Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новейшая оргтехника педагога
Научно-технический процесс коренным образом изменяет средства обучения, предлагает широчайший выбор новейших достижений в этой области, созданных на основе технологических концепций XXI в. Учитель технологии должен представлять, насколько расширяют возможности преподавания демонстрационная техника и оборудование сегодняшнего дня. Опишем некоторые из них. Оверхед-проекторы с металлогалогенными лампами, создающими световой поток около 5100 люменов, если они работают автономно, позволяют демонстрации с обычных прозрачных пленок. Но смена пленки здесь уже осуществляется по команде с пульта дистанционного управления. С расстояния до 5 м учитель может управлять всеми потребными ему функциями проектора: подать лист, задать половинную подачу (что удобно, когда перед учащимися не нужно преждевременно высвечивать вторую часть кадра), задать пошаговую подачу (например, строчке справочной таблицы) или сменить пленку (до 30 листов). Однако возможности оверхед-проекторов совершенно меняются, когда они оснащаются жидкокристаллическими (ЖК) панелями. Пассивно-матричные панели на жидких кристаллах накладываются на рабочую поверхность проектора, подключаются к компьютеру или источнику видеоизображения, и на экране появляется цветное воспроизведение (до 16,7 млн нюансов цвета). ЖК-панели позволяют выполнять следующие операции: инверсию — позитивное изображение может быть переключено на негативное; очистку — изображение стирается, что лает возможность поло- г жить на панель обычную прозрачную пленку; «замораживание» — изображение задерживается, а педагог мо-1'жет незаметно для обучаемых произвести какие-либо изменения в 'программе; обратную проекцию — зеркально перевернутое изображение; увеличение — детали изображения могут быть увеличены в; три раза; выделение — выделяется и подсвечивается в восьми разных цветах нужная информация прямо на экране. ЖК-панели совмещаются с компьютерной мышью и с указкой, красная точка от которой высвечивается на проекции с по-
мощью дистанционного управления и показывает слушателям, ни что следует обратить внимание. Еще более широкие возможности у лазерной указки, выполняющей на экране те же функции, что и мышь обычного компьютера. Красный светодиод на конце указки с расстояния до 15 м позволяет делать все, что обычно выполняется в прикладных программах Windows или Macintosh. Последнее достижение техники для изображений больших размеров (до 10 м по диагонали) — проекторы на матрицах с 921 600 элементами, обеспечивающими яркое цветное изображение без привычного затемнения, при дневном свете. А прямое подключение оверхед-проектора к компьютеру, видеомагнитофону, видеокамере, проигрывателю лазерных дисков создает просто фантастические возможности. Настольная видеокамера позволяет показать на любом экране и плоский объект — документ, цветное фото, рисунок из книги, и трехмерный — людей, самые разнообразные предметы (микроэлектронику, например). Появились и принципиально новые классные доски. Они называются копи-досками и снабжены устройствами для выдачи бумажных копий того изображения, которое выполнено на доске. Нажатие кнопки — и копии вашего эскиза можно тут же раздать учащимся. Очевидно, что подобная техника рано или поздно займет свое достойное место в арсенале учителя технологии. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение дидактических средств трудового обучения и их 2. На какие основные группы можно разделить всю совокупность дидактических средств учителя технологии? 3. Почему в учебно-воспитательной работе нужно учитывать множественность методов, форм и средств, а не избирать какой-то один дидактический прием в качестве универсального? 4. Какие особенности должен учитывать учитель технологии при раз 5. В чем достоинства использования цветных изображений мелом на 6. Определите темы в программе «Технология», где могли бы использоваться аудиальные средства обучения. 7. Какими возможностями располагают дидактические машины? 8. Где, на ваш взгляд, в курсе «Технология» могут быть использованы 9. Знаете ли вы, как выполнить кодограмму? Если нет — поищите рекомендации в специальной литературе, Глава 12 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, ПРАВОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В «Концепции технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» отмечается, что школа является инструментом общества, удовлетворяющим потребность в подготовке молодежи к жизни и деятельности в условиях реальной социально-технологической среды. Таким образом, и содержание трудового обучения школьников следует оценивать с позиций достижения поставленной цели. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Если рассматривать современную школу как целостную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, имеющих внутреннюю организацию, и характеризующуюся определенными отношениями с внешней средой, то следует признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе. Оно определяется двумя основными задачами технологического образования в школе: формирование мировоззрения учащихся, просвещенного взгляда на систему технологической преобразующей деятельности человечества, на ее результаты, последствия и на тенденции ее развития; формирование интеллектуально-духовного и физически развитого индивидуума, ориентированного на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности. Эти задачи, объективно связанные с будущим социально-экономическим состоянием общества, приходится решать в условиях формирования не только нарождающихся рыночных отношений, но и реформирования системы образования. Вот почему методологии организации и содержанию трудового обучения школьников нужно уделять самое пристальное внимание. Если провести анализ возникшей педагогической проблемы, то можно отметить следующие ее аспекты:
•технологическое образование становится необходимым условием интеллектуального развития личности (и это объективный закономерный процесс развития современного общества и его важнейшей составляющей -— технологической среды); • воспитание понимания того, что вне зависимости от области • формирование экологического мировоззрения будущих членов общества, чтобы способы производства выбирались ими толь •сохранение национальных традиций — изучение их в народных промыслах, декоративно-прикладном творчестве должно стать элементом формирования самобытной личности; • воспитание активной творческой личности, способной к принятию самостоятельных решений. Остановимся подробнее на этих аспектах. Общество и система образования не смогли своевременно учесть, что глобальный технологический мир с его закономерностями станет опережать необходимую для реальной жизни систему представлений людей о нем. Основываясь на приоритете гуманитарных знаний над естественно-научными и технологическими, общество полагало, что последние нужны лишь для определенного спектра профессий. Однако материально преобразующая деятельность человеческого разума образовала техносферу, неразрывно связанную с сущностью человека, его развитием и деятельностью. Поэтому физическое, интеллектуальное и духовно-психическое развитие человека и общества в современных условиях (и в перспективе на будущее) потребовало углубления технологического образования. Не следует понимать сказанное как отказ от гуманитарных дисциплин. Представляется, что в свете новых подходов технология в качестве образовательного предмета должна выполнять интегрирующую функцию, связывая в единую систему все предметы учебного плана. В самом деле, изучение явлений, законов и закономерностей строения и развития, присущих самой техносфере, не может обойтись без того цикла дисциплин, которые в школе принято называть общеобразовательными. Однако каждая из этих дисциплин теперь должна рассматриваться, если можно так выразиться, через призму ее воздействия на снижение отрицательных последствий развития техносферы. Когда мы говорим об ориентации технологического образования на создание нужного для общества продукта с целью улучшения жизни человека, подразумевается несколько направлений. Это и снижение затратности технологических процессов, и уменьше- ние их влияний на баланс экосистемы, и предупреждение техногенного травматизма и болезней, и другие задачи. Необходимо отдавать себе отчет в том, что технология без человеческого участия мертва и, следовательно, роль человека в воздействии на живую и неживую природу — решающая. Поэтому преобразующая деятельность человеческого разума отражается в техносфере безгранично. То, что нас окружает: машины, аппараты, инструменты, приборы; строения, дороги, подземные и подводные сооружения; сельхозугодья и искусственные водоемы; выращенные породы животных, сорта растений; процессы преобразования материалов, энергии и информации, — вся искусственно созданная или преобразованная среда либо служит на благо цивилизации, либо создает угрозу ее существованию. К сожалению, отрицательных последствий деятельности человека на нашей планете более чем достаточно. Следовательно, необходимо формировать у учащихся такое мировоззрение, которое позволит оценивать соответствие своих действий — сегодня и завтра — состоянию природы и интересам общества. Все сказанное довольно непросто реализовать сегодня и в силу психологической инерции в системе образования, и в связи с низким уровнем понимания новых задач в обществе в целом. Однако реалии жизни, опыт наиболее развитых стран показывают, что другого пути нет и человеческая общность неизбежно пойдет именно этим путем. Таким образом, содержательные требования программы трудового обучения неизбежно ставят перед нами такие педагогические задачи. Во-первых, до сознания учащихся необходимо довести причины общественной потребности в высоком уровне технологического образования. Пусть школьники сами проникнутся ответственностью за свое будущее. Во-вторых, желательно постепенно подводить учащихся к проектно-творческой системе трудового обучения. Если она станет основной, то самостоятельная деятельность школьников окажется приоритетной формой организации учебного процесса, а следовательно, будет развиваться готовность к тому, чтобы, как во взрослой жизни, надеяться прежде всего на себя. В-третьих, систематические занятия по выполнению комплексных работ (на протяжении всего обучения) по схеме «от проблемы до новой проблемы», когда освоенная тема дает толчок к новым поискам, формируют творческую самообучающуюся личность. В четвертых, привычка к выполнению всех производственных процедур — от выбора материалов и разработки конструкции до поиска правильной технологии и ее точного выполнения — дает чувство уверенности в своих силах. Такой человек легко адаптируется в любых сферах и начинает творить с высокой степенью отдачи.
Date: 2016-05-24; view: 658; Нарушение авторских прав |