Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ





Обучение должно быть воспитывающим — этот постулат явля­ется фундаментальным, ибо определяет одну из важнейших сфер профессиональной деятельности учителя технологии.

При подготовке к занятиям, вне зависимости от их организа­ционной формы, учителю необходимо уметь четко определять цели и задачи как всего раздела учебной программы, так и отдельного занятия.

Под цельюв учебном процессе подразумевают конкретную учебно-воспитательную задачу, требующую решения совместно с учащимися.

Чтобы четко определить цель, нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить, какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться ученики после урока, какие качества личности при этом формируются.

Учителю на каждом уроке приходится решать, как правило, несколько учебно-воспитательных задач. В связи с этим он обязан уметь определять частные задачи данного занятия и на их основе формулировать главные цели урока.

В планах-конспектах занятий следует указывать не узкие произ­водственные цели, а комплекс учебно-воспитательных задач, ис-

 

ходя из сформулированного нами принципа развития творческой личности учащегося. Среди комплекса учебно-воспитательных за­дач определяют образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Образовательные задачи понимаются как обще интеллектуаль­ное развитие школьника, формирование и расширение его пред­ставлений о достижениях науки и техники, особенностях приме­няемых технологий и возможностях приложения обще культурных и общетехнических знаний на производстве.

Поясним это на конкретном примере.

Предположим, темой занятия является введение в деревообра­ботку. Что, школьник никогда не видел дерева или не сталкивался с какими-то способами обработки пиломатериалов? Но можно рассказать о необычайных качествах бальсы — дерева, которое легче пробки, или о прочности самшита, о секвойе, которая может быть выше телевизионных ретрансляторов, о карликовых бонсаях, чей возраст измеряется столетиями, а высота — всего лишь десятками сантиметров. Это расширит представления школьников о таком обычном, казалось бы, материале, как дерево. Нужно говорить и о безбрежном мире химических продуктов, получаемых из древеси­ны. А еще, например, — о новой технологии, разработанной в Японии, для изготовления из бревна квадратных балок. Вместо привычного обтесывания бревно пропускают через микроволно­вую установку при 100-градусной температуре, а затем через вал­ки: так можно получить не только квадратный, а любой самый замысловатый профиль.



Такие примеры расширяют представления о современных тех­нологиях.

Формулировки образовательных задач могут быть самыми раз­нообразными:

дать начальное представление (дать первичное представление) о...;

обеспечить усвоение...;

сформировать (продолжить формирование)...;

закрепить...;

обобщить (или систематизировать) следующие научные знания, производственные понятия...;

расширить следующие специальные производственные представ­ления...;

углубить (закрепить) следующие обще-трудовые знания о... и т.д.

Вот один из вариантов записи в плане урока образовательной цели (предположим, тема «Обработка металла», V класс): «Дать первичное представление о способах получения тонколистового металла и его применении».

Учитель технологии может расширительно толковать образова­тельные задачи, увязывая их с тем, как преподает теоретический или практический материал.


Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные, личностные качества, которые могут и должны со­ставлять стержень человеческой сущности будущего члена обще­ства. На уроках технологии создаются особо благоприятные усло­вия для трудового воспитания, развития умственных способнос­тей и общей культуры. Уроки технологии позволяют развивать у школьника восприимчивость к новому, желание соучаствовать в будущем в создании небывалой техники, но одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.

Приведем примеры формулировок воспитатель­ных задач.

• Совершенствовать:

идейно-мировоззренческое;

правовое;

экономическое;

нравственное;

эстетическое;

экологическое воспитание учащихся.

• Продолжить формирование:
активной жизненной позиции;
осознанной потребности в труде;
творческого начала у учащихся;

понимания значения мобильности профессиональных знаний.

• Прививать:

чувство полноправного и ответственного хозяина; критическое отношение к существующим технологиям, жела­ние рационализировать процесс и т.п.

• Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой дея­тельности.

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач. Применительно к уже названной выше теме урока в V классе воспитательная цель в учеб­ном плане может быть выражена так: «Продолжить формирование качеств бережливости и экономии при разметке заготовок из тон­колистового металла».

Следует сделать оговорку такого характера. Нельзя предписы­вать строго определенное время актуализации воспитательных це-



. лей на уроке. Довести их до сознания школьников учитель может в тот период урока, который он сочтет приемлемым (в начале или в ходе занятия). Здесь единственный подсказчик — собственный опыт и знание своих учеников.

Развивающие задачи предполагают формирование у школьников профессиональных умений и навыков. Подразумевается, что атмо­сфера занятия, целенаправленная совместная деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к труду.

 

Применительно к этому направлению систематической деятель­ности учителя технологии можно планировать следующее:

• развивать у школьников умение:
выделять главное в проблеме...,
анализировать,

делать обобщение, выводы,

ставить вопросы,

формулировать задачи,

формулировать ответы,

принимать самостоятельные решения,

контролировать свои действия,

решать проблемные ситуации, задачи,

применять имеющиеся знания на практике и т. п.;

• развивать у учащихся профессиональные интересы;

• содействовать развитию специальных способностей;

• готовить учащихся к сознательному выбору профессии;
•содействовать развитию необходимых личностных качеств

(воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, со­бранности и т.д.).

Применительно к уже упоминавшемуся уроку развивающая цель может быть выражена так: «Продолжить развитие навыков само­контроля при разметке тонколистового металла».

Вместе с тем необходимо предостеречь молодых преподавате­лей от неверной трактовки предложенных формулировок. Напри­мер, в плане урока учитель делает запись: «Сформировать осо­знанную потребность в труде». Понятно, что нет таких педагогичес­ких приемов, которые мгновенно возбудили бы у школьников не­преодолимую тягу к труду. Только длительный процесс воспита­ния порождает у будущего члена общества желание овладевать жизненно необходимыми умениями и навыками, формирует по­нимание того, что высокий уровень трудовой подготовки будет востребован обществом, позволит занять достойное место в нем. Поэтому правильней будет сформулировать цель урока так: «Про­должить формирование осознанной потребности в труде», — хотя бы потому, что обозначается важная цель и стремление преследо­вать ее от урока к уроку.

Важно также, чтобы учитель технологии уяснил одну доминан­ту из богатого опыта отечественной системы трудовой подготовки. Опыт показал: трудовое обучение дает большую педагогическую отдачу, если не сводится только к трудовой деятельности детей, а реализуется в виде комплекса различных направлений учебно-вос­питательного процесса, объединенных общими целями. Вот поче­му представляется, что при планировании учебно-воспитательных целей следует более четко их обозначать.

Если цель — образовательная, она должна расширять представ­ления о производственных процессах, современных технологиях,


технике сегодняшнего дня, имеющим отношение к изучаемым раз­делам программы.

Если цель — воспитательная, она разумно может воздейство­вать на мировоззрение школьника, целенаправленно формируя эко­логические, экономические и другие представления и убеждения будущего члена общества.

Если цель — развивающая, она должна ориентироваться на прак­тическую направленность трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее педагогическую ценность.

Вес организационные аспекты преподавания технологии, во всем многообразии их связей влияют на процесс формирования лично­сти. Начиная с того, насколько методически грамотно организо­ван труд школьников, и кончая тем, насколько целенаправленно сочетается воспитание с обучением. Это еще раз показывает зна­чимость, важность методической подготовленности, профессио­нализма учителя.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что подразумевается под формой организации труда школьников?

2. Дайте характеристику существующим формам организации труда в

школе.

3. Определите назначение графика перемещения учащихся и его осо­бенности.

4. Что составляет комплекс учебно-воспитательных целей при трудовом обучении и воспитании?

5. В чем особенности планирования образовательных задач?

6. Охарактеризуйте направления воспитательных целей при изучении

технологии.

7. Как вы понимаете выражение «обучение должно быть воспитываю­щим»?

8. Какие задачи относят к развивающим и что дает их достижение?

 

 


 

 

Глава 11

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Исследования последних лет показали: люди усваивают 20 % услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Использование дидактических средств при преподавании технологии представляется непременным усло­вием эффективности учебно-воспитательного процесса, посколь­ку они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.

11.1. ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Ученые-педагоги подчеркивают, что, не оказывая решающего влияния на конечные результаты учебно-воспитательной работы, эти средства, обогащая используемые методы обучения, содей­ствуют росту их эффективности. Дидактические средства дают ма­териал в форме впечатлений и наблюдений, на который опирают­ся косвенное познание, мыслительная деятельность, а также раз­ного вида учебно-практическая.

Подчеркнем: дидактическими средствами являются как все пред­меты реальной деятельности человека, так и их модельные, сло­весные, образные или символические заменители, которыми учи­тель воздействует на зрение, слух, осязание и т.д. учащихся.

Польский ученый И.Зборовский предложил классифицировать дидактические средства в соответствии с тем, какие функции вы­полняют они в процессе обучения:

• служат непосредственному познанию учениками определен­ных фрагментов действительности (познавательная функция);

- являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);

• представляют собой важный источник знаний и умений, при­
обретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного
материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидакти­ческая функция).

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное


расширение обучающих средств за счет современных технических новшеств (использование компьютерной техники, цифровых видео-средств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение функций. Дидактическим средствам нового поколения соответствуют такие функции:

• мотивационная (значительно повышается интерес к пред­
мету);

• информационная (актуализируется передача информации);

• оптимизационная (становится возможным достижение лучших
дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

Понятно, что и эти функции выступают вместе как слагаемые,
образуют структуры; вместе с тем информационная функция в
любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминиру­ющую роль.








Date: 2016-05-24; view: 90; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию