Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речи при поражениях передних отделов речевых зон 2 page





Задачей дальнейших исследований является не только тщательное неиропсихологическое описание этих синдромов, но и выделение лежащих в их ос­нове патофизиологических механизмов.


А.Р.Лурия, Дж.Хлттон, Т.Хлттон современная оценка основных форм афазии1

Целью настоящей работы является современный обзор основных форм афазии Концепции афазии, со­державшиеся в современных учебниках неврологии, очень мало отличаются от положении, которые полу­чили развитие во второй половине XIX столетия Кли-нииисты обычно пытаются отнести больного с афазией к определенной категории в соответствии со схемой, первоначально предложенной Л Лихтгеимом (1885) и К Вернике (1874) Обычно считается, что в верхних от­делах височной области левого полушария расположе­на зона, ответственная за восприятие речи и речевых звуков Поражения этой зоны, зоны Вернике, вызы­вают сенсорную афазию Другая область, расположен­ная в задней трети первой лобной извилины, зона Брока, считается ответственной за моторную органи­зацию речи Поражения этой зоны, как правило, при­водят к моторной афазии Далее, общепризнанной формой является амнестическая афазия Ее главным симптомом является трудность нахождения названий предметов Она является следствием поражений ниж­них отделов теменной зоны коры левого полушария

К этим трем основным формам афазии добавля­ются еще две Одна из них предстаачена традиционным термином «транскортикальная афазия» Этот тип афазии предположительно возникает, когда прерываются связи между «центром понятии» (как считалось 100 лет на­зад) и «центром речевого выражения» (С Wermcke, 1874) В резучьтатс возникает симптом, когда больной не способен спонтанно порождать речь при сохранной способности называть предметы и повторять слова Другая форма афазии — «проводниковая афазия» — считается следствием прерывания связей между сен­сорными и моторными «центрами речи» При этом больной может говорить самостоятельно, но не может повторять слова () Сегодня никто уже не считает, что в действительности существуют «центры» сенсор­ной и моторной речи и меньше всего «центр понятии» () Короче, только что описанный теоретический подход к формам афазии более не может устоять пе­ред критикой Кроме того, в последние годы появи­лась возможность пересмотреть эти формы в свете данных, которыми мы располагаем благодаря приме­нению неиропсихологичсских методов анализа боль­ных с афазиями (АРЛурия, 1947, 1963, 1973, 1975) Этот метод позвочяст нам перейти от простои конста­тации фактов речевого нарушения и от внешнего опи­сания основных форм афазии к анализу тех ведущих факторов, которые лежат в их основе Мы посвятите этой работе почти 40 лет, и в настоящее время разра­ботали новые понятия для описания основных форм афазии ()

Сначала будут рассмотрены две так называемые простые формы афазии сенсорная и моторная Как указывали классики неврологии, сенсорная афазия заключается главным образом в том, что при со-

1 Luna A R Mutton G Т, Hutton ТА Modern assessment of the basic forms of aphasia//Brain and Language 1977 V 4

 

хранном слухе больной оказывается неспособным понимать слова Вернике, который ввел концепцию сенсорной афазии считал, что в ее основе лежит на­рушение сенсорного или акустического образа слова (С Wermcke, 1874) Аудиометрия показала, что такие больные прекрасно слышат все участки тон-шкалы весь диапазон звуковых оттенков (G Bonvicint, 1929, W Frankfurter, 19I2, КKleist 1934)

Представление о сенсорной афазии как о частич­ной деменции также неоправданно Обнаружилось что больные с сенсорной афазией способны справиться со сложными интел чектуальными заданиями, если только они не включают промежуточного речевого звена ()

Решение этой проблемы стало возможным лишь 50 или 60 лет спустя после появления работы Вернике и было связано павныч образом с развитием совре­менной лингвистики () Фоночогия установила для того, чтобы слышать и разбирать звуки речи, человек должен уметь квалифицировать звуки, другими слова­ми, включать звуки в системы фонем основных еди­ниц речи

Фонемы — это те звуковые комплексы, которые выпочняют семантически различные функции Ос­нову фонем составляют фонематические признаки, изменение которых приводит к изменению значе­ния слова

В различных языках фонематические признаки не являются одинаковыми и поэтом\ фонематические системы различаются В русском языке фонемами яв­ляются звуки, различающиеся по признаку звонкос­ти—глухости, или твердости—мягкости, но не по долготе () Первичным симптомом проявляющим­ся при поражениях зоны Вернике, является распад фонематического слуха, что оказывается следствием поражения коры, неспособной проделать работу по вы­делению существенных фонематических признаков и по отнесению звука к той или иной категории Таким образом ясно, что если нарушается фонематический слух, то понимание речи становится невозможным, так как мы можем понимать только при условии, что мы можем отнести звук к той или иной фонематичес­кой системе

Вторичным симптомом при этом дефекте явля­ется нарушение речи Бочьнои с сенсорной афазией может говорить Он говорит много, иногда излишне много (логоррея) Он путает фонематические при­знаки, что приводит к феномену, известному в кли­нике как «словесный салат Такой больной порождает множество литеральных парафазии его речь не­правильно организована, так как у него утрачена фонематическая структура

Третья особенность сенсорной афазии — это нарушение письма Действительно, сечи больной не может выделить фонематические признаки, причем следствием этого является декомпенсация речевой функции, то, конечно же, у нею оказывается на­рушенным письмо Это происходит потому, что он не знает, какие фонемы надо соединить чтобы по­лучилось слово {)

Теперь будет рассмотрена вторая главная форма афазии — моторная Здесь пришлось проделать более значительную работу и процесс поиска объяснения моторной афазии был более счожным

Брока разработал свою теорию моторной афа­зии в то время, когда физиология движении была еще неизвестна В последние 40 лет была разработана теория физиологии движения Ее построение связано главным образом с замечательной работой Н А Бернштейна, выдающегося русского физио1ога, который посвятил всю свою жизнь анализу моторных меха­низмов Эта работа дала возможность пересмотреть теории данной группы афазических нарушений

Во-первых, необходима кинестетическая аффе-рентация () Кинестезия выделяет и воздействует на функцию настройки мышц, впоследствии при­нимающих моторные импульсы Дсафферентация ре­чевой моторной функции, таким образом, приводит к невозможности нахождения необходимых движе­нии, которые требуются для речи

Вторым фактором, необходимым для осуществ­ления действия, является последовательная организа­ция движении В самом деле, наши движения никогда по природе не состоят из единичного акта Они предпо-тагают чередование иннервации То есть в основе дви­жения пежат по меньшей мере два фактора, а именно кинестетический, который определяет точность движе­ния, и кинетический, который обеспечивает плавную смену движении и превращает отдельные иннервации в кинетические мелодии (моторные навыки)

На месте зоны Брока, которая считалась основой моторной речи, мы теперь должны предположить су-шествование по меньшей мере двух зон, принимаю­щих участие в организации речевых движений, и то, что поражения любой из них могут приводить к нару­шению моторных функций речи

Первая форма моторной афазии имеет место при поражениях нижних отделов постцентральнои изви­лины левого полушария и имеет в основе наруше­ние речевой кинестезии Ее можно рассматривать как своего рода форму оральной апраксии Представите­ли французской школы часто имели в виду именно это когда они говорили о desmtegration phonctiquc de langage Если речевая кинестезия оказывается нару­шенной, то больной демонстрирует дефект ораль­ного праксиса Это легко можно увидеть, если попросить такого больного поместить язык между зубами, вытянуть его или свернуть в трубочку Если нарушена кинестезия речевого аппарата, больной не может этого сделать и производит апрактические движения языком — аналогично «кинестетической» апраксии конечностей У больного выявляются труд­ности, когда он пытается произносить отдельные звуки, потому что различие между близкими арти-кулемами становится трудным и оказывается стер­тым При грубых формах этого дефекта спутанность может распространяться и на другие, более сильно различающиеся фонемы

Таким образом, эту первую форму моторной афа­зии, которая ранее не получала достаточного внима­ния, мы называем афферентной моторной афазией, или кинестетической моторной афазией Эта форма моторной афазии проявляется как апраксия моторно­го аппарата Первичным при афферентной моторной афазии является дефект, связанный не с фонемами (звуковые единицы речи), а с артикулемами (произ­носимые единицы речи)

Больной с афферентной моторной афазией, кроме речевых, испытывает трудности при письме При письме такой больной делает ошибки, но ино­го типа, чем сенсорный афазик Он смешивает звуки, близкие по артикуляции, возникают специфические литеральные парафазии, которые связаны с нару­шением артикулем

Эта форма кинестетической или афферентной моторной афазии отличается от другой формы мо­торной афазии, афазии Брока Область Брока — это задняя треть первой лобной извилины левого полушария, представляюшая собой нижние отделы пре-моторной зоны Премоторная зона представляет собой аппарат, необходимый для организации моторных импульсов во времени Хорошо известно, что больной с премоторным синдромом, тес поражением премо-торнои зоны левого полушлрия, не обнаруживает па­реза, но проявляет признаки нарушения моторных навыков, или, как мы предлагаем их называть, ки­нетических мелодии Он сможет поместить язык в нуж­ное положение и воспроизвести необходимое движение речевыми мышцами, но он не сможет плавно перейти от одного движения к другому Задание на простукива­ние ритмов будет для него недоступно, так как каждое его звено потребует отдельного импульса В этом слу­чае больной будет способен произнести отдельные зву­ки «л», «н» или «д», что невозможно для больного с афферентной моторной афазией, но он не способен переключиться с одного звука на другой Если такого больного с выраженной афазией Брока (далее назы­ваемой «эфферентной моторной афазией» для тою, чтобы отличить ее от «афферентной моторной афа­зии» или «кинестетической моторной афазии») по­просить произнести, например, слово «муха», он произнесет его как «мууа» и не сможет переключиться от «м» к «х» В конце концов он может произнести «мууу-ма» Ведущий дефект у такого больного проявляется в виде патологической инертности артикуляторных дей­ствии и приводит к невозможности плавного перехо­да от одного звука к другому ()

Теперь будет проведен анализ более сложных форм афазии так же, как это было сделано для простых форм, т е для сенсорной и моторной В клинике отмечаются три более сложные формы афазии амнестическая или номинативная, афазия, транскортикальная афазия и проводниковая афазия Эти формы афазии требуют пересмотра и уточнения

Что типично для амнестическои, или номинатив­ной, афазии9 В этих случаях больной, который может прекрасно повторять слова и иногда говорит довольно плавно, не в состоянии называть предметы Он забыл названия предметов и допжен искать названия, кото­рые нормальный человек легко вспоминает ()

В классических учебниках неврологии можно про­честь, что этот тип речевого нарушения возникает, как правило, при поражениях, располагающихся в нижних отделах теменной доли коры левого полуша­рия Считалось, что нижнстеменная область является «центром понятии», т е что там содержатся группы нейронов, которые выполняют функцию обозначения предметов Если имело место поражение этой зоны, то существовавшие обозначения исчезают из памяти, хотя слух и произношение речевых звуков остаются сохранными

Сегодня вряд ли кто-нибудь принимает концепцию «центра понятии» всерьез, т е считает, что в чело­веческом мозге действительно содержатся определен­ные нейроны, которые сами по себе обеспечивают такую сложную (социальную по происхождению) функцию, как формирование понятии

Для нормального протекания процесса называния необходимо соблюсти по меньшей мере три различ­ных условия Первое состоит в гностической основе процесса называния Для того чтобы назвать помидор, надо выделить специфические признаки помидора, которые позволят не спутать его с репой или сливой Если имеются трудности выделения этих признаков, т е наблюдается зрительно-гностическое нарушение, то не может быть и правильного называния Поэтому такой больной будет в затруднении он может назвать мандарин алексином, помидором, сливой или кар­тошкой () Фактор нарушения зрительной основы называния описан в классической литературе по невро­логии как оптическая или оптико-мнестическая афа­зия В последние годы эта форма была подробно описана Л С Цветковой (1972) ()

Для того чтобы вспомнить слово и назвать пред­мет, недостаточно просто отчетливо видеть предмет и выделять его существенные признаки Необходи­мо еше речевое оформление этого слова В случаях поражения левой височной доли и при постепен­ном обратном развитии снсорнои афазии или в счучаях, когда зона Верни <е остается сохранной, но поражение затрагивает близлежащие области, раз­вивается афазия другого типа Больной с пораже­нием второй височной извилины может понимать отдельные слова и схватывать их значение Однако, если ему дать ряд слов, он не сможет правильно вос­произвести его, так как ряд слов не будет удержи­ваться в его слуховой памяти Отличительной чертой такой акустической, или номинативной, афазии яв­ляется то, что подсказка не помогает такому боль­ному Акустическая структура оказывается настолько размытой в его сознании, что даже подсказка, ко­торая помогает больному со зрительной формой ам-нестичсскои афазии, оказывается бесполезной для такого борного

Если в основе нарушения припоминания слов ле­жит зрительное нарушение, то может показаться уди­вительным, что подсказка помогает больному Дело в том что при подсказке врач выделяет те признаки, которые утрачены больным, в то время как. больной с акустико-номинативнои (акустико-мнестическои) афазией не может использовать подсказку Неспособ­ность извлечь пользу из подсказки является следстви­ем лежащих в основе дефекта акустико-мнестичсских трудностей и представляет собой важный признак аку­стико-мнестическои формы этого дефекта

Рассмотрим последнюю форму амнестической афазии Это так называемая «чистая амнестическая афазия» Она не имеет в своей основе ни зрительного, ни акустического нарушения, а скорее специфические физиологические расстройства височио-теменно-заты точных отделов мозга

Когда человек хочет назвать предмет, у него обычно всплывает много альтернатив Определенный предмет может быть назван прибором, коробкой, сумкой, ин­струментом, магнитофоном или чем-либо еше Любой предмет включается в целую систему связей Собака может быть названа пастухом, эрделем, дворняжкой, млекопитающим, домашним животным Каждое сло­во имеет множество связей Для того чтобы правильно назвать предмет, необходимо выбрать одну альтерна­тиву и оттормозить неподходящие Для того чтобы выб­рать слово, необходимо отобрать требуемое слово из множества альтернатив, т е это процесс, для которого требуется селективный уровень деятельности коры го­ловного мозга Это возможно только в активном со­стоянии когда кора работает согласно закону, который Павлов называл «законом силы» При поражениях ниж­них отделов теменной коры ситуация меняется и кора приходит в состояние пониженной возбудимости, дру-1ими словами, кора входит в тормозное или фазовое состояние На этой фазе прекращает действовать закон силы Может иметь место также частичное тормозное состояние, в котором всевозможные слова, которыми человек пытается обозначить данный предмет, всплы­вают с одинаковой вероятностью Больной испыты­вает трудности в выборе правильного названия для предмета Хотя это и выглядит странным, данная фор­ма амнестической афазии характеризуется не беднос­тью памяти, а чрезмерным количеством всплывающих ассоциации У больного всплывает слишком много обозначении, и он оказывается неспособным к нор­мальному выбору слов Он не может выбрать нужное значение, так как все значения появляются с одина ковои вероятностью Это типичное проявление рече­вого нарушения при уравнительной или тормозной фазе корковой активности, и оно проявляется при поражениях левой теменно-височно-затылочнои об­ласти коры

Таким образом, центральным симптомом амнес­тической (номинативной) афазии является трудность нахождения слов для называния предметов По сути, это не единая форма, а набор форм, которые имеют в своем основании специфические факторы при­водящие к различным синдромам Если поражение располагается в теменно-затылочном отделе, то труд­ность называния является следствием зрительно-гностических нарушении, при которых больной не в состоянии выделить существенные признаки пред­мета и, следовательно, не может найти нужного сло­ва Если имеется поражение в области височной коры, то фактором, ведущим к нарушению процес­са поиска слова, является трудность удержания слухо­вой структуры слова Такой больной, следовательно, не может найти необходимого значения слова, слу ховые следы которого плохо сохраняются В этом слу­чае подсказка, естественно, не помогает Наконец, амнестическая фаза может возникать вследствие па­тологического состояния (тормозного состояния) височно-темснно-затьпочнои коры при котором всевозможные варианты имеют одинаковую вероят ность выбора и больной испытывает трудности вы­бора нужного слова ()

Следующая, наиболее интересная форма афазии, которая будет рассмотрена, — это «транскортикаль­ная моторная афазия» Больные могут повторять, понимать и называть предметы те больные не име ют сенсорных и моторных или амнестических нару­шении, но они утратили способность к спонтанной речи У этих больных выявляются большие трудно­сти в связной моторной речи ()

Величайшей ошибкой классиков неврологии было то, что они прекратили исследование там, где оно должно было только начинаться Они просили боль­ного назвать один предмет, и он называл его Они про­сили его повторить одно слово, и он повторял его Они просили понять одно слово, и он понимал его На этом основании они делали вывод о том, что больной мо жет повторять слова, называть предметы и понимать слова Давайте проделаем очень простую всшь Пусть больной повторит не одно, а три слова (дом, лес, кот), мы увидим, что в таких условиях больной будет испы­тывать трудности и повторит, возможно, только одно из трех слов Вместо того, чтобы переключиться с од­ного слова на другое дом лес кот, он будет повто­рять «дом, лес, лес* или «дом, лес, дом» Таким образом, при более тщательном исследовании исход­ный факт, на который ссыпались классики неврологии при описании транс кортикальной моторной афазии, а именно способность повторять слова, оказывается ошибочным Больной может повторить только одно слово и только одно короткое предложение и не мо­жет повторить серии слов или распространенного пред­ложения Больной обнаруживает точно такую же инертность при назывании, которая была выявпсна при повторении серии слов В обеих ситуациях, для того

чтобы выполнить задание, он должен переключиться от первых названии к последующим

У таких больных часто также обнаруживаются недостатки понимания речи Они могут понять одно слово вполне хорошо, но, если их попросить пока­зать «нос, ухо, глаз», они покажут «нос, глаз и опять нос», т е их ошибки опять же проистекают от пато­логической инертности

Эти наблюдения дают нам возможность выделить ведущий дефект в данной группе боньных У этих боть-ных выявляется патологическое изменение подвиж­ности нервных процессов, т е они обнаруживают патологическую инертность Данная патологическая трудность переключения от одного слова к другому проявляется при повторении, назывании и понимании речи EciH главной особенностью этих больных дей­ствительно является патологическая инертность, то легко понять, почему они не могут говорить В самом деле, наша свободная речь требует огромной пластич­ности и высокой способности к переключению Если больной вспоминает одно слово и затем не может оттормозить его и переключиться на другое, естествен­но, он не может говорить Из этого мы делаем сле­дующие заключения Синдром транскортикальнои моторной афазии, описанный классиками, не суще­ствует в чистом виде Имеются больные, у которых спонтанная речь действительно более грубо наруше­на, чем повторение, называние и понимание, но при правильной организации эксперимента можно обна­ружить у них нарушение не только в спонтанной речи, но и и повторении, назывании и понимании Такие нарушения не выявляются при повторении одного сло­ва, а обнаруживаются при повторении серии слов Их нет при назывании одного предмета, но они появля­ются при назывании серии предметов Таким образом, одной из форм так называемой транскортикальнои мо­торной афазии является по сути персевераторная афа­зия Эта кинетическая трудность отличается от афазии Брока тем. что трудность заключена главным образом не в оргатиации последовательности слогов в одном слове, а скорее в организации серии различных слов Этот тип афазии фактически принадлежит к большо­му классу передних, или эфферентных, афазии, ко­торые включают в себя и афазию Брока

Второй тип — это динамическая афазия, кото­рая выявляется у больных с поражениями заднелоб-ных или лобно-височных отделов левого полушария

Центральный факт динамической афазии состоит в том, что больные, принадлежащие к этой группе, могут легко повторять слова и фразы, называть предметы, понимать обращенную к ним речь, но абсолютно не способны самостоятельно построить высказывание Пристальный анализ показывает, что причина таких трудностей не связана с патологи­ческой инертностью стереотипии () Такой больной оказывается несостоятельным потому, что исходный замысел у него не превращается в схему последующе-ю высказывания и сохранные речевые возможнос­ти не могут быть использованы () Физиологические механизмы этой формы транскортикальнои мотор­ной афазии менее ясны, чем механизмы вышеопи­санных групп речевых нарушений

Последняя классическая форма афазии, а имен­но тлк называемая «проводниковая афазия», время от времени вызывала горячие дискуссии Ее анализ вызвал значительные трудности

Клиническая картина проводниковой афазии состоит в следующем парадоксальном факте Боль­ные с этой формой афазии могут легко говорить, легко называть предметы и легко понимать речь Глав­ный симптом больных с этим нарушением состоял в трудности повторения слов при сохранной способ­ности говорить Это казалось парадоксом и в течение многих лет мы не верили, что такие случаи вообще встречаются и существуют Однако позже у нас был ряд больных, которые, действительно, могли гово­рить довольно выразительно, могли называть пред­меты и понимать речь, но не могли повторять слова При попытках повторять слова у этих больных появ­лялись грубые литеральные парафазии Некоторые исследователи полагали с достаточным основанием, что проводниковая афазия, те неспособность по­вторять стона, — это слабая форма сенсорной афазии Это звучит обоснованно, поскольку, если человек плохо анализирует или удерживает слуховые струк­туры речевых единиц, он, естественно, не может повторить слово, которое ему предложено Нам до настоящего времени неизвестно сколько-нибудь хо­рошее объяснение феномена проводниковой афазии Для того чтобы хоть немного продвинуться в этом направлении (что нам еще полностью не удалось), мы начали с того же самого подхода к анализу про­водниковой афазии, который мы использовали при анализе транскортикальной моторной афазии Во-первых, необходимо проверить факты Действитель­но, имеются случаи, когда больной может говорить, но не в состоянии повторять Когда мы подробно обследовали этих ботьных. оказалось, что проблема значительно более сложна Несмотря на то, что дейст­вительно есть больные, у которых дефект наиботее отчетливо проявляется в повторной речи, у этих же самых больных такой же дефект обнаруживается и при назывании предметов, хотя в этом последнем случае трудности и не столь заметны Повторение слова имеет совершенно отличную от спонтанной речи психологическую структуру Внимание чслове ка направлено здесь на слуховой анализ значимой структуры слова (именно зто и страдает у таких боль ных) Феномен проводниковой афазии фактически и представляет собой специфическое проявление нарушении слухо-речевого анализа строения слова Таким образом, действительно, есть все основания считать, что так называемая «проводниковая афа­зия» наиболее отчетливо проявляется в случаях час­тичной сенсорной афазии, когда звуковая стр\ктура слова анализируется, но плохо удерживается

Имеются, однако, и другие гипотезы дчя объяс­нения проводниковой афазии, согласно которым в основе нарушения повторения слов лежат иные меха низмьг, а именно нарушения связаны с тем фактом, что у этих больных имеется трудность оттормажива-ния побочных ассоциации, всплывающих в их со­знании

Такие спучаи, по-видимому, могут иметь место, когда нарушена связь между двумя полушариями Это осложняется поражениями, располагающими­ся под «речевыми зонами* левого полушария Мы набчюдали больных, у которых были явные труд­ности повторной речи, но они имели совершенно иной характер по сравнению с вышеописанными Эта работа находится в настоящее время в зачаточ­ном состоянии, и мы не можем предложить пока какой-нибудь четкой гипотезы механизмов, лежа­щих в основе Необходимо отметить, что мы все еще не можем достаточно хорошо определить симпто­мы «проводниковой афазии» Полный анализ меха­низмов, ответственных за проводниковую афазию, представляет собой дело будущего

