Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков
Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний, умений и навыков у школьников. Мы уже упоминали, что без «обратной связи" дидактический процесс теряет смысл, поэтому очень важно, чтобы молодой учитель мог реально оценивать результаты своего труда. Внимательный взгляд педагога, его опыт и интуиция почти безошибочно могут определить, уяснил ли ученик материал, сможет ли он реализовать свои знания на практике. Такие текущие наблюдения позволяют верно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом такого контроля является его систематичность. Из урока в урок учитель анализирует рост или понижение интеллектуального уровня, интереса к знаниям и дифференцированно воздействует на развитие школьника (схема 6). Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные работы. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся. Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология», а квалификационных работ ~ в том случае когда в учебном заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля. Важно, чтобы при этом задания для школьников были согласованы с требованиями ЕТКС (единого тарифно-квалификационного справочника). Методике выполнения проектов и контролю за работой школьников при этом будет посвящена отдельная глава. Скажем лишь, что проектная культура предполагает и большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. Мы употребляли выражение «программированный опрос». Есть необходимость остановиться на этом более подробно. Так называют разновидность программированного обучения, которое, считаясь новацией нашего времени, на самом деле в виде элементов дошло к нам от Сократа, Декарта и Коменского. В 1920 г. польский педагог Станислав Тренбицкий запатентовал «устройство, облегчающее учебу без посторонней помощи», опередив на несколько лет аналогичную работу американского психолога С.Л.Пресси. В настоящее время программированное обучение заняло свое; место в целостной системе учебно-воспитательных воздействий на учащихся. Основной причиной доводов в его пользу является возможность индивидуализации темпа и содержания обучения, что очень важно для совершенствования классно-урочной системы и решения задач технологии. Программированный контроль может быть безмашинным и машинным. В последнем случае используют как дидактические машины (экзаменаторы типа КИСИ и др.), так и компьютеры, все более обогащающие процесс обучения и контроля. Опрос целесообразно проводить по карточкам-заданиям разных типов. Ниже приводится несколько вариантов, которые могут быть использованы учителем технологии. Следует лишь сказать, что в зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер. В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых. 103
В педагогике такие контрольные задания все чаще принимают тестовую форму. Это предопределяет краткую ясную формулировку задания, когда при рассмотрении каждого вопроса обеспечивается четкая и быстрая различаемость правильных и неправильных ответов. Ряд ученых утверждает, что главное преимущество заданий в тестовой форме по сравнению с задачами и вопросами проявляется в четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля. Все известные в теории и на практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы: •задание с выбором правильного ответа (варианты готовых ответов предлагаются); •задание открытой формы или без готового отпета (испытуемый вписывает свой вариант в отведенное для этого место); • задание на установление соответствия, в котором элементы • задание на установление правильной последовательности (алгоритма действий) операций, процесса и т.п. Примеры тестовых заданий и заданий-карточек см. в Приложении 3. 8.4. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и се поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения. Для активизации деятельности учащихся в процессе обучения следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти, последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе. Среди многих форм активизации учащихся остановимся на нескольких, апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на уроках технологии. Это — проблемное обучение, коллективные формы работы, дидактические игры. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если учитель искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Мы подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от учителя, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, убеждение, что на занятиях по технологии широкое применение проблемного обучения невозможно. Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое использование элементов проблемного обучения. И здесь следует понимать, что проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем. Нет — имеет место и объяснение учителя, и решение задач, и выполнение учащимися упражнений. Покажем на примерах, как это можно реализовать на занятиях по технологии. Изучая тему «Сверление», учитель знакомит школьников с типами сверл. Рассказ целесообразно начать с сообщения о том, что сверление — одна из старейших технологических операций. Лучковый привод вращения был известен уже первобытным людям. Он использовался древними египтянами для сверления бус. Устройство спирального цилиндрического сверла интересно рассмотреть в плане следующей проблемы. Тысячелетия человек использовал простое в изготовлении и заточке перовое сверло. Только в 1863 г. Джованни Мартиньони (по происхождению швейцарец) изобрел спиральное сверло — самый распространенный сегодня инструмент. Более дорогие в изготовлении и заточке, эти сверла почти мгновенно вытеснили перовые (рис. 1). Почему? Представляется, что эта ситуация вызовет неподдельный интерес у детей, равно как и рассказ о передачах в сверлильном станке, сравнение наших матрешек с гениальным по простоте и рациональности изобретением американца Морзе — переходными втулками для закрепления в дрели и на станке сверл с коническими хвостовиками. На школьном токарном станке сверление отверстий сверлом, закрепленным в пиноли задней бабки, не только утомительное занятие. Из-за неравномерного вра-щения рукоятки маховика пиноли поверхность отверстия получается с повышенной шероховатостью и снижается долговечность инструмента. Можно ли механизировать процесс?
Рис. 3. Схема рабочих и холостых ходов, обычно предлагаемая учащимися (а), и оптимальный вариант (б) Школьники обязательно догадаются, по крайней мере, до двух решений: зажимать сверло в разрезной втулке с закреплением в резцедержателе или сцепить заднюю бабку с суппортом посредством специального крючка. Самое интересное, что последняя конструкция — обязательная принадлежность многих моделей универсальных токарных станков. Но дети этого не знают и такое решение проблемы для них — изобретение! Как видно, нет границ, сковывающих фантазию преподавателя технологии в выборе изложения и содержания материала. Важно, что через интерес формируются глубокие прочные знания. Еще пример. Какая, казалась бы, проблема в том, в какой последовательности просверлить втулку со ступенчатым отверстием? Но если учащийся будет подведен к мысли, что рациональнее, не опасаясь поломки сверла, вначале просверлить больший диаметр, а затем меньший, то он будет отыскивать и на других деталях и процессах лучшие варианты решений (рис. 2). Казалось бы, что особенного — проточить ступенчатый валик? Но посмотрите на схему холостых и рабочих ходов (рис. 3). Оказы- Рис. 4. Использование цикличности переходов вается, учтя такую «мелочь», можно почти вдвое повысить производительность работы. Возможно, впервые при решении проблемы расчета рациональных движений у школьника создается предпосылка выбора оптимальной технологии, закладываются качества критического подхода к существующим технологиям. При выполнении еще более простой работы — подрезки торца фланца и снятия фаски — исполнителю придет в голову показанный на рис. 4 порядок обработки. В технике он называется использованием цикличности переходов, но ученик этого не знает. Эта находка — для него открытие. Так закладывается фундамент творчества. Примечательно, что, однажды приняв и сделав своей обычной манерой обучения школьников проблемность, сам преподаватель почувствует, что работать «по старинке» неинтересно, уроки скучны без остроты поиска. Еще одно обстоятельство, работающее на важность проблемного обучения: решения, полученные ремесленным способом, плохо переносятся в иные условия, они не вариативны. Поэтому если теперь перед аудиторией поставить как будто иную задачу: в какой последовательности целесообразнее обработать партию деталей, то решение будет найдено сразу (см. рис. 5). Конечно, уровни проблемности для каждого возраста свои. В методической литературе их выделяют четыре, и во многом достижение того или иного из них зависит от совместной работы учителя и учеников, имеющей систематический характер. Иными словами, работа в заданном направлении должна представлять целенаправленную программу. Коллективные методы поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрить на занятиях по технологии, известны давно
Рис. 5. Метод обратной последовательности при обработке шестерен к станку 1A616 и достаточно эффективны. Их применение достаточно оправдано тем обстоятельством, что человек нею свою жизнь проводит в общении, в коллективе и умение прорабатывать совместно задачи, требующие решений, важно для будущего. Немаловажным представляется тот факт, что основным проблемным методом является дискуссия по совместно разрешаемой проблеме. Правильно организованная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях, уважение. К чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Наиболее легко реализуемые варианты коллективных поисков решений на занятиях технологии — мозговой штурм (иногда применяется английское название — брейнсторминг) во всех его модификациях (прямая мозговая атака, обратная мозговая атака и т.д.). Если учитель технологии ознакомится с очень несложными правилами организации и проведения занятий (см. Приложение 1), то уроки технологии будут неизмеримо привлекательнее и инте-реснее для школьников. Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести школьников к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх. Эти достаточно интересные для образования методы вошли в педагогику примерно с середины 60-х годов XX столетия и завоевывают все большую популярность. Полное их название — «дидактические симуляционные игры»; под симуляцией понимается представление определенного фрагмента действительности упрощенным образом, облегчающим наблюдение и оперирование им. Неудивительно, что один из «отцов» «Технологии» проф. В.Д.Симоненко считает деловую игру одним из наиболее приемлемых методов для обучения школьников предпринимательству. Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности как целого. Ученики это ясно понимают и с удовольствием активно участвуют. Таким путем приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личными переживаниями, сравнением со знаниями товарищей. Кроме побуждения учащихся к выдвижению смелых идей, кроме развития интуиции и воображения такая дидактическая форма работы со школьниками несомненно активизирует не только интеллектуальное, но и эмоциональное воспитание. Завершить наше знакомство с методами обучения хочется высказыванием нашего выдающегося ученого. «Умение выбрать надлежащий прием для своего случая, — говорил своим ученикам К.А.Тимирязев, — всегда остается делом личной находчивости, личного искусства. Это-то и составляет область того, что должно разуметь под практикой». Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение понятию «метод». 2. Как классифицируют методы обучения Л.Я.Лернер и М.Н.Скаткин? 3. Какие группы методом применяются при изучении технологии? 4. Дайте характеристику излагающим методам, 5. В чем заключаются особенности методики применения наглядных методов? 6. Перечислите практические методы обучения, дайте их характеристику. 7. Укажите методические особенности демонстрации трудовых приемов. 9. Охарактеризуйте методы активизации учебной деятельности. 10. Какое занятие по программе «Технология» с учащимися можно
Глава 9 УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Мы говорили о предметной системе трудового обучения как исторически самой ранней: эта система подразумевает индивидуальное обучение — самую древнюю форму организации учебного процесса. Достаточно эффективная, такая форма в наше время сохранилась лишь в виде репетиторства. Развитие общества еще четыре столетия назад неумолимо потребовало коллективного обучения. До нас оно дошло в классно-урочной форме — основы ее были разработаны и испытаны страсбургским (Франция) педагогом Иоганом Штурмом, а теоретически обоснованы и популяризованы Яном Амосом Коменским. И хотя за прошедшее время в усовершенствование классно-урочной системы вложили силы и талант многие дидакты и методисты, она, при несомненных достоинствах, не лишена известных недостатков. Классно-урочный вариант коллективного обучения имеет такие определяющие черты: • класс складывается из учащихся приблизительно одного возраста, и его состав обычно относительно стабилен; • работа проходит по плану, предполагающему четкую организационную структуру занятий, в рамках строго установленного количества часов; • основной единицей учебно-воспитательных занятий является Классно-урочная форма достаточно экономична, создает возможности для коллективной работы с ее духом состязательности, что имеет несомненное воспитательное значение. Сложнее в рамках этой формы обстоит дело с индивидуализацией учебно-воспитательного процесса. Вот почему, говоря о предмете «Технология» и технологичности, мы все время подчеркиваем важность проектного обучения — оно позволяет в значительной степени компенсировать излишнюю унифицированность коллективного обучения. 9.1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Урок является основной формой организации учебной работы в школе. Однако уроки трудового обучения имеют свою специфику. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках трудового обучения отводится практической работе учащихся. При сдвоенном занятии школьники успевают решить поставленные задачи. Во-вторых, занятия по технологии требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся. Это непременное условие — любые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелого использования их школьниками. В-третьих, само построение занятий по технологии, предполагая значительную долю самостоятельности учащихся, требует от преподавателя усиления контроля за всем, что происходит в классе, своевременного предотвращения возможной травмы и типичных ошибок в выполнении заданий. Характерны только для занятий по технологии и некоторые формы организации занятий. Вместе с тем к каждому уроку предъявляются такие дидактические требования: ■ единство учебной и воспитательной работы; - соответствие учебного материала урока учебной программе; • изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии; • правильный подбор учебного материала, его доступность; • целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока. Раскроем краткое существо этих требований. Мы уже говорили, что основной целью обшего образования, тесно связанной с целями воспитания, является обеспечение для всех учащихся, с учетом их возможностей, интеллектуального развития. Понятно, что на разных уроках трудового обучения решаются различные задачи: на одном сообщаются новые знания и формируются умения и навыки, на другом развиваются способности к техническому творчеству и т. д. Но какая бы ни решалась задача, учебная и воспитательная, составляющие занятий должны рассматриваться в органическом единстве. Отношение к труду, трудовое воспитание весьма значимы для будущей жизни. Что касается соответствия учебного материала учебной программе, то следует подчеркнуть: оно полностью зависит от умения учителя планировать свою деятельность (к главе 14 мы подробно разберем особенности перспективной и текущей подготовки к проведению уроков технологии). Однако заметим: план не исключает импровизации на уроках. Приведем один пример. По программе запланирован рассказ о свойствах черных и цветных металлов, их применении в промышленности, И вдруг в классе возникает вопрос о сравнительно недавно открытой «памяти* металлов. Что, игнорировать его? Представляется, что у учителя такие «подарки»
должны вызывать только удовлетворение, так как позволяют сочетать разговор о необычных свойствах металлов с показом использования их «обычных» свойств. Да, работать надо по плану, но при этом улавливать восприятие, реакцию аудитории, уметь перестраиваться на ходу. Интерес ребят к теме дорогого стоит!.. Пожалуй, самое сложное в работе учителя технологии на уроке — изложение учебного материала на уровне достижений современной науки и техники. Дело в том, что при самом, казалось бы, доступном рассказе школьникам о новейшей технике (о промышленном роботе к примеру) всегда найдутся ученики, которым трудно будет это представить. Только широчайшее привлечение средств наглядности позволит решить эту задачу. Теперь — о правильном выборе учебного материала. Прежде всего, нужно оценить его посильность для детей. Учитель помимо интереса, который будущая работа непременно должна вызывать у школьников, должен учитывать еще ряд факторов: достичь цель, которую он планировал решить на данном конкретном уроке, уровень предшествующих знаний и умений и, наконец, возраст и физическое развитие учащихся. Правильный выбор материала стимулирует интерес, формирует уверенность в своих силах и знаниях. Мы уже говорили ранее об особенностях целесообразного выбора методов обучения, теперь скажем о рациональной структуре урока. Это важный фактор организации учебного процесса, ведь каждый урок решает конкретные задачи в системе обучения. В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на следующие основные типы: • урок приобретения учащимися новых знаний (основное место • урок формирования умении и навыков (главный этап — самостоятельная работа учащихся); • урок применения знаний на практике (чаше всего на занятиях • урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в цент • комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока од Естественно, у каждого типа урока имеются различия по его построению, вместе с тем любое занятие по технологии, как правило, проходит следующие этапы: организационно-подготовительный; теоретический; практический; организационно-заключительный. Для того чтобы молодые учителя не воспринимали форму урока как нечто застывшее, не подлежащее изменению, сделаем оговорку. Структуру урока должны определять не мотивы формального характера, но цели, содержание изучаемого материала, дидактические задачи, возраст учащихся, а также используемые методы и средства обучения. Конечно, и знание конкретной группы учеников (класса) поможет молодому учителю сделать правильный выбор и верно распределить время на каждом этапе урока. Следует также иметь в виду, что иногда ход урока необходимо
подвергать коррекции в процессе ведения. Например, ученики не усвоили (как выяснилось) материал прошлого занятия, и — вместо того, чтобы идти дальше по плану — приходится возвращаться I к обобщению пройденного, к разъяснению озвученных ранее понятий. Или, наоборот, новый материал, тесно связанный и соприкасающийся с предыдущим, понят что называется «с лету», и появляется возможность перебросить часть времени на самостоятельную работу. Процесс обучения слишком сложен, чтобы его можно было жестко структурировать. Учитель технологии должен самостоятельно избирать конкретную структуру для данного урока и принимать решения по варьированию всех его звеньев. Date: 2016-05-24; view: 3367; Нарушение авторских прав |