Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гайдн – «Симфония №103»
Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является «Симфония с тремоло литавр». Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома Allegro очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера. В симфониях Бетховена мы можем обнаружить резкое различие в характере главной и побочной партий. Для творчества Гайдна это не характерно. Вот и в этой симфонии побочная партия близка по характеру главной. Второй раздел не случайно получил название разработки. В нём развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. Тему главной партии Гайдн делит надвое, причём каждая из частей развивается самостоятельно. Он в корне меняет характер темы вступления. Если в начале симфонии она звучит медленно и таинственно, в разработке Гайдн как бы включает её в общее движение, ускоряя её темп. Важным способом развития является и смена тональностей. Не менее важно в разработке и тембровое, оркестровое развитие, когда темы проводятся у различных инструментов. Третий раздел сонатного аллегро - реприза. Здесь как бы подводится итог всему развитию, темы проходят в том же порядке в главной тональности, различия между ними сглаживаются. Вторая часть симфонии, Andante, вносит контраст к весёлой, быстрой первой части. Это медленные и спокойные вариации на две темы. Первая тема (до минор) - мелодия народной хорватской песни. Неторопливо и спокойно она излагается струнными инструментами. Вторая тема (до мажор) похожа на волевой, бодрый марш. Её исполняют не только струнные, но и деревянные духовые и валторна. После изложения тем следуют вариации - поочерёдно на каждую тему, в которых обе мелодии сближаются. Первая тема звучит взволнованно и напряжённо, а маршевая становится более плавной и мягкой. Третья часть симфонии - традиционный менуэт. Но это скорее не бальный придворный менуэт, изящный и чопорный, а менуэт народный, с характерным чётким ритмом. Средний раздел менуэта называется трио. Когда-то давно так называли середину оркестровых произведений, которую исполняли только три инструмента. В XVIII веке, хотя трио играли не только три инструмента, звучность в них несколько облегчалась. Вот и в этой симфонии Гайдна полного звучания оркестра в трио струнные инструменты ведут мягкую, плавную мелодию. В четвёртой части симфонии вновь возвращается праздничное настроение. Здесь нет контрастов и напряжённости. Написан финал в форме рондо, где главная тема - народного происхождения. Фоном ей служит характерный ход валторн, похожий на звуки лесного рога. Все части Симфонии № 103, при всём различии, объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением. 16.Гайдн – «Лондонские симфонии» Высшим достижением гайдновского симфонизма считаются его 12 «Лондонских» симфоний. «Лондонские» симфонии (№№ 93–104) были написаны Гайдном в Англии, во время двух гастрольных поездок. Именно в «Лондонских» симфониях композитор создал свой, устойчивый тип симфонии. Типичная для Гайдна модель симфонии отличается: • Господством мажорных тональностей (кроме №95, c-moll) • Опорой на народно–жанровый тематизм. • Общим жизнерадостным характером музыки. Для Гайдна вообще мало свойственна героика и трагедийность, но в данном случае он наверняка учитывал условия исполнения «Лондонских» симфоний. Гайдн должен был завоевать и покорить неискушенного лондонского слушателя. Для каждой из них он нашел какую-нибудь интересную деталь – «изюминку». Это сразу же было оценено слушателями. Все «Лондонские» симфонии открываются медленными вступлениями (кроме минорной 95-й). Вступления выполняют многообразные функции: • Они создают сильный контраст по отношению ко всему остальному материалу I части, поэтому в дальнейшем ее развитии композитор, как правило, обходится без сопоставления разнохарактерных тем; • Вступление всегда начинается с громкого утверждения тоники • Иногда материал вступления становится одним из важных участников тематической драматургии. Так, в симфонии № 103 мажорная, но сумрачная тема вступления появляется и в разработке, и в коде I части, причем в разработке она становится неузнаваемой, сменив темп, ритм и фактуру. • 1.Сонатное аллегро. Сонатная форма в «Лондонских симфониях» весьма своеобразна. Гайдн создал такой тип сонатного allegro, в котором главная и побочная темы не контрастны друг другу, строятся на одном и том же материале. Такой прием стал художественной нормой в «Лондонских» симфониях. В разделе побочной партии звучит та же тема, но только в доминантовой тональности. В экспозициях I частей симфоний № 93, 102, 103 побочные темы строятся на самостоятельном материале. В I части симфонии № 103 обе темы экспозиции задорны, жизнерадостны, обе мажорны: главная – в основной тональности, побочная – в доминантовой. В сонатных разработках «Лондонских» симфоний господствует мотивный тип развития. Это обусловлено танцевальным характером тем (танцевальные темы легче членятся на отдельные мотивы, чем кантиленные). • 2.Andante. Излюбленной у Гайдна формой медленных частей являются двойные вариации, которые иногда так и называют «гайдновскими». Чередуясь между собой, варьируются две темы (обычно в одноименных тональностях), различные по звучности и фактуре, но интонационно близкие и потому мирно друг с другом соседствующие. В такой форме написано, например, известнейшее Andante из 103 симфонии. Минорная первая тема (струнные) носит сосредоточенно-повествовательный характер, а мажорная вторая (весь оркестр) – маршевый и энергичный. • Наряду с вариационной, композитор нередко использует в медленных частях и сложную трехчастную форму, как, например, в симфонии № 104. Все разделы трехчастной формы содержат здесь что-то новое по отношению к начальной музыкальной мысли. По традиции медленные части – это центр лирики. Однако гайдновские темы медленных частей опираются на песенную или танцевальную основу, обнаруживая черты менуэта. Из всех «Лондонских» симфоний ремарка «певуче» присутствует только в Largo 93 симфонии. • 3.Менуэт – единственная часть в симфониях Гайдна, где в обязательном порядке присутствует внутренний контраст. Гайдновский менуэт - эталон жизненной энергии и оптимизма Чаще всего это живые сценки народного быта. Преобладают менуэты, несущие традиции крестьянской танцевальной музыки (№ 104). Более галантный менуэт в «Военной» симфонии, причудливо-скерцозный (благодаря острой ритмике) – в симфонии № 103.Форма менуэта – всегда сложная трехчастная с контрастным трио в центре. Трио обычно мягко контрастирует с основной темой менуэта. Очень часто здесь действительно играют лишь три инструмента, фактура становится более легкой и прозрачной). • 4.Финалы «Лондонских» симфоний все без исключения мажорны и радостны. Здесь нет контрастов и напряженности. Очень часто музыка финалов вырастает из подлинно народных тем, как в симфонии № 104. Ее финал основан на чешской народной мелодии. Форма финала – рондо или рондо-соната. Date: 2016-05-23; view: 6801; Нарушение авторских прав |