Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема психологического анализа урока⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
1. Класс, урок (по счету), учебный предмет, тема задачи, учитель, дата. 2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ: а) подготовленность учителя к уроку. б) подготовленность классного помещения и учащихся. 3.ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 3.1. Приемы организации внимания: • непосредственное обращение; • подчеркивание значимости информации; • постукивание, повышение (понижение) голоса; • использование наглядных пособий; • яркость примеров; • темп ведения занятия и т. д. 3.2. Организация внимания по этапам урока: • вхождение учителя в класс, приветствие; • начало занятия; • создание рабочего состояния; • призывы к тишине и др. 3.3. Поддержание активного внимания: • во время опроса; • во время подачи нового материала; • при повторении, закреплении и т. д. 3.4. Виды проявляющегося внимания: • непроизвольного; • произвольного; • послепроизвольного, их смена. 3.5. Сосредоточенность внимания: • высокая, • средняя, • поверхностная. 3.6. Случаи рассеянности, отвлечения. 3.7. Распределение внимания: • между какими видами деятельности; • успешность внимания (как справились ученики). 3.8. Переключение внимания: • от опроса к объяснению нового материала; • от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.; • как переключались «быстрые» и медлительные ученики; • приемы переключения внимания: «логический мостик», название новой темы – запись ее на доске; • подчеркивание значимости материала; • пауза, разрядка и т. д. 4. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока: • мотивация; • постановка цели; • установка; • интерес, любопытство, удивление и т. д.; • создание ситуации ожидания; • личностный смысл и др. 4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь: • создание наглядных образов; • ясность, образность речи учителя, записей на доске. 4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение: • схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия; • моделирование содержания материала и способов действий учащихся; • ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами; • функции наглядности; • иллюстрация того, что описывает учитель словами; • сближение абстрактных понятий с конкретными; • восприятие сущности явления. 1.4. Избирательность восприятия: • особенности изображения того, что должно быть предметом осознания; • отсутствие лишней детализации; • структура объекта (расчленение на части и др.); • выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др. 4.5. Осмысленность восприятия: • по реакции учащихся на ответы товарищей; • по возникновению у учащихся вопросов; • по высказываниям и дополнениям учащихся, • пояснение учителем наглядного материала словом. 4.6. Формирование чувственного опыта учащихся: • с опорой на имеющиеся знания; • с опорой на опыт учащихся (апперцепция); • соотношение новых и имеющихся представлений у учащихся. 4.7. Формирование наблюдательности у учащихся: • постановка цели наблюдения; • выделение этапов наблюдения; • фиксирование общего, существенного; • подведение итогов. 4.8. Ошибки в восприятии учащихся: • причины ошибок и их предотвращение. 5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ 5.1. Применяемые методы на уроке: • рассказ, беседа, лекция; • программированное, проблемное изложение; • учебные ситуации; • поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др. 5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся. 5.3. Формирование понятий: • от конкретных операций к общему, абстрактному; • от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию; • выделение признаков понятия: существенных и второстепенных; • установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами; • уровень усвоения понятий. 5.4. Обучение в учебных ситуациях: • постановка проблемы, ее формулировка; • решение проблемы с помощью учебных действий; • контроль и оценка результатов. 5.5. Общение в процессе обучения: • групповое обучение; • позиция учителя и учащегося в группах. 5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся: • проблемные учебные ситуации; • обсуждения, дискуссии; • задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.; • «мозговой штурм» и др. 5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем: • требующих простого воспроизведения знаний; • направляющих процесс анализа и др.; • побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.; • вскрывающих причинно-следственные связи. 5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач: • умение рассуждать (суждения и умозаключения); • умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; • выделять существенные признаки понятий; • конкретизировать понятия, связывать их с практикой; • рефлексивное мышление; • дополнение и исправление отвечающих учеников; • ошибки при рассуждениях. 5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала: • анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация; • конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров. 5.10. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности: • ставить цель мыслительного поиска; • работать в учебных ситуациях; • осуществлять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение предметов и явлений, моделирование и др.; • устанавливать причину и следствие; • контролировать, оценивать свою работу; • учит приемам коллективной мыслительной деятельности. 5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся: • наглядно-действенное; • наглядно-образное; • абстрактно-логическое; • визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся. 5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся. 6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала: • цель и план урока, запись их на доске; • установка на запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.; • логическая обработка информации; • выделение главного в материале; • установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала; • запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т. д.; • свертывание информации в логические модели; • привлечение учащихся к практическому применению правил, законов. Составление таблиц, моделей и т. д. 6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома: • смысловая группировка материала, установление опорных пунктов; • способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката; • установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.; соотношение образа и слова при запоминании; • составление плана, тезисов, конспекта; • свертывание материала в логические модели содержания и способов действия; • перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей; • способы активного припоминания; • специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника). 6.3. Виды памяти, используемые на уроке: • наглядно-образная; • словесно-логическая; • эмоциональная; • двигательная. 6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания: • характер деятельности учащихся, • степень активности и самостоятельности. 6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся: • запечатление, узнавание; • сохранение,воспроизведение; • забывание. 6.6. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся: • проверка усвоенного материала; • осмысление материала; • закрепление материала. 7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ 7.1. Встреча учителя с классом. 7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа. 7.3. Психическое состояние учителя: • положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.; • отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.; 7.4. Манера обращения к учащимся: • доброжелательная, уважительная; • требовательная, строгая; • оскорбительная (насмешки, прозвища и др.); • способность проникнуть во внутренний мир ученика; • «эмоциональный климат» в классе. 7.5. Контакт с классом: • распределение внимания на всех учащихся и их деятельность; • переключение внимания на работу отдельных учащихся; • способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину; • реакция на поведение отдельных учащихся. 7.6. Речь учителя: • громкость, темп, дикция, паузы; • выразительность, эмоциональность; • мимика и пантомимика. 7.7. Организация учебной работы: • занятость делом; плотность работы на уроке; • руководство самостоятельной работой учащихся; • групповая работа (позиция учителя и ученика в группе); • соревнование, взаимный контроль; • комментирование выполняемой работы и др. 7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома. 7.9. Замечания учителя: • по характеру выполняемых работ; • по культуре речи, логике изложения; • по дисциплине, манере поведения; • по отношению к товарищам. 8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ 8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обратная связь: • контролирующий и обучающий характер обратной связи; • при изучении нового материала; • вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.; • при проверке домашних заданий; • демонстрация образцов; при самостоятельной работе учащихся; • карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др. 8.2. Цель обратной связи: • проверка уровня знаний, умений, навыков; • уточнение правильности действий учащихся; • получение рабочих гипотез; • уточнение этапов мыслительной деятельности; • предупреждение ошибок в рассуждениях. 8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности: • оценка отельных действий, навыков; • комментарии оценок учащихся; • активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности; • снятие напряжения, страха, обиды, утомления. 8.4. Как учить учащихся учиться: • слушать, делать записи, моделировать; • работать с книгой, осуществлять учебные действия; • контролировать самого себя и др. 8.5. Как перестраиваются учащиеся на определенные действия учителя. 8.6. Какая система контроля учебной деятельности учащихся. 9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ 9.1. Внимательность, активность и работоспособность учащихся. 9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей. 9.3. Особенности групповой работы учащихся: • роль ведущего и ведомого. 9.4. Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке. 9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по поводу их учебной работы. 9.6. Воздействия учащихся друг на друга: • взаимное обучение; • взаимное «дисциплинирование». 10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА 10.1. Достигнута ли цель урока: • по организации учебной деятельности учащихся; • по наличию интереса; • по организации внимания; • по развитию психических процессов; • по проявлению эмоций и т. д.; • по уровню усвоения учебного материала; • по воспитанию учащихся и др. 10.2. Значение материала урока для учащихся: • познавательное, научное; • эстетическое (нравственное); • эстетическое (художественное); • практическое (деловое); • социальное (общественное); • воспитательное (педагогическое); • личностно-значимое. 10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания. 11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА При наблюдении за поэтапным проведением урока иметь в виду: 11.1. Психологические особенности в построении самого учебного материала урока; 11.2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние; 11.3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания.
Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.
Примечание 1. Рекомендуется использовать сокращения при записи урока:
Примечание 2. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям: А) Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке. Б) Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала. В) Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь. Г) Память в познавательной деятельности. Результаты урока.
Приложение 12
Примерная схема наблюдения
1. Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение): а) влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления, б) готовность учебных пособий (в соответствии с темой урока). 2. Внимание: а) внешние примы организации внимания на уроке: - ритм и темп урока; - наличие наглядных пособий; - интонация речи учителя, его мимика, пантомимика; б) внутренние приемы организации внимания на уроке: - ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя; - установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока; в) распределение и переключение внимания учащихся на уроке; г) проявление невнимания учащихся на уроке; д) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем выражалось). 3. Восприятие: а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради); б) наблюдательность у учащихся на уроке (в чем она проявлялась?) 4. Память: а) организация и управление процессом запоминания; б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем); в) использование установки на длительность запоминания; г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти; д) в какой мере приемы, используемые учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке. 5. Мышление (характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся): а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся? б) какие ответы учеников были простым воспроизведением изученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.? в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке? г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями? д) как формировались новые понятия? Какие мыслительные операции использовались? В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий? е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления. 6. Воображение: а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого); б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом? 7. Чувства: а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке; б) влияние учителя на эмоциональный тон класса; в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств. 8. Навыки: а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков; б) в какой мере применялись на уроке упражнения, их распределение в течение урока; в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.); г) формы сочетания слова, показа и самостоятельной работы; д) перенос и интерференция навыков.
Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.
Приложение 13
Date: 2016-05-17; view: 1467; Нарушение авторских прав |