Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология мышления 2 page
С другой стороны, мы пытались проанализировать нарушение спонтанности «лобного» больного в ситуа ции, требующей теоретического мышления I Мы начинаем наше описание с анализа нарушении деятельности «лобного» больною в эксперимен тально созданной обстановке, близкой к жизненным условиям На основании многочисленных исстсдовании известно, что наличие мотива личностного отношения индивидуума определяет и характер его действия (А Н Леонтьев, А Р Лурия, С Я Рубинштейн Б В Зеигарник) Следовательно, можно было ожидать, что изменение мотивационнои стороны поведет за собой и резкое изменение всей практической деятельности человека Для доказательства этого положения мы приводим экспериментальные примеры из материала, который нами более детально описан в статье «Экспериментально-психологические данные при травмах лобных долей мозгах» (1948) Начнем с описания экспериментальной ситуации Описание эксперимента — «Возврат к прерванному действию» Испытуемому предлагается выполнить какое-нибудь задание, которое допжно варьироваться в зависимости от культурного и интеллектуального уровня (Задание это должно быть простым нарисовать, слепить, выложить фигуру из кубиков по образцу и т д) Прежде чем испытуемый эту работу закончит, мы прерываем ею просьбой выполнить другую, отличную от первой по содержанию (экспериментатор фиксирует внимание испытуемого на выполнении второго действия «сделайте теперь это», игнорируя по возможности судьбу первого) Экспериментатор следит за поведением испытуемого после того, как он окончил вторую работу Многочисленные исследования нормальной деятельности показали, что после окончания второго задания испытуемый, как правило, возвращается к незавершенному Этот возврат к прерванной деятельности может быть выражен в виде прямого продолжения действия или только в виде тенденции вернуться к нему Обращение к незаконченной работе может принять разную форму, но существенно то, что оно, как правило, имеет место Чтобы понять, почему испытуемый возвращается к прерванному действию, надо представить себе, что означает конкретно для испытуемого предложение экспериментатора выполнить какое-нибудь экспериментальное задание Ситуация эксперимента всегда имеет для испытуемого скрытый смысл он может приобрести значение «экзаменах», где испытуемый хочет проверить или испытать свои силы Ясно одно — ситуация эксперимента, требующая выполнения часто бессодержательного задания, становится осмысленной, благодаря пробуждению каких-то, пусть опосредованных, мотивов, устано вок Отдельное случайное задание перестает носить характер изолированного действия, оно приобретает специфический характер целенаправленной дея тельности, обусловленной определенным мотивом Несмотря на свои случайный характер, оно может служить средством удовтстворения опреде ленной, специфической в данном случае экспериментально вызванной потребности И потому, когда мы прерываем это действие, мы нарушаем не его течение, не его структурную сторону, а вторгаемся в судьбу действия, к которому у субъекта создалось известное отношение, которое стало для данного конкретного жизненного отрезка доминантным Прервав действие, мы неизбежно касаемся той потребности, которая стоит за ним Возвращение к прерванному действию происходит именно в силу стремления больного продолжать начатое действие У «лобного» больного нет, как правило, этого возвращения к прерванному действию В то время как в норме такое возвращение к прерванному действию выступает в 82% случаев, возврат при поражениях лобных долей достигает едва 21 % () Следовательно, мы можем сказать, что психологическая ситуация, которая по своим динамическим механизмам близка к жизненной, не возникает у бо 1ьного с травмой лобных долей мозга Вследствие отсутствия личностного отношения к окружающему, а следовательно, и к ситуации эксперимента, задание, которое было предложено больному, не включилось в круг его личностных установок Это еше нагляднее выступает в эксперименте который известен в психологической литературе под названием опыта с «уровнем требовании» () Ботьнои не снижает уровня требовании к себе после неудачных решении и не повышает его после успешных Он берет любую задачу, которая ближе к нему Ситуации выбора, конфликта у него не создается Каждая отдельная задача не является для него частью веси цепи задач, она аффективно с нею не обобщена () Таким образом, «активное» поведение «лобного» больного вытекает не из его внутренних побуждении, оно обусловлено не внутренними мотивами коррелирующими с глубинными установками, потребностями, а является ответом на внешний стимул Поведение больного обусловлено внешней ситуацией, теми моментами, которые диктуются «психологическим полем» К аналогичному положению нас приводит еще одна серия фактов Клиника указывает и из другой симптом «лобных» нарушений — на расторможен-ность больных Нередки случаи, когда больные с поражением лобных разделов коры (особенно базаль-ных) выявляют большую речевую и двигательную оживленность Уже само то, как «лобный» больной реагирует на обход врача, чрезвычайно характерно несмотря на то, что такого рода больные лежат без всяких движении, не интересуясь окружающим, они чрезвычайно быстро отвечают на вопросы врача, более того, при всей своей инактивности, безынициативности, они часто реагируют, когда врач беседует с соседом по койке Эта быстрая откликаемость на внешний раздражитель является часто симптомом расторможенности Больные вмешиваются в разговоры других, становятся бестактными, многоречивыми, назойливыми Это поведение маскирует часто их аспонтанность, больные могут производить впечатление активных, но, по существу, мы видим, что их «активность» вызвана не внутренними импульсами, не внутренними побуждениями Расторможенность «лобного» больного является по своей природе лишь иным проявлением той же аспонтанности Она вызвана внешними моментами, поэтому мы можем поведение больного трактовать как «полевое» ()
В своем грубом проявлении «полевое» поведение такого больного выступает в виде подчинения случайным моментам, иногда даже вещам Нередки случаи, когда больной, который проводит весь день в бездействии и не выполняет просьбы врача прочесть отрывок из книжки, пройдя мимо книжной полки, извлекает книгу и начинает читать, больной, которого просили принести карандаш, начинает этим карандашом писать () «Полевое» поведение «лобного» больного не всегда принимает такие грубые формы Оно часто выступает в виде более тонкой подчиняемости психологическим факторам, принимает форму внушаемости В клинике известны факты, когда больные, которые все время вели себя нормально, вдруг неожиданно для окружающих совершают немотивированные поступки И на оборот, очень часто больные, которые производят впечатление расторможенных, способны к адекватному выполнению задании, если внешняя ситуация их к этому побуждает Обе эти противоречащие друг другу линии поведения возможны в одинаковой степени, ибо та и другая не являются результатом внутренних мотивов бочьно го или реализацией его потребностей, а лишь ответом на стимулы, доходящие до него извне II Глубокое нарушение личности больного при поражении лобных долей, которое выражается в нарушении всей системы его потребностей, можно проследить, как мы уже раньше говорили, в тане какой-нибудь определенной формы деятельности, например интепектуспьнои Через наше исследование прошла целая группа больных (около 85 случаев) поведение которых на пер вый взгляд не определяли в клинике как аспонтаннос Эти больные не были безучастны к окружающей ситуации, они интересовались своими родными, писали им письма, читали газеты Однако поставленные в экспериментальную ситуацию, которая требовала от них интеллектуального напряжения, они вьивляли ас-понтанность Картины изменении интеллектуальной деятепьнос-ти при поражениях лобных долей мозга чрезвычайно разнообразны Однако через все эти формы проходит красной нитью общий им всем радикал, который отчи-чает их от других видов органического слабоумия, — это отсутствие или сведение до минимума дефектов так называемых формальных способностей и преобладание нарушении мотивационнои стороны интеллектуальной деятельности Нарушение деятельности и системы потребностей принимает здесь особую форму мысчительнои аспон-танности, которая имеет свои специфический характер Он выражается в том, что самого внутреннего задания, определяющего интеллектуальную деятельность, не образуется Эта особенность не носит характера отсутствия фиксации или отсутствия целенаправленности, данное больному задание не превращается в реальный мотив вследствие отсутствия живого психического отношения к этому заданию Мы хотели бы доказать это положение, анализируя разные уровни мыслительных нарушении Начнем с тех случаев, где речь идет о легких изменениях мышления Для этого рода нарушений на первый взгляд характерна замедленность ответов Однако эта замедленность отличается от обычной медлительности больных с органическими нарушениями мозга нелобнои локализации Для последних характерна замедленность течения самого мыслительного акта Однако несмотря на эту замедленность, больной, получив задание, сразу же приступает к его выполнению, инструкция все время стоит перед ним в виде иели, на которую направлено его внимание, на это указывают его реплики, обнаруживающие отношение больного к заданию Замедленность же «лобного» больного совершенно иной природы больной отвечает замедленно не потому, что течение мыслительного акта у него затруднено, а потому, что мысль его не направлена в достаточной мере на задание Только с чисто внешней стороны это нарушение носит характер замедленности, в действительности же речь идет не об обычной замедленности самого мыслительного акта, а о замедленной реакции больного на вопрос или инструкцию Приведем пример Больной Г-в (1898 гола рождения) 13 июля 1942 г был ранен осколком чины в левую лобную область Потерял сознание на какой срок, не знает Была рвота кровотечение из носа 21 июля в полевом госпитале когда больной находился в тяжелом состоянии была произведена операция, было удалено много костных ockoikob обнаружен дефект кости с истечением мозгового вещества Из пубины мозгового вешесша также бы i удачен осколок фронтальный синус оказался разрушенным, и нем были обнаружены костные осколки В рентгенограмме после операции 26 июля в лобной области был обнаружен дефект кости после операции костных осколков не бычо Неврологический статус зрачки узкие, реакция на свет и конверкниию живая Поле зрения — N Дно глаза — N Движения i тазных ябпок — N Сухожильные рефлексы — N Ч\вствите 1ьность не нарушена При постутении обнаружена значительная акинезия истощаем ость, особенно проявтяюшаяся при умственной работе В клинике больной, работая в сточярнои мастерской в порядке трудотерапии, проявлял достаточную квалификацию Больной нормально ведет себя в отделении нет признаков замедченной реакции, он довольно быстро отвечает на обычные вопросы врача но если перед ним посттвить какое-нибудь несложное задание — ею ответы становятся замедленными Больной должен решить несложную арифметическую задачу «Было куплено 3 ящика яблок по 25 кг в каждом '/5 яблок отдали товарищу Сколько яблок осталось''» Эта задача не должна была представить трудности для человека окончившего пять классов Однако наш бочь-нои очень медленно приступил к этой задаче долгое время он сидел молча направив взгляд мимо экспериментатора, затем посте многократных требовании последнего начач решать эту простую задачу «Сколько вы сказали9 — Ах да — 25 яблок По сколько было в каждом ящике1* По 25 (пауза) 75 Остается 50 яблок» Больной правильно решает задачу, он не допускает ни логической ни арифметической ошибки, однако он употребляет на решение этой простои задачи значительное время (10—12 мин) Такое длительное время требовалось лишь больным, которые по своему интеллектуальному снижению не в силах были справиться с этой задачей, для которых замедленность была вызвана невозможностью произвести арифметическое действие, т е в тех случаях, когда у больных имело место нарушение самих интеллектуальных операций В данном случае мыслительные операции больного интактны Он был в состоянии справиться с более сложной задачей, понимал переносный смысл пословицы, условность, мог ее сам придумать, если этого требовали условия эксперимента, но выполнение этих задании было чрезвычайно замед^нно Причиной этой замедленности является отсутствие направленности мысли на задание Вследствие того что у больного нет «личностного», «своего» отношения к ситуации, он не сосредоточивается на задании и поэтому само выполнение последнего не наступает, коль скоро нет давления извне Это отсутствие своевременного выполнения внешне выглядит как «акинезия» мышления Нередко эти акинезии принимают специфический характер речевых нарушении, которые moi^t импонировать как афазии АРЛурия (1948) описал подобные нарушения, выделив группу «динамических афазии», характеризующихся тем, что хотя сама артикуляция звуков и слов не нарушена, однако спонтанная и повторная речь, письмо и чтение оказываются затрудненными из-за замедленности тех динамических переключении, которые обеспечивают течение речевого процесса Параллельно с замедленностью отмечается еще одна особенность мыслительной деятепьности этих больных — их ответы по типу «коротких замыкании», которые внешне выглядят как «сверхбыстрые ответы» Приведем призер Бочьному показывают 5 картинок поспедовательно изображающих нападение вопков на мальчика идущего в школу и спасение последнею Едва взглянув на картинку бочыюи отвечает «Мальчик лезет на дерево здесь его снишют> Экспериментатор «Посмотрите повниматечьнее Больной "Мальчик спасается от волков» Таким образом мы видим, что больной прекрасно понял сюжет картинок но ответил поспешно, едва разглядев их Неправильные ответы больных являются в данном случае не следствием их интеллектуальной недостаточности, в их генезе лежит чрезмерно быстрая реакция, чрезмерно большая откликаемость Получается парадоксальное явление с одной стороны, замедленная реакция, с другой — чрезмерно большая откликаечость больного Это своеобразное сочетание двух феноменов, как бы противоречащих друг другу, является характерной особенностью «лобного» больного описанной нами в другом контексте (1948) В действительности в их основе лежит один и тот же источник — отсутствие мотива к деятельное ти, отсутствие направленности При наличии направленности индивидуума на задание последнее выступает не как аморфное целое, разные моменты этого задания выступают по-разному Воспринимая задачу, субъект выделяет одну сторону, превращая многообразие значения задания в определенный смысл Если же больной прямо, без соответствующего соотнесения с внутренней установкой, лишь на основании требования извне, обращается к задаче, то задание превращается в какое-то диффузное требование, лишенное смысла В этом случае определяющую роль может приобрести случайный, самый несущественный элемент этого задания, если только внешняя ситуация толкает к тому, чтобы больной за нее взялся, он это делает, подходя к задаче с любого конца Вот эта возможность подойти к заданию «с любой стороны» и дает возможность решать любую задачу путем «короткого замыкания» Несмотря на то что у больного сохранены все интеллектуальные операции, нужные для того, чтобы задание было понято, мыслительное задание как таковое не образуется, а вместо него выступают часто поражающие нас неправильные суждения и примитивные ответы. Таким образом, мы видим, что замедленность и быстрая откликаемость, парадоксальным образом выступающие в интеллектуальной деятельности «лобного» больного, являются двумя сторонами одного и того же его нарушения. Не всегда эта невозможность образования принимает характер только замедленности и коротких замыканий. В более грубых случаях она принимает форму более выраженных специфических мыслительных нарушений. Речь идет о том, что мышление этих больных лишь отражает то, что ему преподносится, не перерабатывая этого материала. Отдельные операции у этих больных не нарушены, но они не умеют ими пользоваться. При поверхностном знакомстве с больным нельзя говорить о каких-либо изменениях его мыслительных процессов, больной дает правильные ответы, если от него требуется лишь пассивное понимание ранее усвоенного материала, его связи не страдают излишней конкретностью, в них нет излишней детализации. Однако в тех случаях, где требуется активность продукции, больной не справляется с простейшими заданиями Если такому больному, который в состоянии понять переносный смысл, передать сюжет рассказа, предложить дать описание картины, на которой изображен узник в темнице, он лает следующий ответ: «Не знаю. Может быть, служащим какой-нибудь Я не знаю». Экспериментатор. «Где он находится9» Больной «У себя в квартире, а может быть, у знакомых Почем я знаю9» Экспериментатор старается направить внимание на все настроение картины. «Посмотрите, обычное ли здесь окно» «Это, вероятно, узник, — говорит больной совершенно монотонно Обратившись к задаче, он понял, но это понимание не вызывает в нем удивлении по поводу того, что он раньше не понял. Следующая предъявленная картина — «Каток» — изображает человека, провалившегося в прорубь; рядом стоящие выражают испуг, кое-кто стремится на помощь. Больной описывает «Стоят люди, смотрят, может, ждут трамвая». Он не только не замечает, что выражение лиц изображенных людей не соответствует ситуации ожидания, но он не замечает самого факта, что человек провалился в проруби Он перечисляет без всякой переработки изображенные на рисунке детали Но стоит экспериментатору каким-нибудь путем направить внимание испытуемого на задание — и больной может дать правильное описание Особенно хорошо можно было проследить эти нарушения мышления в (...) экспериментах, где задание требовало не просто усвоения, где его осмыслить можно было лишь после активной переработки материала. (--) [Такой] эксперимент должен разрешить не проблему интактности мыслительных операций, не вопрос о возможности синтетического мышления, а проблему наличия той стойкости мыслительного задания, которая включает в себя возможность отторжения «полевых моментов». Нестойкость этого самого мыслительного задания приводит к определенному типу соскальзываний. И действительно, эта серия экспериментов очень наглядно выявила описанные динамические нарушения мышления «лобных» больных Приведем несколько примеров Больном подбирает соот-ветствуюшую фразу к поговорке «Нечего на зеркало пенять, если рожа кривая Хотя больнои понимает переносный смысл этой пословицы, он сопоставляет с ней фразу «Хорошее качество зеркала зависит от стекла, а не от рамы» Больнои соскользнул на эту фразу в данном случае потому, что его внимание привлекло слово «зеркало*, т е слово, которое фигурировало в поговорке Такого рода соскальзывание не является следствием стремления больного к конкретным связям, эта фраза не содержит в себе конкретного объяснения, она означает соскальзывание на «провоцирующее* слоио Случайный раздражитель привлек его внимание. Поняв абстрактный смысл, больной не может сделать его предметом своих суждений, не может удержаться на нем. Вот это неумение удержаться на правильно понятом можно обозначить как нестойкость самого мыс-лшельного процесса. Эта невозможность удержаться на задании, или иначе говоря, нестойкость задания, является своеобразным проявлением аспонтанности, характерной для мыслительной деятельности, формой, в которую выливается аспонтанность мыслительной деятельности. Мы несколько подробно останавливаемся на этой форме аспонтанности, так как считаем, что она является весьма чувствительным индикатором личностного нарушения «лобного» больного. Наши наблюдения показали, как больные, которые в клинике не выявляли резких признаков аспонтанности, обнаружили ее при решении интеллектуальной задачи В дневниках больных мы не видели обычной записи, что они не интересуются жизнью отделения; они писали письма домой, интересовались судьбой своих близких — однако, получив какое-нибудь умственное задание, они обнаруживали вышеописанную форму аспонтанности. Этот факт заставляет нас задуматься над проблемой, почему у ряда больных аспонтанность больше обнаруживается в мыслительной деятельности, нежели в клинике? Действенное задание обладает по сравнению с мыслительным большей степенью реальности, большей степенью стабильности и жесткости Хотя из-за отсутствия внутренней направленности потребность выполнить задание и не образуется, но зато действенная ситуация предоставляет больному возможность манипулировать отдельными моментами реальной ситуации. Если даже больной отходит от реальной ситуации благодаря случайным моментам, то деятельность больного все же сама имеет какую-то объективную структуру, и этим самым создается видимость действия Иначе обстоит дело с мыслительной деятельностью Смысловое «поле» последней не обладает той степенью жесткой реальности, которая присуща действенной ситуации; отдельные ее «побудительные» моменты, которые уводят испытуемого, сами по себе чрезвычайно динамичны, значение их не является чем-то жестко оформленным, поэтому подчинение испытуемого этим моментам не принимает даже внешне формы действия. Внешняя и внутренняя стороны мыслительной деятельности не отделимы друг от друга, поэтому возможность видимого внешнего действия — манипулирования при отсутствии внутренней направленности — не может иметь места в мыслительной деятельности; в последней возможен только один пил действия, который соответствует именно этой внутренней направленности. В «действенной» ситуации внешняя сторона задания имеет как бы свою собственную объективную значимость В мыслительной деятельности эта «внешняя» значимость исчезает, если она не спаяна с внутренней. Эта нестойкость задания может достигать при поражении лобных долей такой степени, что мы можем квалифицировать ее как слабоумие определенной структуры. Нам хотелось бы выделить два типа «лобного» слабоумия Первый тип — когда аспонтанность мыслительной деятельности достигает своего апогея: отсутствие задания доводится до такой степени, Что вместо интеллектуального акта мы получаем лишь ответ на раздражитель Так. например, больной описывает картину, изображающую уличную аварию1 «Здесь машина, здесь крест нарисован здесь много людей, вот здесь женшина, вот зде(.ь женшина с лукошком, вот эта с корзинкой, около этои стоит ребенок* Экспериментатор «А что это такое9» Больной «Детский дом или ясли. Матери их сопровождают» Больной способен лишь дать описание отдельных моментов, он перечисляет отдельные предметы, нарисованные на картине Мышление больного не в состоянии продуцировать, не в состоянии выделять смысл; он дает первое пришедшее ему в голову объяснение, которое определяется лишь внешним моментом — «собранием детей» Понятно, что собрание детеИ может означать и «детдом», и «ясли», и что-нибудь иное. Однако в данном случае оно не выступает для нас на первый план, ибо определяет содержание картины не изображение толпы людей, а совершенно иное: красный крест на дверях машины, санитар, несущий ребенка Для нашего же больного самым существенным оказалось то, что изображено на переднем плане. Вместо осмысливания у него получилась лишь регистрация. Второй тип нарушений характеризуется тем, что аспонтанность мышления принимает характер нелепых построений. (...) Больной Б объясняет пословицу «куй железо, пока горячо» следующим образом группа людей, живших в одном доме, находившемся на малонаселенной окраине города, однажды утром обнаружила, что калитка была оставлена на ночь открытом По этому поводу можно было сказать- «Надо делать дело, пока не поздно, нечего откладывать.». Из этого примера видно, что речь идет не о простом нарушении мыслительной деятельности больного, не о недостаточном осмысливании событии Больной придумывает нелепые формулировки Эту готовность к «придумыванию» нелепых высказываний, это легкое возникновение «конфабулятор-ноподобных» суждений можно объяснить следующим образом Аспонтанность лобного больного доходит до такой степени, что сами раздражители действуют чрезвычайно кратковременно; ответы больного на эти раздражители текучи, мимолетны. Экспериментальная же ситуация такова, что требуется определенный ответ, лишенный спонтанности больной отвечает любым словом, любым суждением по типу «короткого замыкания». Таким образом, мы видим, что исследование различных типов нарушений мыслительной деятельности «лобного» больного, начиная от легких проявлений акинезии мышления до случаев глубокого слабоумия, выявляет одно и то же нарушение — невозможность образования внутреннего задания. Это нарушение принимает различные формы, которые внешне как бы противоречат друг другу с одной стороны акинезии, с другой — «подчинения» полевым векторам Сущность этих нарушений однозначна с той, которую мы могли определить при анализе действенной ситуации, в их основе лежат личностные изменения, выражающиеся в нарушении строения системы иерархически построенных, дифференцированных человеческих потребностей Эти изменения, которые выражаются в отсутствии стойкого отношения к окружающей действительности, к своему «я», следует расценивать как нарушения сознания. Однако грубая форма этих изменений (выступающая часто в виде амнестического симптомокомп-лекса), которая выражается в аспонтанности, распаде деятельности, редко выступала на материале неврологической клиники (ее чаше обнаруживал материал психиатрической клиники). Для возникновения этого грубого распада деятельности недостаточно ограниченного травматического повреждения мозга; последнее должно сопровождаться воспалительным процессом (абсцессом, или менингоэнцефалитом), который вызывает общемозговые динамические нарушения Л.С.Цветкова нарушение и восстановление счета при локальных поражениях мозга1 В клинике мозговых поражении из всех видов ин теллактуальной деятельности наиболее часто оказываются пострадавшими арифметические действия, счетные операции которые являются сложными психическими образованиями В процессе выполнения этих действий чечовек оперирует рядом отвлеченных понятии, отражающих сложные объектив ные отношения, главным из них является понятие числа и счета () Психологическая структура арифметических действии состоит из ряда звеньев Человек должен прежде всего уметь удерживать цель, анализировать данные усповия и составлять на их основе программу действии Выпочнение зтих операции предполагает понимание разрядного строения записи числа и смысла знаков арифметических действии, предпочагает удср жание всех этих элементов в оперативной памяти и умение сопоставлять полученные результаты с ис ходными данными () Сложное строение арифметических действии проявляется в наличии самых разнообразных форм их нарушения при локальных поражениях мозга Они оказываются нарушенными при дефекте любого звена их структуры, и их распад принимает разные формы в зависимости оттого какое звено этой структуры страдает Но при этом следует различать специфические и неспеиифические формы акалькулии Нередко встречаются зрительные агнозии или амнезии на числа, а также нарушения словесного обозначения чисел имеющие место в синдроме либо мнестических, либо акустических, чибо речедвига-тельных расстройств Все это хотя и отражается на состоянии арифметических действии но тем не менее не затрагивает их основного ядра и психологической структуры числа Так, при поражении затыючных систем мозга не наблюдается грубого распада понятия числа Сохраняется понимание отношении и связей чисел, а также основной состав счетных операции Для этой формы акалькучии характерны оптические а иногда и оптико-пространственные расстройства Эта группа больных затрудняется в дифференцированном восприятии цифр Они не могут отдифференцировать близкие по своему рисунку цифры (например, 3 и 8, 7 и 1, 2 и 8, 4 и I и т д) Нередко эти дефекты сопровождаются дефектами восприятия цифр отличающихся друг от друга лишь пространственным распопожениеч отдельных элементов (например 6и9 3 и 5, 66 и 96 и т д) С этим связаны дефекты восприятия римских цифр {например, IX и XI, IV и VI и тд) Неспецифические нарушения счета нередко наблюдаются при поражении височных отделов коры 1 Нейропсихологические исследования / Под общ ред А р Лурия М Изд-во Моек ун-та, 1972 Вып 4 С 6, 11-15
левого полушария Тогда эти нарушения идут в син дроме акустической агнозии на фоне нарушения фонематического слуха и слухо-рсчевои памяти Нарушение акустического восприятия и удержания акустических следов не может не отразиться на состоянии счета Для больных с височной акалькули-еи становится недоступным узнавание и называние слов-числительных При сенсорной афазии к нарушению узнавания числительных со слуха и и\ называния приводят дефекты фонематического слуха При ак}стико-мнсстическои форме афазии к этим же дефектам приводят нарушения сохранения следов в оперативной памяти Поэтому наиботее rpv бые дефекты обнаруживаются в устной форме счета Вместе с тем исс (едования показывают что при этой форме акалькулии сохраняется основное строение счета — требуемый результат можно получить путем замещения дефектного акустического анализатора сохранным зрительным анализатором Date: 2016-05-13; view: 412; Нарушение авторских прав |