Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация дидактических средств





Существуют различные классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.

В арсенал дидактических средств учителя технологии могут вхо­дить следующие приспособления и технические устройства.

Доски — для работы мелом, магнитные, монтажные, специаль­ные (перфорированные), фланелевые, световые (проекторы пись­ма, позволяющие рисовать и писать на обычной бумаге, не отхо­дя от стола, — учащиеся видят увеличенное изображение на эк­ране) и др.

Устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изоб­ражений (эпидиаскопы), проекторы немого кино (большинство для пленки 8 мм), оптические скамьи и лампы для теневой проек­ции, устройства для освещения поля наблюдения (кодоскопы), специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устрой­ства, оптические экраны и др.), вспомогательные устройства, ка­ковыми являются разнообразные экраны (типа бегущей строки), затемнения и т.п.

. Устройства для записи и воспроизведения звука — системы для 1 озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и про­игрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.).

Аудиовизуальная техника — видеофоны, проекторы звукового кино, совмещенные устройства (диафильмо-магнитофоны) ви­деомагнитофоны, школьное телевидение в замкнутой системе.

Дидактические машины — устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экза­менаторы типа КИСИ и др.), тренировочные устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устрой-

 

 

ства (например, стенд машины для изучения работы оборудова­ния с ЧПУ) и т.п.

Копировальная, множительная техника для воспроизведения тек­стов и образов — ротапринты, ксероксы, фотокопирующие уст­ройства.

Приемные устройства средств массовой информации — радио, телевидения.

Электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения; электронные цифровые дидактические машины.

Научно-информационная техника — устройства для чтения мик­рофильмов, классификаторы, классификационные карточки.

Комплексные учебники и программированные тексты — для обу­чения традиционными методами; для программированного обу­чения.

Аппаратура объемного изображения — стереопроекторы, стерео-кинопроекторы, голографическая техника.

Обобщая систему дидактических свойств, которыми может пользоваться педагог, мы возвратимся к уже упомянутому ранее разделению по характеру их чувственного воздействия.

Визуальные средства включают естественные предметы, различ­ные изделия, машины, устройства, модели (неподвижные и под­вижные), плакаты, схемы и таблицы черно-белые и цветные, сим­волы и др. Важное достоинство визуальных средств состоит в том, что они позволяют учащимся приобретать представления о техни­ке и ее применении, — важный фактор в формировании жизнен­ных понятий. Особенно стоит отметить обстоятельство, что у учи­теля технологии есть возможность представлять объекты в увели­ченном или уменьшенном видах, в разрезе или в составе сборной конструкции. Визуальные средства помогают уяснить ход произ­водства, его стадии (технологические карты) и многое другое. Когда учитель последовательно накладывает друг на друга кодограммы, на каждой из которых показываются изменения, происходящие в процессе обработки, то постепенно формирующийся образ стано­вится необычайно запоминающимся.

Аудиальные средства обучения имеют более ограниченное при­менение в преподавании технологии, чем в языкознании, при фор­мировании музыкальной культуры, на уроках литературы. Однако, например, преподавая в школе автодело, учитель имеет возмож­ность прямо в классе ознакомить учеников с «мелодией» исправ­ного двигателя и характерными сбоями, "фальшью» в звучании разладившегося мотора. Добавим: открытия последних лет пока­зывают, что металлы перед разрушением издают «предсмертные вздохи». Прослушав эти интригующие звуки в сочетании с рас­сказом о пределах прочности на растяжение или сжатие различ­ных материалов, школьники получат необычайное по силе впе­чатление.

 

 

Огромную роль в преподавании технологии могут сыграть аудио- визуальные средства. Они оказывают значительные услуги в области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и представлений. Воздействуя одновременно на два анализатора, зрительный и слуховой, они привлекательны в преподава­нии практически всех разделов и тем.

Учебный звуковой фильм (видеофильм) закрепляет представ­ления об определенных предметах, явлениях, процессах, позво­ляет показывать их многократно. В этом заключены немалые ди­дактические достоинства, так как учитель получает возможность знакомить учащихся с содержанием фильма произвольное число раз, концентрируя внимание на процессах, не доступных непо­средственному наблюдению, демонстрировать предметы с близко­го расстояния (даже показывать межкристаллитные явления), по­казывать процесс в ускоренном или замедленном темпе, наглядно представлять его средствами мультипликации и т.д.

Все это позволяет использовать аудиовизуальные средства на любом этапе урока и изучения темы: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении, а иногда для контроля и оценки результатов работы.

Отдельную группу составляют средства, частично автомати­зирующие процесс обучения: программированные учебники, дидак­тические машины, ЭВМ, лабораторные или учебные комплексы на основе микропроцессорной техники и т.п.

Таким образом, различаясь функциональным воздействием, дидактические средства в своем большинстве многосторонни, и

лишь некоторые из них предполагают жесткое классифицирован­ное разделение. Вместе с тем надо сознавать: дидактические сред­ства должны использоваться в тесной связи с остальными элементам и процесса обучения. Их подбор зависит от поставленных целей, методов учебной работы, возраста обучаемых. Использование лекции как основного метода на данном занятии обусловливает применение дидактических средств, отличное от того, которое будет иметь место на уроке, предполагающем выполнение лабораторно- практической работы.

Date: 2016-05-24; view: 1032; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию