Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Клавирная музыка 17-18 века
16-15 века - первое упоминание о клавишных инструментах. Самые распространенные две разновидности клавира – клавесин и клавикорд. В 16 веке приобретает положение универсального инструмента: он становится обязательным участником оперного спектаклю и камерного ансамбля. На начальной стадии клавирное искусство развивалось в тесной связи с народно-бытовой музыкой. Образуются новые жанры: сарабанда, чакона, пассакалия. В творчестве Баха и Генделя завершается история этих старинных жанров. Ведущее положение в истории клавирного искусства 16-17 веков принадлежит Англии и Франции Англия – излюбленный метод – вариации (на народно-бытовые песенные мелодии и танцы) Франция – появление клавирной сюиты. Сюита – циклическое произведение, каждая часть которого имеет замкнутую форму, объединены тональностью, главный принцип – контраст (по темпу и характеру).Стержень сюиты - 4 танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. 1. Аллеманда – тяжеловесный 4х дольный танец, часто полифонического изложения. Движение спокойное, умеренное. Характер серьезный. 2. Куранта – оживленный танец в 3х дольном размере. Достиг популярности во Франции в 17веке. 3. Сарабанда – скорбно-сосредоточенный характер, медленное движение.(3х дольная) 4. Жига – быстрый старинный танец,3х дольный размер, (бывает полифонического склада) Вставочные номера сюиты: гавот, менуэт, бурре, полонез, пастье, ария. ФРАНЦУЗСКАЯ КЛАВЕСИННАЯ МУЗЫКА Французским клавесинистам принадлежит создание грациозной орнаментальной мелодики с изысканно изукрашенным мелизмами рисунками (морденты, группетто, форшлаги).Рококо - «украшение из камней и раковин» Французские музыканты вносили в творчество народные элементы. Творчество Франсуа Куперена – вершина французского клавесинного искусства. Чаще всего Куперен использует форму рондо, имеющую народно-танцевальное происхождение и рельефно выявляющее основной образ пьесы. Творчество Куперена – завершение длительного процесса развития французской клавесинной музыки,. её форм, жанров и собственно клавесинного стиля. 5.Гендель – оратория «Самсон» • Совсем иной тип оратории, хотя многое роднит его с «Израилем в Египте»: библейская тематика, монументально-героический стиль и оптимистическое разрешение драматической идеи. Но если «Израиль в Египте» - произведение чисто эпического, повествовательного склада, то ораторию «Самсон» можно назвать музыкальной драмой, драмой-концертом. • Библейское сказание о Самсоне драматизируется: события, чувства и переживания героев передаются не от третьего лица, а узнают непосредственно из уст самих героев – в речитативах и ариях, дуэтах и хорах. • Конфликт, который содержится в сюжете, позволяет построить развитие на противопоставлении двух враждующих народов – израильтян и филистимлян – и их представителей: с одной стороны, Самсона, Михи, Маноа, с другой – Далилы, Харафы. • В «Самсоне» - выведен ряд «действующих лиц», при этом каждый персонаж обладает особой, индивидуальной музыкальной характеристикой. В соответствии с развитием драмы, различную музыкальную обрисовку получает и народ. • Мысли и чувства отдельных героев передаются в речитативах, ариях, переживаниях народа и в хоровых номерах. • Речитатив соединяет в одну цепь хоры и арии. В речитативах (часто в форме диалога) происходит движение событий, в ариях или хорах выражается отношение к этим событиям,вызываемые ими чувства. • Основу оратории составляют библейское сказание о вожде израильского народа Самсона • По преданию, Самсон обладал чудодейственной силой (сокрытой в его волосах), которая держала в страхе врагов его народа — филистимлян. Жена Самсона — филистимлянка Далила — предала его: спящему герою она отрезала волосы, и обессиленного Самсона заковали в цепи, ослепили и бросили в тюрьму. Народ, лишенный защиты, также был ввергнут в рабство. Но бог внял молитвам иудейского народа и сжалился над страданиями Самсона. Во время празднества, устроенного филистимлянами в честь языческого бога Дагона, к Самсону, приведенному на торжество, вернулась былая мощь. Руками он сокрушил колонны храма, и обрушившиеся своды погребли врагов-филистимлян. Вместе с ними погиб и герой Самсон; но смерть его принесла свободу томящемуся в рабстве израильскому народу. • Оратория начинается с момента, когда Самсон, скованный и слепой, находится в плену у филистимлян. Три части оратории объединены единой линией драматического развития. • Первая часть – завязка драмы. В ней противопоставлены 2 враждебных лагеря: торжествующие победу филистимляне и угнетенные рабством израильтяне.Здесь дана и обрисовка центрального героя Самсона • Во второй части вводятся новые персонажи: жена Самсона Далила, воин-филистимлянин Харафа. Конфликт мужду героями оратории приводит к непосредственному драматическому столкновению Самсона и Далилы, Самсона и Харафы. • Третья часть – развязка драмы. Праздник в честь бога Дагона, разрушение храма и смерть Самсона, похороны героя, торжественное заключение. • Оратории предшествует большая трехчастная увертюра. 6.Гендель – «Соncerto grosso» • Вершина инструментального творчества Генделя • Соncerto grossо (с ит. «большой концерт») – инструментальный жанр, зародившийся в эпоху барокко, основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. • Впервые появились в Италии. Основоположником этого жанра светской инструментальной музыки считается один из крупнейших итальянских композиторов, скрипач-виртуоз Арканджело Корелли. • Типичный признак «большого концерта» заключается в том, что солирует, концертирует здесь не один инструмент, а группа однородных инструментов или несколько солистов, несколько разных концертирующих инструментов. • В циклической композиции concerto grosso, как и в сюите, количество частей произвольно, колеблется от трех до пяти или шести. Довольно часто в них встречаются танцы, характерные для сюит – полонез, менуэт, аллеманда, жига, сарабанда. • В то время как Бах в Бранденбургских концертах строго соблюдает принцип контраста сопоставляемых частей цикла, у Генделя можно встретить идущие подряд быстрые или медленные пьесы; • В оркестровых сочинениях Гендель, как в клавирных и органных, опирался на жанровую тематику, широко пользовался образами и музыкальными элементами бытового искусства. • Как и для Баха, концерт для Генделя – произведение по преимуществу ансамблевое. Партии сoncertino и grosso не противостоят друг другу, а взаимодействуют. • Concerti grossi ор.3 предназначены для струнного состава с basso continuo (непрерывный бас) и двух гобоев. Концерты ор.6 – только для струнных и basso continuo, причем концертируют две скрипки. • Торжественность медленного вступления оттеняется то энергией полифонического развития, то танцевальной грацией, то лирической напевностью. При этом композитор стремится подчеркнуть саму специфику концертного стиля в понимании своего времени. Отсюда более гомофонный склад в одних частях, переклички групп инструментов в других, выделение «поющей» мелодии в партии солистов в третьих. • Многие концерты открываются увертюрами французского или итальянского типа. В большинстве сочинений присутствует, по меньшей мере, одна фугированная часть, обычно она быстрая. Фугированные разделы есть и в увертюрах. Date: 2016-05-23; view: 5841; Нарушение авторских прав |