Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Моцарт – опера «Свадьба Фигаро»





Создана в 1786 году. Моцарт обратился к сюжету знаменитой комедии Пьера Огюста Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». В Австрии эта пьеса была запрещена. Комедия критиковала общественное неравенство, говорила о праве каждого человека на счастье и человеческое достоинство. Такой сюжет был совершенно непривычен для оперной сцены – еще ни одна опера не говорила о прямой борьбе между слугой и господином. Обличительные речи Фигаро, мысль о превосходстве ума над знатностью и богатством – всё это было близко Моцарту с его протестом против бесправного положения. Таким образом, композитор обратился к комедии Бомарше далеко не случайно: он нашел здесь совершенно новое и актуальное идейное содержание.

Либретто «Свадьбы Фигаро» написал Лоренцо да Понте. Он сгладил политическую остроту комедии, убрал публицистику, ряд обличительных сцен и заострил чисто комедийные положения. Изъятие публицистики отразилось, главным образом, на Фигаро. В опере Фигаро не входит в обсуждение государственных проблема. Его «лицо» определяется не политическими воззрениями, а моральными качествами. Однако, при всех изменениях, основная идея пьесы Бомарше – нравственное превосходство слуги над аристократом – в опере сохранилась

Внешне композитор следует традициям buffa:

• Использует принцип чередования музыкальных номеров с сухими речитативами.

• Подчеркивает комедийные черты в облике многих персонажей. Здесь есть традиционные герои, восходящие к итальянской «комедии масок» — доктор Бартоло, учитель музыки Базилио, судья дон Курцио и т.д.

• Характерная принадлежность комедийного сюжета — пара слуг.

• В опере много типично буффонных ситуаций (переодевания, ночная путаница во втором финале).

И все же это, скорее, внешние приметы жанра. Главное в другом. Основные персонажи оперы – Фигаро и Сюзанна – резко отличаются от традиционной комической пары слуг. Их характеры непривычно индивидуализированы, а музыка отличается такой поэтичностью, которая вовсе не была свойственна жанру buffa. Моцарт не умеет по-итальянски смеяться над своими персонажами. Поэтому он не смеется над графом, когда тот говорит о своей любви к Сюзанне. Для Моцарта вина графа в другом – он не видит, не уважает человека в своем слуге.



Многозначность образов составляет одну из главных жанровых особенностей «Свадьбы Фигаро». При этом здесь нет противопоставления трагического и комического. У каждого героя – свой мир чувств, своя реакция на происходящее. Моцарт подчеркивает в них не столько типические черты (как это было в традиционной опере буффа), сколько индивидуальные.

У каждого героя свой музыкальный язык, свои выразительные средства для его обрисовки, которые сохраняются не только в ариях, но и ансамблевых номерах. Ярким примером является характеристика Фигаро. Главная особенность его музыки – подчеркнутая активность и энергия. Жанровая основа его музыки – танец или марш

Развитие сюжета в комедии Бомарше очень сложно. Чтобы такое сложное сценическое действие передать музыкой, потребовалась совершенно новая трактовка оперных форм, в первую очередь ансамблей. Их роль существенно возросла и в количественном, и в качественном отношении. Из 28 номеров оперы – 14 ансамблевых. Ансамбли не менее, а порой и более важны для воплощения характеров, чем арии. Например, у Сюзанны всего 2 арии, из которых еще не складывается полное представление об ее облике, зато без нее не обходится ни один ансамбль.

Новизна моцартовских ансамблей заключается в том, что они выражают не только развитие и смену чувств, но и движение событий, тогда как в традиционной опере buffa единственным стержнем сценического действия был сухой речитатив. Наиболее «событийными» являются финальные ансамбли, полные неожиданных сюжетных поворотов.

В них наблюдается постепенное увеличение количества участников; Появление каждого нового участника образует самостоятельный раздел, отличающийся своим особым характером, окраской, мелодическим строем.

Сохраняя индивидуальность своих героев не только в сольных, но и в ансамблевых номерах, Моцарт насыщает ансамбли «эмоциональной полифонией»: в их музыке нередко одновременно сочетаются различные эмоции, порой резко контрастные.

Сюжет:

Действие I

Фигаро и Сюзанна, слуги Графа и Графини Альмавива, готовятся к свадьбе. Фигаро узнает от своей невесты, что Граф надеется соблазнить ее, и приходит в ярость. Он полон решимости отомстить своему хозяину.

Появляется доктор Бартоло с Марселиной, которая во что бы то ни стало хочет выйти замуж за Фигаро. У нее есть долговая расписка, согласно которой Фигаро должен отдать деньги, которые взял у нее взаймы, или жениться на ней. Марселина случайно сталкивается с Сюзанной, соперницы обмениваются взаимными оскорблениями.

Сюзанна возвращается в свою комнату, где к ней бросается Керубино, молодой паж. Видя, что Сюзанна одна, Керубино признается ей в любви. Появляется Граф, Керубино едва успевает спрятаться. Граф опять пытается соблазнить Сюзанну. В комнату входит Базилио, учитель музыки, и прятаться приходится уже Графу. Базилио рассказывает Сюзанне, что Керубино влюблен в Графиню. Услышав это, Граф в бешенстве выскакивает из своего укрытия. Он приходит в еще большую ярость, когда обнаруживает Керубино и понимает, что тот был свидетелем его попытки соблазнить Сюзанну.



Фигаро собирает всех обитателей дома, чтобы вознести хвалу своему хозяину. Граф вынужден благословить Фигаро и Сюзанну на брак. Но пажу Граф приказывает немедленно отправляться в армию.

Действие II

Графиня оплакивает утраченную любовь мужа. Сюзанна и Фигаро уговаривают ее подстроить Графу ловушку: они пошлют Керубино, переодетого в платье Сюзанны, на свидание с Графом этой ночью, и в это же время сообщат ему, что его жена отправилась на свидание с другим мужчиной. Появляется Керубино. Женщины запирают дверь и начинают переодевать его девушкой. Сюзанна выходит в соседнюю комнату, в этот момент в дверь стучится Граф. Он приходит в ярость, обнаружив, что дверь заперта. Керубино прячется в туалетной комнате, и Графиня впускает мужа. Внезапно из туалетной комнаты слышится шум.

Граф не верит словам жены о том, что там Сюзанна. Он отправляется за инструментами, чтобы взломать дверь, и требует, чтобы Графиня пошла с ним. В это время Сюзанна, оставшаяся незамеченной и все видевшая, помогает Керубино бежать через окно, а сама занимает его место в туалетной комнате. По возвращении Граф и Графиня с удивлением находят в туалетной комнате Сюзанну. Казалось бы, все обошлось, но приходит садовник Антонио и жалуется, что кто-то выпрыгнул из окна и помял цветы на клумбе. Фигаро, который торопится объявить, что все готово к свадьбе, быстро импровизирует, уверяя, что это он выпрыгнул из окна. Появляются Бартоло, Марселина и Базилио. Они показывают Графу долговую расписку, которая обязывает Фигаро жениться на Марселине. Граф объявляет, что свадьба Фигаро и Сюзанны откладывается.

 

 

Действие III

Сюзанна вводит Графа в заблуждение, обещая ему свидание этой ночью. Граф вне себя от радости, но затем он подслушивает, как Сюзанна сговаривается с Фигаро. В ярости он клянется отомстить.

Графиня одна. Она мечтает вернуть свое потерянное счастье и решает принять участие в заговоре против мужа.

Суд. Марселина приводит с собой адвоката Дона Курцио и требует, чтобы Фигаро сейчас же погасил долг или женился на ней. Фигаро отвечает, что не может сделать этого без согласия своих родителей, у которых он был похищен в младенчестве и которых ищет уже долгие годы. Когда он показывает родимое пятно на руке, Марселина понимает, что Фигаро — их с Бартоло давно потерянный сын.

Графиня и Сюзанна сочиняют письмо к Графу, подтверждающее вечернее свидание с Сюзанной в саду. Появляется переодетый в женское платье Керубино со своей подругой Барбариной, дочерью Антонио: вместе с другими девушками они принесли цветы Графине. Антонио разоблачает молодого человека. Граф в ярости обнаруживает, что Керубино ослушался его и все еще находится в доме. Но его гнев остужает Барбарина, напомнив, что Граф обещал исполнить любое ее желание: она просит прощения для Керубино и хочет выйти за него замуж. Граф вынужден согласиться.

Все домочадцы собираются на свадьбу Сюзанны и Фигаро. Сюзанна передает Графу письмо, к которому приколота булавка.

Действие IV

Барбарина в отчаянии: она потеряла булавку, которую Граф велел вернуть Сюзанне. Появляются Фигаро и Марселина. Барбарина рассказывает им о запланированном свидании Сюзанны и Графа. Потрясенный вероломством своей невесты, Фигаро обличает всех женщин. Он прячется, когда появляются обменявшиеся нарядами Сюзанна и Графиня. Оставшись одна, Сюзанна поет о любви. Она знает, что Фигаро подслушивает ее и получает удовольствие от того, что он думает, будто она собирается изменить ему с Графом. Потом она тоже скрывается, как раз вовремя, чтобы увидеть, как Керубино пытается соблазнить переодетую Графиню. Пажа спугнул Граф, который хочет остаться наедине с дамой, которую считает Сюзанной. Фигаро только сейчас понимает, что происходит, наслаждается шуткой и заявляет о своей страсти Сюзанне, якобы полагая её Графиней. Возвращается Граф. Обнаружив Фигаро, как он думает, в обществе своей жены, он впадает в ярость. В этот момент настоящая Графиня выходит вперед. Сконфуженный Граф просит у нее прощения. Безумный день заканчивается.

19.Моцарт – «Реквием»

• Реквием Моцарта – последнее создание великого композитора – принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры.

• Реквием – это траурная, заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст, принятый в католической службе. Она состоит из нескольких традиционных разделов ,среди которых, помимо обычных частей любой мессы, обязательны части, принадлежащие только к траурной мессе: «Вечный покой», «День гнева» и «Чудесная труба», где изображается страшный суд господень, «Слезная» (Лакримоза).

• Состоит из 12 частей, содержание их – мольбы о даровании покоя, спасения души, картины страшного суда

• Из 12 номеров Реквиема девять написаны для хора и три для квартета солистов.

• Реквием закончил ученик и близкий друг Моцарта Зюсмайер по эскизам и наброскам композитора.

• В составе оркестра отсутствуют флейты, гобои, кларнеты, валторна, зато добавлены бассетгорны, придающие звучанию оркестра мрачный, мистический колорит.

• Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, 4-х голосный хор, оркестр.

• Глубокая скорбь характерна для первой части Requiem aeternam (Вечный покой), начинающейся полифоническим изложением темы сначала в оркестре, а затем в хоре. Настроение усугубляется трагической тональностью ре минор. Вторая половина первой части – это двойная фуга на словах «Kyrie eleison». Обе темы фуги контрастируют друг с другом, звучат одновременно.

• Вторая часть «День гнева» - это грозная картина страшного суда.

Мелодический ход из первой части здесь выражает уже не сосредоточенную скорбь, а возглас отчаяния.

• Среди хоровых номеров Реквиема особенно потрясают своей силой драматизма «Confutatis»( Суд изрекши посрамленным) и «Lacrymosa». Им противопоставляют молящие нежные фразы женских голосов («Voca me» - «Призови меня»):Создается резкий драматический контраст. Постепенное хроматическое понижение тональностей и ходы басов на тритон в момент вступления уменьшенного септаккорда производят впечатление все большего погружения в бездну»».»Lacrymosa» - лирико драматическая кульминация всего произведения. Интонации скрипок передают стенания(стоны).В хоре звучит печальная минорная мелодия.

• В Реквиеме Моцарта преобладают скорбно-трагические настроения, что обусловлено характером самого жанра. Контрастирующие части, полные просветления, умиротворенности лишь ещё более оттеняют общую глубоко трагическую концепцию произведения








Date: 2016-05-23; view: 2327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию