Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нейропсихология мышления 7 page





Чтобы установить, что испытуемые верно упот ребляли слова «правое» и «левое», были предприня­ты 24 дополнитеттьных опыта в которых стимулами являлись простые пары кружков — один белый, дру­гой черный, разделенные вертикальной чертой От испытуемого требовалось сказать «справа» или «сле­ва», в зависимости от того, с какой стороны распо­лагался черный кружок Двенадцать таких проб давались до основной серии опытов и двенадцать — после

Только четверо испытуемых (двое с задними ле­восторонними поражениями и двое с задними пра­восторонними поражениями) имели ошибки при простой оценке правой или левой стороны, и во всех лучаях эти ошибки спонтанно и быстро корриги­ровались перед следующей попыткой. Ни один из испытуемых не сделал более двух ошибок. (,,)

При предъявлении перевернутых стимулов груп­па больных с правосторонними задними поражени­ями имела большее число ошибок, чем контрольная группа, группа больных с задними левосторонними поражениями и группа с «не задними» поражения­ми Других различий между группами больных обна­ружено не было,

Выявленные в этом исследовании нарушения переориентации стимулов в уме, связанные пре­имущественно с задними правосторонними пора­жениями, не могут быть объяснены за счет дефектов зрительного восприятия или памяти. Если бы группа больных с задними правосторонними поражениями не могла различать местоположение в пространстве черного и белого кругов, обозначающих руки чело­вечков, или же страдала от грубого левостороннего игнорирования, то нарушения, вероятно, имели бы место как при вертикальном, так и при переверну­том предъявлении стимулов. В эксперименте прямо не использовалась загрузка памяти, и ответ, требо­вавшийся от испытуемых, будучи вербальным, не был в достаточной степени затрудненным, чтобы су­щественно влиять на показатели деятельности Если ы дефекты, лежащие в основе этих нарушении, яв­лялись какой-либо формой нарушения ориентировки в правом—левом, то в этом случае можно было бы также предполагать, что испытуемые имели бы нару­шения в обоих вариантах теста, а также то, что боль­ные с задними поражениями левого полушария имели бы большую степень дефекта, чем больные с пораже­ниями задних отделов правого полушария. Разумеет­ся, сниженные показатели группы больных с задними левосторонними поражениями для вертикального по­ложения могут быть отражением некоторого негрубого нарушения ориентировки в правом—левом, посколь­ку задание в этом случае является аналогичным неко­торым клиническим и экспериментальным тестам, направленным на исследование этой способности (A.L.Benton, I959; M.Crttchley, 1953).

Если перечисленные положения верны, то ре­зультаты подтверждают предположение, основанное на клиническом материале (N.Butters el al., 1970; V.Mayer, 1954 и др.) и экспериментальных работах, проведенных на здоровых испытуемых (G.Cohen, 1975; R.L.Taylor, 1972), о том, что правое полуша­рие специфическим образом участвует в решении задач на вращение в уме и, следовательно, в одной из форм пространственного мышления.


П. Мил и ер повреждения лобных долей мозга у человека

Б.Милнср (1963) на большой группе испытуе­мых четко показала, что «лобные» больные очень плохо выполняют задачу классификации карточек, предложенную Грантом и Бергом. В этой задаче пе­ред испытуемым раскладывают четыре карточки, на которых изображены: один красный треугольник, две зеленые звездочки, три желтых крестика и четыре голубых кружка. Затем испытуемому дают пачку из 128 карточек, которые нужно разложить на кучки под образцами. На карточках, имеющихся в пачке, находятся те же изображения, но отличающиеся по цвету, форме или числу. Например, там может на­ходиться карточка с двумя красными крестами, ко­торая будет похожа на первый образец по цвету, на второй — по числу и на третий — по форме. Если испытуемый поместит эту карточку под первым об­разцом, экспериментатор говорит ^правильно» в слу­чае, если классификация должна производиться по цвету; испытуемый должен понять, что все осталь­ные карточки следует разложить по цвету, не обра­щая внимания на другие особенности. После того как 10 последовательных карточек раскладываются правильно без предупреждения, принцип классифи­кации меняется: теперь карточки нужно раскладывать по форме. Если испытуемый продолжает расклады­вать карточки по цвету, ему говорят «неправильно», и он должен открыть новый принцип классифика­ции. Снова после 10 правильно разложенных карто­чек без предупреждения производится переход к классификации по числу. Последовательная смена трех принципов классификации вновь повторяется. Испытуемый продолжает раскладывание карточек, пока он дважды не разложит по 10 карточек пра­вильно во всех категориях или пока у него не кон­чатся карточки.

У больных с односторонним повреждением дорсо-латсральной области лобной доли («латерально~лоб-ные») обнаруживались значительные нарушения в этом тесте. Обычно они обучались первому принципу клас­сификации (хотя у некоторых проявлялось исходное предпочтение одного из принципов, которое они ни­когда не могли преодолеть), но затем лишь с боль­шим трудом совершали переход ко второму принципу

 

 

' Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. С.523—525.