Выше был дан краткий обзор современного по­ложения в области теории афазии, В заключение можно сказать, что многие клинические факты, опи­санные классиками неврологии, остаются действи­тельными, но изменилась интерпретация этих фактов. Сенсорная афазия является, по сути, не сенсорной, а скорее акустико-гностической афазией. Моторная афазия подразделяется на две формы — афферент­ную (кинестетическую) и эфферентную (кинети­ческую). Номинативная, илиамнестическая, афазия распадается на целый ряд форм, каждая из которых основана на нарушении зрительного или слухового анализа или уравнении возбудимости различных сле­дов, что приводит к трудностям их выбора из ряда альтернатив. Транскортикальная афазия оказывает­ся либо персевераторной афазией, т.е. афазией, при которой нарушены динамика и пластичность, или же следствием нарушения внутренней речи. Провод­никовая афазия начинает пониматься как специ­фическая форма нарушения речевой активности, при которой человек должен направить свою деятельность не на коммуникацию мысли, а, скорее на формаль­ный анализ звуковой структуры слова. Она является следствием ослабления акустико-гностичсской функ­ции или трудностей торможения побочных ассоци­аций, всплывающих в сознании человека.

Теория афазии является наиболее трудной об­ластью неврологии. Она предполагает наличие знаний в нескольких областях науки: неврологии, психоло­гии, речевой патологии, физиологии и лингвисти­ке. (...) Нам предстоит еще очень много сделать, прежде чем все богатство форм афазии сможет по­лучить свое научное патофизиологическое объясне­ние и прежде, чем анализ механизмов, лежащих в их основе, будет достаточно исчерпывающим. Все это включает в себя задачу будущих лет исследования и будет предметом новой области науки — нейролин-гвистики — переход к которой откроет ряд новых и важных задач.


А.Р.Лурия, Н.А.Смирнов, Ю.М.Филатов о речевых нарушениях после операций на левом зрительном бугре

В классической неврологии всегда считалось, что нарушения речи (типа афазии) возникают лишь при поражениях «речевых зон» коры доминантно­го (левого) полушария и что в отличие от этого поражение глубинных, и прежде всего стволовых, отделов мозга вызывает лишь неспсцифичсские на­рушения в соотношении сна и бодрствования, то­нуса коры и т д

Однако за последнее время появились факты, показывающие, что и воздействия на ядра левого зрительного бугра могут вызывать заметные нару­шения речевой деятельности, которые сводятся к нарушению тонуса речевых процессов, их блокаде, явлениям дисфонии и к известным нарушениям в регуляции речевой деятельности (G Ojeman et a!, 1968, 1971, J M Van Buren et al, 1969, M Ricklan et al, 1971, 1975 и др)

Постепенно накапливавшиеся наблюдения по­зволили посвятить специальный выпуск журнала «Brain and Language» расстройствам речевой деятель­ности, вызванным воздействиями на ядра зритель­ного бугра

Несмотря на то что внимание к этим проблемам заметно обострилось, круг фактических данных, посвященных детальному описанию характера ре­чевых нарушений, связанных с воздействиями на образования зрительного бугра, оставался очень ог­раниченным

Это объясняется по крайней мере двумя причина­ми С одной стороны, исследования, посвященные зтому вопросу, были преимущественно ограничены наблюдениями над воздействиями на зрительный бу­гор, проводимыми во время стереотакоических опера­ции и предшествующих им раздражении структур зрительного 6yipa Операции на самом зрительном бугре были настолько сложны, что их количество исчисля­лось единицами

С другой стороны, неиропсихологические исследо­вания, проводившиеся у больных только что указан­ной группы, оставались на столь низком уровне, что те изменения речи, которые описывались в упомянутых выше сообщениях, не могли скочько-нибудь отчепи-во представить структуру речевых расстройств, возни­кающих в этих случаях, и содержащаяся в этих сообщениях информация носила слишком отрывоч­ный и неполный характер

Наконец, в клинике сохранялось твердое убеж-дение-в том, что глубинные структуры мозга об­ладают лишь неспецифическими функциями и что их работа не имеет никакого отношения к рече­вым процессам, организация которых является це­ликом функцией корковых образовании

Date: 2016-05-13; view: 495; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию