Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные формы уроков технологии





В практике учителя технологии применимы и полезны специ­альные формы занятий. Они могут быть классными и внешколь­ными. К ним относят прежде всего лабораторно-практические за­нятия по отдельным темам программы и производственные экс­курсии. И та и другая форма отличаются значительной дидакти­ческой ценностью, но требуют определенной подготовительной

работы.

Лабораторно-практическая работа по усмотрению учителя тех­нологии может проводиться фронтально (когда все учащиеся вы­полняют одинаковую работу) или в виде практикума (когда мате­риальная база не позволяет фронтального изучения, работу вы­полняют звенья из 2 — 3 человек).

Лабораторно-практические работы могут проводиться непо­средственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени проведения лабораторно-прак­тической работы принимает учитель технологии.

Проведению лабораторно-практических занятий предшествует большая подготовительная работа: изучение преподавателем соот­ветствующего учебного материала, составление письменных инст­рукций, подготовка оборудования и планирование занятий. В слу­чае невозможности фронтального проведения занятия составляет­ся скользящий график его выполнения (по звеньям).

Каждая лабораторно-практическая работа обычно включает еле-дующие основные элементы:

•организационная часть — контроль явки учащихся и подго­товка их к работе;

• общее инструктирование — сообщение темы лабораторно-прак­тической работы, ее цели и содержания; краткое повторение тео­ретических положений, необходимых для выполнения данной ра­боты; инструктаж по безопасности труда;

• расстановка учащихся по рабочим местам и (при необходимо­сти) дополнительное инструктирование;

■ самостоятельная работа учащихся (ознакомление их с рабо­той, порядком ее выполнения; выполнение работы, наблюдение и контроль учителя за работой; текущий инструктаж; составление

 

школьниками отчетов; уборка рабочих мест и сдача оборудования; отчет преподавателю);

•анализ выполнения работы (указание на типичные ошибки и упущения).

При проведении лабораторно-практических работ широко при­меняется письменное инструктирование, которое способствует более четкой организации работы, приучает учащихся к самостоя­тельности.

Письменная инструкция на первом этапе обучения обычно вклю­чает следующие элементы:

•тема работы;

• ее цель;

• содержание;

• перечень оборудования для работы;

• последовательность выполнения работы;

• указания по составлению отчета;

• сообщение, в котором кратко раскрываются теоретические
вопросы, имеющие прямое отношение к выполняемой работе;

• описание устройства и работы оборудования;

• перечень используемой литературы.

По мере приобретения учащимися знаний, умений и навыков из инструкционных карт постепенно исключаются отдельные пунк­ты и указания и ставятся более сложные задачи: самостоятельно выбрать необходимое оборудование, определить последовательность выполнения работы, подобрать по справочникам требуемые дан­ные и т.д.

Такая методика проведения работ позволяет не только разви­вать у школьников самостоятельность, но и вырабатывает инициа­тиву и творческое отношение к изучаемому материалу.

Учебной программой по технологии не предусмотрены специ­ально экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащим­ся полное представление о современном производстве без его по­сещения весьма трудно. Многие проблемы могут быть представле­ны в понятной для учеников наглядной форме только при сопри­косновении с реальной производственной средой. В условиях учеб­ных мастерских школьники, как правило, не имеют возможности знакомиться с современными способами обработки материалов. Экскурсии — часто единственно возможный путь приобщения уча­щихся к современной технике, технологии и организации произ­водства.

Экскурсии могут иметь различное назначение — в зависимости от ставящихся целей. Они могут быть общеознакомительными и целевыми.

В любом случае в методике проведения экскурсии можно выде­лить следующие основные вопросы: подготовка к экскурсии, про­ведение экскурсии и подведение итогов.


Подготовка экскурсии обязательно включает в себя:

определение учебных целей, которые предполагается достичь,

выбор места (объекта) экскурсии;

определение ее маршрута с обязательным совместным решени­ем с представителем производства об обеспечении безопасности передвижения учащихся и по территории предприятия, и при по­сещении производственных помещений (естественно, и сами школьники должны быть ознакомлены с правилами поведения во

время экскурсии).

В проведении экскурсии принципиальна роль экскурсовода. Хо­рошо, если это сам учитель, но часто он оказывается недостаточ­но подготовлен к разъяснению всех особенностей конкретного производства — тогда привлекается работник предприятия. Его вы­бор не может быть случайным. Он должен знать цели экскурсии, учитывать возраст учащихся при объяснении технических подроб­ностей. От индивидуальности экскурсовода во многом зависит ре­шение дидактических задач экскурсии. Это и стимулирование ин­тереса школьников к предмету, и расширение их политехническо­го кругозора.

Подводить итоги экскурсии можно по-разному. Заключитель­ная беседа, письменные отчеты, выпуск технических бюллетеней или альбомов с фотографиями и письменными материалами по истории производства, сведениями о выпускаемой продукции, связям предприятия и т.п.

В распоряжении учителя технологии есть формы уроков, кото­рые могут возбуждать познавательный интерес и переходить в са­мостоятельную продуктивную работу.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какими могут быть типы уроков по технологии? Их функциональ­ные различия?

2. Дайте характеристику особенностям комбинированного урока. Оха­рактеризуйте его структуру.

3. Каковы отличительные особенности уроков по технологии?

4. Какие дидактические требования предъявляются к уроку трудового

обучения?

5. Перечислите дидактические функции лабораторно-практических ра­бот. Как они организуются?

6. Чем руководствуется учитель технологии при определении структу­ры урока?

7. Перечислите особенности проведения уроков-экскурсий.

8. В чем особенности организации учащихся на занятиях по технологии?


 

 
 


Раздел 2

Date: 2016-05-24; view: 2136; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию