для 55% опрошенных учащихся ведущим мотивом обучения является страх (получить плохую отметку, неудачно ответить у доски, не решить задачу, не понять сложный материал, нарушить требования учителя и др.). Страх препятствует проявлению творческих способностей учащихся. Негативно сказывается на самочувствии детей психологический дискомфорт на уроках. К естественным основам нравственно-психологического здоровья относится гуманизация образования. Важнейшим условием формирования психического и нравственного здоровья является работа лидеров макро- и микроколлективов по созданию психологического комфорта. В учебно-воспитательном процессе необходимо следить за динамикой этих отношений, чтобы своевременно оказывать воздействие на психологический климат в классе. Больших усилий требует работа педагога по профилактике у детей вредных привычек.
В системе школьного физического воспитания должно использоваться большое количество разнообразных по организации и содержанию форм физкультурно-оздоровительной работы. Традиционно это гимнастика до уроков, физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, подвижные игры на воздухе. В условия учебно-воспитательной работы оздоровление учащихся возможно не только средствами физкультуры и спорта, но и средствами искусства. Искусство тесно связано с психофизиологическими процессами в организме человека. Оно формирует культуру чувств, которая в свою очередь, влияет на здоровье как положительно, так и отрицательно. В настоящее время в целях оздоровления широко используется цвет, картины известных художников, скульптуры, процесс рисования, звучащее художественное слово, музыкальные произведения и др. Таким образом, вся воспитательно-образовательная работа с детьми должна строиться на принципах здорового образа жизни. Валеологическая подготовка учителя. Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Когда здоровый образ жизни станет нормой жизни учителя, только тогда ученики будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. Аналитическая деятельность учителя по валеологизации процесса обучения должна начинаться со сбора информации о состоянии здоровья учащихся. В создании банка такой информации могут принимать участие валеолог, психолог, логопед, школьный врач, родители. Собранная информация о каждом ребенке оценивается с помощью специальных качественных и количественных показателей, обрабатывается и вносится в индивидуальные карты учащихся. Индивидуальная карта ученика помогает выяснить причину трудностей в усвоении учебного материала. Хороших результатов в создании психологического комфорта на уроке достигают учителя, обладающие эмоционально-позитивными качествами: вежливостью, заботливостью, справедливостью, оптимизмом, сдержанностью и т.п. Учитель должен иметь навыки дифференцированного подхода к учащимся с различными типами темперамента и характера.
Date: 2016-05-25; view: 976; Нарушение авторских прав |