Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема психологического анализа урока





 

1. Класс, урок (по счету), учебный предмет, тема за­дачи, учитель, дата.

2. ГОТОВНОСТЬ К ЗАНЯТИЮ:

а) подготовленность учителя к уроку.

б) подготовленность классного помещения и уча­щихся.

3.ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

3.1. Приемы организации внимания:

• непосредственное обращение;

• подчеркивание значимости информации;

• постукивание, повышение (понижение) голоса;

• использование наглядных пособий;

• яркость примеров;

• темп ведения занятия и т. д.

3.2. Организация внимания по этапам урока:

• вхождение учителя в класс, приветствие;

• начало занятия;

• создание рабочего состояния;

• призывы к тишине и др.

3.3. Поддержание активного внимания:

• во время опроса;

• во время подачи нового материала;

• при повторении, закреплении и т. д.

3.4. Виды проявляющегося внимания:

• непроизвольного;

• произвольного;

• послепроизвольного, их смена.

3.5. Сосредоточенность внимания:

• высокая,

• средняя,

• поверхностная.

3.6. Случаи рассеянности, отвлечения.

3.7. Распределение внимания:

• между какими видами деятельности;

• успешность внимания (как справились ученики).

3.8. Переключение внимания:

• от опроса к объяснению нового материала;

• от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;

• как переключались «быстрые» и медлительные ученики;

• приемы переключения внимания: «логический мостик», название новой темы – запись ее на доске;

• подчеркивание значимости материала;

• пауза, разрядка и т. д.

4. ВОСПРИЯТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

4.1. Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

• мотивация;

• постановка цели;

• установка;

• интерес, любопытство, удивление и т. д.;

• создание ситуации ожидания;

• личностный смысл и др.

4.2. Соотношение образа и слова, их взаимосвязь:

• создание наглядных образов;

• ясность, образность речи учителя, записей на доске.

4.3. Особенности наглядных иллюстраций, их применение:

• схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;

• моделирование содержания материала и способов действий учащихся;

• ознакомление учащихся с воспринимаемыми объектами;

• функции наглядности;

• иллюстрация того, что описывает учитель словами;

• сближение абстрактных понятий с конкретными;

• восприятие сущности явления.

1.4. Избирательность восприятия:

• особенности изображения того, что должно быть предметом осознания;

• отсутствие лишней детализации;

• структура объекта (расчленение на части и др.);

• выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.

4.5. Осмысленность восприятия:

• по реакции учащихся на ответы товарищей;

• по возникновению у учащихся вопросов;

• по высказываниям и дополнениям учащихся,

• пояснение учителем наглядного материала словом.

4.6. Формирование чувственного опыта учащихся:

• с опорой на имеющиеся знания;

• с опорой на опыт учащихся (апперцепция);

• соотношение новых и имеющихся представле­ний у учащихся.

4.7. Формирование наблюдательности у учащихся:

• постановка цели наблюдения;

• выделение этапов наблюдения;

• фиксирование общего, существенного;

• подведение итогов.

4.8. Ошибки в восприятии учащихся:

• причины ошибок и их предотвращение.

5. МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

5.1. Применяемые методы на уроке:

• рассказ, беседа, лекция;

• программированное, проблемное изложение;

• учебные ситуации;

• поэтапное, планомерное формирование умственных действий и др.

5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3. Формирование понятий:

• от конкретных операций к общему, абстрактному;

• от общих нерасчлененных представлений (путем содержательного анализа) ко все более точному понятию;

• выделение признаков понятия: существенных и второстепенных;

• установление связей между понятиями внутри предмета и между предметами;

• уровень усвоения понятий.

5.4. Обучение в учебных ситуациях:

• постановка проблемы, ее формулировка;

• решение проблемы с помощью учебных действий;

• контроль и оценка результатов.

5.5. Общение в процессе обучения:

• групповое обучение;

• позиция учителя и учащегося в группах.

5.6. Использование приемов активизации мышления учащихся:

• проблемные учебные ситуации;

• обсуждения, дискуссии;

• задачи с несформулированными вопросами, недостающими данными и др.;

• «мозговой штурм» и др.

5.7. Характер вопросов, формулируемых учителем:

• требующих простого воспроизведения знаний;


• направляющих процесс анализа и др.;

• побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и др.;

• вскрывающих причинно-следственные связи.

5.8. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:

• умение рассуждать (суждения и умозаключения);

• умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;

• выделять существенные признаки понятий;

• конкретизировать понятия, связывать их с практикой;

• рефлексивное мышление;

• дополнение и исправление отвечающих учеников;

• ошибки при рассуждениях.

5.9. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:

• анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;

• конкретизация понятий, правил, положений. Особенности приводимых примеров.

5.10. Как учитель учит приемам мыслительной деятельности:

• ставить цель мыслительного поиска;

• работать в учебных ситуациях;

• осуществлять мыслительные операции: ана­лиз, синтез, сравнение предметов и явлений, моделирование и др.;

• устанавливать причину и следствие;

• контролировать, оценивать свою работу;

• учит приемам коллективной мыслительной деятельности.

5.11. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся:

• наглядно-действенное;

• наглядно-образное;

• абстрактно-логическое;

• визуально, аудиально и кинестетически ориентированные учащиеся.

5.12. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

6. ПАМЯТЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

6.1. Приемы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:

• цель и план урока, запись их на доске;

• установка на запоминание: прочность, осмыс­ленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.;

• логическая обработка информации;

• выделение главного в материале;

• установление причинно-следственных связей изучаемого и известного материала;

• запись определений, трудных слов, дат, состав­ление графиков, таблиц ООД (основа ориенти­ровочной деятельности) и т. д.;

• свертывание информации в логические модели;

• привлечение учащихся к практическому при­менению правил, законов. Составление таблиц, моделей и т. д.

6.2. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:

• смысловая группировка материала, установле­ние опорных пунктов;

• способы нахождения в тексте логического субъекта и предиката;

• установление ассоциаций по сходству, контра­сту, смежности и др.;

соотношение образа и слова при запоминании;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• свертывание материала в логические модели содержания и способов действия;

• перевод «языка» книги в «язык» собственных мыслей;

• способы активного припоминания;

• специальные приемы запоминания учебного материала (мнемотехника).

6.3. Виды памяти, используемые на уроке:

• наглядно-образная;

• словесно-логическая;

• эмоциональная;

• двигательная.

6.4. Использование непроизвольного, произвольного запоминания:

• характер деятельности учащихся,

• степень активности и самостоятельности.

6.5. Индивидуальные особенности памяти учащихся:

• запечатление, узнавание;

• сохранение,воспроизведение;


• забывание.

6.6. Вопросы учителя и актуализация памяти учащихся:

• проверка усвоенного материала;

• осмысление материала;

• закрепление материала.

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

7.1. Встреча учителя с классом.

7.2. Внешний вид. Одежда. Прическа.

7.3. Психическое состояние учителя:

• положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.;

• отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.;

7.4. Манера обращения к учащимся:

• доброжелательная, уважительная;

• требовательная, строгая;

• оскорбительная (насмешки, прозвища и др.);

• способность проникнуть во внутренний мир ученика;

• «эмоциональный климат» в классе.

7.5. Контакт с классом:

• распределение внимания на всех учащихся и их деятельность;

• переключение внимания на работу отдельных учащихся;

• способность поддерживать работоспособность учащихся, их дисциплину;

• реакция на поведение отдельных учащихся.

7.6. Речь учителя:

• громкость, темп, дикция, паузы;

• выразительность, эмоциональность;

• мимика и пантомимика.

7.7. Организация учебной работы:

• занятость делом; плотность работы на уроке;

• руководство самостоятельной работой учащихся;

• групповая работа (позиция учителя и ученика в группе);

• соревнование, взаимный контроль;

• комментирование выполняемой работы и др.

7.8. Инструктаж по выполнению самостоятельных работ в классе и дома.

7.9. Замечания учителя:

• по характеру выполняемых работ;

• по культуре речи, логике изложения;

• по дисциплине, манере поведения;

• по отношению к товарищам.

8. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

8.1. На каких этапах урока и по поводу чего обрат­ная связь:

• контролирующий и обучающий характер обратной связи;

• при изучении нового материала;

• вопросы уточняющие, осмысливающие, выделяющие существенное и т.д.;

• при проверке домашних заданий;

• демонстрация образцов;

при самостоятельной работе учащихся;

• карточки ООД (основа ориентировочной деятельности) и др.

8.2. Цель обратной связи:

• проверка уровня знаний, умений, навыков;

• уточнение правильности действий учащихся;

• получение рабочих гипотез;

• уточнение этапов мыслительной деятельности;

• предупреждение ошибок в рассуждениях.

8.3. Оценка деятельности учащихся, ее обоснованности:

• оценка отельных действий, навыков;

• комментарии оценок учащихся;

• активизация работ учащихся, их уверенности, удовлетворенности;

• снятие напряжения, страха, обиды, утомления.

8.4. Как учить учащихся учиться:

• слушать, делать записи, моделировать;

• работать с книгой, осуществлять учебные действия;

• контролировать самого себя и др.

8.5. Как перестраиваются учащиеся на определен­ные действия учителя.

8.6. Какая система контроля учебной деятельности учащихся.


9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

9.1. Внимательность, активность и работоспособ­ность учащихся.

9.2. Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей.

9.3. Особенности групповой работы учащихся:

• роль ведущего и ведомого.

9.4. Причины организации (дезорганизации) учащих­ся на уроке.

9.5. Отношение учащихся к учителю, его замечани­ям, указаниям по поводу их учебной работы.

9.6. Воздействия учащихся друг на друга:

• взаимное обучение;

• взаимное «дисциплинирование».

10. РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

10.1. Достигнута ли цель урока:

• по организации учебной деятельности учащихся;

• по наличию интереса;

• по организации внимания;

• по развитию психических процессов;

• по проявлению эмоций и т. д.;

• по уровню усвоения учебного материала;

• по воспитанию учащихся и др.

10.2. Значение материала урока для учащихся:

• познавательное, научное;

• эстетическое (нравственное);

• эстетическое (художественное);

• практическое (деловое);

• социальное (общественное);

• воспитательное (педагогическое);

• личностно-значимое.

10.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.

11. НАБЛЮДЕНИЕ И ЗАПИСЬ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

При наблюдении за поэтапным проведением уро­ка иметь в виду:

11.1. Психологические особенности в построении самого учебного материала урока;

11.2. Деятельность учителя, учитывающего особенности учебного материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их психическое состояние;

11.3. Деятельность учащихся, осуществляющих процесс познания.

 

 

Для записи и анализа наблюдаемого урока необходимо построить таблицу.

 

Время урока /мин./ Орг. этапы урока Содержание деятельности Психологические закономерности, на основе которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся
учителя учащегося  
         

Примечание 1. Рекомендуется использовать сокращения при записи урока:

 

Готовность к занятию /Г/ Внимание /Вн/
Опрос /О/ Восприятие /В/
Объяснение /Об/ Наблюдение /Н/
Закрепление /3/ Мышление /М/
Практическая работа /ПР/ Память /П/
Наглядные пособия /НП/ Речь /Р/
Домашнее задание /ДЗ/ Эмоции /Эм/ и т.д.

Примечание 2. Рекомендуется технику освоения анализа урока отрабатывать по частям:

А) Поведение учителя. Внимание учащихся на уроке.

Б) Организация учителем обратной связи. Восприятие учебного материала.

В) Организация учителем обратной связи на уроке. Мышление учащихся на уроке. Речь.

Г) Память в познавательной деятельности. Результаты урока.

 


Приложение 12

 

Примерная схема наблюдения
за деятельностью учащихся на занятии

 

1. Психическое состояние класса перед уроком (готовность, установка, настроение):

а) влияние предшествующих занятий, состояние возбуждения, вялости, утомления,

б) готовность учебных пособий (в соответствии с темой урока).

2. Внимание:

а) внешние примы организации внимания на уроке:

- ритм и темп урока;

- наличие наглядных пособий;

- интонация речи учителя, его мимика, пантомимика;

б) внутренние приемы организации внимания на уроке:

- ясность, последовательность изложения материала, его доступность, образность речи учителя;

- установление взаимосвязи произвольного и непроизвольного внимания в разные моменты урока;

в) распределение и переключение внимания учащихся на уроке;

г) проявление невнимания учащихся на уроке;

д) умение учителя распределить свое внимание на уроке (в чем выражалось).

3. Восприятие:

а) учет закономерностей восприятия учащимися речи учителя и наглядных пособий (целостности и расчлененности главного и второстепенного, выделение существенного на доске и в тетради);

б) наблюдательность у учащихся на уроке (в чем она проявлялась?)

4. Память:

а) организация и управление процессом запоминания;

б) закрепление учебного материала на уроке (обобщение, сравнение, составление схем);

в) использование установки на длительность запоминания;

г) проявление кратковременной и долговременной, образной и смысловой памяти;

д) в какой мере приемы, используемые учителем на уроке, содействовали развитию всех видов и типов памяти на уроке.

5. Мышление (характеристика урока с точки зрения активации мыслительной деятельности учащихся):

а) создавалась ли проблемная ситуация в начале урока, побуждал ли учитель к формулировке задачи самих учащихся?

б) какие ответы учеников были простым воспроизведением изученного, какие явились самостоятельным изложением, обобщением, конкретизацией, сопоставлением и т.д.?

в) в какой мере обеспечена связь теоретических и практических знаний на уроке?

г) логичность изложения учебного материала учителем (ясность, отчетливость, систематичность, доказательность). Использовались ли сравнения и сопоставления, выяснялись ли связи между предметами и явлениями?

д) как формировались новые понятия? Какие мыслительные операции использовались? В чем заключалась трудность при усвоении учащимися новых понятий?

е) приемы по воспитанию самостоятельности мышления.

6. Воображение:

а) использование учителем воображения учащихся на уроке (воссоздающего и творческого);

б) давались ли на уроке образные представления об изучаемом?

7. Чувства:

а) причины, вызвавшие то или иное настроение у учащихся на уроке;

б) влияние учителя на эмоциональный тон класса;

в) воспитание на уроке моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

8. Навыки:

а) характеристика урока с точки зрения формирования и укрепления школьных навыков;

б) в какой мере применялись на уроке упражнения, их распределение в течение урока;

в) анализ упражнений с точки зрения психологических требований к ним (знание конечной цели и т.д.);

г) формы сочетания слова, показа и самостоятельной работы;

д) перенос и интерференция навыков.

 

Для записи и анализа наблюдаемого урока необхо­димо построить таблицу.

 

Время урока /мин./ Орг. этапы урока Содержание деятельности Психологические закономерности, на основе которых осуществляется взаимодействие учителя и учащихся
учителя учащегося  
         

 


Приложение 13

 







Date: 2016-05-17; view: 1467; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию