Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология мышления 7 page
Чтобы установить, что испытуемые верно упот ребляли слова «правое» и «левое», были предприняты 24 дополнитеттьных опыта в которых стимулами являлись простые пары кружков — один белый, другой черный, разделенные вертикальной чертой От испытуемого требовалось сказать «справа» или «слева», в зависимости от того, с какой стороны располагался черный кружок Двенадцать таких проб давались до основной серии опытов и двенадцать — после Только четверо испытуемых (двое с задними левосторонними поражениями и двое с задними правосторонними поражениями) имели ошибки при простой оценке правой или левой стороны, и во всех лучаях эти ошибки спонтанно и быстро корригировались перед следующей попыткой. Ни один из испытуемых не сделал более двух ошибок. (,,) При предъявлении перевернутых стимулов группа больных с правосторонними задними поражениями имела большее число ошибок, чем контрольная группа, группа больных с задними левосторонними поражениями и группа с «не задними» поражениями Других различий между группами больных обнаружено не было, Выявленные в этом исследовании нарушения переориентации стимулов в уме, связанные преимущественно с задними правосторонними поражениями, не могут быть объяснены за счет дефектов зрительного восприятия или памяти. Если бы группа больных с задними правосторонними поражениями не могла различать местоположение в пространстве черного и белого кругов, обозначающих руки человечков, или же страдала от грубого левостороннего игнорирования, то нарушения, вероятно, имели бы место как при вертикальном, так и при перевернутом предъявлении стимулов. В эксперименте прямо не использовалась загрузка памяти, и ответ, требовавшийся от испытуемых, будучи вербальным, не был в достаточной степени затрудненным, чтобы существенно влиять на показатели деятельности Если ы дефекты, лежащие в основе этих нарушении, являлись какой-либо формой нарушения ориентировки в правом—левом, то в этом случае можно было бы также предполагать, что испытуемые имели бы нарушения в обоих вариантах теста, а также то, что больные с задними поражениями левого полушария имели бы большую степень дефекта, чем больные с поражениями задних отделов правого полушария. Разумеется, сниженные показатели группы больных с задними левосторонними поражениями для вертикального положения могут быть отражением некоторого негрубого нарушения ориентировки в правом—левом, поскольку задание в этом случае является аналогичным некоторым клиническим и экспериментальным тестам, направленным на исследование этой способности (A.L.Benton, I959; M.Crttchley, 1953). Если перечисленные положения верны, то результаты подтверждают предположение, основанное на клиническом материале (N.Butters el al., 1970; V.Mayer, 1954 и др.) и экспериментальных работах, проведенных на здоровых испытуемых (G.Cohen, 1975; R.L.Taylor, 1972), о том, что правое полушарие специфическим образом участвует в решении задач на вращение в уме и, следовательно, в одной из форм пространственного мышления. П. Мил и ер повреждения лобных долей мозга у человека Б.Милнср (1963) на большой группе испытуемых четко показала, что «лобные» больные очень плохо выполняют задачу классификации карточек, предложенную Грантом и Бергом. В этой задаче перед испытуемым раскладывают четыре карточки, на которых изображены: один красный треугольник, две зеленые звездочки, три желтых крестика и четыре голубых кружка. Затем испытуемому дают пачку из 128 карточек, которые нужно разложить на кучки под образцами. На карточках, имеющихся в пачке, находятся те же изображения, но отличающиеся по цвету, форме или числу. Например, там может находиться карточка с двумя красными крестами, которая будет похожа на первый образец по цвету, на второй — по числу и на третий — по форме. Если испытуемый поместит эту карточку под первым образцом, экспериментатор говорит ^правильно» в случае, если классификация должна производиться по цвету; испытуемый должен понять, что все остальные карточки следует разложить по цвету, не обращая внимания на другие особенности. После того как 10 последовательных карточек раскладываются правильно без предупреждения, принцип классификации меняется: теперь карточки нужно раскладывать по форме. Если испытуемый продолжает раскладывать карточки по цвету, ему говорят «неправильно», и он должен открыть новый принцип классификации. Снова после 10 правильно разложенных карточек без предупреждения производится переход к классификации по числу. Последовательная смена трех принципов классификации вновь повторяется. Испытуемый продолжает раскладывание карточек, пока он дважды не разложит по 10 карточек правильно во всех категориях или пока у него не кончатся карточки. У больных с односторонним повреждением дорсо-латсральной области лобной доли («латерально~лоб-ные») обнаруживались значительные нарушения в этом тесте. Обычно они обучались первому принципу классификации (хотя у некоторых проявлялось исходное предпочтение одного из принципов, которое они никогда не могли преодолеть), но затем лишь с большим трудом совершали переход ко второму принципу
' Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. С.523—525.
или вообще не могли этого сделать. Они делали больше персеверативных ошибок (выбор карточек, который был бы правильным, если бы принцип не изменился) и осуществляли меньше переходов с категории на категорию, чем контрольная группа больных с повреждениями задних отделов коры. Удивительно, что больные с орбитально-лобными повреждениями не отличались по выполнению задачи от контрольной группы. «Лобные» больные вообще способны были решить эту задачу по уровню интеллекта; многие из них указывали вначале, что карточки можно рассортировать по форме, цвету или числу элементов, но как только они фиксировали внимание на одном из возможных решений, казалось, что они забывали о возможности какого-либо другого решения. (...) Б.Милнер (1964) обнаружила неожиданно резко выраженные нарушения у «лобных» больных в тесте на прохождение «контактного лабиринта», которые были выражены значительно сильнее, чем у всех остальных групп с повреждениями коры, за исключением больных с тяжелыми расстройствами памяти, возникающими при двусторонних повреждениях медиальной части височной доли. При исследовании выяснилось, что по характеру ошибок «лобные» больные отличались от всех остальных. Вместо того чтобы вернуться к предыдущей точке лабиринта, если они сделали ошибку, они продолжали двигаться вперед, или проходили лабиринт по диагонали (в нарушение правил), или повторяли тот же путь. Они знали, что этого нельзя делать, но, по-видимому, были не способны регулировать свои импульсивные действия. Возможно, что «лобные» больные удерживают единственную цель — достичь конца лабиринта и испытывают затруднения при подавлении этой цели, когда она вступает в конфликт с системой других требований, подобных правилам, установленным в тесте. Когда для больных с различными повреждениями мозга было подсчитано число «нарушений правил», обнаружилось, что «лобные» больные совершают их значительно больше, чем любая другая группа. Эти данные подтверждают прежние наблюдения, согласно которым «лобные» больные испытывают затруднения при необходимости изменить свое поведение, если оно перестало соответствовать обстоятельствам. Как и у многих животных с повреждениями лобных долей, влияние внешней мотивации оказывается ослабленным или. говоря более точно, в случаях, когда следует учесть несколько конфликтных видов мотивации, больные испытывают затруднения при переключении от одной к другой. С. В ейнштейн нарушения комплексных способностей при односторонних мозговых поражениях Изучались эффекты воздействия мозговых поражений на способность различения размеров трехмерных фигур у 58 испытуемых с ранениями мозга и 20 контрольных испытуемых без мозговых ранений (S.Weinstein, 1962). Задачей испытуемого было ощупать деревянный куб и затем попытаться найти куб того же размера среди набора кубов. Удивительна, что группа больных с односторонними поражениями правого полушария в среднем имела большее число ошибок, чем группа больных с левосторонними поражениями и контрольная группа. Показатели контрольной группы и группы больных с левосторонними поражениями статистически не различались. Можно было бы думать, что дефект, наблюдаемый в группе больных с поражение *и правого полушария, просто отражает большее число больных с поражениями теменной области в данной группе. Однако это было не так: теменное поражение имели около трети больных с правосторонними и около трети больных с левосторонними поражениями. Для того чтобы исключить некоторые сенсорные факторы, которые могли бы обусловливать эти нарушения, мы рассмотрели показатели тех испытуемых, у которых различение размеров было статистически значимо снижено, в зависимости как от стороны поражения, так и от состояния чувствительности Руки. При сравнении индивидуумов с односторонними поражениями правого и левого полушария мы получили статистически значимые различия по показателям 5(2: 11 из 19 больных с правосторонними поражениями показали нарушения восприятия размера, в то время как этот дефект имели только 4 из 23 человек с поражениями левого полушария. Поскольку нас интересовало взаимоотношение между фактором поражения правого полушария и наличием дефектов различения двух прикосновений, мы сравнили группу испытуемых с поражениями правого полушария с этим сенсорным дефектом и группу испытуемых с поражениями левого полушария, имевших аналогичный дефект. Значения %2 были достоверными. Все 6 больных с правосторонними поражениями и нарушениями различения двух прикосновений имели дефекты оценки размеров; и только 1 из 5 человек с левосторонними поражениями и с дефектами различения двух прикосновений имел этот дефект. (...) Очевидно, что для возникновения нарушений тактильного различения размеров при поражениях мозга существенны два фактора: поражение правого полушария и дефекты различения двух прикосновений. Поражения правого полушария не приводят к нарушениям всех аспектов тактильного восприятия. Вейнштейн и др. (1958) использовали тест на различение текстуры, аналогичный по процедуре тесту на, различение размеров трехмерных фигур. Несмотря на сходство тестов, исследование различения размеров показало отчетливую зависимость величины дефекта от стороны поражения, однако исследование различения текстуры этой зависимости не выявило. Удивительные различия между результатами выполнения этих двух тестов, один из которых показывает, а другой не выявляет дифференциального эффекта стороны поражения, могут отражать различия между собственно тактильными и пространственными параметрами восприятия.
1 Weinstein S. Functional cerebral assymetry // Kinsbourne M. (ed.). Assymetrical function of the brain. Cambridge, 1978.
РАЗДЕЛ 7 Date: 2016-05-13; view: 332; Нарушение авторских прав |