Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коррекционная педагогическая работа с детьми, имеющими разные формы умственной отсталости⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие им предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начать коррекционное воспитание и обучение умственно отсталого ребенка, определить продолжительность этой работы, время ее завершения и выхода индивида с нарушениями развития в самостоятельную жизнь. Одно из первых мест в этой коррекции развития занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и со взрослыми людьми. Для выработки навыков общения используются программы, разработанные Л. М. Шипицыной (1994,2000), Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Л. А. Нисневич (2000), И. Н. Мамайчук (2003) и др. Воспитание у этих детей правильного отношения и способности к обучению, положительной реакции на помощь, интереса к окружающему миру, познавательной активности не только улучшит освоение школьной программы, но и сделает более эффективным приобретение умений, необходимых для приспособления к жизни. Формирование адекватной самооценки вызовет у ребенка больше доверия к себе, уменьшит его страх перед любой активностью и облегчит ее выполнение. Для формирования самооценки ребенка необходимо проводить упражнения и вырабатывать у него в процессе любой деятельности соответствующую реакцию на успех и неуспех — поощрением, доверием, — т. к. оно может стать дополнительным стимулом познавательной активности. Специального внимания заслуживает тренировка у детей с умственной отсталостью тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств, с тем чтобы развивать более дифференцированное и активное восприятие окружающего мира. Совершенствование грубой и, особенно, тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширит возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в подвижных занятиях и играх, но и улучшит формирование речи и мышления. Развитию умственно отсталых детей может способствовать использование различных педагогических приемов, в том числе и один из наиболее эффективных — метод сравнения как конкурентная форма анализа и синтеза, повышающая их общую умственную активность в процессе коммуникативного обучения и воспитания. Этот метод — первоначальное средство, с помощью которого обеспечивается переход объективного «внешнего противоречия» во «внутреннее противоречие», стимулирующее развитие. Через сравнение умственно отсталые индивиды смогут воспринимать различие, подобие и сходство. Они смогут соотнести настоящее и реальное с будущим, рассматривая, таким образом, противоречие как источник развития. Сравнение как интеллектуальный процесс вызовет у индивида свойственные ему чувства и стремления, приобретая большое значение для становления личности. Коррекционная педагогическая работа с умственно отсталыми детьми, страдающими церебрастенией, проводится с учетом имеющихся у них, наряду с нарушениями в познавательной сфере, психической слабости, утомляемости, истощаемости, нарушений памяти. В связи с этим приходится пользоваться приемами, облегчающими запоминание. Порочь может более широкое использование зрительных образов. Создание наглядных пособий самими учащимися также способствует лучшему усвоению материала. Облегчение преподаваемого материала и снижение требований, сочетающиеся с предоставлением дополнительного отдыха, — важные условия лечебной педагогики при этой форме психопатологии. При повышенной аффективной возбудимости, раздражительности и склонности к ссорам дети нуждаются в занятиях, соответствующих возможностям, к которым они проявляют склонность. Привлечение их к общественным обязанностям облегчает адаптацию. Лечебная педагогика умственно отсталых детей с расстройствами личности (психопатией) направлена на коррекцию патологических личностных реакций, связанных с повышенной общей возбудимостью или же с заторможенностью, на ликвидацию педагогической и социальной запущенности и связанные с ней асоциальные тенденции и отрицательное отношение к учебе. Успеха в коррекционной воспитательной работе можно добиться лишь при согласованных действиях психологов, социальных работников, педагогов, медиков и членов семьи. Строгий режим, чередование учебы, труда и отдыха должны быть главным условием лечебно-педагогических мер. Среди разных форм трудового воспитания выделяют привлечение к полезной и интересной деятельности: ухаживанию за животными, работе в огороде и саду, в столярных, швейных мастерских, занятиям в художественных кружках и т. д. Большое значение для перевоспитания больных имеет участие в коллективной работе и общественной деятельности. При преобладании повышенной аффективной возбудимости наиболее эффективными могут оказаться систематические занятия трудом и спортом, регулярные поручения, воздействие коллектива, обсуждающего поведение ребенка. При наблюдающемся у умственно отсталых детей синдроме эмоционально-волевой неустойчивости необходимо выработать понимание чувств окружающих, положительную трудовую установку, ответственность за порученное дело, что может уменьшить несамостоятельность, пассивность и безответственность. Умственно отсталым детям с истероидными чертами личности требуется ровное, без всяких скидок отношение, интересное и посильное для них занятие, преодоление их представлений о собственной исключительности, обучение умению подчинять собственные интересы интересам семьи коллектива, воспитание чувства товарищества. Тормозимые, робкие, неинициативные отстающие в развитии дети смогут преодолеть эти черты вовлечением в коллективные формы деятельности с постоянным поощрением каждого даже малейшего успеха. Организация коррекционной психолого-педагогической работы с умственно отсталыми детьми, имеющими расстройства личности, должна учитывать, что они из-за предшествующего негативного опыта не имеют интереса к учебе. Весь учебный процесс должен быть стройным и четким. Материал следует излагать максимально доступно и разнообразно. Оценка знаний проводится в щадящей самолюбие форме. Для восстановления побуждений к учебе задания целесообразно давать в четкой форме, сопровождая их планом выполнения, гарантируя будущие успехи. Лечебно-педагогические приемы, являющиеся основными в реабилитации индивидов с отставанием в развитии, должны сочетаться с психотерапией. Сомнениям, касающимся отсутствия эффективности этого подхода в процессе социализации умственно отсталых индивидов, уже в 1911 г. положил конец В. М. Бехтерев, сказавший в своем докладе на первом педологическом конгрессе следующее: «В состояниях отсталости, зависящей от каких-либо индивидуальных условий, а также и в случаях каких-либо иных психических отклонений у детей одно простое воспитание оказывается почти всегда бессильным, и лишь психотерапия оказывается тем приемом, который исправляет иногда даже очень тяжелые и запущенные воспитанием случаи...» Однако до последнего времени систематическая психотерапевтическая коррекция не находила своего применения. В прежние годы педагог в большей или меньшей степени интуитивно использовал элементы психотерапии (внушение, рационализацию, отдельные приемы поведенческой терапии и т. д.). От истинной психотерапии такой подход отличался тем, что это воздействие не опиралось на неосознаваемую часть психики, не ставились цели, которые умственно отсталый индивид не мог себе поставить, а тем более закрепить новые более адаптивные типы поведения. Возможность использования психотерапии определяется внушаемостью индивидов с умственной отсталостью. Эффективность этого метода подтверждается экспериментально. Под влиянием внушения продуктивность выполнения заданий у подростков, подвергнувшихся психотерапии, увеличивается примерно на 20 %. Под влиянием суггестии в сочетании с последующей психокоррекционной работой у умственно отсталых детей и подростков повышается психическая активность, работоспособность, а при нарушениях поведения (воровство, лживость, грубая брань, побеги и др.) улучшается социальная адаптация, а также повышается личный статус (Н. П. Ватман). Гипнотерапия и лечебный сон показаны для лечения невротических реакций (энурез, фобии, двигательное возбуждение) у умственно отсталых детей. Трудовое обучение — неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Г. М. Дульнев (1969) выделяет его задачи: подготовку к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов, использование процесса трудового обучения для исправления существенных недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности отстающего индивида, облегчающих его включение в трудовые отношения людей в обычном коллективе на производстве. Завершить этот подраздел можно словами Л. М. Шипицыной (2002), которая полагает, что программа переходного возраста от детства к взрослости лиц с умственной отсталостью должна включать в себя: социализацию (личную адаптацию и интеграцию в общество, обучение общению, межличностное взаимодействие, организацию досуга); профессиональную подготовку (подготовку для работы в сфере обслуживания); обеспечение равных возможностей проживания (развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних и школьных условий, умение независимого функционирования). Заключение
В настоящее время происходит дальнейшее изучение особенностей психического развития личности умственно отсталых детей. Это изучение дает возможность анализировать сущность умственной отсталости не по дробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами, психологический анализ нарушений познавательной деятельности начинает основываться на анализе личности ребенка, который включается в детские коллективы, входит в мир вещей и явлений окружающей действительности, усваивает опыт человечества, обладая неполноценной нервной системой. Вместо статичного перечисления разнообразных недостатков познавательных процессов возникает возможность установления закономерностей развития психики и путей компенсации недостатков. Вкладывая тот или иной смысл в толкование причин и сущности умственной отсталости детей, ученые по-разному направляют свои исследования, цель которых — выявить и устранить или ослабить причины, мешающие больному ребенку стать трудоспособным гражданином. Но на сегодняшний день необходимо расширение традиционных подходов к психологической диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью за счет более полного учета их аффективно-личностных характеристик. Напрашивается вывод, что, проводя дифференциально-психологическую диагностику детей с интеллектуальной недостаточностью, нельзя оценить их умственные возможности вне сферы развивающегося самосознания в дошкольном возрасте. Решение интеллектуальных задач у дошкольника всегда включено в более широкий контекст его жизнедеятельности, общения. Особенно важно иметь это в виду, когда рассматривается деятельность детей со снижением интеллекта. Поэтому, например, оценка уровня понимания смысла ситуации, в которой ребенок находится или которую себе представляет, дает больше информации о его интеллектуальных возможностях, чем результат выполнения тестового задания. А понимание смысла ситуации непосредственно связано с деятельностью эмоционального воображения дошкольника и через него с эмоциональным предвосхищением ситуации и способностью к идентификации. Л. С. Выготский указывал на то, что изучаемые дефектологами процессы развития аномальных детей весьма разнообразны. Причина этого многообразия не только в особенностях центральной нервной системы. Она обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в развитии. Психолог-педагог должен уметь способствовать успешной компенсации отклонений в развитии и предупреждать случаи декомпенсации. А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия давно отмечали, что Л. С. Выготский настойчиво стремился к тому, чтобы психология начала активно вмешиваться в человеческую жизнь. Он считал, что психология не должна обходить ни великих этических проблем жизни личности, ни малых проблем повседневности. Помогая больным умственно отсталым детям социализироваться, психолог-педагог в Доме ребенка выполняет благородную общественную и очень конкретную, житейскую задачу — помогает детям жить. Это очень ответственный и благородный труд. Сознание того, что своей деятельностью он приобщает к общественно полезному труду многих больных детей, должно давать ему глубокое удовлетворение. Такое же глубокое удовлетворение он должен испытывать также и в связи с тем, что своим трудом он облегчает горе аномальных детей.
Список литературы
1. Богданова, Е. И. Лечение различных форм олигофрении / Е. И. Богданова // Проблемы общего психического недоразвития. — Л., 1976. 2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1994. 3. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М., 1989. 4. Гуревич М. О. Психопатология детского возраста / М. О. Гуре-вич. — М., 1932. 5. Ермолаева М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками / М. В. Ермолаева. — М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 6. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М.: Просвещение: Владос, 1995. 7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития личности / С. Д. Забрамная. — М., 1980. 8. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей/Д. Н. Исаев. —Л.: Медицина, 1982. 9. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство/Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. 10. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста/В. В. Ковалев. — М.: Медицина, 1995. 11. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов и др. — 3-е изд., доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 12. Кузнецов, И. А. Нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью: Дис.... канд. мед. наук/ И. А. Кузнецов. — Пермь, 1996. 13. Лапоши, Э. В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения/ Э. В. Лапошина //Дефектология. - 1991. - № 6. - С. 72-77. 14. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989. 15. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2001. 16. Мастюкова Е.М.. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст; советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. — М.. Гума-нит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. 17. Мелехов, Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации больных / Д. Е. Мелехов // Проблемы олигофрении. — М., 1970. 18. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1969. 19. Певзнер, М. С. Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. — М.: Изд-во АПН, 1959. 20. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. — М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. 21. Попов, В. Н. Изменения соматопсихического состояния детей, воспитывающихся в психоневрологическом Доме ребенка, при госпитализации / В. Н. Попов // Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.—Л., 1990. 22. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И. В. Дубровиной. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. 23. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АРКТИ, 2001. 24. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. 25. Стребелева, Е. А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста / Е. А. Стребелева // Дефектология. - 1991. - № 3. - С. 77-82. 26. Устинова, Э. В. Имбецильность легкой степени у детей школьного возраста / Э. В. Устинова // Журнал неврологии и психиатрии. — 1989. - Вып. 3. - С. 28. 27. Экспериментально-психологические исследования детей в период предшкольной диспансеризации: Метод, письмо МосНИИ психиатрии МЗ РСФСР. - М., 1978. 28. Юркова, И. А. О динамике клинических проявлений олигофрении олигофрении / И. А. Юркова // Проблемы олигофрении. — М., 1970.
Date: 2016-05-17; view: 2140; Нарушение авторских прав |