Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология мышления 3 page
Счет оказывается глубоко пострадавшим тогда, когда нарушается существенная сторона понятия числа, тс когда нарушается его разрядная структура и система связей и отношении отдельных чисел В таких случаях числительное превращается в \зкос конкрет ное обозначение (А РЛурия, 1948, 3 Я Руденко 1953) Существенная роль в организации счета принадлежит теменным и теменно-затылочным системам коры левого полушария При поражении этих областей мозга возникают как известно нарушения восприятия пространственных отношении и ориентировки в пространстве Естественно что понятие числа и счетные операции, тесно связанные с пространственными представлениями, не могут не страдать при поражении лих зон мозга В основе теменной акалькулии как раз и лежит дефект системы пространственных координат, проявляющийся прежде всего в нарушении понимания состава и разрядного строения чиста, понимания значения арифметических знаков направления отсчета и т п Этот дефект характеризует основную форму первичной (теменной) акалькулии связанной с на рушением пространственных схем При поражении теменно-затылочных отделов коры левого потуша рия мозга акалькулия может протекать в синдроме семантической афазии, связанной с дефектами логико-грамматических операций Вес это вместе создает основу, на которой у больных с поражением теменной и теменно-затычочнои областей мозга возникает нарушение понимания связей и отношс нии чисел Числа приобретают в сознании этих больных весьма частный и конкретный характер — они как бы выпадают из их общей системы и воспринимаются каждое в отдельности, вне этой смысловой организации Мы кратко описали нарушения счета возникающие при поражении гностических систем мозга и выделили три формы акалькулии в основе которых лежат разные факторы дефекты оптического восприятия знаков, нарушение акустического гнозиса нарушение пространственных синтезов и смысчовои организации счета Эти главные дефекты приводят соответственно к нарушениям узнавания цифр к распаду устного счета, к нарушениям понятия числа со стороны его разрядного строения к трудностям понимания отношении чисел, а также к нарушению счетных операции Совершенно другую форм> нарушения счета приобретают при поражении лобных систем мозга При поражении передних (полюсных) или базальных отделов лобных систем мозга нарушается вся активная интеллектуальная деятельность, В связи с этим нарушается процесс счета, хотя и сохраняется оперирование некоторыми внешними признаками числа. Так, у больных этой группы остается сохранным узнавание цифр и называние числительных, сохраняются процессы автоматизированного счета (таблица умножения, сложение и вычитание в пределах одного десятка и т.п.). В операциях счета нарушается их целенаправленная избирательность, что проявляется в нестойкости задания, в импульсивно всплывающих побочных связях чисел, в упрощении программы действия, в появлении инертных стереотипов, в нарушении сличения эффекта с исходными данными. Эти дефекты мыслительной деятельности обнаруживаются прежде всего при решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев и требующих выполнения определенной последовательности операций, запоминания промежуточных результатов и т.п. Нарушение счета происходит здесь при полной сохранности зрительного, акустического и пространственного гнозиса. Нарушения счета, возникающие при поражении заднелобных систем мозга, несколько отличаются по механизмам возникновения и клиническому проявлению от акалькулии, протекающей при других вариантах лобного синдрома. Дефекты счета здесь идут обычно в синдроме выраженных речевых и двигательных персевераций, которые являются результатом нарушения динамики нервных процессов. Эти дефекты, наблюдаемые нередко вместе с эфферентной моторной афазией, также не затрагивают основной структуры счета. Однако персеверации и эхолалии затрудняют его выполнение. Таким образом, счет практически страдает при поражении любого участка коры левого полушария мозга. Но характер его нарушений различен, в их основе лежат разные факторы. Определение и классификация этих факторов необходимы как для топической диагностики поражения, так и для создания адекватной методики восстановления пострадавшей функции. Л.С.Цветкова вербально-логическое мышление: норма и патология. Общие закономерности' Если рассмотреть картину нарушения речевого мышления в целом, с точки зрения специфики участия каждой зоны мозга в формировании дефекта, то можно сказать следующее Поражение лобных do-ми мозга приводит к первичным нарушениям мышления так как в этом случае вербально-логическое мышление нарушается первично со стороны основных его характеристик — структурных и функциональных Вес звенья структуры интеллектуального акта в стучае патологии лобных систем оказываются нарушенными — одни меньше, другие больше В первую очередь страдает регуляция деятельности на всех ее уровнях,прежде всего регупяция активности— как обшей так и интечлектуальнои Для протекания этой высшей формы познавательной деятельности недостаточно сохранности только обшей активности, необходима сохранность и эмоционально-мотиваци-оннои сферы сознания Л С Выготский писал «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция» (Л С Выготский, 1982, т 2, с 357) () Наши исследования патологии мышления показали, что измененная мотивация оказывает влияние на все три стороны мыслительного процесса — его структуру, динамику и содержание () В структуре мыслительного процесса прежде всего () страдают познавательные мотивы А Н Леонтьев писал, что косвенными выражениями мотивов являются «переживания, желания, хотения, стремления к цели Эти непосредственные переживания и выполняют роть внутренних сигналов, с помощью которых регулируются осуществляющиеся процессы» (1975, с 204—205) Именно эти непосредственные переживания, регулирующие активность, и нарушаются при поражениях лобных долей мозга Такие симптомы обнаруживаются уже в клинической картине и обычно описываются клиницистами и психологами как «бездумность», «аспонтанность», «безынициативность» Наши исследования показали, что поражение лобных систем ведет к нар>шению и с мы ел о образующих мотивов, и мотивов-стимулов, выполняющих роль побудительных факторов, хотя степень нарушения тех и других мотивов может быть разной в зависимости от тяжести и локализации лобного синдрома В одних случаях эти нарушения проявляются в утрате инициативы в общей речевой и интеллектуальной инактивности и аспонтанности, в других случаях — в непродуктивных импульсивных действиях, в третьих — в негативизме поведения в отсутст- 1 Цвегкова Л С Мозги интеллект М Просвещение 1995 С 152-155 159-164
вии желании, в потном отсутствии стремлении Все эти клинические симптомы — результат нарушения (или ослабления) регулирующей функции со сторо ны мотивационнои составляющей интеллектуальной деятельности Нарушения эмоционально-вол свои составляющей ведут к дефектам важнейшего структурного и ф>нк-ционального звена протекания мыслительного прошс са — ориентировочно-иссуедоватечьск.ои деятельности Исследователи отводили важную роть при решении задач ориентировочно-исследовательской деятельности, ориентировке в проблемной ситуации П Я Гальперин, известный отечественный психолог, считал, что все виды интеллектуальной деятельности представляют собой различные формы ориентировочной деятельности, главная функция которой — это ориен тировка субъекта в проблемной ситуации Важным для нас здесь является указание на значимую роль и существенное место п протекании интеллектуальной деятельности ориентировки в проблемных ситуациях Наш материал показал, что именно это важнейшее звено в структуре мыслительного акта грубо нар>шается при поражении лобных зон мозга Планомерный и целенаправленный анализ данных (текста задачи, литературного текста, наглядной ситуации — серии последовательных картинок) замещался у больных импульсивными ответами интел лектуальными навыками речевыми стереотипами попытками непосредственного решения задач В работе с литературным текстом ориентировка в тексте замешалась готовыми речевыми шаблонами, не соответствующими его содержанию, или отдельными фразами, выхваченными из текста сюжетные картинки объединялись на основании внешнего сходства и случайных признаков, без их анализа, сравнения обобщения и т д Целью ориентировочно исследовательской деятельности является выделение и осознание проблемы Мышление собственно и начинается с пробоемы ичи с вопроса, с удивления или недоумения с противоречия или совпадения, писал С Л Рубинштейн Если вспомнить решение арифметических задач, работу с литературным текстом, построение сюжета и его осмысление в сериях сюжетных картинок больными с лобным синдромом, то мы увидим, что при решении всех этих задач у них не наблюдалось активного вхождения в проблему и ее понимания Этот дефект обнаружил себя и в нарушении понимания смысла конечного вопроса арифметической задачи, осознания его важнейшей ключевой роли в задаче, в непонимании того, что именно в конечном вопросе и заключена проблема В целом этой группой больных задача не воспринималась именно как задача, проблема, которую нужно решить Неумение сформулировать конечные вопросы к заданным условиям задач, сопоставить разные задачи и по конечному вопросу определить их сходства и различия и т д также свидетельствует о нарушении осознания и понимания проблемной ситуации больными с лобным синдромом () Анализ нарушения структуры и функции словесно-логического мышления показал что при поражениях мозга мыслительный процесс нарушается прежде всего как деятельность первично страдает вся ее макроструктура — мотиваиионная сфера сознания, т с потребности, мотивы, что ведет к дефектам интеллектуального акта как целенаправленного и саморегулирующегося процесса в результате нарушаются составляющие эту деятельность действия и операции, нарушается и контроль При поражениях лобных систем мозга страдают все три звена деятельности, более сохранным остается операциональное звено, но и здесь обнаруживаются нарушения, о которых мы писали Фактором, лежащим в основе дефекта интеллектуальной деятельности при поражении лоб/шх систем мозга, является нарушение процесса программирования и высшего синтеза Структурные нарушения проявляются в дефектах целостности мыслительной деятельности А Н Леонтьев писал, что деятельность как целостный процесс состоит не из отдельностеи, а цепи действии При поражении лобных систем мозга нарушается именно эта цепь действии и замещается omdeibtiocmxMU, ее фрагментами Более того, нам представляется, что в этом случае деятельность нарушается не только как цепь действий, но как иерар-хизированная система При поражениях теменно-затылочных областей мозга на первое место выступает нарушение механизма выбора и выполнения операции, т е страдает исполнительная сторона деятельности Деятельность как целостный процесс и как система здесь не нарушается, но переходит на другой уровень организации и реализации Эта целостная деятельность и позволяет больным с теченно-затылочным синдромом идти в поисках нужных операций от целого к части,от общего — к частному Рассмотрев нарушение мышления как деятельности, ее структуры и микрогенеза со стороны участия определенных зон мозга в этой деятельности, далее мы перейдем к анализу собственно мыслительного речевого процесса со стороны его психологической сущности Важное место в анализе патологии мышления занимает проблема понимания () Этот процесс, как общий, так и частный его вид — вербальное понимание играет существенную роль в протекании интеллектуальной деятельности () Мы () придерживаемся той психологической концепции понимания, согласно которой этот процесс рассматривается как деятельность, начинающаяся с поисков общей мысли и смысла в высказывании, тексте, условии задачи и тд, и только потом оно (понимание) перемешается на лексико-фонетическии (установление значении слов) и на синтаксический (расшифровка значении фраз) уровень Процесс понимания есть всегда процесс отбора и сокращения, активной переработки и селекции материала Вычленение проблемной ситуации также связано с пониманием () Наш материал показал, что действительно у истоков всякого мыслительного акта лежит понимание, которое как процесс активной переработки и селекции нарушается при поражениях лобных систем и оказывается в целом первично сохранным при поражении теменно-затылочных отделов мозга У больных с поражением лобных систем мозга оказалось нарушенным понимание условия арифметической задачи на уровне смысла при сохранном понимании формального предметного содержания текста Об этом свидетельствует правильное повторение условия задачи, с одной стороны, и дефекты повторения, сравнения, выбора и формулирования конечного вопроса задачи — с другой Именно эта часть текста, представляющая собой логическое завершение смысла задачи, оказалась не только недоступной пониманию больных с лобным синдромом, но она часто оставалась вообще вне поля их внимания, и конечный вопрос задачи не был предметом их деятельности Зато больные часто правипь но, текстуально точно повторяли условие задачи, т с ту ее часть, которая могла существовать само стоятельно, в отрыве от логического вопроса При этом логико-психологическое построение задачи, ее смысловое содержание без конечного вопроса распадались, т с задача переставала существовать () Понимание, как бы его ни рассматривать — как компонент мыслительного процесса или как само стоятедьныи интеллектуальный процесс,— при локальных поражениях мозга нарушается по-разному в зависимости от топики поражения Оно нарушается первично при поражениях лобных зон мозга и связано прежде всего с дефектами понимания смысла и вторично при поражении теменно-затылочных зон мозга из-за дефектов уровня понимания вербальных значении Г П Щедровицкий и С Г Якобсон показали зависимость понимания и непонимания текста задачи школьниками от средств и процедур решения, т е от того «способа деятельности», каким ребенок пользуется при решении задачи Нам представляется, что данные нашего экспериментального исследования подтверждают прсдпотожс-ние о связи понимания с деятельностью субъекта, с ее способами и средствами У лобных больных нарушение понимания смысла задачи, заключающееся в игнорировании или искажении се конечного вопроса, сопровождается патологией их деятельности, что проявляется в дефектах мотивационнои сферы деятельности, отсутствии це ленаправленности действия, нарушении (отсутствии потребности) контроля за своими действиями Мы считаем, что нейропсихочогичсскии метод исследования понимания значительно поможет в решении сложного вопроса о месте понимания в когнитивной деятельности человека Понимание, и особенно его частный вид — понимание речи, тесно связано, как мы видели выше, с пониманием значении и смысла Значения больше относятся к сфере общественно выработанных и объективных знании о реальном мире — о явлениях, объектах, предметах, их взаимосвязях, а смысл — это отношение субъекта к знаемому, он индивидуален и субъективен Смыслы преобладают во внутренней речи, которая и является средством превращения субъектов ных смыслов в систему внешних и объективных значении Смысл связан с потребностями и мотивами и в целом — с личностью человека а значение лишь одна из зон смысла, что составляет основной закон динамики значений, смысл более динамичен и широк, он связан с речью так же, как и с объективной реальностью Слово вбирает из контекста, в который оно вплетено, интеллектуальное и аффективное содержание и связывает его с имеющимися у субъекта знаниями и отношениями Это и есть его смысл который выража ется в значениях, а не наоборот, смыа — jmo означаемое Поэтому хотя и существуют два тана речи внутренний — смысловой, или семантический, и внешний — звучащий, фазическии, но они составляют единство, и каждый из них имеет свои законы протекания в этом единстве Л С Выготский писал, что «фазическая и смысловая стороны речевого мышления, являясь теснейшим образом связанными между собой и представляя, в сущности говоря, два момента единой, очень сложной деятельности, не совпадают друг с другом Обе эти стороны неоднородны по своей психологической природе...» (1960, с.297). Лингвисты, со своей стороны, считают, что доказательством нетождественности смысла и значения является возможность адекватного перевода с одного языка на другой. Смысл рассматривается некоторыми лингвистами как особое экстралингвистическое явление, которое как категория мышления представляет собой совокупность всех связей какого-либо понятия с другими понятиями и представлениями; смысл связан с содержанием понятия и реализуется в самых различных формах, среди которых главнейшим является значение слова. «Значение слова представляет собой реализацию смысла в системе языка» (Н.А.Слюсарева, 1967, с.282). Наш патологический материал также является доказательством положения о нетождественности значения и смысла. Мы получили отчетливые факты, говорящие о том, что смысл и значение могут нарушаться дифференцированно: при поражениях теменно-затылонных отделов мозга преимущественно сохранено понимание смысла не только отдельных слов, но и целых фраз, высказываний, текстов, несмотря на нарушение понимания значений сложных грамматических конструкций. При поражении лобных систем мозга, наоборот, нарушается понимание смысла при относительной сохранности понимания значений. В то же время, исходя из имеющихся в литературе представлений о значении и смысле, становятся понятными и факты о дифференцированном их нарушении и в целом — о дифференцированном нарушении понимания. Неоднородность этих характеристик речи и большая связь смысла с экстралингвистическими явлениями, с психологической сущностью речи, ведут к их дифференцированной патологии; именно поэтому одни больные понимают смысл, а другие — значение слова. Все эти положения о значении и смысле, их единстве и различии, об объективности и обобщенности значения и субъективности и индивидуальности смысла, о связи смысла с внутренней, а значения — с внешней речью, о процессе понимания, начинающегося с понимания общего смысла, о двух планах речи, об отсутствии непосредственной связи мысли с речевым ее выражением и т.д. получили, с одной стороны, четкое подтверждение в нашем экспериментальном исследовании, а с другой — послужили теоретической основой для интерпретации экспериментальных неиропсихологических данных и для понимания их общепсихологической сущности. В.Л.Деглин функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления, или как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария1 В психологической литературе на протяжении многих десятилетий дискутируется проблема гетерогенности мышления — сосуществования в психической сфере человека разных модусов мыслительной деятельности. Идея гетерогенности восходит к работам Л-Леви-Брюля (1930), который утверждал, что свойственное представителям «примитивных» обществ «пралогическое» или «дологическое» мышление не отмирает в ходе историко-культурного развития человечества, а сохраняется и у представителей современных цивилизованных об-шеств. В этнологических, культурологических, межкультурных психологических исследованиях концепция гетерогенности находит постоянную поддержку (Л.С.Выготский, 1982; В.В.Иванов, 1978, 1979; М.Коул, ССкрибнер, 1977; К.Леви-Строе, 1985; Ю.М.Лотман, 1978; Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, 1973; А.Р.Лурия, 1974, 1982; П.Тульвисте, 1988). Другим источником являются онтогенетические исследования. Как бы ни различались исходные позиции, подходы, трактовки данных, терминология у разных авторов, все работающие в области психологии развития сходятся в том, что логические формы мыш-лсния («формально-операциональные» в терминологии Ж.Пиаже, «научные» в терминологии Л.С.Выготского, «теоретические» в терминологии П.Тульвисте) формируются наиболее поздно и им предшествуют формы мышления, которые не являются логическими («доопераштональные» по Ж.Пиаже, «комплексные» по Л.С.Выготскому, «эмпирические» по П.Тульвисте). В отличие от Ж.Пиаже (1969), считавшего, что в онтогенезе ранние формы мышления вытесняются поздними, Л.С.Выготский (1982, 1983), объединявший межкультурные и онтогенетические исследования, и его последователи всегда утверждали, что комплексные формы мышления сохраняются и активно проявляются и в психической деятельности взрослых. В современной психологии концепция гетерогенности мышления наиболее аргументирована и теоретически разработана в исследованиях П.Тульвисте (1988). Интригующим аспектом рассматриваемой проблемы является мозговая организация мыслительной деятельности. Естественнее всего связать гетерогенность мышления с функциональной асимметрией мозга. В литературе, посвященной функциональной асимметрии, стали привычными характеристики левого полушария как «логического», или «абстрактного», а правого как «образного», или «конкретного». Особенно распространены такие утверждения в популярных публикациях. Однако если обратиться к огромному 1 Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Моек, ун-та, 1995. С.28—37,
материалу, накопленному изучением функциональной асимметрии мозга человека, то выяснится обескураживающий факт — все выводы о ментальных возможностях (или ограничениях) того или иного полушария вытекают из косвенных данных. Как правило, они базируются на исследованиях сенсорных, мнсстических, языковых функций правого и левого полушарий. В необозримой литературе, касающейся функций полушарий, практически отсутствуют работы, прямо направленные на тестирование логических способностей правого и левого полушарий. Такое исследование было проведено нами в условиях преходящего угнетения одного полушария, сопровождающего унилатеральные электросудорожные припадки (В.ЛДеглин, Т.Е. Черниговская, 1990). Больным предлагалось решать простые логические задачи — силлогизмы. Такая задача предусматривает выведение умозаключения (вывода) из двух суждений (посылок) и служит простым и удобным приемом тестирования способности к дедукции. Содержание части силлогизмов соотносилось с опытом наших испытуемых, так что ответ на вопрос им был априорно известен. Например: «На всех реках, где водится рыба, ставятся сети, На реке Неве ставят сети. Водится в Неве рыба или нет?» Другие силлогизмы не соотносились с опытом испытуемых, так что ответ мог быть дан только на основании логического вывода. Например: «Все самостоятельные государства имеют свой флаг. Замбия — самостоятельное государство. Есть у Замбии свой флаг или нет?» Выяснилось, что характер ответов зависит от того, какое полушарие угнетено. В условиях угнетения правого полушария, когда активным оставалось левое, испытуемые решали силлогизмы исключительно дедуктивным путем. Формальная дедукция производилась ими в тех случаях, когда ответ был априорно известен. Те же больные в условиях угнетения левого полушария, когда активным оставалось правое, обнаруживали эмпирический способ решения задачи: игнорируя посылки, они подменяли вывод ответами, в которых использовался жизненный опыт, аналогии со знакомыми ситуациями, общеизвестные факты («Конечно, в Неве водится рыба, это все знают, я сам ее ловил»). Эмпирический ответ испытуемые пытались давать и в тех случаях, когда содержание силлогизма находилось вне их опыта («Откуда мне знать, есть ли в Замбии флаг, я там никогда не был»). Таким образом, наше исследование дало дополнительную, базирующуюся на эксперименте аргументацию идее гетерогенности мышления. Оно наглядно продемонстрировало сохранность и возможность использования эмпирического способа решения задач у людей, в полной мере владеющих формально-логическим способом мышления. Кроме того, это исследование помогло приблизиться к пониманию мозговой организации мыслительной деятельности. Были получены прямые доказательства связи теоретического (формально-логического) мышления с деятельностью структур левого полушария и эмпирического мышления — с деятельностью структур правого полушария. Иными словами, гетерогенность мышления обрела конкретный мозговой субстрат. Напрашивается вопрос о причинах гетерогенности, о целесообразности сосуществования разных модусов мышления в психической сфере человека. Мы надеялись, что ответ на этот вопрос может быть получен в ситуации решения силлогизмов с ложными посылками. В этом случае испытуемый оказывается перед дилеммой — оставаться на почве реальности и отказаться от решения задачи или пренебречь истиной во имя формальной логики. Какой путь изберет человек, когда превалирует активность одного из полушарий? материал и методика В работе использовалось 5 силлогизмов, в которых одна из посылок (большая или малая) была явно ложной 1. Всякое дерево тонет в воде. Бальза — дерево. Тонет бальза в воде или нет? 2. Все драгоценные металлы блестят. Медь — драгоценный металл. Блестит медь или нет? 3. В Африке часто бывает северное сияние. Уганда—в Африке. Бывает в Уганде северное сияние или нет? 4 Обезьяны хорошо прыгают по деревьям, Дикобраз — обезьяна. Прыгает дикобраз по деревьям или нет9 5. В тропических странах зима холодная Эквадор — тропическая страна. В Эквадоре зимой холодно или нет? Эти «ложные» силлогизмы перемежались «правильными» силлогизмами с истинными посылками. Каждый силлогизм был напечатан на отдельной карточке, которые предъявлялись испытуемым по одной в единообразной последовательности. Испытуемый должен был прочесть вслух посылки и вопрос, а затем ответить на вопрос. После ответа (независимо оттого, правильный он или нет) испытуемых просили его обосновать. Задавался также ряд дополнительных вопросов, в частности внимание испытуемых привлекалось к ложным посылкам. У всех испытуемых обязательно проверялся запас соответствующих сведений — знают ли они, что такое северное сияние и где оно бывает, какой климат в тропиках, какие металлы относятся к драгоценным, как выглядит дикобраз. В тех случаях, когда такие знания отсутствовали, результаты тестирования при обработке данных не учитывались. Исследование проведено в психиатрической клинике на больных (шизофрения и депрессии разного генеза), проходивших курс лечения унилатеральными электросудорожными припадками (УП). Такой припадок вызывается нанесением электрического стимула на одну половину головы (справа или слева). Ранее было показано, что после УП в течение 30—40 мин деятельность, того полушария, на которое наносился стимул, подавлена, а деятельность другого полушария рецип-рокно облегчена (Л.Я.Балонов, Баркан, В,Л.Деглин и dp, 1979; В.Л.Деглш, 1970, 1973). Все наши пациенты были женщинами в возрасте от 25 до 50 лет. Каждая больная исследовалась в трех состояниях: до курса УП (контрольное исследование), после правостороннего УП (в условиях угнетения правого полушария) и после левостороннего УП (в условиях угнетения левого полушария) У части больных первое исследование проводилось после левостороннего УП, у части — после правостороннего УП. Всего исследовано 10 больных после 20 УП (10 право- и 10 левосторонних). результаты исследования Контрольные исследования. В исследованиях, проведенных до УП, мы столкнулись с двумя типами ответов Первый тип — неприятие ложной посылки и отказ от решения силлогизма: «Нет, дерево в воде не тонет, если бальза — дерево, оно не утонет», «Неправильно, в тропических странах зимы не бывает» и т.п. Такие ответы правомерно квалифицировать как эмпирические — испытуемые выходят за рамки силлогизма и апеллируют к действительности. Эмпирические ответы в контрольных исследованиях встречались
наиболее часто и составили две трети всех ответов (табл. 1), причем они были зарегистрированы при предъявлении каждого ложного силлогизма более чем в 50% случаев (рис. 1, А). Эмпирические ответы дали все 10 больных, при этом у 6 из них они встретились в 80% случаев, а у одной больной все ответы оказались эмпирическими (рис. \,А, Б, В) Рис. 1. Количество ответов разного типа при предъявлении каждого силлогизма: А —• контрольные исследования; Б — угнетение левого полушария; В — угнетение правого полушария; на схемах зачернено угнетенное полушарие; по вертикали — эмпирические (черная часть столбика) и формальные (белая часть столбика) ответы (%); под столбиками — номера силлогизмов (см. раздел «Материал и методика») Второй тип ответов — формально-логический вывод из посылок, когда несоответствие посылок действительности во внимание не принимается: «Да, бальза тонет в воде, так как бальза — дерево, а все деревья тонут в воде», «Да, в Эквадоре зимой холодно, потому что это тропическая страна» и т.п Такие ответы можно было бы квалифицировать как теоретические, ибо испытуемые остаются в рамках силлогизма и строго следуют правилам дедукции. Однако, поскольку эти ответы противоречат истине, хотя они «правильны» с операциональной точки зрения, их, по-видимому, адекватнее назвать формальными. Ответы такого типа в контрольных исследованиях встречались вдвое реже эмпирических (табл. 1). Они наблюдались при пре дъявлении всех ложных силлогизмов, хотя и в небольшом количе Date: 2016-05-13; view: 406; Нарушение авторских прав |