Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура персонала предприятия





Персонал предприятия - это личный состав предприятия (учреждения) или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным и иным признакам.

 

Персонал – это весь личный состав предприятия, работающий по найму, постоян­ные и временные, квалифицированные и неквалифицированные работники.

 

Не признаются входящими в состав персонала лица, осуществляющие выполне­ние работ (услуг) на основе гражданско-правового договора подряда либо иного со­глашения, не подпадающего под трудовой договор (контракт).

 

Кад­р ы предприятия – это основной (штатный, постоянный), как правило, ква­лифицированный состав работников предприятия.

Современное предприятие представляет собой сложную социотехническую систе­му: с одной стороны, это совокупность предметов и средств труда, а с другой – сово­купность людей, объединенных для производства товаров или услуг с помощью этих предметов или средств труда, которая понимается как трудовой коллектив.

Трудовой коллектив предприятия независимо от его организационно-правовой формы составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

 

Структура трудового коллектива – это определенные социально-экономические группы, представляющие собой объединения работников по общности значимого признака: одинаковой сложности работ, общей профессии или квалификации, сходным правам и обязанностям.

 

Для организации учета труда, выработки и заработной платы, для составления от­четности и контроля за фондом оплаты труда численность работников предприятия подразделяется:

1) По категориям персонала.

Категории персонала – это классификация работающих по найму исходя из выполняемых ими функций.

Наемные работники подразделяются на группы:

а) рабочие (в том числе квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные);

К рабочимотносятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевоз­кой пассажиров, оказанием материальных услуг и другие.

К рабочим относятся лица, занятые:

— управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автомати­ческих линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок;

— изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи про­стейших механизмов, приспособлений, инструментов;

— строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом обору­дования, ремонтом транспортных средств;

— перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;

— уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и не­производственных помещений;

— проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геолого-съемочными, поисковыми и дру­гими видами геологоразведочных работ, если их труд оплачивается по тариф­ным ставкам или месячным окладам рабочих;

— на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладо­вых и других хранилищах;

— машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики пу­тей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за обо­рудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие рас­тениеводства и животноводства;

— почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи, операторы электронно-вычислительных и вычислительных машин;

— дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.

Б) служащие.

В группе служащихвыделяются следующие категории персонала:

v Руководящие работники.

К руководителямотносятся работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений (должности в ОКПДТР[1], имеющие код категории 1).

К ним относятся: директора (генеральные директора), руководите­ли, начальники, управляющие, заведующие, председатели, менеджеры, производи­тели работ; главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный агроном, главный врач, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный редактор; а также за­местители по названным выше должностям.

Руководители подразделяются по рангам: высшего звена, среднего звена и низшего звена. На производственном предприятии руководители высшего звена – директор и его заместители, руководители среднего звена – начальники цехов и от­делов, руководители низшего звена – мастера и бригадиры.

Существуют понятия «линейный» и «функциональный руководитель». К линейному составу руководите­лей относят начальников цехов, участков, мастеров, а к функциональному со­ставу – начальников функциональных отделов: инженерных, экономических, юри­дических и других лабораторий и бюро.

v Специалисты.

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, эконо­мическими и другими работами.

Например: агрономы, администраторы, бухгалте­ры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспектора, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, врачи, преподаватели, учителя, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты и др.

К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов (код категории специалистов в ОКПДТР-2).

Специалисты в соответствии с профессией и накопленным опытом подразделя­ются на главных (наиболее квалифицированных), старших и просто специалистов. Главные специалисты занимаются сбором и анализом информации, относящейся к управляемому объекту, подготовкой планов и графиков работы предприятия, орга­низацией контроля, подготовкой и анализом отчетов, разработкой технической доку­ментации и т. д.

Менее квалифицированные специалисты, как правило, заняты решением отдель­ных узкоспециализированных вопросов экономики и управления предприятием. Специалисты узкого профиля концентрируют внимание на отдельных конкретных вопросах деятельности предприятия.

v Другие служащие.

Это вспомогательные работники, осуществляющие подготов­ку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание.

Например: агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари-машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учет­чики, чертежники (код категории в ОКПДТР-3).

Эти работники отвечают за своевременную техническую обработку информа­ции - ее упорядочение, учет, хранение, размножение, выдачу, пересылку и т. д.

Структура кадров может также определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация и т. п.

2) По сферам применения труда.

По сфере применения труда работники промышленных предприятий делятся на персонал производственной и непроизводственной сфер.

Персонал основной деятельности — работники, занятые тем видом деятельности, которая является преобладающей по величине произведенной продукции (услуг) в общем объеме производства продукции (услуг) данного предприятия, то есть тем ви­дом деятельности (отрасли), продукция (услуга) которой занимает наибольший удельный вес среди продукции других видов деятельности.

К производственному персоналу относят работников, участвующих в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), управляющих этим процессом и обслуживающих его.

По выполняемым функциям производственный персонал делится на шесть кате­горий: рабочие, ученики, инженерно-технические работники (ИТР), служащие, младший обслуживающий персонал, работники охраны.

Ученики – работники, с которыми заключен ученический договор с целью приоб­ретения профессии.

Младший обслуживающий персонал – работники, занятые выполнением функций обслуживания, не имеющим прямого отношения к производственному процессу (уборщики непроизводственных помещений, курьеры, гардеробщики, шоферы легко­вых машин).

К непроизводственному персоналу относят работников непромышленных орга­низаций, состоящих на балансе предприятия (персонал неосновной деятельности), - в жилищном хозяйстве, медицинских и профилактических пунктах, детских дошко­льных учреждениях и др.

3) По профессионально-квалификационным признакам.

Профессия (лат. Professio – официально указанное занятие), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы.

Например: слесарь, токарь, фрезеровщик, механик, технолог, конструктор, программист, бухгалтер, экономист, товаровед и т. д.

В пределах профессии выделяют специальности.

Специальност ь (от лат. Specialis – особый, особенный, species – род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик, слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт, врач-окулист, врач-стоматолог).

Специализация работника – один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофёр, газосварщик, библиотекарь, корректор, юрист и т.д.). В системе высшего образования и среднего специального образования специальностью называются направления и организационную форму подготовки специалистов. По специальности планируется подготовка кадров, разрабатываются учебные программы и планы, организуется учебный процесс. В системе профессионально-технического образования вместо специальности принято наименование – рабочая профессия.

Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации.

Квалификация (от лат. Qualis – какой по качеству и facio – делаю).

1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда). Присвоение тарифного разряда свидетельствует о пригодности работника к выполнению данного круга работ. Квалификация работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного справочника. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя).

2) Характеристика определённого вида работы, устанавливаемая в зависимости от её сложности, точности и ответственности. Квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесён тарифно-квалификационным справочником. Определение квалификации работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. К. инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и др. лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности.

По уровню квалификации рабочие делятся на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифициро­ванных и высококвалифицированных.

По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваи­вается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику.

Квалификационный разряд – величина, отражаю­щая уровень профессиональной подготовки работника. В соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией) работнику предоставляется работа, а по мере повышения квалификации присваивается более высокий разряд.

Для каждой отрасли промышленности составляются тарифно-квалификацион­ные справочники, в которых содержатся подробные характеристики основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к квалификации работника. Справоч­ники и порядок их применения утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время действуют:

— Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37;

— Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Общие положения ЕТКС утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30. Перечень дей­ствующих на территории Российской Федерации выпусков ЕТКС утвержден постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 г. № 15а (с последующими изме­нениями и дополнениями).

В 2004 году утверждены разделы Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих:

«Квалификационные харак­теристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертифи­кации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор» (утв. по­становлением Минтруда РФ от 29 января 2004 г. № 5);

«Квалификационные характе­ристики отдельных категорий работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (утв. поста­новлением Минтруда РФ от 22 апреля 2004 г. № 51).

Постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. № 9 утвержден Порядок при­менения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, спе­циалистов и служащих.

Квалификационные характеристики должностей служащих являются норматив­ными документами, способствующими правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности ме­жду указанными категориями работников, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификацион­ных требований.

Квалификационные характеристики служат основой при разработке должност­ных инструкций исполнителям и по каждой должности состоят из трех разделов:

- раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые мо­гут быть поручены полностью или частично служащему, занимающему данную должность, и является основой для разработки должностных инструкций непо­средственно в организациях, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность служащего;

- раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к слу­жащему в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных докумен­тов, методов и средств, которые должны применяться при выполнении долж­ностных обязанностей;

- раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» определяет уровень профессиональной подготовки служащего, необходимый для выполнения воз­ложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

Специалисты делятся по квалификационным категориям на специалистов 1, 2, 3-й категории и без категории.

Руководители подразделяются по структурам управления на линейных и функциональных, по звеньям управления — на высшее, среднее и низшее.

Дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняемых работ исходя из ответственности, разнообра­зия и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

В тарифно-квалификационных характеристиках приведен перечень основных, наиболее часто встречающихся работ исходя из сложившегося в отраслях экономики разделения и кооперации труда. Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются с учетом особенностей организации и утверждаются в установленном порядке.

Профессионально-квалификационная структура служащих предприятия отража­ется в штатном расписании – документе, представляющем собой перечень сгруппи­рованных по отделам и службам должностей служащих с указанием категории (раз­ряда работ) и должностного оклада.

 

При распределении работников организации по категориям персонала (при за­полнении форм по труду) следует руководствоваться Общероссийским классифика­тором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 года постановлением Госстандар­та РФ от 26 декабря 1994 г. № 367.

Date: 2016-05-23; view: 572; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию