Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новейшая оргтехника педагога





Научно-технический процесс коренным образом изменяет средства обучения, предлагает широчайший выбор новейших до­стижений в этой области, созданных на основе технологических концепций XXI в. Учитель технологии должен представлять, на­сколько расширяют возможности преподавания демонстрацион­ная техника и оборудование сегодняшнего дня. Опишем некото­рые из них.

Оверхед-проекторы с металлогалогенными лампами, создаю­щими световой поток около 5100 люменов, если они работают автономно, позволяют демонстрации с обычных прозрачных пле­нок. Но смена пленки здесь уже осуществляется по команде с пульта дистанционного управления. С расстояния до 5 м учитель может управлять всеми потребными ему функциями проектора: подать лист, задать половинную подачу (что удобно, когда перед учащи­мися не нужно преждевременно высвечивать вторую часть кадра), задать пошаговую подачу (например, строчке справочной табли­цы) или сменить пленку (до 30 листов).

Однако возможности оверхед-проекторов совершенно меняют­ся, когда они оснащаются жидкокристаллическими (ЖК) пане­лями. Пассивно-матричные панели на жидких кристаллах накла­дываются на рабочую поверхность проектора, подключаются к ком­пьютеру или источнику видеоизображения, и на экране появляется цветное воспроизведение (до 16,7 млн нюансов цвета).

ЖК-панели позволяют выполнять следующие операции:

инверсию — позитивное изображение может быть переключено на негативное;

очистку — изображение стирается, что лает возможность поло- г жить на панель обычную прозрачную пленку;

«замораживание» — изображение задерживается, а педагог мо-1'жет незаметно для обучаемых произвести какие-либо изменения в 'программе;

обратную проекцию — зеркально перевернутое изображение;

увеличение — детали изображения могут быть увеличены в; три раза;

выделение — выделяется и подсвечивается в восьми разных цве­тах нужная информация прямо на экране.

ЖК-панели совмещаются с компьютерной мышью и с указ­кой, красная точка от которой высвечивается на проекции с по-

 

мощью дистанционного управления и показывает слушателям, ни что следует обратить внимание. Еще более широкие возможности у лазерной указки, выполняющей на экране те же функции, что и мышь обычного компьютера. Красный светодиод на конце указки с расстояния до 15 м позволяет делать все, что обычно выполняет­ся в прикладных программах Windows или Macintosh. Последнее достижение техники для изображений больших размеров (до 10 м по диагонали) — проекторы на матрицах с 921 600 элементами, обеспечивающими яркое цветное изображение без привычного затемнения, при дневном свете.

А прямое подключение оверхед-проектора к компьютеру, ви­деомагнитофону, видеокамере, проигрывателю лазерных дисков создает просто фантастические возможности.

Настольная видеокамера позволяет показать на любом экране и плоский объект — документ, цветное фото, рисунок из книги, и трехмерный — людей, самые разнообразные предметы (микро­электронику, например).

Появились и принципиально новые классные доски. Они назы­ваются копи-досками и снабжены устройствами для выдачи бумаж­ных копий того изображения, которое выполнено на доске. Нажатие кнопки — и копии вашего эскиза можно тут же раздать учащимся.

Очевидно, что подобная техника рано или поздно займет свое достойное место в арсенале учителя технологии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение дидактических средств трудового обучения и их
функций.

2. На какие основные группы можно разделить всю совокупность ди­дактических средств учителя технологии?

3. Почему в учебно-воспитательной работе нужно учитывать множе­ственность методов, форм и средств, а не избирать какой-то один дидак­тический прием в качестве универсального?

4. Какие особенности должен учитывать учитель технологии при раз­
работке и использовании средств обучения?

5. В чем достоинства использования цветных изображений мелом на
классной доске?

6. Определите темы в программе «Технология», где могли бы исполь­зоваться аудиальные средства обучения.

7. Какими возможностями располагают дидактические машины?

8. Где, на ваш взгляд, в курсе «Технология» могут быть использованы
наиболее широко компьютерные программы?

9. Знаете ли вы, как выполнить кодограмму? Если нет — поищите ре­комендации в специальной литературе,


Глава 12

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ, ПРАВОВОЕ

И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В «Концепции технологического образования школьников в об­щеобразовательных учреждениях Российской Федерации» отмеча­ется, что школа является инструментом общества, удовлетворяю­щим потребность в подготовке молодежи к жизни и деятельности в условиях реальной социально-технологической среды. Таким об­разом, и содержание трудового обучения школьников следует оце­нивать с позиций достижения поставленной цели.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Если рассматривать современную школу как целостную педаго­гическую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, имею­щих внутреннюю организацию, и характеризующуюся определен­ными отношениями с внешней средой, то следует признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе.

Оно определяется двумя основными задачами технологическо­го образования в школе:

формирование мировоззрения учащихся, просвещенного взгляда на систему технологической преобразующей деятельности челове­чества, на ее результаты, последствия и на тенденции ее развития;

формирование интеллектуально-духовного и физически разви­того индивидуума, ориентированного на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и кон­курентной состязательности.

Эти задачи, объективно связанные с будущим социально-эко­номическим состоянием общества, приходится решать в условиях формирования не только нарождающихся рыночных отношений, но и реформирования системы образования. Вот почему методоло­гии организации и содержанию трудового обучения школьников нужно уделять самое пристальное внимание.

Если провести анализ возникшей педагогической проблемы, то можно отметить следующие ее аспекты:

 

•технологическое образование становится необходимым усло­вием интеллектуального развития личности (и это объективный закономерный процесс развития современного общества и его важ­нейшей составляющей -— технологической среды);

• воспитание понимания того, что вне зависимости от области
применения полученных знаний (быт, материальное производство,
духовная культура) они должны быть направлены на создание
полезных для человечества продуктов деятельности (товаров, услуг,
результатов социального творчества, развитие науки, культуры);

• формирование экологического мировоззрения будущих чле­нов общества, чтобы способы производства выбирались ими толь­
ко с учетом их влияния на окружающую среду;

•сохранение национальных традиций — изучение их в народ­ных промыслах, декоративно-прикладном творчестве должно стать элементом формирования самобытной личности;

• воспитание активной творческой личности, способной к при­нятию самостоятельных решений.

Остановимся подробнее на этих аспектах.

Общество и система образования не смогли своевременно учесть, что глобальный технологический мир с его закономерностями ста­нет опережать необходимую для реальной жизни систему пред­ставлений людей о нем. Основываясь на приоритете гуманитарных знаний над естественно-научными и технологическими, общество полагало, что последние нужны лишь для определенного спектра профессий. Однако материально преобразующая деятельность че­ловеческого разума образовала техносферу, неразрывно связанную с сущностью человека, его развитием и деятельностью. Поэтому физическое, интеллектуальное и духовно-психическое развитие че­ловека и общества в современных условиях (и в перспективе на будущее) потребовало углубления технологического образования. Не следует понимать сказанное как отказ от гуманитарных дис­циплин. Представляется, что в свете новых подходов технология в качестве образовательного предмета должна выполнять интегри­рующую функцию, связывая в единую систему все предметы учеб­ного плана.

В самом деле, изучение явлений, законов и закономерностей строения и развития, присущих самой техносфере, не может обой­тись без того цикла дисциплин, которые в школе принято назы­вать общеобразовательными. Однако каждая из этих дисциплин теперь должна рассматриваться, если можно так выразиться, че­рез призму ее воздействия на снижение отрицательных послед­ствий развития техносферы.

Когда мы говорим об ориентации технологического образова­ния на создание нужного для общества продукта с целью улучше­ния жизни человека, подразумевается несколько направлений. Это и снижение затратности технологических процессов, и уменьше-


ние их влияний на баланс экосистемы, и предупреждение техно­генного травматизма и болезней, и другие задачи. Необходимо от­давать себе отчет в том, что технология без человеческого участия мертва и, следовательно, роль человека в воздействии на живую и неживую природу — решающая.

Поэтому преобразующая деятельность человеческого разума отражается в техносфере безгранично. То, что нас окружает: ма­шины, аппараты, инструменты, приборы; строения, дороги, под­земные и подводные сооружения; сельхозугодья и искусственные водоемы; выращенные породы животных, сорта растений; про­цессы преобразования материалов, энергии и информации, — вся искусственно созданная или преобразованная среда либо служит на благо цивилизации, либо создает угрозу ее существованию. К сожа­лению, отрицательных последствий деятельности человека на на­шей планете более чем достаточно. Следовательно, необходимо формировать у учащихся такое мировоззрение, которое позволит оценивать соответствие своих действий — сегодня и завтра — со­стоянию природы и интересам общества.

Все сказанное довольно непросто реализовать сегодня и в силу психологической инерции в системе образования, и в связи с низ­ким уровнем понимания новых задач в обществе в целом. Однако реалии жизни, опыт наиболее развитых стран показывают, что другого пути нет и человеческая общность неизбежно пойдет имен­но этим путем.

Таким образом, содержательные требования программы трудового обучения неизбежно ставят перед нами такие педагогические задачи.

Во-первых, до сознания учащихся необходимо довести причи­ны общественной потребности в высоком уровне технологическо­го образования. Пусть школьники сами проникнутся ответствен­ностью за свое будущее.

Во-вторых, желательно постепенно подводить учащихся к проектно-творческой системе трудового обучения. Если она станет основной, то самостоятельная деятельность школьников окажется приоритетной формой организации учебного процесса, а следова­тельно, будет развиваться готовность к тому, чтобы, как во взрос­лой жизни, надеяться прежде всего на себя.

В-третьих, систематические занятия по выполнению комплекс­ных работ (на протяжении всего обучения) по схеме «от пробле­мы до новой проблемы», когда освоенная тема дает толчок к но­вым поискам, формируют творческую самообучающуюся личность. В четвертых, привычка к выполнению всех производственных процедур — от выбора материалов и разработки конструкции до поиска правильной технологии и ее точного выполнения — дает чувство уверенности в своих силах. Такой человек легко адаптирует­ся в любых сферах и начинает творить с высокой степенью отдачи.

 

Date: 2016-05-24; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию