Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология речи
А.Р.Лурия о двух основных классах афазических нарушений речи1 1. проблема Известно, что речь является формой общения, при которой мысль использует коды языка. Еще со времени Ф. дс Соссюра (1922) и затем Р.Якобсона (1972) в языке различались две составные части, без учета которых нельзя понять основные классы афазий. Первая из них заключалась в системе иерархически построенных кодов, с помощью которых используемые в языке звуки вводились в систему определенных фонематических противопоставлений, а обозначающее предметы слово вводилось в систему понятий. Этот класс явлений языка обозначался упомянутыми авторами как парадигматический. Вторая составная часть языка имела другую природу. Он т связывала элементы речи в плавное высказывание, -оторое опиралось на ряд синтаксических средств, соотносящих подлежащее со сказуемым, а оба этих члена предложения — с дополнениями. Этот класс явлений языка, необходимый для плавной речи, обозначался в языкознании как синтагматический. За последние десятилетия психолингвистика сделала серьезные шаги для уточнения обоих классов явлений. С одной стороны, было доказано, что слово имеет сложное психологическое строение, что оно не только включает в свой состав обозначение определенного предмета («предметную отнесенность»), но и выполняет функцию анализа и обобщения обозначаемого им предмета, вводит его в сложную систему отношений, которые и составляют подлинное «значение» слова, и что это значение слова развивается в онтогенезе, меняя как свою познавательную структуру, так и свой психологический состав (Л.С.Выготский, 1934). С другой стороны, было показано, что и усвоение синтаксического строения высказывания представляет собой гораздо более сложный процесс, чем это предполагалось ранее. Современная психолингвистика (Н.Хомский, 1957, 1965, 1972; Мак Нил, 1966; Т.Бивер, 1970, 1972; и др.) показала, что быстрое усвоение синтаксических форм, которое отличает развитие речи в онтогенезе, может быть объяснено только тем, что в их основе лежат некоторые общие правила, которые составляют «глубинные структуры» языка и которые сразу же усваиваются ребенком, и что именно эти «универсалии» (дающие основу для формирования интуитивного «чувства языка», или «competence») лишь затем переводятся в развернутые формы грамматически построенного высказывания, различные для разных языков и составляющие процесс реальной речевой деятельности («performance»). 1 Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С.Цветковой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С.5-15.
Возникает вопрос: какова же психологическая и психофизиологическая природа этих обеих основных составных частей речевого процесса? Осуществляются ли они с помощью одних и тех же механизмов мозга или же каждая из них опирается на разные функциональные системы головного мозга, совместная работа которых только и может обеспечить использование двух упомянутых выше сторон языка в реальном речевом процессе? Но на этот вопрос ни в психологии, ни в психолингвистике еще нет достаточно полного ответа. Поэтому каждое наблюдение, позволяющее сделать вывод о нераздельности или обособленности мозговых механизмов, лежаших в основе этих двух основных сторон речевой деятельности, может иметь важное значение. К решению этого вопроса и должна быть привлечена нейропсихология— особая ветвь науки, изучающая изменение сложных форм психической деятельности при локальных поражениях мозга, и та специальная часть нейропсихологии, которая за последнее время стала оформляться как пограничная область между психологией, неврологией и языкознанием и которая была названа нейролинг-вистикой (А.Р.Лурия, 1947, 1967, 1973 и др.), Эта область знания исходит из тщательного анализа тех основных форм нарушения речи (афазий), которые возникают при локальных поражениях мозга, и на основе этого анализа делает выводы о факторах, которые входят в состав речевой деятельности, и о роли, которую играют различные системы коры головного мозга человека в обеспечении речевых процессов. Мы используем данные наблюдений для ответа на поставленные выше вопросы, ссылаясь на материалы, которые были опубликованы нами в других сообщениях (А.Р.Лурия, 1964, 1967, 1969). 2. основные функциональные системы коры головного мозга Если исключить анализ глубинных мозговых структур и верхних отделов мозгового ствола, которые играют основную роль в обеспечении тонуса коры, необходимого для его работы (Г.Мэгун, 1965; Е.Д.Хамская, 1972), можно с полным основанием утверждать, что существуют две совершенно раздельные системы коры головного мозга, каждая из которых имеет свою специальную функциональную характеристику. Первая из них связана с работой задних (темен-но-затылочно-височных) отделов мозговой коры и обеспечивает функцию приема, переработки и хранения поступающей извне информации. Эти отделы коры с полным основанием обозначаются как гностические зоны. Вторая из них связана с работой передних (премо-торных и лобных) отделов коры и обеспечивает функцию формирования намерений, планов и программ поведения, сличения эффекта действия с исходным намерением и регуляции протекающей деятельности. Эти отделы коры можно в противоположность предыдущим условно обозначить как динамические зоны. Обе упомянутые нами системы мозговой коры имеют неодинаковое морфологическое строение (Г И Поляков. 1969) и неодинаковую модальную специфичность (А Р Лурия, 1969, 1973) Задние отделы мозговой коры характеризуются наличием поперечно расположенных слоев нервных клеток, причем в наиболее простых (первичных) отделах коры преобладают клетки четвертого рецепторного слоя, к которому доходят волокна от периферических анализаторов, в то время как более сложные (вторичные и третичные) отделы коры характеризуются преобладанием второго и третьего слоев кчеток с короткими аксонами, которые несут связующую, ассоциативную функцию и обеспечивают наиболее сложные процессы анализа и синтеза поступающей в кору информации В этом и состоит принцип иерархического строения всех основных зон коры головного мозга (А Р Лурия, 1969, 1973) Одновременно отдельные области, входящие в задние (гностические) отдечы коры, отличаются друг от яруга модальной специфичностью затылочные отлеты коры являются центральной частью зрительного анализатора, височные — центральной частью слухового анализатора, постцентральные — центральной частью кожно-кинестетического анализатора, причем каждая из них обеспечивает соответствующую (модально-специфическую) форму анализа и синтеза доходящей до человека информации Только третичные зоны коры (расположенные s пределах височно-темен-но-затычочнои области, или области, обозначаемой как ТРО), особенно мощно развитые у человека, объединяют упомянутые выше модально-специфические зоны коры и часто обозначаются как «зоны перекрытия» корковых отделов различных анализаторов По своему функциональному значению они обеспечивают наиболее высокие формы синтетической деятельности, объединяя последовательно поступающие раздражения в одновременные, «симультанные» синтезы, которые и создают основание для кодирования поступающих в мозг элементов в сложнейшие системы кодов (АРЛурия, 1963. 1969, 1973) Совершенно иными морфофизиологическими особенностями отличаются передние отделы мозговой коры По своему строению они характеризуются «вертикальной исчерченностью», характерной для двигательной коры (Г И Поляков, 1969), и не имеют модально-специфического характера Так же как и задние отделы коры, они имеют иерархическое строение В первичных зонах передних отделов коры преобладает пятый (эффекторный) слои нервных клеток, аксоны которых идут на периферию, к передним рогам спинного мозга, а затем и к мышцам, обеспечивая реализацию двигательных импульсов Над ними надстроены вторичные и третичные зоны коры, в которых преобладают клетки верхних (второго и третьего) слоев коры, имеющие короткие аксоны и обеспечивающие связующую, ассоциативную функцию Первичные, двигательные зоны этой области имеют четкое соматотопическое строение (каждый их участок связан с определенной группой мышц, причем нижние участки связаны с мышцами пица, губ, языка, а верхние — с мышцами руки и ноги) С переходом от первичных ко вторичным зонам этой области такая связь с отдельными группами мышц уменьшается и в третичных зонах коры (префронтальнои области) совсем исчезает, поэтому лобные (прсфронтальные) зоны коры представляют собой такой же третичный аппарат, как и задние «зоны перекрытия», с той только разницей, что они имеют решающее значение для обеспечения сложнейших динамических синтезов человеческой деятельности — в создании планов и программ поведения и регуляции сложных видов сознательной деятельности (А Р Лурия, 1969, 1973, ЕДХомская, 1972) К указанным основным принципам строения и работы функциональных систем мозговой коры следует, наконец, добавить тот факт, что оба полушария мозга у человека не являются равноценными у правшей левое (доминантное) полушарие имеет основное отношение к обеспечению работы ведущей (правой)руки и речевых процессов, в то время как правое полушарие играет лишь подчиненную роль, оставаясь не связанным с речевыми процессами и, по-видимому, имея прямое отношение лишь к непосредственным, не связанным с речью перцспторным процессам (Р Сперри и др, 1969, М Газзанига, 1970) С этими основными данными мы и можем подойти к нашему основному вопросу — к анализу того, какую роль играют основные системы мозга в пара-дигматическс i и синтагматической ориентации речевой деятельности 3. нарушения парадигматических основ речи при поражениях задних отделов речевых зон Задние отделы мозговой коры как мы Уже сказали, обеспечивают прием, переработку и хранение поступающей извне информации, причем задние отделы левого полушария создают основу для кодирования информации в парадигматические системы языка Хорошо известно, что система обобщении, в которую включаются звуки речи, создает фонематический и морфофонематическии строи позволяя человеку овладеть звуковой и морфологической основой языка Так же хорошо известно, что семантическая система дает возможность, включить значение слова в известные категории (наглядные — ситуационные или отвлеченные — категориальные) Нахождение нужного счова всегда связано с процессом выбора нужной фонемы из значительного числа звуковых альтернатив и с процессом выбора определенных значащих слов из большого числа тех связей и отношении, в которые вступает обозначаемый словом предмет Этот процесс выбора нужного звукового комплекса, или нужного слова (или, как это принято говорить в психологии, процесс «принятия решения»), в норме осуществляется достаточно легко хорошо упроченные слова всплывают автоматически, нужные связи становятся доминантными, а побочные (несущественные или белес слабые) связи столь же легко тормозятся Такая четкость нахождения нужных слов обеспе чивастся нормальной динамикой высших нервных процессов, подчиняющихся сформулированному еще И П Павловым «закону силы», согласно которому сильные (или существенные) раздражители вызывают сичьную, а слабые (или несущественные) раздражители — слабую реакцию (И П Пав we, 1949) Именно это условие и обеспечивает возможность строгой избирательности психологических процессов, совершенно необходимой для построения иерархической системы взаимно подчиненных (парадигматических) кодов Совершенно иная ситуация возникает в тех сч>-чаях, когда в результате воздействия каких-чибо патологических агентов {опухоли кровоизлияния, травмы) в только что указанных отделах коры головного мозга возникает патотогическое («фазовое») состояние В этих случаях, как это было указано в школе И П Павчова (А Г Иванов-Смоленский, 1949, и др), нормальное действие «закона силы» нарушается, сильные (существенные) и слабые (несущественные) раздражители начинают вызывать одинаковую реакцию, и возникает явление «уравнивания возбудимости» различных по силе и свежести следов (А Р Лурия, ЕЙ Со-ъ.оюв М Климковскии, 1967) В силу этого вероятность появления различных альтернативных связей уравнивается и тот выбор из многих возможностей, который так легко проходил при нормальном состоянии коры, резко затрудняется Естественно, что такое изменение неироди-намики коры резко нарушает возможность нормального протекания речевых процессов, и возможность вктючения их в систему иерархически организованных (парадигматических) кодов языка начинает протекать с большим затруднением Если очаг поражения мозга задевает системы коры лечои височной области, то только что описанное 1 тологическое состояние ограничивается дефектами процессов слухового анализа и синтеза, в этих случаях бопьнои оказывается не в состоянии четко выделять фонематические признаки, выбирать нужное звучание из нескольких альтернатив, и различные звучания воспринимаются одинаково В менее выраженных случаях этот дефект нарушает различение лишь «коррелирующих», или «оппозиционных», фонем и больной теряет возможность дифференцировать такие звуки как «б» и «п», «д» и «г» <з» и «с», и тд, в случаях более массивных поражении возникают более грубые нарушения фонематических кодов и больной начинает смешивать и более резко различающиеся фонемы, он не в состоянии дифференцировать комплексы звуков (так называемые 'стечения сопасных»), и патологический процесс приводит к возникновению явлении сенсорной (или акустико-гностической) афазии, подробно описанной нами в других работах (А Р Лурия, 1947, 1969 и др) Легко видеть, что нарушения выражающиеся в дезорганизации фонематической основы языка, являются типическим примером нарушения речевых кодов (т е парадигматическими нарушениями), хотя и ограничены слухо-речевои сферой Если патологическое состояние ограничивается нижними отделами постцентра 1ьной (кинестетической) речевой коры, те же явления возникают в сфере артикуляции Бопьные этой группы оказываются не в состоянии четко дифференцировать близкие артику-лемы смешивают такие различные по звучанию, но близкие по двигательной характеристике артикулемы, как губные «м», «б», «п» или небно-язычные «л», «н», «д», там, где они должны выбрать нужную артикуляцию, альтернативная артикулема возникает с равной вероятностью, и процесс принятия решения, на этот раз ограниченный сферой речевой артикуляции, нарушается В этих случаях нарушение «парадигматических» кодов вызывает картину «афферентной моторной афазии», подробно описанной нами в другом месте (А Р Лурия, 1947, 1969 и др), и мы не будем останавливаться на ней детально Особенно интересные явления возникают в тех случаях, когда только что описанное патологическое состояние возникает в третичных отделах тсмен-но-затылочнои области коры (в так называемых «зонах перекрытия») левого полушария В этих случаях как система фонематической, так и система артикуляторной организации речи остается сохранной, однако явление «уравнивания возбудимости» распространяется на семантическую систему, и следы различных связей, вызываемых словом как многомерной матрицей смысловых связей, уравниваются по силе и начинают возникать с равной вероятностью Вот почему больные этой группы начинают испытывать заметные трудности в подыскании нужных слов и легко заменяют их какими-либо другими словами, близкими по смыслу Так, больной, который хочет припомнить слово «очки», начинает говорить «стекла», «глаза», «брови*, «железки», а больной, который пытается припомнить слово «осина», может с одинаковой вероятностью сказать «береза», «липа», «лес», «дерево», < растение» и т п Легко видеть, что во всех этих случаях распадаются парадигматические коды речевых значении и те же явления «уравнивания возбудимости» распространяются на сферу лексики и семантики Явления вербальных парафазии, при которых искомое слово заменяется либо словом, близким по ситуации («осина» — «лес», «дерево»), либо словом относящимся к той же категории («осина» — «береза», «липа»), либо более общим словом («осина» — «дерево», «растение»), либо, наконец, словом, морфоюгически близким к искомому («микро том» — «микро-скоп», «тсле-визор» — «теле фон»), являются типическими примерами таких нарушении, указывающих на глубокое нарушение «парадигматического» строя языка Эти явления были хорошо изучены в титературе (ФЛотмар 1919, 1935, Э С Беин, 1964 и др), и мы не будем останавливаться на них подробнее Характерным для всех этих случаев является тот факт, что нарушение «парадигматического» строя языка (возможность включения слова в соответствующую систему звуковых, артик>ляторных или семантических кодов) яе распространяется на вторую основную сферу речи — на систему синтагматических связей Речь этих больных, разрушенная в системе используемых морфологических или семантических кодов, сохраняет плавный, интонационно мелодический характер Именно поэтому больные, которые теряют организованную систему фонем, артикулем или семантических словесных кодов, остаются способными построить плавное (пусть грамматически измененное) высказывание, отношение подлежащего к сказуемому остается у них сохранным, и даже в тех случаях, когда нахождение нужных слов резко затр>дняется или полностью исчезает, возможность выразить мысль с помощью неполноценных кодов, включенных, однако, в плавное высказывание, остается Именно такая диссоциация — нарушение парадигматических кодов и сохранность синтагматических высказываний — и приводит к тому, что больные с поражением левой височной области и явлениями сенсорной (акустико-гностической) афазии оказываются не в состоянии припомнить ни одного слова, их речь лишается номинативных элементов (сушест-витепьных), и все-таки они могут выразить любую мысль, опираясь на интонационно-мелодическую систему высказывания Описывая историю своего ранения, такой больной может говорить «Ну вот мы, значит, шли и все еще и еще и вдруг, ах' и ничего и потом ои-ои-ои и потом лучше, лучше и лучше» — и слушающий прекрасно понимает, что речь идет о ранении, которое сопровождалось потерей сознания, за которым была операция, затем постепенное восстановление Аналогичные факты имеют место и при поражении теменно-затылочных отделов коры и явлениях сложной амнестическои афазии Наиболее характерным является здесь тот факт, что больной, у которого грубо нарушается парадигматический строй словесных колов, часто пытается выйти из затруднении, которые он испытывает при попытках найти нужное слово обращаясь к сохранным у него синтагматическим процессам связного высказывания Именно поэтому у больных этой группы очень часто можно наблюдать случаи, когда они заменяют безуспешные попытки найти нужное слово включением этого слова в плавное синтагматическое высказывание, и, будучи не в состоянии найти слово «расческа» начинают искать выход в том, что говорят «Ну вот этим нужно волосы поправить» или «Вот, когда я иду к этому который волосы делает вот он мне расчесывает волосы этой самой» и т д Ком-пенсируюшая роль сохранной синтагматической системы при нарушенной парадигматической системе выступает здесь с полной отчетливостью Диссоциация между нарушенной парадигматической системой кодов и сохранностью синтагматической системы высказывания отчетливо выступает при анализе понимания речи у этих больных Этот факт отчетливо выступает в том, что больной с сенсорной (акустико-гностическои) афазией, проявляя грубое нарушение понимания отдельных слов которое мы обозначили термином «отчуждение смыслд слова», сохраняет понимание интонационно-мелодической структуры фразы и может схватить ее общий смысл С такой же отчетливостью это выступает и у больных с поражением третичных отделов левой те-менно-височно-затылочнои области и яапсниями семантической афазии (А Р Лурия, 1947, 1969) Эти больные оказываются совершенно не в состоянии понять значение сложных логико-грамматических конструкции, включающих сповесную формулировку отношении (например, «брат отца» и <отец брата», «стон больше чухи» и «муха больше слона», «круг под квадратом» и «квадрат под кругом»), и сохраняют этот дефект даже после многих лет тренировки (А Р Лурия, 1971) Однако те же больные, которые никак не могут понять сформулированные в парадигматической системе «коммуникации отношения», легко понимают не включающую этих логико-грамматических кодов «ком-муникаиию события» (ГСвед&шус, 1897) Поэтому больные этой группы никак не мог>т усвоить смысл сложною предложения «В школу, где училась Дуня, с фабрики пришла работница, чтобы сделать доклад» Однако без труда понимают простое, не включающее этих парадигматических кодов высказывание «Отец и мать ушли в театр, а дома осталась старая няня и дети» Анализ нарушении как экспрессивной речи, так и структуры понимания речи у больных с поражениями задних отделов речевых зон коры отчетливо показывает диссоциацию нарушенной парадигматической и сохранной синтагматической организации речи и даст четкие указания на то, что эти системы осуществляются раздельными аппаратами мозговой коры 4. нарушения синтагматических основ Date: 2016-05-13; view: 526; Нарушение авторских прав |