 

или вообще не могли этого сделать. Они делали боль­ше персеверативных ошибок (выбор карточек, ко­торый был бы правильным, если бы принцип не изменился) и осуществляли меньше переходов с категории на категорию, чем контрольная группа больных с повреждениями задних отделов коры. Уди­вительно, что больные с орбитально-лобными по­вреждениями не отличались по выполнению задачи от контрольной группы. «Лобные» больные вообще способны были решить эту задачу по уровню интел­лекта; многие из них указывали вначале, что кар­точки можно рассортировать по форме, цвету или числу элементов, но как только они фиксировали внимание на одном из возможных решений, каза­лось, что они забывали о возможности какого-либо другого решения. (...)

Б.Милнер (1964) обнаружила неожиданно резко выраженные нарушения у «лобных» больных в тесте на прохождение «контактного лабиринта», которые были выражены значительно сильнее, чем у всех остальных групп с повреждениями коры, за исклю­чением больных с тяжелыми расстройствами памяти, возникающими при двусторонних повреждениях медиальной части височной доли. При исследовании выяснилось, что по характеру ошибок «лобные» больные отличались от всех остальных. Вместо того чтобы вернуться к предыдущей точке лабиринта, если они сделали ошибку, они продолжали двигать­ся вперед, или проходили лабиринт по диагонали (в нарушение правил), или повторяли тот же путь. Они знали, что этого нельзя делать, но, по-видимому, были не способны регулировать свои импульсивные действия.

Возможно, что «лобные» больные удерживают единственную цель — достичь конца лабиринта и испытывают затруднения при подавлении этой цели, когда она вступает в конфликт с системой других требований, подобных правилам, установленным в тесте. Когда для больных с различными поврежде­ниями мозга было подсчитано число «нарушений правил», обнаружилось, что «лобные» больные со­вершают их значительно больше, чем любая другая группа.

Эти данные подтверждают прежние наблюде­ния, согласно которым «лобные» больные испы­тывают затруднения при необходимости изменить свое поведение, если оно перестало соответство­вать обстоятельствам. Как и у многих животных с повреждениями лобных долей, влияние внешней мотивации оказывается ослабленным или. говоря более точно, в случаях, когда следует учесть не­сколько конфликтных видов мотивации, больные испытывают затруднения при переключении от одной к другой.


С. В ейнштейн нарушения комплексных способностей при односторонних мозговых поражениях

Изучались эффекты воздействия мозговых по­ражений на способность различения размеров трех­мерных фигур у 58 испытуемых с ранениями мозга и 20 контрольных испытуемых без мозговых ране­ний (S.Weinstein, 1962). Задачей испытуемого было ощупать деревянный куб и затем попытаться найти куб того же размера среди набора кубов. Удивитель­на, что группа больных с односторонними пора­жениями правого полушария в среднем имела большее число ошибок, чем группа больных с ле­восторонними поражениями и контрольная группа. Показатели контрольной группы и группы больных с левосторонними поражениями статистически не различались. Можно было бы думать, что дефект, наблюдаемый в группе больных с поражение *и пра­вого полушария, просто отражает большее число больных с поражениями теменной области в данной группе. Однако это было не так: теменное пораже­ние имели около трети больных с правосторонними и около трети больных с левосторонними пораже­ниями.

Для того чтобы исключить некоторые сенсорные факторы, которые могли бы обусловливать эти нару­шения, мы рассмотрели показатели тех испытуемых, у которых различение размеров было статистически значимо снижено, в зависимости как от стороны поражения, так и от состояния чувствительности Руки. При сравнении индивидуумов с односторон­ними поражениями правого и левого полушария мы получили статистически значимые различия по по­казателям 5(2: 11 из 19 больных с правосторонними поражениями показали нарушения восприятия раз­мера, в то время как этот дефект имели только 4 из 23 человек с поражениями левого полушария. По­скольку нас интересовало взаимоотношение между фактором поражения правого полушария и наличи­ем дефектов различения двух прикосновений, мы сравнили группу испытуемых с поражениями право­го полушария с этим сенсорным дефектом и группу испытуемых с поражениями левого полушария, имевших аналогичный дефект. Значения %2 были достоверными. Все 6 больных с правосторонними поражениями и нарушениями различения двух при­косновений имели дефекты оценки размеров; и толь­ко 1 из 5 человек с левосторонними поражениями и с дефектами различения двух прикосновений имел этот дефект. (...)

Очевидно, что для возникновения нарушений тактильного различения размеров при поражениях мозга существенны два фактора: поражение правого полушария и дефекты различения двух прикосно­вений.

Поражения правого полушария не приводят к нарушениям всех аспектов тактильного восприятия. Вейнштейн и др. (1958) использовали тест на разли­чение текстуры, аналогичный по процедуре тесту на, различение размеров трехмерных фигур. Несмотря на сходство тестов, исследование различения раз­меров показало отчетливую зависимость величины дефекта от стороны поражения, однако исследова­ние различения текстуры этой зависимости не выя­вило.

Удивительные различия между результатами вы­полнения этих двух тестов, один из которых пока­зывает, а другой не выявляет дифференциального эффекта стороны поражения, могут отражать раз­личия между собственно тактильными и простран­ственными параметрами восприятия.

 

1 Weinstein S. Functional cerebral assymetry // Kinsbourne M. (ed.). Assymetrical function of the brain. Cambridge, 1978.

 

 

РАЗДЕЛ 7

Date: 2016-05-13; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию