Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лечебная педагогика как средство осуществления абилитации





Существование психологических и педагогических пока­заний для абилитации отстающих в своем развитии детей привело к созданию специальной отрасли психологии и пе­дагогики, которая изучает психические расстройства и ано­малии развития с целью выработки путей их преодоления.

Такой отраслью является лечебная педагогика, т. е. педаго­гическое воздействие на личность отстающего в развитии или больного ребенка с лечебной целью. Объект лечебной педагогики — все дети с отклонениями в развитии, имеющие трудности во время обучения в школе, при воспитании в семье и школе, дети, педагогически и социально запущен­ные. Эффективность усилий лечебной педагогики связана с использованием успехов возрастной физиологии, детской и подростковой психиатрии, медицинской и специальной психологии, патопсихологии, психогигиены, индивидуаль­ной и семейной психотерапии. Так, коллективная психоте­рапия всегда является комбинацией психотерапевтических и лечебно-педагогических методов. Психотерапия всегда со­держит элементы воспитания, а лечебная педагогика сопро­вождается психотерапевтическим воздействием.

Задачи лечебной педагогики — коррекция поведения, лик­видация связанной с отставанием в развитии педагогиче­ской и социальной запущенности, стимуляция эмоциональ­ной, интеллектуальной и социальной активности, направ­ленной на появление возможности и желания учиться (педа­гогическая абилитация) или же приобретение профессиона­льных навыков. Задачей лечебной педагогики отстающих в развитии детей является стимуляция и коррекция развития эмоциональной, познавательной сферы, психомоторики, речи, личности ребенка.

Основной принцип лечебной педагогики — единство лечеб­ного и педагогического процессов. Разрабатывая коррекционную педагогическую программу, следует учитывать этио­логию отставания развития, степень его выраженности основные клинические проявления ведущего нарушения, форму психического недоразвития, сохранные и компенса­торные возможности ребенка, степень социальной и педаго­гической дезадаптации, а также возраст ребенка. Кроме того, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учи­тывающий своеобразие развития, состояние как психиче­ского, так и соматического здоровья и особенности характе­ра. Важно сочетать индивидуальную коррекционную вос­питательную работу с оздоровлением окружающей микросо­циальной среды.

Требования, предъявляемые отстающим в развитии де­тям и подросткам, должны соответствовать их психическим и физическим возможностям, что должно способствовать подъему настроения, повышению самооценки и веры в спо­собности.

Ведущая фигура в лечебно-педагогической работеспеци­альный педагог (дефектолог), который, взаимодействуя с ре­бенком, создает положительную эмоциональную атмосферу и благодаря этому имеет большие возможности для коррекционного воспитательного воздействия. Наряду с педагогом в коррекционной воспитательной работе должны принимать участие врачи и средний медперсонал. План лечебных кор­ригирующих и воспитательных мероприятий составляется специальным педагогом, специальным психологом и врачом совместно.

На начальных этапах лечебно-педагогической ра­боты у умственно-отсталого ребенка необходимо развивать наглядные формы мышления, используя для этого специ­альные дидактические игры, упражнения и практические проблемные ситуации со стимуляцией ориентировочно-ис­следовательской и речевой деятельности. На начальных этапах работы речь взрослого планируют и регулируют действия ребенка.

На следующих этапах работы развивают наглядно-образ­ное мышление, постепенно создавая специальные предпо­сылки для перехода от решения наглядно-действенных задач к наглядно-образным. На этом этапе работы важно научить ребенка целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями.

Особо важное значение имеет формирование у ребенка возможности установления временной последовательности изображенных на серии картинок событий. На заключительном этапе работы проводятся занятия по анализу сюжетов со скрытым смыслом. Эти занятия прово­дят с детьми старшего дошкольного возраста.

Особенно важное значение в работе с умственно-отста­лыми детьми имеет формирование тесной связи между их практическим опытом и наглядно-образными представле­ниями с включением речи в мыслительную деятельность (Е. А. Стребелева).

Для решения этой задачи с умственно отсталыми до­школьниками необходимо проводить специальную педаго­гическую работу по ознакомлению их с предметным миром. У них формируют четкие представления о предметах бли­жайшего окружения на основе практического чувственного опыта и речевого обобщения. Практический опыт имеет первостепенное значение для развития мышления умствен­но отсталого ребенка. В отличие от нормально развиваю­щихся детей, умственно отсталый ребенок без специальной педагогической помощи не усваивает необходимых знаний и умений в процессе восприятия и взаимодействия с окружаю­щим. Установлено, что процесс усвоения и актуализации знаний в операционной деятельности затруднен для умст­венно отсталых дошкольников (Э. В. Лапошина). В связи с этим разработана специальная система формирования у умственно отсталых дошкольников знаний и представлений об окружающем предметном мире (Э. В. Лапошина).


Эта работа проводится поэтапно. На первом этапе ребен­ка знакомят с небольшим количеством предметов ближай­шего окружения на основе их расчленения в определенной последовательности:

• знакомство с предметом и его названием. Действия ре­бенка с предметом;

• знакомство и действия ребенка с группой (2—3) одно­
родных предметов;

• соотнесение реального предмета с его изображением;

• закрепление полученных сведений о предмете (свойств, назначения, способов действия). Отбор по словесной инструкции предметов и их изображений на картинках. Обучение ребенка использованию предмета
в различных игровых и практических ситуациях.

Особенно важно на этом этапе сформировать у ребенка правильное представление о предметах, их значении в жизни человека. Ребенка обучают различным действиям с предме­тами и, в первую очередь, использованию их по назначению. Знакомство с окружающими детей предметами и способами их использования проводится на специальных занятиях и закрепляется в различных видах деятельности в бытовых си­туациях.

Система таких последовательных занятий формирует у ребенка ориентировку в окружающем предметном мире, способствует развитию у них новых знаний и представлений об окружающем, обогащает их жизненный опыт, стимулиру­ет развитие речи и способствует развитию понятийного мышления.

На втором этапе ребенка знакомят со свойствами предметов. Педагог расширяет круг предметов, предъявляе­мых ребенку, формирует способы ориентировки в окружаю­щем мире, обучает ребенка действиям обследования предме­тов и определения их свойств, учит ребенка называть выде­ленные качества и свойства предметов.

Важное значение имеют специальные занятия, на кото­рых ребенка обучают обобщать свои наблюдения, выделять существенные признаки предметов, дифференцировать их с второстепенными. На этих занятиях ребенка обучают целе­направленному, последовательному анализу предметов на основе наблюдений и практических действий с ними.

На третьем этапе обучения продолжается расшире­ние сенсорного и практического опыта ребенка в процессе предметно-практической деятельности. Ребенка учат все­стороннему обследованию различных свойств предметов, закрепляют способы выявления этих свойств и создают основу для развития процессов целостного обследования предметов.

Важное значение имеет четкость формулировки заданий, вопросов. Основной целью работы на этом этапе является обучение детей выделению существенных и несуществен­ных признаков предметов. Специфика обучающих приемов заключается в широком использовании предметно-практи­ческой деятельности ребенка в развитии операций сравне­ния и обобщения. Ребенка учат сравнивать предметы путем наложения, обводки контуров, определения поверхности на ощупь и т. п. Особенно широко используются практические ситуации игрового характера, разнообразные бытовые и иг­ровые ситуации (например: «Отберем все, что нужно для чае­пития, для купания куклы, для прогулки» и т. п.).


В процессе таких занятий у ребенка формируют практи­ческий опыт объединения предметов на основе определен­ных понятийных групп. Особо важное значение имеют спе­циальные занятия, на которых учат ребенка рассуждать при осуществлении группировки предметов по существенным признакам. В процессе этих занятий ребенку предлагаются для помощи специальные вопросы (что это? Для чего ис­пользуется? Куда подходит? Почему?). Таким путем у ребенка развивают обобщенное мышление, учат абстрагированию от несущественных признаков, активизируют мыслительные операции, создают предпосылки для развития обобщенных знаний и представлений об окружающей действительности Успех подобной работы в значительной степени зависит от активного участия в ней родителей.

Таким образом, для умственно отсталого ребенка чрезвы­чайно важно обеспечить специальные условия для приобре­тения предметно-практического и чувственного опыта сформировать активную познавательную ориентировку в окружающем и обеспечить перенос этого опыта в различные игровые и практические ситуации.

Таким образом, основным содержанием лечебно-педаго­гической работы при умственной отсталости в преддошкольном и дошкольном возрастах являются планомерные воспитательно-педагогические мероприятия, подготовка к обучению по специальной программе, а также медикамен­тозное и другие виды лечения.







Date: 2016-05-17; view: 1200; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию